Форум » Интересные фильмы » Валериан Боровчик » Ответить

Валериан Боровчик

Марк Кириллов: На форуме всплыло имя Валериана Боровчика.Что ж,пришло время и о нём поговорить,тем более,что его творческая судьба позволяет задуматься над некоторыми вопросами развития кинематографа и общества. Валериан Боровчик - это прежде всего Художник.Человек,тонко чувствующий Прекрасное.Не случайно он начал свою карьеру в кино как мультипликатор-экспериментатор,мгновенно приковавший к себе интерес специалистов.Однако в рамках мультипликации Боровчику было тесно,и он двинулся в большое кино.Первыми его фильмами были фантастические притчи "Астронавты" (1967,снят совместно с Крисом Маркером) и "Гото - остров любви" (1968) (в последнем снимались Жан Марэ и Пьер Брассёр).Оба фильма совершенно не предназначались для коммерческого проката,да, видимо,Боровчик и не ставил такой задачи - его интересовал абсолютно творческий подход к киноискусству.Оба фильмы получили хорошую прессу,причём не только на Западе,но и в СССР.Мало того,Боровчик даже успел угодить во 2-й том "Кинословаря" (отмечу - подобной чести,да ещё с положительными отзывами,западному режиссёру,да ещё и фактическому эмигранту из соцлагеря,было удостоиться крайне трудно). "Астронавты" и "Гото..." - это,скорее,проба мера.В этих фильмах только угадывается "настоящий Боровчик" - маэстро эротики,режиссёр,который,как указано во "Энциклопедии эротического кино",вышедшей во Франции,"был единственным,кто занимался исследованием эротической проблематики на почве эстетизма"."Тот самый Боровчик" начался с фильма "Бланш",вышедшего на экраны в 1971 году.Здесь есть практически все основные приметы творческого стиля Боровчика,которые впоследствие будут переходить из фильма в фильм сперва как знак приемственности,а затем - как навязчивый самоповтор - любование интерьерами,архитектурой,вещами...Боровчик всегда был не только режиссёром своих фильмов,но и художником.Его фильмы всегда красивы.Красив и фильм "Бланш",но то его единственное достоинство.История из жизни средневекового замка рассказана очень внятно,подробно,хорошо сняты интерьеры.За всем этим,правда,не видно никакой внятной истории,да и актёры не спасают,хотя главную мужскую роль и исполнял Жак Перрен. За "Бланш" последовали "Монастырские тайны" (1972) - самый интересный,сюжетный и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО эротический фильм Боровчика.Рассказ о том,как религиозный экстаз одержимых монахинь постепенно переходит в экстаз эротический,показан очень смешно и остроумно.Главная героиня (Линджа Браниче,ранее игравшая у Боровчика в "Гото..." и "Бланш") кажется венцом добродетели.Но во имя этой самой "добродетели" она изо всех сил искушает себя - молится в голом виде,принимает в келье мужчину,затем страстно отдаётся ему.Следом за ней и весь монастырь пускается во все тяжкие - и это всё с молитвой на устах и проповедью воздержания! Монашки не лицемерят - они и впрямь отдаются греху со всей страстью, пылу религиозного подвижничества.На лицо в "Тайнах..." явное влияние Бунюэля и "Декамерона" Пазолини.Собственно говоря,этот фильм Боровчика ещё лежал в общем русле сексуальной революции.Его отличала разве что большая режиссёрская культура и эстетизм. Фильм "Аморальные истории" сделал Боровчика суперзнаменитостью.К тому же он нашёл себе единомышленника в виде продюсора Анатоля Дамана,владельца студии "Аргос-фильм".Теперь Боровчик мог не сдерживаться и развернуться во всю мощь.На сей раз режиссёр,ранее получавший упрёки за то,что его фильмы лишены действия и занудны,решил эту проблему довольно просто - он разбил фильм на несколько новелл ("аморальных историй" ) и ... пошёл творить...Идя навстречу пожеланиям труд...,пардон,зрителей (а точнее,я думаю,продюсора),Боровчик снял пролог к фильму,где чётко и буквально рассказал,чему этот фильм будет посвящён.Правильно,аморальности человеческой,о том,что история человечества - это набор аморальных историй.Собственно,размер пригрешений у каждого из персонажей различен. Подростки на берегу моря занимаются оральным сексом...Затюканая девственница самоудовлетворяется с помощью огурца (самоповтор - точно такая же сцена была в "Монастырских тайнах") на фоне гобеленов с военными...Венгерская графиня убивает девственниц,а потом купается в их крови...Лукреция Борджиа совокупляется с папой и братом...И хотя Боровчик и выводит на экран "положительного персонажа" - монаха Джероламо Савонароллу,бичующего разложение правящих классов,но его вопли - это глас вопиющего в пустыни,никто этого правдоруба всё равно не слушает.Да и не мог не знать эстет и интеллектуал Боровчик,что дорвавшийся до власти во Флоренции Савонаролла уничтожил множество прекрасных творений живописи,в том числе работы Сандро Ботичелли,как "похабные"...Так что может Боровчик и осуждал аморализм и распущенность,но уж точно не солидаризировался с Савонароллой.Наоборот,камера Боровчика любуется и наслаждается сценой "амур де труа" между папой Александром Борджиа,его сыном Чезаре и дочерью Лукрецией...Как хочешь,так и понимай.Но в середине 70-х на это мало кто обращал внимание - похвальбу Боровчику распространяли за "смелость","за эстетизацию порнографии" (кстати,тогда это слово не было ругательством в подобном контексте - за усиление порнографии в кинематографе выступали такие деятели кино как Дамиано Дамиани,Нанни Лой,Ингрид Тулин,Май Сеттерлинг,Гуннель Линдблюм,Марко Феррери,Пьер Паоло Пазолини),за "антибуржуазность" (вот чего-чего,а этого у Боровчика не было просто ни на грош ). Продолжение следует.

Ответов - 22

Марк Кириллов: Как таковой линии в творчестве Боровчика не просматривается.Большинство его фильмы похожи друг на друга как перчатки (например,"Лулу" и "История греха",снятые,похоже,в одном интерьере и совершенно одинаково с точки зрения операторской работы,даже с того же ракурса).Из других режиссёров мирового кино с Боровчиком можно сравнить разве что Сергея Параджанова - тоже большого эстета и художника,с той разницей,что эротический момент у Параджанова не играет такой роли. Ещё интересный момент - Боровчик не очень любил работать с известными актёрами,он предпочитал актёров малоизвестных,а то и вообще непрофессионалов.Нет,у него снимались и "звёзды",но,честно говоря,если б они не снимались,то никто бы не заметил разницы.К чему,например,в "Бланш" Жак Перрен? Хотя я догадываюсь - Перрен ведь был ещё и продюсором и "замолвил за себя словечко" Или в "Лулу" и "Искусстве любви" Микеле Плачидо? Все актёры Боровчика - это статуи.Причём не "ожившие статуи",как у Жана Кокто,а просто элемент интерьера,который можно поставить сюда,можно туда,а можно и вообще отнести в чулан.Нелепо искать у Боровчика "интересные актёрские работы" - их просто нет и быть не может,ибо кинематограф Боровчика - кинематограф вещей,а не людей.Даже столь любимая им обнажённая натура совершенно неэротична - никакой "поэзии тела" вы у Боровчика не найдёте.Женское тело здесь - опять таки часть красивой декорации.Что называется "вкусные" эротические сцены у Боровчика можно найти разве что в "Монастырских тайнах",да в "Трёх аморальных женщинах".В остальных фильмах ничего похоже и близко нет - Боровчик словно старинный художник "колдует" над обнажённой натурой,стараясь передать её изящество как творение Высшего Художника (ключевое слово - "Художника").Тут не модели из "Плейбоя" или "Пентхауза" - тут вам ожившие портреты из Лувра и Эрмитажа! На втором этапе своего творчества Боровчик в основном делал свои фильмы на основе литературных произведений.Да каких! Занимательных,сверхинтересных,с закрученнм сюжетом - "История греха" Стефана Жеромского,"Локис" Проспера Мариме,"Дух земли" Франка Федекинда,"Метаморфозы" Публия Овидия,"Доктор Джекил и мистер Хайд" Роберта Стивенсона,"Странствия Эмманюэль" Эмманюэль Арсан...Дух захватывает,какие боевики можно было бы снять по таким произведениям,такие эротические сцены нагородить,так сюжет закрутить (хотя у писателей он и так был "накручен" преизрядно)! Думаете,Боровчик так и снял? А вот ошибаетесь! Продолжение следует

Марк Кириллов: "История греха" Стефана Жеромского была одним из литературных хитов рубежа XIX-XX веков.История о девушке,ставшей профессиональной проститукой и сообщницей бандитов была написана очень сильно и неравнодушно.В 1932 году режиссёр Хенрик Шаро экранизировал роман в стиле "чёрной драмы" а-ля Жан Ренуар.А что же Боровчик? Для Боровчика экранизация Жеромского (кстати,сделанная на родине,в Польше) стала очередным экпериментом по созданию орнаментов и интерьеров.В фильме полностью отсутсвует воздух,да и вообще жизнь.Трагическая история Евы Побратынской его не интересует - это всего лишь повод насладиться съёмками интерьеров в духе модерна.С живописной точки зрения фильм безупречен,но это всегда было отличительной чертой кинематографа Боровчика. "Зверь" (1978), как говорил сам Боровчик,вырос из сценарной задумки,планировавшейся для "Аморальных историй".Но в тот фильм история о зоофилии не смонтировалась и режиссёр вернулся к ней позднее,выделив для этого отдельный фильм."Зверь" попал на российский экран в начале 90-х под маркой "эротика",вот только боюсь,что поклонники "Дикой орхидеи","9 с половиной недель" и "Греческой смоковницы" были разочарованы - нудноватая,хотя и красивая картина,явно "не возбуждала" Да и к тому же Боровчик стал жертвой своего пристрастия к непрофессиональным актёрам - там,где требовалось актёрская игра,присутствовало невнятное мельтешение и "пиление воздуха руками".Идея же об "антибуржуазности фильма" (по словам критиков) не убеждала - ничего таково в фильме не было и в помине.Была красивая,но занудная и невнятно рассказанная история о сексуальной патологии. "Три аморальные женщины" (1979) интереснее по сюжету,но по нему уже можно судить о том,что Боровчик почувствовал,что зашёл в тупик.Хочется больше занимательности,больше интриги,но...не получается.Не от бездарности,а скорее,от чрезмерного эстетизма,неумения отказаться от красивого куска ради целостности фильма.Как сказал бы в данном случае Ростислав Юренев - "режиссёр сблизился с коммерческим кино".Построение фильма вновь напоминает "Аморальные истории",но теперь никакого художественного обобщения нет - раньше режиссёр грустно констатировал вековую приверженность человека к преступлению морали,а теперь вся мысль умещалась в стару,как мир,пословицу - "Все бабы - б***" - зоофилки,распутницы,косящие под девственниц... "Лулу" - явный авторимейк "Истории греха",тягучий и занудный."Искусство любви" - вычурная поделка,попытка уйти от навязчивого стиля "модерн" к стилизации под Древний Рим,который больше напоминал ожившие эротические полотна французских художников первой половины XIX века,странный гибрид "Аморальных историй" и "Трёх аморальных женщин"...Дальше...Дальше неинтересно."Доктор Джекил и женщины" вновь заставлял вспомнить "Лулу",а мистер Хайд напоминал Удо Кира в роли Джека Потрошителя.Ну а участие в съёмках 5 серии "Эмманюэль" - это уже за гранью.Режиссёр пытается поставить своё искусство на пользу "кинематографу для зрителей",но получается полная катастрофа - ни эстетизма,ни зрелищности.Разве только интересно лицезреть и ощущать эротический аромат модели "Пентхауза" Моник Габриэль... Каков же итог? Валериан Боровчик в кинематографеп шёл своим,абсолютно своим путём,совершенно игнорируя всё,что происходит вокруг.Его фильмы очень слабо соприкасались с киномодой,потому всегда были вещью в себе,интересными постольку поскольку.Мне подобный кинематограф не нравится,но он весьма любопытен и завораживающ.Но больше "4 баллов" по пятибальной шкале я бы ни одному фильму Боровчика бы не поставил.Мне в кино всё же больше нравятся люди,а не интерьеры,персонажи,а не скульптуры,истории,а не геометрические изыски. Лучший фильм Боровчика (ИМХО) - "Монастырские тайны".

евген: Вообще, удивительный момент. Когда перечисляют лучшие эротические ленты, то называют либо классику («Последнее танго в Париже» Б. Бертолуччи, «Империя чувств» Н. Осимы и т.д.), видовую эротику («Эммануэль», «История О» Ж..Жакена и их бесчисленные подражания и продолжения) и эксцентрично-идиотичные, хотя по своему забавные опусы Т. Брасса. О Боровчике ни слова. Хотя, безусловно, он чрезвычайно интересный художник, наполнивший эротику эстетизмом и иронией вкупе с высокой художественной и театрально-музыкальной культурой. Валериан Боровчик (1923-2006), как уже говорилось, первоначально прославился как аниматор-авангардист. Его полнометражный анимационный фильм «Театр месье и мадам Кабаль» (1967) стал классикой, получив несколько международных премий, в частности, премия имени известного сюрреалиста Макса Эрнста. Боровчик не раз отмечал свой интерес к сюрреалистическому направлению и испытывал влияние творчества Л. Бунюэля. Я смотрел совсем недавно три фильма. «Бланш» (1971) не произвел особого впечатления, кроме красивых интерьеров и живописных аллюзий. «Зверь» (1975) показался мне гораздо более остроумным и ироничным, где режиссер показывает вырождение аристократического рода в результате совокупления их бабушки-предка с лесным чудовищем. И наконец, «Церемония любви» (Королева ночи 1988) – последний фильм Боровчика, не считая его нескольких телевизионных новелл «Serie rose» (1990). Несколько претенциозная копия «Последнего танго в Париже» с сексуально-заумными беседами в начале и довольно шокирующей концовкой. В главных ролях Матье Карьер и последняя муза режиссера красивая француженка Марина Пьерро. «Монастырские тайны» датируются не 1972, а 1977 годом и также носит название «За стенами монастыря». Если проследить все творчество, то Боровчик сотрудничал со многими известными актерами и кинематографистами, не думаю, что он предпочитал только малоизвестных артистов. Достаточно назвать такие имена как Пьер Брассер, Мишель Симон, Жорж Вильсон, Жак Перрен, Фабрис Луккини, Марсель Далио, Збигнев Запасевич, Жан-Клод Дрейфус, Удо Кир, Микеле Плачидо, Патрик Мэги, Хайнц Беннент, Массимо Джиротти, Лаура Бетти, Милена Вукотич, Матье Карьер, Сильвия Кристель. Наконец, две любимые актрисы режиссера – красавица-супруга Лиджа Браниче и француженка Марина Пьерро. Боровчик действительно не принадлежал ни к одной кинематографической школе или течению, не обращал внимания на новые веяния, творил в своем особом, герметичном эротико-мифологическом мире, являясь по настоящему культовым и неординарным художником. Последние 16 лет жизни Боровчик жил в забвении, выпустив, правда, две книги: Анатомия дьявола (1992) и Мои польские годы (2002). Причина ухода из кино мне не известна: то ли разочарованность в жизни и искусстве, то ли отсутствие интересного материала, трудно сказать. Хотелось бы узнать, где можно приобрести фильмы «Лулу» (1980) и особенно «Доктор Джекил и его женщины» (1981), который высоко оценивается на зарубежных сайтах как завораживающий синтез эксцентричного, сюрреалистического хоррора и садомазохистской эротики.


Марк Кириллов: Согласен,что Боровчик снимал известных актёров,но они у него совершенно отсутствуют как творческие единицы - в лучшем случае они что-то олицетворяют - например,Удо Кир в роли Джека Потрошителя в "Лулу" - явный иронический отсыл к "Истории О". "Лулу" у меня была,но я её стёр - это не тот фильм,который я хотел бы иметь в своей фильмотеке.Из того,что оставил - "История греха" и "Три аморальные женщины".

Robert mcSotskey: Марк Кириллов пишет: На форуме всплыло имя Валериана Боровчика Где, интересно, в связи с чем???

админ: Robert mcSotskey пишет: Где, интересно, в связи с чем??? http://sash123.borda.ru/?1-0-0-00000040-000-0-0-1174489299 В связи Бунюэлем

Robert mcSotskey: Марк Кириллов пишет: На форуме всплыло имя Валериана Боровчика.Что ж,пришло время и о нём поговорить,тем более,что его творческая судьба позволяет задуматься над некоторыми вопросами развития кинематографа и общества. НУ так скриншоты выложите из Зверя - ха, ха,ха !

Марк Кириллов: Тогда уж лучше из "Трёх аморальных женщин"

eda-88: Я видел только "Арс Аманди или искусвто любви" тоже,как "лулу" с Микеле Плачидо,оба не понравились

Robert mcSotskey: eda-88 пишет: Тогда уж лучше из "Трёх аморальных женщин" просто этот фильм я не смотрел, поэтому не знаю о чем. А "Зверь" видел в кино, как раз в начале 90-х, когда его закупили. Еще была н енго минирецензия в "Совестком экране".

Марк Кириллов: Это не "Еда" пишет,а я А что хорошего в "Звере"? Мне он не понравился.

Robert mcSotskey: Марк Кириллов пишет: Это не "Еда" пишет,а я все вопросы к администратору - я скопировал правильно!!! А о чем "Трёх аморальных женщин" - типа "Аморальных историй" Марк Кириллов пишет: А что хорошего в "Звере"? Мне он не понравился. Да ничего, просто в виде шутки - взяли бы и выложили скрины . Если серьезно - по-моему, что режиссер, что его фильмы не заслуживают серьезного обсуждения. Эротика какая-то на грани зоофилии. Можно еще и Руджеро Деодато обсудить: ничего его не сомтрел, но в эпоху видеосалонов однокласники по "Ад канибалов" рассказывали .

Марк Кириллов: Ну не согласен - Боровчик режиссёр очень занятный.Только анализировать его трудно - всё больше придётся обращаться за аналогиями не к кинематографу,а к живописи и архитектуре,а также к культурологическим сочинениям.

Марк Кириллов: "Гото,остров любви" (1968) Первый самостоятельный полнометражный художественный фильм Боровчика.Последняя роль в кино Пьера Брассёра. Что сказать? Из всего,что я у боровчика видел - пожалуй,самый лучший,ну или,по крайней мере,самый любопытный фильм.Нет здесь ещё "фирменного Боровчика" - то есть чрезмерного любования предметами,наплевательства на сюжет ради красивого кадра (хотя и здесь это есть,но в меньшем количестве)...Итак,сюжет...Волей Провидения остров Гото, начиная с 1867 года,живёт оторванно от остальной цивилизации - прооизошло сильное землетрясение,в результате которого погибла большая часть населения и прервалась связь с остальным миром.В результате на острове образовалась потомственная диктатура с элементами культа личности.Уехать с острова нельзя.Но этого страстно хочет жена губернатора Глоссия (Линджа Браниче) и её возлюбленный - лейтенант,отвечающий за конюшню.Но в прекрасную Глоссию влюблён ещё и истребитель мух (придворная должность ) Грозо (Жан-Пьер Андреани).Ради своей любви он убивает губернатора острова (Пьер Брассёр) и подстраивает так,чтобы вина пала на лейтенанта.А затем организует переворот и сам становится правителем острова,надеясь получить вместе с властью и Глоссию.Но та предпочитает смерть... Нет,это не триллер, и не политический детектив.Если брать аналогии,то ближе всего "Гото" к фильмам Александра Петровича (например,к "Скоро будет конец света"). Только у Петровича на первом месте всё-таки сюжет.А у эстета Боровчика - картинка.Хотя "Гото" показывает,что при желании режиссёр мог бы снимать любые фильмы.Но любовь к красоте мешает.В данном случае - к своей подруге Линдже Браниче.Пожалуй,нигде,как в этом фильме,Боровчик не снимал такие красивые портреты Линджы...Если отбросить чисто эстетские сцены,то запоминаются и сатирические уколы в адрес "соцлагеря" - например,голографический портрет Великого Губернатора,который с разных проекций смотрится по разному - на одном портрете одновременно изображены сразу три (!) губернатора - всё зависит от того,с какой точки смотреть на портрет.Или рассуждения о постройке идеальной ловушки для мух.Или сцены казней - когда на сцене двое приговорённых сражаются (буквально) за свою жизнь - победитель получает помилование,проигравшего гильотинируют... В целом фильм оставил позитивное впечатление.И после этого ещё больше сожалеешь,что Боровчик предпочёл идти совершенно обособленным от всех путём в кинематографе.Хотя,с другой стороны,если б он пошёл в общей колонне,стал бы он такой значимой фигурой в мировом кино.

Евген: Да, режиссер он оригинальный. Не знаю, где можно достать такие его фильмы как "Лулу" (1980) и "Доктор Джекил и его женщины" (1981).

Lacenaire: Странно, похоже "Бланш" здесь только мне понравилась. Хотя и правда, вроде о каких-то выдающихся актёрских работах говорить не приходится, но в то же время это, наверное, один из самых красивых фильмов о Средневековье.

евген: Просмотрев большинство лент Боровчика, понял - это все-таки поверхностное видовое кино, безнадежно устаревшее и даже малоэротичное. "За стенами монастыря" или "Арс Аманди" - абсолютные пустышки.

Lacenaire: евген пишет: Просмотрев большинство лент Боровчика, понял - это все-таки поверхностное видовое кино, безнадежно устаревшее Видовое кино тоже разное бывает. Правда, у Боровчика я видел-то до этого один-два фильма,но просмотренный вчера "Бланш" понравился больше всего.

Марк Кириллов: А "Гото - остров любви" никому не понравился?

Lacenaire: Марк Кириллов пишет: А "Гото - остров любви" никому не понравился? Вот после "Бланш" теперь точно буду смотреть.

евген: Для своего времени Боровчик снял оригинальные новеллистические и стильные "Аморальные истории (1974) и ироничный "Зверь" (1975). Позднее существенно сдал уровень, а "Лулу" и "Доктор Джекил и его женщины" не доступны.

Марк Кириллов: "Лулу" у меня была,но я её стёр.Почему - см. выше



полная версия страницы