Форум » Интересные фильмы » Магия плаща и кинжала » Ответить

Магия плаща и кинжала

Сухов: У человека, которому в детстве не нравились фильмы про рыцарей, нет сердца! На создание этой темы меня натолкнул фильм "Достояние республики". Конечно это не шедевр. Но знаете... я сейчас читаю (с перерывами) книгу Сорена Маккарти "60 культовых фильмов мирового кинематографа". Автор американец, и взгляд на "мировой кинематограф" у него сугубо американский. Между тем и у нас, убогих, есть свои культовые фильмы, которые мы по простоте своей называем "народными". Ну любим мы мифы! В том числе про рыцарей-красноармейцев, защищающих справедливость. В фильме "Достояние республики" есть многое, роднящее фильм со спагетти-вестернами, но приоритет всё же отдан рыцарскому кино. Тоже предельно мифологизированная тематика. Иностранных фильмов про рыцарей в детстве я не видел. Потом я узнал, что в советском прокате шли польские "Крестоносцы", "Пан Волдыевский" и "Потоп". К счастью в 70-х, 80-х и по инерции в 90-х отечественный кинематограф рождал такие фильмы, как "Последняя реликвия", "Стрелы Робин Гуда" (Тогда ещё без песен Высоцкого), "Чёрная стрела", "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго" и наконец "Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии" (Помню в этот фильм я просто влюбился!). Существует знаменитое высказывание Стругацких: "Искусство ничему не учит!" Но разве не рыцарские фильмы показали нам, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что не правильно, что такое честь и что такое подлость. И я говорю не только о романтических фильмах о средневековье. Разве не рыцарским чувством руководствовался Человек без имени, спасая женщину? Разве не рыцари герои "Семи самураев" и "Однажды на Диком Западе"? Разве не рыцари герои "Белого солнца пустыни" и "Достояния республики"? Кредо настоящего рыцаря: "Делай что должен, и будь что будет!" Если бы у меня был герб, я написал бы на нём эти слова!

Ответов - 30

Марк Кириллов: Хорошая тема.С "рыцарским кинематографом" у нас всё просто - снимали его ограниченное число режиссёров - Сергей Тарасов ("Стрелы Робин Гуда", "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго","Чёрная стрела","Приключения Квентина Дорварда","Рыцарский замок"),Александр Лейманис (дилогия о "слугах дьявола" и "В клешнях у чёрного рака"),а также Григорий Кроманов ("Последняя реликвия").Где-то рядом обретался и Владимир Бычков (правда,мне больше нравится не "Достояние республики",который,на мой взгляд,несколько рыхловат по сюжету,а актёры не всегда скоординированы в своей игре,а его же "Город мастеров" (1965) - блестящий и стильный фильм,на который наши "критики" положили большой болт ).Не всё получилось гладко,но было,что смотреть.И чему подражать.Выход "Айвенго",а следом за ним "Чёрной стрелы" и английского сериала "Робин из Шервуда" мгновенно реанимировали игры "в Робин Гуда".

Lacenaire: Странно, но большинство отечественных "рыцарских" фильмов прошли мимо меня. "Айвенго" смотрел, но на фоне книжки, которую в своё время умудрился перечесть не один раз, категорически не понравилось. А песни Высоцкого - вот уж они совсем не к месту были в "Робин Гуде". Кстати. в "Айвенго" не было их или я путаю? А вот "Крестоносцев" в детстве как раз смотрел. Ещё (не "рыцарские"по форме, но "по духу") "300 спартанцев", "Великолепная семёрка", разумеется. Ещё был сериал о войне Севера и Юга - тоже по теме. И, конечно же, диснеевский сериал про Зорро. Единственным отечественным, но уж действительно культовым фильмом был почему-то "Дети капитана Гранта" с Паганелем-Черкасовым. Чуть не забыл - ещё же были "Три мушкетёра". Среди сверстников я почему-то оказался чуть ли не единственным, кто видел двухсерийный французский фильм. Остальные "болели" за советский мьюзикл с Боярским.

Сухов: Lacenaire пишет: "Город мастеров" (1965) Так и не посмотрел. Надо исправить. Марк Кириллов пишет: "Рыцарский замок" А о таком даже не слышал. Lacenaire пишет: а также Григорий Кроманов ("Последняя реликвия") Совершенно неподражаемый молодой Ролан Быков: "Ищи друзей своих среди врагов своих, и будешь милосерден и непобедим!"


Сухов: Lacenaire пишет: А песни Высоцкого - вот уж они совсем не к месту были в "Робин Гуде". Кстати. в "Айвенго" не было их или я путаю В "Айвенго" они как раз были именно потому, что их не было в "Стрелах". Очень уж хотелось режиссёру их донести до зрителя. Кстати, не вписываясь в фильмы эти песни были настоящими шедеврами, не превзойдёнными ни до ни после.

Марк Кириллов: В "Последней реликвии" мне больше запомнились другие сцены с Быковым.Например,его диалог с аббатиссой (Эльза Радзиня) - " - Например, Иво Шенкенберг... - Он безбожник! - Да.Он ещё и подлец.Но во имя Святой Реликвии..." или " - Повстанцы уничтожили святую Реликвию! - Дураки" Теперь непосредственно к теме. Тарасов,собственно говоря,был единственным и последовательным "проводником рыцарства" на экране,чем-то подобным "подвижнику советской кинофантастики" Ричарду Викторову.Хотя Тарасов достаточно успешно работал и в других жанрах - детективе ("Чёрный треугольник") и "географических приключениях" ("Антарктическая повесть"),но имя себе он сделал именно на рыцарях.Кстати,не согласен с оценкой,что баллады Высоцкого "не вмонтировались" в "Айвенго" и "Стрелы Робин Гуда".Ещё как вмонтировались! Мне в своё время удалось посмотреть обе версии "Стрел" - без баллад и авторскую версию.Без Высоцкого фильм превратился в какую-то невнятную тоску,в которой выделялась только парочка скрытых антогонистов - Гай Гисборн (Альгимантас Масюлис) и его шут Клем (Юрий Каморный)...Кстати,Масюлис очень точно сыграл Гисборна - ни как карикатурного вояку,которым его обычно представляют,а как героя,пришедшего из другого жанра.Ключ к пониманию его роли - это фраза,брошенная им алчному аббату - "Иногда мне кажется,что Бог всё-таки есть...И тогда мне становится страшно"... В "Стрелах..." баллады Высоцкого - неотъемлемая часть фильма.В "Айвенго" - скорее,повод снят киноклипы на баллады.Но клипы мастерские - не даром их очень часто гоняли и в составе киноконцертов и просто как фон под песню в интермедиях различных передач. По сопоставлению книги и фильма.Это ещё надо сказать "спасибо",что этот фильм вообще дали снять.А по поводу соответствия...Ну кто бы дал в СССР вводить в фильм для детей и юношества мотивы проблем антисемитизма (на примере Исаака из Йорка)? Хотя Тарасов слегка поглумился над "ограничением" - в фильме Исаак (в исполнении Григория Лямпе) присутствует на рыцарском турнире и расшифровывает девиз на щите Айвенго.Потом он исчезает из сюжета...Но! В экранизации "Айвенго",сделанной в 1951 году Ричардом Торпом с Робертом Тэйлором в главной роли,в которой,грубо говоря,была экранизирована каждая запятая,нет ни грамма поэзии,а герои выглядят картонными куклами...Всё-таки у Тарасова в "Айвенго" очень много потрясающих по силе сцен - собственно,рыцарский турнир,снятый чуть ли не репортажным способом,попойка монаха Тукка и Ричарда Львиное Сердце,штурм замка Торкенстон...А роман Вальтера Скотта мне не нравится.Я вообще не имел желания прочитать любую его вещь больше одного раза,хотя прочёл практически все его книги. По "Рыцарскому замку".Это экранизация романа Александра Бестужева-Марлинского (который декабрист).Фильм откровенно не получился.А из фильма хорошо запомнилась только весьма натуралистично снятая сцена изнасилования героини Ольги Кабо главным отрицательным персонажем.

Lacenaire: Марк Кириллов пишет: Кстати,не согласен с оценкой,что баллады Высоцкого "не вмонтировались" в "Айвенго" и "Стрелы Робин Гуда". Ну так, сколько людей, как говорится, столько и мнений. Одно время эти фильмы крутили по ТВ подряд, и впечатления остались самые смутные и не самые лучшие. Надо пересмотреть при случае. Что касается романов Вальтера Скотта, читал я их мало. "Айвенго",например, я читал чуть ли не в дошкольном возрасте и был даже любимый персонаж - шут Вамба. А вот с остальными было совсем тоскливо: "Квентин Дорвард" оказался чуть поживее, чем "Айвенго" - там главный герой по крайней мере не лежал при смерти большую часть романа, - больше двигался (после этого последний раз взялся перечитывать "А." и бросил на полдороге). А про "Роб Роя" и "Пуритан" даже и вспоминать не хочется - благо потом дорос до полки с Александром Дюма и Майн Ридом Экранизации Ричарда Торпа не видел - после его же "Рыцарей Круглого стола" с тем же Робертом Тейлором и, по всей видимости, такими же "картонными куклами" такое желание пропало начисто. Марк Кириллов пишет: По сопоставлению книги и фильма.Это ещё надо сказать "спасибо",что этот фильм вообще дали снять.А по поводу соответствия...Ну кто бы дал в СССР вводить в фильм для детей и юношества мотивы проблем антисемитизма (на примере Исаака из Йорка)? Это понятно, но только я о другом. Мне в этих фильмах как раз не хватало той самой поэзии, которая также полностью отсутствует (тут не поспоришь) и в зарубежных экранизациях. Было ощущение обманутых ожиданий - ждал увидеть грубо говоря, "романтическую сказку", а на экране бегают совершенно обычные люди, только в старинных костюмах. Состязаться в красочнсти и богатстве декораций, например, с теми же французскими "лыцарями плаща и кинжала", навроде "Горбуна" или пресловутых "Трёх мушкетёров", наши фильмы не могли. На мой взгляд. Опять же, повторяю, все эти впечатления остались с детства, а желания потом пересматривать как-то не возникало. Кстати, из "рыцарских" (по показываемому времени) фильмов вспонились ещё "Ярославна, королева Франции" (наш) и "Лев зимой" (их, который с Питером О'Тулом и Кэтрин Хэпберн). Первый, однако, почти и не помню. Кажется, был очень "кровавый" фильм.

Сухов: Марк Кириллов пишет: В "Последней реликвии" мне больше запомнились другие сцены с Быковым.Например,его диалог с аббатиссой (Эльза Радзиня) - " - Например, Иво Шенкенберг... - Он безбожник! - Да.Он ещё и подлец.Но во имя Святой Реликвии..." Так это и есть тот самый диалог! Своим афоризмом Ролан Быков его завершает. Lacenaire пишет: "Ярославна, королева Франции" (наш) Так пока и не посмотрел. Хорошо знаю оттуда "Балладу о бароне Жермоне" (Удивительно, как она попала в советский фильм!) и финальный диалог: "Что же я скажу моему королю?" "Не печалься. Ты скажешь, что королева приехала." Lacenaire пишет: и "Лев зимой" (их, который с Питером О'Тулом и Кэтрин Хэпберн) Этот не смотрел. Недавно Кончаловский снял свою версию этой пьесы. Очень не плохая игра актёров, но само повествование несколько вялое.

Марк Кириллов: Ну "Лев зимой" "рыцарский фильм" только по антуражу.С таким же успехом к "Рыцарским" можно отнести и экранизации шекспировских хроник.Но сам фильм мне понравился.По нему можно давать начинающим актёрам мастер-классы на примере работы Кэтрин Хэпберн,Питера О'Тула и Энтони Хопкинса. Всё-таки "рыцарский кинематограф" - это как вестерн в своём роде.И территория - от "Александра Невского" и шекспировских экранизаций до "Рыцарского замка".

Lacenaire: Марк Кириллов пишет: Ну "Лев зимой" "рыцарский фильм" только по антуражу. Так я оговорился, что он "рыцарский" больше по описываемой эпохе. Почему-то вспомнился, хотя это не совсем по теме. Актёрские работы здесь и правда очень сильные. А для Хопкинса так это же фактически дебют был в большом кино. А был ещё "Робин Гуд" с Эрролом Флинном. В общем туда же, к Торпу с "Айвенго" и "Рыцарями Крулого Стола". По одному из каналов как-то довольно часто крутили пародию на него - "Мужчины в трико".

Сухов: Lacenaire пишет: А был ещё "Робин Гуд" с Эрролом Флинном. Ага, вот он! У меня на столе. ДВД-МАГИЯ постаралась.

Марк Кириллов: Западные фильмы о рыцарях почему-то скучные - почти как фильмы про пиратов.То ли для них это не романтика,а обыденность.Поэзии - ни на грош.Вот у французов получается - одно "Чудо волков" ("Тайна бургундского двора") чего стоит.С развенчанием рыцарей да с ностальгией по романтике всё в порядке.А с поэтизацией хуже.

Lacenaire: Сухов пишет: Ага, вот он! У меня на столе. ДВД-МАГИЯ постаралась. Рано радуетесь Фильм и правда, скучный довольно, чуть ли не с картонными мечами. А про корсаров был "Малиновый пират" с Бертом Ланкастером, - в детстве очень мне нравился. С трюками, драками, - отличный. Ещё нравится фильм Поланского. По сути, конечно, ничего особенного, но тем не менее те же "Пираты Карибского бассейна" и рядом не стояли. Хотя явно пытались

Сухов: Lacenaire пишет: Ещё нравится фильм Поланского. По сути, конечно, ничего особенного, но тем не менее те же "Пираты Карибского бассейна" и рядом не стояли. Хотя явно пытались А вот за это спасибо!

админ: Интересную тему затронули. Честно говоря, даже не знаю, что я и видел из рыцарский фильмов. Ах да. Видел "Черную стрелу" Тарасова. Собственно, смотрел еще в 90-х, годах... Может быть, смотрел еще, что-то из отечественных фильмов. Но, не помню. Поэтому только про "Черную стрелу". В детстве, я как, наверное и все любил рыцарские романы. Даже наверное не только романы... Сколько тематику, рыцарства. В этом смысле, фильм Тарасова мне, откровенно не понравился, потому что в романе в Стивенсона, я скорее видел не экшн, а диалоги, сюжет, взаимные обманки и сбрасывание масок. В кино, этого не было... Фильм, получился слишком простым и прямолинейным. Западные картины о рыцарях, мне не нравились. Видел "Айвенго" Торпа... Как впрочем и современные типа, "Истории рыцаря". Мне кажется, для рыцарского фильма необходим подход, аналогичный Итальянскому политическому фильму. Больше тайн, больше средневекового плутовства (собственно, из которого состоят почте все реальные средневековые романы) больше подковерных игр. Больше диалогов и отношений между людьми.

Марк Кириллов: Всё верно Саня сказал.Как всегда.Именно это я и имел в виду,когда сравнивал рыцарские фильмы с вестерном.Собственно,не я это придумал - об этом ещё Елена Карцева писала,выводя хронологию "пятицентового романа" из романов рыцарских. Насчёт "Чёрной стрелы".Тарасову,видимо,была чужда глубокая проработка.Поэтому фильмы он снимал чисто по сюжету.Что,откровенно говоря,при дефиците мастеров остросюжетного кино в СССР,до определённой степени ему прощалось.Психологизм же он создавал,приглашая на роли Неглавных героев таких мастеров,как Масюлис,Филиппенко,Томкус,Химичев,Каморный.

админ: Марк Кириллов пишет: Всё верно Саня сказал.Как всегда.Именно это я и имел в виду,когда сравнивал рыцарские фильмы с вестерном.Собственно,не я это придумал - об этом ещё Елена Карцева писала,выводя хронологию "пятицентового романа" из романов рыцарских. Я бы не ставил прямой аналогии с вестерном. Потому что вестерн, это все-таки действие. А рыцарский роман, на мой взгляд, больше игра в обществе в заранее выверенными классовыми рамками, поэтому действие находиться в четких гранях, сословных и временных порядков. Вестерн, же характерен, тем что нравственность в нем всегда превыше закона. В чем и состоит сущность жанра, когда режиссер делает заведомо положительного с точки зрения права злодея, и напротив преступника - индейца, но положительного с точки зрения зретеля и режиссера. И т.п. вещи. Рыцарский роман построен на несколько ином материале. В нем, закон всегда един. Все равно Айвенго будет за Ричарда Львиное Сердце, несмотря не на какие нравственные установки. Предательство сэра Даниэля для Дика Шелдона, по сути является концом жизни, так как правил больше нет, поэтому единственный выход убить предателя и самому занять его место. Т.е. стать законом и в то же время вассалом. Императивы заданы заранее. Тоже самое мы видим в итальянском политическом детективе, где вся соль в том, что герои не могут просто прийти и навести порядок как в спагетти-вестерне. Где главный герой не может попросту прийти и расстрелять обидчика. Потому что в политическом детективе борьба идет в рамках установленных правил, которые пытаются ради достижения цели обойти обе стороны. Изначально ит. политический детектив основывался на верховенстве закона. Т.е. мафия была априори ниже закона и герой боролся, так же как Айвенго, зная конечную цель. Впрочем, как правило безуспешно. Однако(!), с 1976 года, в политическом детективе происходит слом (в фильмах "Зачем убивают судей?" и "Уважаемые люди") законодательной основы. Герои больше не разделены на касты и сословия. И это по-сути является концом политического кино, потому что главный герой, так же как Дик Шелдон в "Черной стреле", теряет свой статус и как факт цель. Потому что без системы, без полностью положительных героев не может быть и героя. Так как императивов больше нет. Мафией может оказаться и судья, и священник, и полицейский... В рыцарском романе все наоборот. Каждый герой в нем должен быть заключен в рамки своего положения, сословия, состояния и т.п. И именно игра авторитетами и плутовство является главным в подобном кино. Экшн в данном случае не должен быть способом слома авторитетов... И в этом, как раз и состоит сложность жанра. По сути, для съемки качественного рыцарского фильма, требуется, чтобы его снимал режиссер 70-х годов, в рамках классического кино. Ибо сама сущность рыцарства состоит не в том, что ломать правила, а том, что им соответствовать. Будь то закон или мораль.

Сухов: админ пишет: Я бы не ставил прямой аналогии с вестерном. Потому что вестерн, это все-таки действие. А рыцарский роман, на мой взгляд, больше игра в обществе в заранее выверенными классовыми рамками, поэтому действие находиться в четких гранях, сословных и временных порядков. Вестерн, же характерен, тем что нравственность в нем всегда превыше закона. А "Царство небесное" Ридли Скотта ближе к рыцарскому роману или к вестерну?

админ: Сухов пишет: А "Царство небесное" Ридли Скотта ближе к рыцарскому роману или к вестерну? Я его не смотрел...

Lacenaire: Сухов пишет: А "Царство небесное" Ридли Скотта ближе к рыцарскому роману или к вестерну? А вы смотрели? У меня было предубеждение какое-то против этого фильма. Наверное, из-за "Трои", которая вышла чуть раньше.

Марк Кириллов: Посмотрев энное количество фильмов Ридли Скотта я понял,что этот господин мне не интересен.Последней каплей стал "Гладиатор". Насчёт "рыцарских романов".Всё-таки они деференцированы.Есть "канон" - рыцарские романы,начитавшись которых дон Алонсо Кихано вообразил себя Рыцарем Печального Образа.Есть "классика" - в первую очередь Вальтер Скотт,взявшегося за реанимацию средневековых мифов в первой половине XIX века,противопоставляя благородных рыцарей Айвенго и Квентина Дорварда алчным буржуинам...И,своего рода,"новый вестерн" - Стивенсон,который сдирает маски с лиц "благородных рыцарей".Это у Тарасова нет дистанции между "Айвенго" и "Чёрной стрелой".Но между Вальтером Скоттом и Робертом Стивенсоном дистанция огромного размера. Наверное,я понял,почему рыцарско-пиратские опусы "made in Hollivood" лишены поэзии.Для янки - это абстракция.Нация имела свой эпос - "пятицентовые романы",а затем вестерны.Именно в них и были собственные Ланселоты,Робин Гуды и короли Артуры,маски которых напяливали на братьев Джеймс,Билла Коди,Билла Манни и Хоакина Мурьету.А раз это абстракция,то стоит ли себя парить? Эролл Флинн - это свой в доску парень,и какая разница,что он может жить одновременно в Шервудском лесу,Париже эпохи Ришелье и пиратствовать в Карибском море.Это всё равно американский герой со всеми его достоинствами и недостатками...Для России д'Артаньян,Робин Гуд,Айвенго,Дик Шелтон - это "ностальгия по романтике" либо (по Грину) тоска по Несбывшемуся.Российский фольклор рождал эпос о богатырях и разбойниках,а западная литература давала образцы героев более возвышенных и гармоничных...Вот и русские режиссёры,выйдя из возраста мальчиков,рванули воспроизводить на экране любимые книжки,старательно пытаясь отобразить иностранную реальность куда более "иностраннее",чем на самом деле...Отсюда и поэзия.Ведь поэт пишет не о том,что видит,а о том,что чувствует.

админ: Марк Кириллов пишет: И,своего рода,"новый вестерн" - Стивенсон,который сдирает маски с лиц "благородных рыцарей". В какой-то мере "Черная стрела" - это мостик к вестерну. Там Ланкастеры и Йорки и герой между, в "За пригоршню долларов" Бакстеры и Рохо и соответственно... Разница только в том, что человек без имени ни встает ни на одну из сторон. А для Дика Шелдона, в итоге, тот факт, что он узнал правду, становится основной для добровольного изгнания. Он жениться, поселяется в уединенной деревне, а за воротами церкви едет Ричард III - Йорк. Которого Стивенсон заранее, приговаривает к вечному позору. Шелдон "умирает" для общества, а человек без имени? Во втором случае умирает общество .

Сухов: Марк Кириллов пишет: "Город мастеров" (1965) - блестящий и стильный фильм,на который наши "критики" положили большой болт Посмотрел. Не удивительно, что его ругали советские критики. Это же чистый сюрреализм!

Сухов: Марк Кириллов пишет: Посмотрев энное количество фильмов Ридли Скотта я понял,что этот господин мне не интересен.Последней каплей стал "Гладиатор". "Царство небесное" в некотором роде работа над ошибками, допущенными в "Гладиаторе". Даже те, кому "Гладиатор" не нравится, отмечают качество постановки в нём батальных сцен. В "Царстве небесном" помимо не менее качественных батальных сцен есть ещё и подлинный драматизм, связанный с болезнью короля Иерусалима и его наследника. Могущественный, мудрый и справедливый правитель буквально гниёт заживо, а его сестра убивает собственного сына, чтобы он избежал подобной участи. Конечно же общая жанровая направленность фильма не изменилась, но один раз его посмотреть можно.

Марк Кириллов: Ну "Город мастеров" это,скорее,не сюрреализм,а "средневековая живопись".Смотря такие фильмы,жалеешь,что их в своё время не увидели в мире.Мастерство оператора и режиссёра просто блистательно.А костюмы! А актёрские работы - Лев Лемке сыграл здесь свою лучшую (по-моему,единственную главную роль за всю карьеру) - жестокого урода герцога де Маликорна,сильно смахивающего на зловещего (по Шекспиру) Ричарда Глостера.

павел: Видимо, Д’Артаньян, капитан Блад, Айвенго, Робин Гуд и прочие знакомые нам с детских лет имена – еще ни один раз вернутся на киноэкран. Эти герои оказываются востребованными из поколения в поколение. И, слава Богу, что с ними ищут новых встреч в новых версиях их приключений. Каким же должен быть критерий перенесений на экран жизнеописаний знаменитых литературных персонажей? – На мой взгляд, его нет, а точнее таких критериев много. Вряд ли здесь будет уместна какая-то догма. Есть жесткие ценители литературы (в данном случае, будем говорить о приключенческой литературе), которые любое отступление от первоисточника воспринимают как святотатство. Что ж, ничего не имею против, хорошего иллюстративного кино, пунктуально воспроизводящего главу за главой романа. Замечу только, что при подобном тщательном следовании за «буквой» произведений, к примеру, Дюма или Вальтера Скотта, предпочтительней будет формат сериала. В хронометраж обычного кинофильма вряд ли смогут уместиться все сюжетные линии и все герои больших книг. Я отнюдь не против, и если режиссер делает фильм по мотивам литературного источника, допуская много своеволия. Если это сделано талантливо, то почему бы этому не иметь право на существование? Я даже не против, если режиссер (естественно, при наличии таланта) лишь оттолкнется от идеи первоисточника, сделает ее лишь основой, на которой возникнет в целом иной сюжет. Во всех случаях, надо исходить из результата кинопроцесса. Бессмысленно представлять киноэкранизацию каким-то дополнением к литературе. Эти фильмы, в целом, автономны. Глупо изучать произведения по кино. Даже самая добротная иллюстративная экранизация никогда не заменит книги. Что бы проникнуться талантом Дюма, Купера, Стивенсона, Майн Рида, Вальтера Скотта, надо их читать. Кино не способно заменить литературу. Это разные виды искусства. Когда нередко перед современным ребенком ставят дилемму - прочесть книгу или посмотреть ее экранизацию, то это только будет приводить к его духовному обеднению. Конечно же, классиков надо читать, что не исключает, разумеется, возможности увидеть киноверсии их книг (но не в качестве альтернативы). В отечественном кинематографе наиболее последовательным мастером «рыцарского» кинематографа был Сергей Тарасов. Ради справедливости, надо сказать, что конкуренция ему была совсем небольшая. Тарасов в своем рыцарском цикле не снял ни одного выдающегося фильма, но он не снял и ни одного плохого фильма. Режиссер не ставил себе сверхзадач. Он снимал приключенческое кино на историческом материале. С этим он справился. «Стрелы Робин Гуда», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Черная стрела», «Приключения Квентина Дорварда» и «Рыцарский замок» - это хорошие, достаточно увлекательные фильмы. Для этих фильмов у режиссера собралась своя команда: крепкие профессионалы Масюлис, Филиппенко, Кулагин, Химичев последовательно перевоплощались то в добродетельных героев, то в коварных злодеев. С исполнителями молодых героев (Айвенго или Дика Шелтона) было, правда, похуже; они откровенно недотягивали до старших коллег. Я не могу как-то особо выделить ни один из рыцарских фильмов Тарасова - ни в лучшую, ни в худшую сторону. На мой взгляд, они равны по своим художественным достоинствам. Единственной особенностью, пожалуй, можно только назвать присутствие знаменитых баллад Высоцкого, на мой взгляд, одних из лучших произведений в творчестве Владимира Семеновича. Нетрудно догадаться, что бюджет костюмных фильмов Тарасова был несопоставим с бюджетом костюмных лент Сергея Герасимова или Сергея Бондарчука. А ведь режиссеру приходилось воссоздавать средневековые Англию и Францию, показывать сражения войны алой и белой розы…К чести режиссера, он сумел максимально скрыть недостаток бюджета; это, отнюдь, не режет глаз (в отличие, от некоторых иных фильмов). К рыцарским сюжетам сэра Вальтера Скотта у нас обращались и в начале 90-х. Режиссер Евгений Герасимов снял дилогию «Ричард Львиное Сердце» и «Рыцарь Кеннет». Сценаристом первого из этих фильмов, кстати, выступил, Тарасов. Но эти два фильма, на мой взгляд, получились значительно слабее тарасовских. И дело не только в актерской слабости главного исполнителя – Жигунова. В конце-концов, у Тарасова главные молодые герои тоже выписаны достаточно блекло. Дело – в качестве режиссуры. Фильмы Герасимова уступали по динамике, зрелищности, яркости.

Сухов: павел пишет: «Черная стрела» Кстати, у Алексея Германа есть шикарный нереализованный сценарий по мотивам "Чёрной стрелы". Почему бы какому-нибудь амбициозному режиссёру за него не взяться?

Евген: Вспомнил, что недавно смотрел "Робин Гуд" Ридли Скотта. Не ожидал такого слабенького фильма от в общем-то хорошего мастера зрелищных исторических лент (особо отмечу "1492: Завоевание рая"). Такое впечатление, что львиная доля средств пошла на раскрутку и рекламу, зато лихо сэкономили на съемках. Совершенно заурядная работа с редкими батальными сценами, убогими актерскими ролями и полным отсутствием драматургии. Пресловутая "звезда" Рассел Кроу давно превратился в ...надцатого тома круза, бреда питта и т.п. штамповок.

Lacenaire: Сухов пишет: Кстати, у Алексея Германа есть шикарный нереализованный сценарий по мотивам "Чёрной стрелы". Я не режиссёр , но интересно - почитать где-то можно?

Сухов: Lacenaire пишет: Я не режиссёр , но интересно - почитать где-то можно? "Печальная и поучительная история Дика Шелтона, баронета, так и не ставшего рыцарем" http://www.ozon.ru/context/detail/id/2883833/

Сухов: Кстати, Герман и под "Чёрную стрелу" подвёл идеологию, связав её с историей Жанны д'Арк. По сценарию отец Шелтона был убит не из вероломства, а потому что, будучи англичанином, поверил в Жанну, как в святую.



полная версия страницы