Форум » Интересные фильмы » Monsieur Ripois/Месье Рипуа (1954) René Clément » Ответить

Monsieur Ripois/Месье Рипуа (1954) René Clément

админ: Monsieur Ripois/Месье Рипуа (1954) René Clément Месье Рипуа, по-своему уникальное кино в фильмографии Рене Клемана. Единственный его фильм, снятый на студии Элстри в Лондоне, с Жераром Филиппом в главной роли, в экранизации французского романа писателя Луи Эмона «Господин Рипуа и Немезида». Своего рода, в этой картине была опробована классическая сюжетная схема для режиссера, когда его герой попадает в жесткие тиски ситуации, из которой попросту не существует выхода. Будь, то «На ярком солнце» или «Хищники», «Пассажир дождя» или «Бег зайца по полям» - везде ситуации возникали спонтанно и сиюминутно. В «Месье Рипуа», герой которого с легкой руки кинокритиков именуют «новым Тартюфом», попадает в тиски истории, посредством своей порядочности и честности. Будучи мелким клерком в Лондоне, француз – Андрэ Рипуа ищет себе спутницу жизни. Соблазнение начальницы, которая явно изнывала от избытка мужского тепла приносит ему продолжения рабочей тирании на дому, а уход от нее – потерю работы. Новая любовь оказывается также неудачной, а незадачливый Андрэ, не найдя работы и задолжав хозяину за жилье оказывается на улице, где вместе с бомжами гуляет по Гайд-Парку и спит на лавочке. Этакой жесткой издевкой над буржуазным миром, коей по сути и является весь фильм Клемана режиссер показывает ограниченность свободы в мире четко поделенном на служащих и господ. Свобода слова в Гайд-Парке, оборачивается полным равнодушием, к оставшемуся без средств к существованию человеку чужом городе. После пары дней скитаний, мы уже увидим перед собой другого героя. Вместо пылкого и искреннего любовника, потеряв все из пепла восстает умелый интриган, который используют внешность соблазнителя и слабость женщин, охмуряя их для выживания и подъема по социальной лестнице все выше и выше. Чтобы, пасть и вновь взойти еще выше. Но, перед нами уже не мягкий и приятный Андрэ Рипуа, а этакий герой «Утиной охоты» Вампилова – Зилов, который, полностью лишен сострадания и готов паразитировать на любой ситуации, играя на самых искренних и понятных каждому чувствах. Хотя, финал и приводит Рипуа к двойственному положению и режиссер, все же пытается заставить зрителя поверить, в то что история героя не закономерность, а частность. Факт остается фактом, звериные законы Лондона меняют Рипуа окончательно и бесповоротно. А Финал картины, находится на пионерской дистанции с «Отпуском в сентябре» В. Мельникова, где несмотря на полную противоположность миров, с героем происходит аналогичная метаморфоза. Разве что Зилов, изначально не вызывал сочувствия, а Рипуа изменился пережив катарсис. Однако, если мир Зилова, практически прогнил и дошел до инфантилизма, а его герой опускается через неприятие действительности. Рипуа, готовый покончить с собой, все же играет, мастерски до надрыва. Но, играет… А значит, неизвестно выиграл он свою партию или проиграл. Отдельно, хочеться отметить режиссуру Клемана, в которой используется известный прием «новой волны» - съемка скрытыми камерами на улице. Собственно, Клеман снимает Лондон глазами иностранца. Где еще можно увидеть, как зажигают газовые фонари на улице или реальные съемки Гайд-парка, а так же Лондонского метро начала 50-х. Примечательно, что Жерар Филипп называл роль в «Месье Рипуа» своей самой любимой ролью, ибо за масками эталонных красавчиков в исторических драмах, перед нами предстает его классический герой в современной реальности. А реальность убивает героя. Диалоги к фильму написал Раймонд Кено, а снял оператор Освальд Моррис. Впрочем, работа оператора больше напоминает стиль Анри Дека или Рауля Кутара. С другой стороны последний явно копировал Морриса при постановке "На последнем дыхании".

Ответов - 10

Марк Кириллов: Блеск, а не кино!

админ: Марк Кириллов пишет: Блеск, а не кино! О, да... И согласен с Жераром Филиппом, насчет того что это его лучшая роль. Без сомнения. Жаль, только что вывод фильма, слишком печален. Цитируя героев: "На хорошую работу по объявлениям в газете не приглашают...." А вывод главного героя: "обманывай и воруй" и все у тебя будет прекрасно. Впрочем, мрачная мина в финале, все же фирменный штрих Клемана. Так же как он не смог сделать Рипли, вопреки воли Хайсмит полным ничтожеством, так и Андрэ, возможно в финале не пал окончательно и, что-то хорошее в нем осталось...

Lacenaire: А я вообще не помню неудачных фильмов с Жераром Филиппом. Этот, правда, не видел. Как всегда, посредственных фильмов завались, картинки беспомощных, "примоднённых" режиссёров достать намного проще - их всегда пруд пруди.


Roman_DD: Если бы уважаемый админ не сводил все к анализу буржуазного общества, а побольше говорил о кинематографе, было бы интереснее его читать. А фильм и правда очень хороший.

Евг: По мне, так Жерар Филип - один из тысячи актеров. КрасавЕц - да и только. Смотреть-то и нечего. Жан Маре или Жорж Маршаль - гораздо фактурнее и харизматичнее даже в приключенческих ролях.

Lac: Жорж Маршаль фактурнее, но он-то как раз и тот самый красавЕц. А Жерар Филипп... Ну, может ему просто так везло, но я пока ни одного откровенно плохого фильма с ним не видел. Причём он сам везде на своём месте, а не просто красавчик, что называется, "для мебели".

Евг: Lac пишет: А Жерар Филипп... Ну, может ему просто так везло, но я пока ни одного откровенно плохого фильма с ним не видел. Причём он сам везде на своём месте, а не просто красавчик, что называется, "для мебели". Недавно прочитал версию, что Жерар Филип умер в 37-летнем возрасте чуть ли не от СПИДа. Вроде как его болезнь (пневмония) была неожиданной и скоротечной со всеми симптомами ВИЧ. Я, конечно, не верю в слухи о "Пресли на Гавайях до сих пор" или "Гитлере с Борманом в сомбреро у Ла-Паса", но любопытно услышать мнение. Хотя как актер совершенно не привлекает.

Lac: А я читал, что умер он от рака печени. Да, впрочем, какая, собственно разница.

Марк Кириллов: Филип - гениальный актёр. И в обратном меня никто не переубедит. Смотрел почти всего его фильмы.

Lac: админ пишет: а Рипуа изменился пережив катарсис. Как раз Рипуа не слишком изменился, а остался всё тем же избалованным ребёнком, каким и был. Он только осваивает "новизну положения", но по-прежнему тянется за очередной юбкой. Только теперь его удерживает коляска. А так он же оставляет жену в неведении о причинах своего поступка и по-прежнему, очевидно, использует (уж не знаю как) сложившуюся ситуацию, когда каждая думает, что это именно из-за неё он разбился (как они спорят в конце за право везти коляску). админ пишет: режиссер, все же пытается заставить зрителя поверить, в то что история героя не закономерность, а частность. Думаю, потому действие происходит не во Франции, а именно в Англии. Дело не в "звериных законах Лондона" - все, с кем приходится сталкиваться Рипуа, обходятся с ним очень по-человечески, на удивление доброжелательно. Просто режиссёру важно, что главный герой оказывается в среде, где он изначально чужеродный элемент.



полная версия страницы