Форум » Интересные фильмы » Неизвестный сказочник (Борис Рыцарев) » Ответить

Неизвестный сказочник (Борис Рыцарев)

Марк Кириллов: Имя следующего режиссёра, успешно работавшего на ниве киносказки, увы, не на слуху. Имена Роу, Птушко, Кошеверовой массовый зритель худо-бедно, но знал. А имя Бориса Рыцарева мало кто знает, хотя вряд ли кто из тех, чьё детство пришлось на 70-80-е годы не видел фильмов "Волшебная лампа Алладина", "Весёлое волшебство", "Иван да Марья", "Подарок чёрного колдуна", "Принцесса на горошине". Во многом это несправедливо, ведь Рыцарев в каждом своём фильме-сказке пытался найти что-то новое, особенное, то, на что ранее не обращали внимание. Конечно, его вклад в развитие киносказки нельзя сравнить с творчеством Птушко или Роу, но и забывать о нём не следует. Первая же работа Рыцарева на территории киносказки принесла ему заслуженный и так и непревзойдённый впоследствии профессиональный и зрительский успех. Это была вольная экранизация одной из сказок "1001 ночи" - фильм "Волшебная лампа Алладина" (1965). По странному совпадению, почти одновременно с Рыцаревым эти же сказки были экранизированы во Франции (фильм "Шахеризада" режиссёра Пьера-Гаспара Юта) и в Италии (фильм "1001 ночь" режиссёров Генри Левина и Марио Бава). Но фильм, снятый в СССР, оказался на несколько порядков выше зарубежных аналогов, причём во всех отношениях. Несмотря на присутствие в итальянском и французском фильмах кинозвёзд первой величины (Мишель Мерсье, Анны Карина, Витторио де Сика), их в высокое актёрское мастерство нивелировалось низким уровнем игры актёров второго плана. В "Волшебной лампе…" совсем не так - там вообще нельзя определить, кто эпизодический персонаж, насколько необходимым является каждый из них в сюжете сказки, и насколько запоминающийся образ создаёт каждый из актёров. Прекрасны в своей юности и непосредственности Алладин (Борис Быстров) и царевна Будур (Додо Чоговадзе), великолепен мудрый и остроумный Джинн (Сарры Каррыев), страшен и в то же время смешон Магрибец (Андрей Файт), великолепно глуп Наимудрейший (Георгий Милляр), хронически туп, но исполнителен Мустафа (Юрий Чекулаев). А насколько точным оказалось приглашение на роль самодовольного Султана Отара Коберидзе, специализировавшегося на героических ролях. Да и фон, на котором разворачивается сказка, у Рыцарева более выигрышен, чем у его зарубежных коллег, фильмы которых были практически полностью сняты в павильоне. А в "Волшебной лампе…" всё снято под открытым небом, что придаёт сказке ещё большую достоверность и в тоже время большую сказочность - веришь, что ты действительно видишь тот самый Багдад, воспетый восточных сказках. Казалось, что Рыцарев продолжит своё творчество в "восточном направлении", но он резко повернул в сторону, сняв современную сказку "Весёлое волшебство" (1969). И снова он оказался первым на этой территории. Никто из мастеров старшего поколения этого не делал - у Птушко "Сказка о потерянном времени" была в первую очередь кинокомедией, а злые волшебники скорее напоминали не фольклорных персонажей, а предшественников знаменитой впоследствии Старухи Шапокляк; у Роу и Кошеверовой сказочные герои вели себя, как современные люди. Рыцарев пошёл ещё дальше - у него Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший и Кикимора в буквальном смысле "живут среди нас". Баба-Яга (Валентина Сперантова) работает уборщицей в библиотеке, Кощей Бессмертный (Фёдор Никитин) совсем не злодей, а одинокий пенсионер, собирающий в лесу цветочки и пытающийся ухаживать за очкастой библиотекаршей Зоей Петровной. Да и не только сказочные персонажи - сама Сказка живёт рядом, надо только её увидеть, как увидели её непоседливая Катя (Марина Козодаева) и лоботряс Лисичкин (Андрей Войновский), способные поверить в невероятное и чудесное.

Ответов - 7

Марк Кириллов: По неизвестной причине "Весёлое волшебство" подвергли обструкции в прессе и на долгие годы убрали с экранов, причём не только телевизионных, но и исключили из программы детских утренников. Видимо, весёлая сказка, в которой в лице Зои Петровны, обязанной по роду своей деятельности "сеять разумное, доброе, вечное", а вместо этого вольно или невольно отвращающей своей грубостью людей от библиотеки, высмеивается чванство и самодовольство "педагогического работника", пришлась кое-кому не по вкусу. Впрочем, и следующая сказка Рыцарева, "Иван да Марья", подверглась похожим санкциям. Режиссёр, решив сотворить что-то в духе поздних фильмов Роу, превратил свой фильм в этакий балаган с элементами злободневной сатиры - сказочный царь Евстигней XIII (Иван Рыжов) больше походил на бюрократа районного масштаба, а его прислужники Поэт (Виктор Сергачёв), Кассир (Михаил Козаков) и Казначей (Валентин Гафт) смахивали на современных жуликов и очковтирателей. В фильме царит смех над всеми и вся. Никого не может напугать не престарелый призрак Тимоша (Валентин Никулин), ни болотная нечисть с повадками мелких хулиганов во главе с Соловьём-Разбойником (Николай Лавров). А всё действо иллюстрируется песнями и частушками, написанными Владимиром Высоцким. Видимо, участие последнего в работе над фильмом и послужило причиной ограничения его в прокате. Большая часть песен была безжалостно вырезана из фильма, а то, что осталось, пошло с другой музыкой (композитор Александр Чайковский), зачастую не совпадавшей с песенным ладом Высоцкого. Получив серьёзный урок на тему того, что и как можно снимать, а что снимать нельзя не под каким видом, Рыцарев резко повернул вектор своего творчества в направлении сказок Андерсена, сняв фильм "Принцесса на горошине". Он хотя и не имел шумного успеха, и от критиков режиссёр получил очередную порцию ругани, но в прокате он задержался, да и детям он был интересен, хотя по своей задумке именно детскому зрителю он и не предназначался. Сверхзадач этот фильм не ставил. Рыцарев, похоже, решил снять некий постановочный боевик с элементами эстетства - уж больно изощрённа в этом фильме работа оператора и художника-постановщика. Каждая из внутренних новелл фильма - режиссёр для съёмок каждой из новелл выбирает отдельную сказку Андерсена с одним сквозным персонажем - Принцем (Андрей Подошьян), странствующим по свету в поисках "настоящей принцессы". Да и актёров Рыцарев набрал тех, которые смогли бы сыграть не столько сказочный персонаж, сколько сложную личность, в рамках ограниченного экранного времени - иначе зачем бы ему в фильме понадобились Иннокентий Смоктуновский и Алиса Фрейндлих, Игорь Кваша и Александр Калягин, Владимир Зельдин и Николай Лавров. Однако обилие такого большого количества хороших актёров, игравших своих персонажей что называется "на всю катушку", привело к значительному "утяжелению" фильма, делало его чрезмерно серьёзным, даже немного угрюмым. С учётом того, что в качестве музыкального фона Рыцарев выбрал "Времена года" Антонио Вивальди, фильм получился ещё и более торжественным. Удачно сыграв на "территории Андерсена", Рыцарев вновь обратился к русской сказке, сняв своеобразную трилогию "Ледяная внучка" (1978), "Возьми меня с собой" (1979) и "Подарок Чёрного колдуна" (1980). И вновь Рыцарев пошёл своим путём, пытаясь найти новое звучание сказки. На сей раз, уйдя от комедийности "Ивана да Марьи", режиссёр сделал ставку на мелодраму. В принципе эксперимент удался, хотя с точки зрения принятия фильма зрителями и критикой произошли некие разночтения. "Ледяная внучка" была хорошо принята критиками, но зрительский успех был умеренным. "Возьми меня с собой" был проигнорирован и публикой, и пишущей братией. Что же касается "Подарка Чёрного колдуна"… Публика на этот фильм шла весьма охотно, что неудивительно - ведь это был едва ли не первый образец отечественного "хоррора". Фильм, снятый практически безупречно, был встречен молчанием прессы, что, однако, в данном случае следовало признать положительным фактом - во-первых, вскоре после выхода фильма эмигрировал Лев Круглый, сыгравший роль Чёрного колдуна; во-вторых, хвалить фильм за то, что он может вогнать зрителя в нервную дрожь - значит, вызвать на него огонь со стороны чиновников Госкино, которые обычно сквозь пальцы смотрели на упражнения режиссёров на "сказочном" материале.

Марк Кириллов: "Подарок Чёрного колдуна" оказался своеобразным водоразделом в "сказочном" кинематографе. Нет здесь хорошо узнаваемых за версту фольклорных героев, нет мужественных богатырей, нет и милых бабок-ёжек и развесёлых леших. Да и чудеса, происходящие в этой сказке, практически сплошь являются плодами Зла, предводительствуемого Чёрным колдуном. Впервые в сказке двум влюблённым, Ивану (Борис Щербаков) и Василисе (Елена Кондратьева), приходится противостоять Злу без всякой надежды на помощь со стороны. Впервые сказочный лес выглядел не ясной рощицей (как в фильмах Роу) и не театральным реквизитом (как в фильмах Птушко), а как мрачная обитель нечисти, бесплотной и неуязвимой. Впервые путь героев и цель их путешествия являются абсолютно мнимыми - в лес Василису и Ивана заманивает Чёрный колдун, предлагая им найти "живую воду", чтобы излечить Ивана от слепоты. При этом герои изначально находятся в проигрышном положении - ведь условия достижения цели ставит сам Чёрный колдун, заранее знавший, что никакой "живой воды" нет - она только плод его собственного колдовства, нужная для того, чтобы Василиса отдала свою жизнь ради Ивана, но сама лишилась возможности вернуть её себе… Разумеется, сказка заканчивается хорошо - сила Земли возвращает Василисе жизнь и молодость, пожертвованные ей ради любимого. Но силы Зла не гибнут - они только удаляются в Лес. И окончательной победы над нечистью не происходит. "Подарок Чёрного колдуна" оказался высшей точкой в творчестве Рыцарева. Дальше был спад и уход из "сказочного" кинематографа. Фильм "На златом крыльце сидели…" (1985) был попыткой снять вариацию на тему "Ивана да Марьи". Но на сей раз сказка оказалась чересчур легковесной и примитивной - не помогли ни многолетний опыт киносказочника, ни присутствие актёров самого высокого ранга (Виктор Сергачёв, Леонид Куравлёв, Зиновий Гердт, Михаил Пуговкин, Лидия Федосеева-Шукшина). Опять-таки повторюсь - время вносит свои коррективы. Время сказки для Рыцарева закончилось с началом Перестройки…

Lac: "Волшебная лампа", помню, воспринимался в детстве, как "не наш" фильм - очень удивился, узнав, что это советская постановка. А больше ничего у режиссёра не видел, хотя фильмы довольно известные (по крайней мере, названия на слуху) и фамилия у него запоминающаяся.


Марк Кириллов: Советую восполнить пробел и посмотреть другие фильмы Бориса Рыцарева. Разочарованы не будете.

Сухов: Господа, а не поговорить ли нам о творчестве Марка Захарова? Тоже как-никак сказочник.

Марк Кириллов: Поговорим, от чего же не поговорить? Кто ветку создаст?

Сухов: Давайте я по-пробую...



полная версия страницы