Форум » Интересные фильмы » Экранизации литературных произведений. Николай Носов » Ответить

Экранизации литературных произведений. Николай Носов

Марк Кириллов: Хотя есть отдельный топик, посвящённый экранизациям, но захотелось именно этого автора выделить отдельно. Почему? Николай Николаевич Носов - один из немногих писателей, произведения которого воспитали не одно поколение. Ещё дети, жившие в конце 30-х годов, стали первыми читателями носовских произведений - на тот момент - небольших рассказов-зарисовок из жизни ребят-дошкольников и младшешкольников. Затем пришло послевоенное поколение. Для них Носов - это автор многосерийного литературного сериала о приключениях двух друзей, Мишки и Коли. И, наконец, на эпоху Оттепели падает главный и самый успешный литературный проект Николая Носова - трилогия о Незнайке. Николай Носов сам был по образованию кинематографист. Он даже окончил ВГИК по специальности "кинорежиссёр". И даже снял множество фильмов, работая по специальности. Однако широкой массе кинозрителей названия фильмов режиссёра Николая Носова ничего не скажут. Потому что снимались они не для широкого проката, а для практических целей, так называемые учебные фильмы - как сажать овощи, как ремонтировать трактор, как устроен танк... Кстати, за фильм, посвящённый работе танкового двигателя Николай Николаевич был удостоен...ордена Боевого Красного Знамени! Это было в 1942 году. Уйдя в писательскую деятельность, Носов с кино не порвал. Даже наоборот! С 1954 по 1976 годы ВСЕ без исключения экранизации произведений Носова имели одного и того же сценариста - самого Николая Носова. Зачем он это делал? Очевидно, писатель не хотел, чтобы кто-то посторонний вмешивался в его взаимоотношения с собственными героями, отношения к которым у писателя зачастую менялось. Это трепетное отношение писателя позволило сохранить авторскую интонацию практически во всех прижизненных экранизациях носовских произведений. Кое-что изменилось после ухода писателя из жизни... Об этом мы тоже поговорим. А пока, представляю список экранизаций - 1954. "Два друга" (по повести "Витя Малеев в школе и дома"), режиссёр Виктор Эйсымонт 1958. "Дружок" (по рассказам "Мишкина каша" и "Дружок"), режиссёр Виктор Эйсымонт 1960. "Винтик и Шпунтик - весёлые мастера" (по рассказу "Винтик, Шпунтик и пылесос"), режиссёр Пётр Носов (брат писателя) 1961. "Незнайка учится" (по отдельным сюжетам первой части романа "Приключения Незнайки и его друзей"), режиссёр Пётр Носов 1964. "Приключения Толи Клюквина" (по рассказам "Приключения Толи Клюквина", "Саша" и "Шурик у дедушки"), режиссёр Виктор Эйсымонт "Барбос в гостях у Бобика" (по рассказу "Бобик в гостях и Барбоса"), режиссёры Виталий Мельников и Михаил Шиманович 1965. "Фантазёры" (по рассказам "Фантазёры", "Карасик" и "Огурцы"), режиссёр Исаак Магитон 1968. "Случилось это зимой..." (по рассказу "Три охотника"), режиссёры Владимир Попов и Владимир Пекарь 1972. "Приключения Незнайки и его друзей" (по одноимённому роману) - коллективное творчество режиссёров ТО "Экран" 1973 "Весёлые истории" (по рассказам "И я помогаю...", "Гена" и "Телефон"), режиссёры Альгимантас Кундялис, Гитис Лукшас и Стасис Мотеюнас 1977. "Бобик в гостях у Барбоса" (по одноимённому рассказу), режиссёр Владимир Попов "Незнайка в Солнечном городе" (по мотивам одноимённого романа) - коллективное творчество режиссёров ТО "Экран" 1982. "Живая радуга" (по мотивам повести "Весёлая семейка"), режиссёр Наталья Бондарчук 1983. "Незнайка из нашего двора" (фантазия на тему произведений о Незнайке), режиссёры Игорь Апасян и Ирма Рауш-Тарковская 1987. "Топинамбуры" (по рассказам "Мишкина каша", "Дружок", "Огородники"), режиссёр Валентин Козачков 1997 - 1999. "Незнайка на Луне" (по одноимённому роману), режиссёры Александр Люткевич, Юрий Бутырин, Андрей Игнатенко А неплохие режиссёры работали на носовском материале! Виктор Эйсымонт - постановщик ЛУЧШЕГО фильма о трагедии Ленинградской Блокады ("Жила-была девочка"), Владимир Попов - визитная карточка - трилогия о Простоквашино" и "Приключения Васи Куролесова". Ну, а Виталия Мельникова и Наталью Бондарчук, как мне кажется, даже и представлять не надо. А среди постановщиков ТО "Экран" тоже есть блестящие мастера своего дела - Кирилл Малянтович, Нина Шорина, Юлиан Калишер... Повезло Николаю Николаевичу... Начало положено. Продолжение следует...

Ответов - 42, стр: 1 2 All

Марк Кириллов: Не знаю. Мне книга зашла. Ну, да, не без дидактики. Но в начале 50-х годов было полно книг намного хуже, которые сейчас можно заставить читать только под дулом автомата. Не понравилось - так не понравилось. Что же тут сделаешь

modus_exciter: Возможно, мне действительно следует ознакомиться именно с нравоучительным сталинским хардкором, чтобы почувствовать разницу.

Марк Кириллов: Угу Только нужно почувствовать себя немножко мазохистом... У меня просто с детского сада отпечатались в памяти рассказы Евгения Пермяка и Валентины Осеевой, в которых дидактику просто гвоздями заколачивали в головы несчастных детей. А "Витя Малеев..." - это во многом игра и местами популяризация учёбы. Художественная литература под маркой литературы полезной. Кстати, в "Двух друзьях" дидактики как раз не очень много, по сравнению с книгой.


modus_exciter: Тут, скорее, всплывает моё несогласие с пропагандируемыми вещами. Я не то чтобы сторонник того, что успешными людьми становятся только двоечники, а у отличников слишком заштампованное мышление. Скорее, я считаю, что хорошая учёба - это не главное в жизни, даже если ты школьник. Гораздо важнее хорошая внешность, которая складывается из природных данных и целенаправленной работы над этим (спортзал), коммуникабельность (чувство юмора, умение чувствовать эмоциональный фон и влиять на него, умение надавить на другого), терпение и интеллект. Два последних качества могут давать в результате хорошую учёбу, а могут не давать. Как раз один из признаков умного ребёнка будет в том, что он не будет стремиться успевать сразу по всем предметам, если только ему не нужна золотая медаль для конкретной цели, а будет развиваться в приоритетном направлении.

modus_exciter: Ещё у Носова есть такая черта, что то, что он описывает в качестве ништяков, для меня ништяками явно не являлось. Это касается не только того, что Мишка и Колька любили учиться. Ещё они любили рыбалку. А ещё отдых на песчаном пляже. А ещё щенков. И коньки. И футбол. И Витя Малеев рассуждает о том, что физкультура - самый лёгкий предмет. Но я в том возрасте панически боялся собак, рыбалка была для меня скучной каторгой, к которой меня безуспешно пытался приобщить отец, когда я побывал на песчаном пляже, проклял всё, пытаясь после этого избавиться от прилипшего песка. Подвижные игры, особенно командные, тоже не выносил. И на коньки впервые встал, когда мне было хорошо за 20. Я больше всего любил музыку (в основном, слушать, сочинять и петь, потом к этому добавилась игра на духовых), некоторые книги. Из спорта всегда тяготел к единоборствам.

modus_exciter: Почитал рекомендуемую литературу. Вроде бы не всё там так страшно. Ну да, у Пермякова много откровенно примитивных рассказов, да ещё и написанных корявым языком. Но есть и не плохие, например, про буран. Кроме того, в отличие от "Вити Малеева...", в рассказе Осеевой "В классе" школа является не центром повествования, а именно фоном, на котором происходит история, посвящённая общечеловеческим ценностям. Короче, не могу сказать, что это как-то заметно отличается в худшую сторону от "Вити Малеева...". Кроме того, эти рассказы короткие.

modus_exciter: Марк Кириллов пишет: Коллега, заходите иногда. А то наедине с самим собой скучно Что-то случилось? Если Вы не планируете поддерживать общение, я не планирую мониторить Ваши ответы.

Марк Кириллов: Ну, пока новых тем нету Кстати, только что перечитал "Витю Малеева...". И впрямь дидактики хватает, приходиться периодически даже по несколько страниц пролистывать, чтоб её не читать. Кстати, в "Двух друзьях" (фильме) дидактики на порядок меньше. Насчёт "ништяков" У меня так они с героями Носова совпадали (но я просто немножко старше ). И слегка завидовал их свободе в выборе увлечений.

modus_exciter: Марк Кириллов пишет: в "Двух друзьях" (фильме) дидактики на порядок меньше Ну, мне наоборот показалось. В книге как раз терпимо, а в фильме нет.

Марк Кириллов: Ну, в фильме вещает один только директор (Виктор Хохряков). А в книге ещё и рассказчик (сам Витя).

modus_exciter: Ещё интереснее: мультик "Незнайка учится" я не смог смотреть по той же самой причине.

Марк Кириллов: Ну, "Незнайка учиться" - это для самых маленьких. Без глубин, прямая дидактика. Забавно, но хуже.



полная версия страницы