Форум » Интересные фильмы » "Чернуха" или "Перестроечное кино" » Ответить

"Чернуха" или "Перестроечное кино"

Сухов: Жанр на мой взгляд очень близкий к западному политическому триллеру и возникший в момент перелома в политической и общественной жизни Советского Союза. Жанр буквально взорвавший общество и будоражущий его до тех пор, пока великий и ужасный Алексей Балабанов не добил его (жанр) контрольным выстрелом в голову. Дух вольнодумства пронизывал советский кинемотограф начиная с "оттепели". Поэтому с уверенностью сказать, с какого именно фильма началось "перестроечное кино" нельзя. К примеру в 1983 году на экраны вышел отнюдь не безобидный фильм "Чучело" Ролана Быкова, в котором критика советской духовности (на примере духовности учеников средней школы) лезла из всех щелей. Для меня жанр "Чернухи" начался всё-таки с "АССА" Сергея Соловьёва (1987). Это был манифест молодёжного движения! Сильно раскритикованный, он тем не менее и сегодня смотрится очень не плохо и имеет своих поклонников. Меня, например. Но в этом фильме ещё не было "чернушности" как таковой. Для “чернушеых” фильмов характерно всё то, что было запрещено и вдруг разрешили. Не удивительно, что по мере развития жанра (и стремительной деградации советской киноиндустрии) искусство в этих фильмах оказалось принесено в жертву желанию вывалить на зрителя всю грязь, которая накопилась на душе, ну и заработать немного денег, если получится. Итак (не располагая в хронологическом порядке): "Маленькая Вера" "Воры в законе" "Интердевочка" Дилогия "Фанат/Фанат-2" «Штемп» «Дураки умирают по пятницам» «За последней чертой» «Операция Люцифер» «Стрелять, так стрелять» «Охота на сутенёра» «Муж собаки Баскервиллей» «Камышовый рай» «Стервятники на дорогах» «Крысиный угол» «По прозвищу Зверь» «Караул» «Сто дней до приказа» «Афганский излом» Дилогия «Телохранитель/Золото партии» «Шантажист» «Хрустальный лабиринт» «Савой» «Игра всерьёз» «Три дня вне закона» «Змеелов» «Человек со свалки» «За всё надо платить» «Игла» «Авария, дочь мента» «Живые мишени» «Кодекс бесчестия» «Мафия бессмертна» Были и другие. Все я вспомнить не могу. Для этих фильмов характерны неприятие советской и пост-советской действительности, противопоставление личного и общественного. В подавляющем большинстве фильмов главный герой борется с мафией, коррупцией, косностью окружения за свободу, человеческое достоинство, жизнь. И часто терпит поражение. Последним «чернушником» стал Алексей Балабанов. Его фильмы «Брат», «Жмурки», «Груз-200» по сути являются классической чернухой. Но появление этих стилизаций со всей ясностью говорит, что жанр «перестроечного кино» мёртв.

Ответов - 133, стр: 1 2 3 4 5 All

Марк Кириллов: Так, на всякий случай... Фильмов с названием "Еврей Зюсс" было снято два - - антифашистский (1934, по роману Лиона Фейхтвангера) режиссёра Лотара Мендеса, снятый в Англии (после этого нацисты запретили Мендесу возвращаться в Германию); - антисемитский (1940, по роману Вильгельма Гауфа - того самого, автора "Маленького Мука" ) режиссёра Файта Харлана. С равной долей уверенности можно говорить о том, что могли демонстрироваться каждый из этих фильмов. Вопрос только в том, когда фильм вышел на экраны. Фильм Мендеса мог выйти сразу после войны. Фильм Харлана - только в январе-феврале 1953 года, когда в стране развернулась искусно подогретая истерия вокруг "дела врачей".

павел: Марк. Я знаю про два фильма. Но в СССР после войны еврейской темы в кино в основном старались максимально избегать (причем, и в положительном, и в отрицательном плане). Она проходила в кино, чаще всего эпизодически (вроде эпизодического персонажа-еврея в "Судьбе человека"). После войны (а частично и в годы войны) был взят курс на государственный антисемитизм. "Зюсс" Мендеса не укладывался в его русло. Маловероятно, чтобы он шел в те годы ( но jobim говорил об антисемитском "Зюссе). С другой стороны, когда антисемитизм после убийства Михоэлса и закрытия Еврейского антифашистского комитета (1948-1949гг) принял открытые формы, то власти все же в целом старались придать ему внешне антисионистский характер (агенты "Джойнта"). Вспомним то возмущение, которое розыграл Сталин, что писателей-евреев заставляют раскрывать псевдонимы. Сталин тогда на публике стал возмущаться антисемитизмом. Кроме воспоминаний К.Симонова о нижеприведенном случае, есть и воспоминания Т.Хренникова, что Сталин в беседе с ним также открещивался от ненависти к евреям. Разумеется, это была игра диктатора. Но появление знакового для антисемитизма фашистского фильма Харлана в СССР было невозможно. Властям нужно было соблюсти элементарные внешние приличия. В "Иллюзионе" в постсоветское время демонстрировался "Еврей Зюсс" Харлема ( о котором говорил jobim). Но у нас в эти годы и премию в Питере Рифеншталь вручали, и книга Гитлера "Моя борьба" в открытую продавалась на развалах недалеко от кремля.

павел: Любопытный отрывок из воспоминаний Хренникова: - Помню, то ли в ноябре, то ли в декабре 1952 года, в самый разгар дела врачей, проходило заседание Политбюро. Мы обсуждали кандидатуры на сталинские премии. Комитет по искусству представляли Саша Фадеев, Симонов и я. Присутствовал Сталин, Маленков вел заседание. В последний раз тогда я видел Сталина. Ни с того ни с сего Сталин вдруг сказал: «У нас здесь, в ЦК, антисемиты завелись?! Это позор для партии, это позор для всей страны. Немедленно прекратить!» Я сейчас не цитирую. Но смысл его слов точен. То была темпераментная, очень жесткая его речь. После этого Маленков сразу же добавил: «Мы, все члены Политбюро, должны сделать из слов тов. Сталина далеко идущие выводы». Участники заседания были потрясены таким неожиданным выступлением вождя. У меня жена еврейка. Я пришел домой, стал ей рассказывать. Разумеется, это были сталинские внешние "декорации", но они были ему нужны. Сталин лично участвовал в похоронах Льва Мехлиса на Красной площади в феврале 1953г, и ввел Лазаря Кагановича в новое "бюро Президиума ЦК", куда уже не были включены опальные Молотов и Микоян. Ему нужно было это "прикрытие".


Евг: Возможно, его обида на старых большевиков ленинской гвардии. Коба же был очень мстительным и злопамятным человеком.

павел: Евг пишет: Возможно, его обида на старых большевиков ленинской гвардии. Коба же был очень мстительным и злопамятным человеком. Возможно, такой фактор имел место. Троцкий, Зиновьев и Каменев (все три еврея) -были его главными соперниками в 20-е. Но с другой стороны, немало евреев можно найти и среди тех людей, которые еще в 20-е делали на него свою ставку. Каганович во 2-й пол.20-х - 1-й пол. 30-х был одной из важнейших фигур в его окружении. Влияние Кагановича стало падать со 2-й пол. 30-х, хотя Сталин держал его вблизи себя до самого конца. Ярославский (Губельман) был одним из главных вдохновителей неоязыческого культа Сталина. Это же Ярославский руководил написанием "Краткого курса истории ВКПб". Тот же Мехлис вышел из личного секретариата Сталина. После разгрома "Новой оппозиции" в 1927г., Сталин выступил со специальным заявлением, что низвержение Зиновьева-Каменева не имеет отношение к их еврейству, и осудил антисемитизм. В беседе с писателем-евреем Лионом Фейхтвангером Сталин сумел убедить его в своей ненависти к антисемитизму. Сталин вообще избегал открытого проявления своего антисемитизма. Даже после 1948г. он на публике не раз заявлял, что не позволит расправы над евреями. Коба до известной степени дорожил мировым общественным мнением. Официально все подавалось как борьба с сионистами, с сотрудниками еврейского фонда "Джойнт" и т.д. Был ряд евреев-либералов на западе, которые стали присылать свои соболезнования на смерть Сталина, отказывались верить в его подлинный антисемитизм. Разумеется тот факт, что сын Сталина был женат на еврейке, а дочь на еврее, что само потомство Сталина стало еврейским, также не отменяет его антисемитизм.

Евг: Сталин был иной ментальности, нежели Троцкий, Зиновьев, Каменев и др. Они относились к нему как к неотесаному деревенщине, плохо говорящему по-русски и никак по немецки-английски. Их гордость и самомнение сыграли злую шутку. А хитрый грузин оказался коварным и расчетливым.

павел: Евг пишет: Сталин был иной ментальности, нежели Троцкий, Зиновьев, Каменев и др. Они относились к нему как к неотесаному деревенщине, плохо говорящему по-русски и никак по немецки-английски. Их гордость и самомнение сыграли злую шутку. А хитрый грузин оказался коварным и расчетливым. Разумеется. Если вражда с Троцким у Сталина была еще с гражданской, то с Зиновьевым-Каменевым Сталин же был политическим партнером. Это во многом именно благодаря этому дуэту Сталин сохранил пост генсека после смерти Ленина. Тандем Зиновьев-Каменев помог Сталину избежать широкой огласки "политического завещания" Ленина, где тот настаивал на снятии Кобы. Зиновьев и Каменев смотрели на Сталина лишь как на младшего партнера в триумвирате, удобное орудие против Троцкого. Позднее кто-то из них (кажется, Каменев) напомнил о том случае Сталину: "Знает ли, товарищ Сталин, что такое благодарность? " Тот ответил: "Знаю, это такая собачья болезнь".

Евг: Помню, долго смеялся над черным анекдотом, оказавшейся правдой. В 1942 году по кремлю идет нарком судостроения Носенко (если не ошибаюсь), навстречу ему Сталин. Носенко: "Здравствуйте, товарищ Сталин!", Сталин, прищуриваясь: "Тов. Носенко, разве вас еще не расстреляли?" и пошел своей дорогой. У наркома душа в пятки ушла, давление поднялось до максимума...Пришел он домой, прощается с семьей и ждет стука в дверь. Проходит день, два, три - никто не приходит, не арестовывает. Думает Носенко: "Наверное ошибся тов. Сталин, перепутал меня с кем-то". 1944 год. Вновь кремль, та же ситуация. Носенко светится от радости: ""Здравствуйте, товарищ Сталин!", Сталин, прищуриваясь: "Тов. Носенко, а я думал, вас уже расстреляли. Не порядок" и пошел дальше. Нарком от страха совсем с ума сошел, весь трясется, что-то бормочет нечленораздельное. Прощается с родными и близкими и вновь никто им не интересуется. 1945 год, война окончилась. Сталин выступает с торжественной речью: "Да товарищи, время было тяжелое". И смотря в этот миг на Носенко: "Но даже в эти годы мы не переставали шутить".

павел: Евг пишет: Помню, долго смеялся над черным анекдотом, оказавшейся правдой. Кстати не знал его, интересно. Тоже вспомнилось... Была история, как Сталин встречался на приеме с кинематографической парой Александров-Орлова. Мне ее рассказывали как правду (но ручаться не могу); может быть и байка. Хотя у Сталина было известное "черное" остроумие. Так вот... Сталин спрашивает Любовь Петровну, к которой он благоволил: - Тебя муж не обижает? Та отвечает: - Нет, что вы. -Скажи ему, что если он будет тебя обижать, то мы его повесим. Бывший рядом Александров проявил любопытство: -За что? Ответ Иосифа Виссарионовича был лаконичным: -За шею.

jobim: Марк, где вы раньше были? Наблюдали за нашими танцами бандерлогов?))) Я знаю, что "Зюссов" два, но поскольку это был конец девяностых, я имею в виду просмотр, играл там Фейдт или нет - я элементарно не помню. Хотя с тех пор пересмотрел неимоверное количество фильмов с его участием.

Евг: Павел пишет: Была история, как Сталин встречался на приеме с кинематографической парой Александров-Орлова. Мне ее рассказывали как правду (но ручаться не могу); может быть и байка. Хотя у Сталина было известное "черное" остроумие. Тоже "смешной" случай. jobim пишет: Я знаю, что "Зюссов" два Оказывается, есть еще "Еврей Зюсс" (2010) реж. Оскар Релер. Он о съемках знаменитой ленты 1940 года. Случайно вспомнил, что его представляли на каком-то кинофестивале. Так там от него шарахались, как от прокаженного.

jobim: Я согласен с Марком. "Еврей Зюсс" с Фейдтом не мог быть антисемитским по определению. Но и фильм 40-го года, даже если он был антисемитским, мог выйти сразу после войны. И вряд ли в 53-м. Просто нужно очертить границы, до какого года трофейные фильмы показывали практически бесконтрольно - все подряд. Фильм об обогащении Рокфеллеров тоже не невинный. Но там (могу ошибаться) как было принято тогда - русские титры, то есть его не успели продублировать или это не было принято. А это скорее сороковые. И чтобы зарыть топор войны: я могу ошибаться, путать что-то, но лгать не вижу никакого смысла. Собственно, всем это свойственно. На этом надеюсь тема закрыта.

modus_exciter: Ну, Балабанов - это чернуха. С Германом не совсем понял, в чём разница, "Проверка на дорогах" (единственный его фильм, который я осилил) явно не лучше того, что снимал Балабанов. Да и вообще, разве "Амаркорд" и "Частное пионерское" - не такая же чернуха? Ну да, Феллини, скорее, срам показывает, чем мерзости. А есть ещё "Зелёный слоник"... Там именно мерзости. А вот "Свадебная ваза", хотя и содержит шокирующее содержимое, снят довольно красиво, и по общему колориту фильм, скорее, грустный, чем мерзкий или мрачный, и даже довольно красивый.



полная версия страницы