Форум » Интересные фильмы » Детское кино в СССР и России - вчера, сегодня, завтра » Ответить

Детское кино в СССР и России - вчера, сегодня, завтра

Марк Кириллов: Несколько лет назад сокнижник Далматов предложил мне написать серию статей, посвящённых детскому кино (для ведомственного журнала). Статьи, к сожалению, свет не увидели. Но не пропадать же добру! Вот, решил их выложить здесь. Поскольку объём будет большой - разбросаю их по нескольким топикам. Сюда - вводную часть и небольшой экскурс в историю. Отдельно - статьи, посвящённые Александру Роу и Александру Птушко (вместе), Надежде Кошеверовой, Леониду Нечаеву и Борису Рыцареву... …А что такое, собственно говоря, "детское кино"? С чем его едят? Кому оно предназначено? Оно вообще нужно? Скажете - "это всё вопросы глупые, это всё вопросы лишние"? Да нет, друзья мои, очень даже важные вопросы. Не ответив на них, не поймёшь, почему эволюция детского кино на территории "Шестой части света" протекала именно так, а не иначе, как родилось детское кино, по какой причине оно вдруг взлетело, а потом рухнуло в тартарары, исчезнув без следа. Итак, что же такое "детское кино"? Казалось бы, ответ напрашивается сам собой - разумеется, это кино для детей. Хорошо, поставим вопрос иначе - а что такое "кино для детей"? Только ли это фильмы, в которых дети - главные действующие лица? Или же это фильмы и про взрослых, на которых со стороны смотрят дети, давая миру своих родителей свою собственную, пусть ещё незрелую и инфантильную, но зато и чистую, и незамутнённую оценку? Или это фильмы о детях, но снятые с точки зрения взрослого, пытающегося увидеть в детском мире что-то, что потом переходит и во взрослый мир? Или сюда можно отнести и те фильмы, которые в принципе не предназначены для детской аудитории, но которые смотрятся взахлёб детьми и которые любят такие фильмы даже больше тех, которые непосредственно для детей снимаются?.. Да, задав один, казалось бы, наипримитивнейший вопрос, вместо ответа получаешь целую гору других вопросов. Почти как в волшебной пещере - за одной дверью таится целая дюжина других дверей, и за каждой из них может таиться своя тайна. Или за дверью будет лабиринт, который приведёт в итоге вместо выхода в соседнюю пещеру с теми же дверьми?.. Попробуем всё же разобраться в этом лабиринте. И будем исходить для начала из самого простого определения детского кино - это кино о детях и для детей. Разумеется, это определение грубо, но нужно же с чего-то начать! Итак, мы начинаем! Что такое детский фильм? Какой фильм можно назвать детским? Не буду заниматься словесной эквилибристикой и выскажу своё собственное мнение на этот счёт - детским является любой фильм, который смотрят дети. Не торопитесь возмущаться и пытаться доказать, что при таком определении абсолютно любой фильм, даже заведомо не предназначенный для просмотра несовершеннолетними, может быть объявлен детским. Это не совсем так. Я сказал "смотрят дети", а не "смотрит ребёнок". То есть только массовый и систематический просмотр какого-то фильма, мгновенно цепляющий детскую аудиторию, может попасть под такую категорию. Впрочем, тут я себя поправлю. Наверное, здесь следует говорить не столько о том, насколько много какой-то фильм смотрело детей, а в том, насколько он повлиял на так называемого "массового ребёнка". Зачем долго ходить за примерами? Массовый успех в СССР трилогии Андрэ Юнебеля о похождениях неуловимого злодея Фантомаса породил целую "фантомасоманию" у нескольких поколений советских детей, которые смотрели этот фильм взахлёб и не единожды. Тут и пугание прохожих в тёмных углах личностями школьного возраста с чёрными чулками на голове, и мелкое телефонное хулиганство, когда некий замогильный детский голосок из телефонной трубки имитировал сакраментальную фразу "Внимание, через несколько минут вас посетит Фантомас!", и устрашающие записки с текстами типа "Мне нужен труп, я выбрал вас. До скорой встречи! Фантомас", и фольклорные стишки "Не ходите, дети, в класс, ваш учитель - Фантомас". Нашествие Фантомаса на советских детей было таким мощным, что, дабы обуздать юных фанатов этого злодея, по ним был выпущен аж двойной залп в виде фильмов "Анискин и Фантомас" (1972, режиссёры Михаил Жаров и Владимир Раппопорт) и "По секрету всему свету" (1978, режиссёр Игорь Добролюбов), в которых поклонников Фантомаса клеймили как хулиганов… Андрэ Юнебель детским режиссёром не был отродясь, да и "Фантомас" отнюдь не предназначался для детского просмотра. Но дети-то, которые этот фильм смотрели, воспринимали его как свой. Для них Фантомас был не мировой злодей, мечтающий поработить весь мир, а большой озорник, который ставит взрослым разные подлянки и весело хохочет, когда они в них попадаются. То есть дети идентифицировали себя с Фантомасом, ибо и они сами были не прочь чего-нибудь отчебучить в таком роде…

Ответов - 24

Марк Кириллов: Не предназначались для детей и другие фильмы, которые, тем не менее становились для "поколения строителей коммунизма" тем, что сейчас принято называть "культовым фильмом" - экзотико-приключенческий "Тарзан" с плавцом-олимпийцем Джонни Вайсмюллером в заглавной роли, мрачноватый "новый вестерн" "Великолепная семёрка" Джона Стёрджеса, уморительные кинокомедии "Пёс Барбос и необычный кросс" и "Самогонщики" Леонида Гайдая. Дети извлекали из этих фильмов только то, что им было нужно - элемент игры. В героев этих фильмов можно было играть, как играли в "войнушку" или в "казаки-разбойники". Что уж там хотел сказать режиссёр - детей это не волновало. Главное, что герои были или очень смешны, или очень смелы и мужественны, причём смелы и мужественны … по-детски, то есть по-простому - быстро стреляли, ловко дрались, падали, но не ушибались, и при этом были "свои в доску". Таких героев обожали дети, но лютой ненавистью ненавидели педагоги-ортодоксы. Им почему-то казалось, что все беды в воспитании детей идут из-за нашествия тарзанов и фантомасов. А искреннее восхищение очаровательной глупостью "Труса", "Балбеса" и "Бывалого" трактовалось не иначе как "подражанием уголовникам". Вот так, не больше, не меньше! Ну, как объяснить этим скучным дядям и тётям, что ребёнок естественным образом тянется к некому весёлому беспорядку, к хохмам, к весёлым (пусть и безыдейным) шуткам и приколам? Не объяснить. Создаётся ощущение, что эти люди никогда не были детьми, не шалили, не лазали по деревьям и заборам, не прыгали с крыш сараев, не дрались. Бедные они, бедные… Но вернёмся к нашей теме. Итак, мы установили, что фильм, снятый для взрослого зрителя, если он задевает некие чувствительные струны в массовом детском сознании, вполне может быть зачислен в разряд "детских". Имя таким фильмам легион, но специально анализировать их мы не будем, ибо они появляются крайне не системно. Да и вообще, это целая большая тема - исследование возникновения в массовом сознании необходимости идентификации с каким-нибудь героем, парадокс его возникновения, так как всегда появление такого героя, а также его выбор является абсолютно незапрограммированным и даже алогичным (пример - всё тот же Фантомас или Джеймс Бонд).

Марк Кириллов: В самом начале Собственно говоря, при определённом допуске и притягивании фактов за уши, можно сказать, что детское кино родилось одновременно с кинематографом для взрослых, и в таком случае его родословную надо вести прямо от первого киносеанса в декабре 1895 года в Париже на бульваре Капуцинов. Почему? А потому! В состав первого киносборника братьев Люмьер, вместе с широко известными "Прибытием поезда" и "Выходом рабочих с фабрики "Люмьер"", также входили и две кинозарисовки с участием детей - "Политый поливальщик" (озорник наступает на шланг; ничего не понимающий поливальщик, пытаясь выяснить, куда делась вода, заглядывает в отверстие шланга; мальчишка отпускает ногу, и вода хлещет прямо в лицо поливальщика, после чего тот бросается в погоню за мальчишкой и, поймав, надирает ему уши) и "Кормление ребёнка" (годовалого ребёнка кормят кашкой, а тот её не хочет есть). Но будем милостивы - эти первые кинозарисовки к детскому кино отношения не имели. Кино ещё находилось в колыбели и даже ещё не осознало свою причастность к Искусству - пока это был всего лишь технический аттракцион или балаганное шоу. Да и когда кино окрепло, и на место кинозарисовок пришли сюжетные фильмы с участием профессиональных актёров, то и тогда детским кино даже и не пахло нигде в мире. Мало того - детям КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЛОСЬ посещать "Синематограф", во всяком случае, в России. Гимназисту, пойманному в "Синематографе", грозили различные санкции вплоть до исключения из гимназии! Не мудрено - отношение к кино, несмотря на то, что его активно посещали все слои общества - от царственных особ до босяков - было достаточно презрительным. Развлекаться "Синематографом" допускалось только взрослым. Впрочем, что значит для ребёнка запрет? Только то, что запретный плод становится ещё слаще, а посему его НЕПРИМЕННО нужно попробовать. Так что вопреки всевозможным запретам и гимназисты, и мальчики с окраин всё равно просачивались в кинотеатры, дабы поглядеть на то, что показывают на белом экране под аккомпанемент тапёра. И что же видели русские мальчики на экранах русских дореволюционных кинотеатров? Вот уж точно ничего из того, что можно было рекомендовать детям - душещипательные экранизации романсов, фарсы и водевили с лёгким налётом эротики, примитивные комедии с участием доморощенных комиков "Антоши" (Антон Фертнер), "Аркаши" (Аркадий Бойтлер) или "Дяди Пуда" (Владимир Авдеев). Впрочем, детям нравились совсем другие фильмы, те, где было внешнее действие, тайны, убийства, налёты - то есть так называемые "приключенческие фильмы". Разумеется, просмотр именно таких фильмов был категорически запрещён, что, однако, не мешало подросткам по несколько раз смотреть "Антона Кречета", "Разбойника Чуркина", "Сашку-семинариста" или "Соньку - Золотую Ручку". Специально же для детей никто и не думал снимать кино. Несмотря на то, что до Революции очень плодотворно успел поработать один из пионеров отечественной мультипликации Владислав Старевич, а режиссёры Пётр Чардынин, Яков Протазанов и Юрий Желябужский сняли несколько киносказок, всё это предназначалось не детям, а взрослым. Старевич отдавал предпочтение злободневной сатире - его "дрессированные" насекомые разыгрывали сценки отнюдь не для увеселения маленьких детишек, а пародировали стереотипы поведения живых людей. А первые киносказки были всего лишь одним из поджанров мелодрамы или приключенческого фильма.

Марк Кириллов: События 1917 года и последовавшие за ними период Интервенции и Гражданской войны начисто смели с лица Земли русский дореволюционный кинематограф. Большая часть кинодеятелей подалась "до городу Парижу", а те, кто остались, попытались продолжить творить по-старому, но в новых условиях и для новых хозяев. Понадобилось около 7 лет, чтобы российский кинематограф, ставший советским, встал на ноги и заявил о себе… На экраны Страны Советов один за другим выходят "Стачка" и "Броненосец "Потёмкин"" Сергея Эйзенштейна, "Невероятные приключения мистера Веста в стране большевиков" Льва Кулешова, "Дворец и крепость" Александра Ивановского. Советский кинематограф не только возвращается на позиции, утраченные в связи с крахом русской дореволюционной кинематографии, но и выходит на первые роли и в мировом кино. А что с детским кино? Увы, несмотря на громкие декларации в духе "Всё лучшее - детям!", в этом направлении не делалось вообще ничего. Вряд ли в этом был какой-то умысел, просто никто не знал наверняка, а что же, собственно говоря, нужно снимать? Впрочем, сами дети и не подозревали, что в стране существует проблема с отсутствием детского кино. Новое поколение, детство которого проходило в 20-е годы, ходило в кино, имело своих кумиров, пыталось им подражать. А кто же они были? Если верить писателю Аркадию Минчковскому, автору известной детской детективной повести "Старик прячется в тень" (эта повесть была экранизирована в 1979 году режиссёром Леонидом Макарычевым - фильм назывался "Таинственный старик"), то любимыми героями советской детворы в этот период были Гарри Пиль, Дуглас Фэрбэнкс, Уильям Харт, Чарли Чаплин… Первые трое были обаятельными и непобедимыми героями, способными, с улыбкой на устах, разбросать толпу злодеев, спасти прекрасную девушку, рисковать жизнью ради друзей… и при этом всегда выходить сухими из воды. Ну а Чарли Чаплин? Тут без комментариев. Чаплин - гений. А секрет его постоянного успеха был в том, что его герой, маленький бродяга, был обычным ребёнком, только внешне похожим на взрослого человека. А взрослые, "большие", постоянно пытались обидеть Чарли, надавать ему пинков, посадить в тюрьму, оскорбить. Но неунывающий бродяжка всё равно выходит победителем из всех передряг, оставляя своих врагов в дураках, и, поигрывая тросточкой, удаляется с экрана, чтобы в следующем фильме вновь предстать во всеоружии своей наивности. Впоследствии герой Чаплина потеряет свою всепобедительность, и с каждым фильмом грустные нотки будут нарастать и нарастать. Но пока идут 20-е, и грустинка у Чарли только проглядывает, но ещё не становится основным подтекстом, сутью персонажа. Из того, что предлагал советский кинематограф, дети тоже для себя кое-что выбрали - всесоюзными любимцами детворы стали Игорь Ильинский (Петя Петелькин из "Закройщика из Торжка" (1925) Якова Протазанова и Микешка из "Когда воскресают мёртвые" (1926) Алексея Дмитриева) и "красные дьяволята" - главные герои одноимённого фильма Ивана Перестиани. Собственно, выбрали их в кумиры в первую очередь потому, что они очень сильно смахивали на зарубежных кинокумиров - Ильинский - на некую смесь Чаплина, Гарри Пиля и Монти Бэнкса, а "красные дьяволята" являли собой "коллективного Уильяма Харта". Такое положение дел, когда кумирами советской детворы, которой предписывалось твёрдыми шагами следовать по генеральной линии в светлое будущее мирового коммунизма, были сплошь западные кинозвёзды либо их отечественные клоны, никак не устраивало руководство страны. Ещё в 1922 году в одном из своих писем Ленин обратил внимание на то, что зарубежные фильмы занимают в репертуаре советских кинотеатров слишком большое место. Ильич настоятельно рекомендовал постепенно снижать долю импортных фильмов в прокате, приобретая лишь те, которые смогут дать большой коммерческий успех. Наркомпрос и лично Анатолий Луначарский активно проталкивали идеи о создании фильмов с "советскими Гарри Пилями" и "советскими Уильямами Хартами". Впрочем, это касалось кинопроизводства вообще.

Марк Кириллов: Начиная с середины 20-х годов, постепенно стали появляться и собственно детские фильмы. Однако по большей части эти фильмы, напичканные идеологическим мусором, представляли собой убогое и жалкое зрелище. Даже в советские годы такие фильмы неизменно служили объектами острот со стороны критиков. Снять хороший детский фильм оказалось очень трудно! Постулат "Для детей надо делать как для взрослых, только лучше" на практике выглядел с точностью до наоборот. К середине 30-х годов советское кино, несмотря на скрытую конфронтацию СССР с остальным миром, считалось едва ли не лучшим в мире, доказательством чему служит бешеный успех советской кинопрограммы на Венецианском фестивале в 1934 году (для тех, кто не знает - в это время у власти в Италии были фашисты во главе с Бенито Муссолини) и проведение в 1935 году в Москве международного кинофестиваля, на котором демонстрировались в том числе и французские, и американские фильмы. Имена Пудовкина, Эйзенштейна, Кулешова были известны всему кинематографическому миру… И в это же самое время, по соседству с "Весёлыми ребятами", "Великим утешителем", "Юностью Максима", "Чапаевым", предназначенных для взрослого зрителя, детей пичкали таким "кино", что приличными словами оценить его очень трудно. Изготовители детских фильмов в конце 20-х - в начале 30-х годов твёрдо придерживались идеи, что детское кино в первую очередь обязано воспитывать советских детей в правильном направлении. Казалось бы, что в этом плохого. Ничего. Сам тезис очень даже правильный. Но почему-то очень часто, говоря о "воспитании", под этим словом подразумевается "нравоучение". В только зарождающейся советской детской литературе этого же периода нравоучительство под маской воспитания ещё не набрало своего хода и было крайне слабо ("нравоучители" возьмут своё позднее, в 40-50-е годы), а пока в литературе для детей задавали тон Корней Чуковский и Самуил Маршак, Даниил Хармс и Николай Олейников, начинает свою большую жизнь в детской литературе Аркадий Гайдар. В детском же кино в тот период таких личностей просто не было. Чем же пичкали несчастных советских детей заидеологизированные киновоспитатели, и какова была их цель? Цель была проста - всячески отвадить детей от любви к приключенческому жанру, поскольку, как мы видели выше, дети именно приключенческие фильмы любили (и до сих пор любят!) больше всего остального. Вместо создания образа "советского Уильяма Харта" для детей, вместо экранизаций сказок, вместо фильмов о детях как о таких же людях, как взрослые, только маленьких, снимались фильмы, в которых с упрямством, достойным осла, доказывалось, что приключения, романтика, тайны - это не более чем буржуазные атавизмы, которые нужно гнать поганой метлой и выжигать калёным железом, что фантазии и мечтательность - синдром уклонения от реальности. Чтобы не быть голословным, обратимся к содержанию тогдашних детских фильмов. Вот, например, фильм "Дитя Госцирка" (1925). Герой этой картины, дошкольник Гриша, насмотревшись фильмов с участием Джекки Кугана (юный американский артист, в одночасье прославившийся благодаря участию в фильме Чарли Чаплина "Малыш"), убегает из дома, чтобы побольше походить на своего кумира (герой "Малыша" был беспризорником), поступает в цирк, где обгорает во время случившегося пожара. А если бы Гриша не сбежал из дома, он бы не обгорел! Мораль - вот до чего доводит увлечение американскими фильмами.

Марк Кириллов: Или другой пример - целая порция фильмов, в которых увлечение детей романтикой далёких стран, навеянной романами Жюля Верна, Томаса Майн Рида и Фенимора Купера, а также вестернами, подвергается серьёзному осуждению как опасный симптом попытки ухода от действительности. Герой фильма "Сам себе Робинзон" (1929), пионер Вася, начитавшись приключенческой литературы и насмотревшись вестернов, отправляется в лес на поиски индейцев. Индейцев он не нашёл, зато заблудился в лесу. Но его вовремя нашли одноклассники, которые пришли с учителем в лес на прогулку. Мораль - в лес нужно ходить на экскурсию, а не за ложной романтикой… В том же духе осуждения тяги ребёнка к романтике приключений сняты фильмы "Настоящие охотники" (1930), "Ай да ребята" (1930), "Полесские робинзоны" (1934). Из всех этих фильмов сквозят одни и та же идеи - чудес на свете нет и быть не может; романтика - вредное явление; фантазирование опасно для здоровья. Несмотря на то, что все эти фильмы являлись не больше, чем кинематографической макулатурой, и что они подвергались систематической обструкции в печати и с треском проваливались в прокате, нельзя не отметить, что массовый выпуск именно таких фильмов был не случаен. Халтурщики, ляпавшие "антиприключенческие фильмы", нутром чувствовали социальный заказ на вдалбливание средствами кино в детское (да и не только детское) сознание идеи о том, что МЫСЛЯЩИЙ человек, ребёнок или взрослый, представляет угрозу для общества винтиков, где каждый должен выполнять свою строго регламентированную функцию, а каждое отклонение от этой функции является серьёзным проступком, если не преступлением. Наряду с "антиприключенческими фильмами", в детских фильмах начала 30-х годов весьма агрессивно проталкивалась идея о преклонении перед Вождями. Герои фильма "Остров чудес" (1931) собираются изготовить гигантскую статую Ленина (такую, чтоб на ладони Ильича помещался…аэродром (?!)). А в фильме "Будёныши" (1932), дошколята пишут письмо "дяде Будённому", чтобы тот обязательно посетил их детский сад и принял участие в их параде. И, о чудо, командарм приезжает!!! Что может служить лучшей наградой для строителя социализма, чем восхищение Вождями? Даже принимая во внимание тотальную идеологизацию советского общества, воспевание подобного холуйства было чрезмерным. К середине 30-х годов подобный хлам просто перестали снимать. Власть прекрасно понимала, что пропаганда должна быть более тонкой. А "антиприключенческие" и "ура-идеологические" детские фильмы способны были принести совсем не тот результат, на который они были направлены… Короче говоря, детское кино к середине 30-х годов в СССР так и не появилось. Хотя потребность в нём по-прежнему сохранялась и даже становилась более острой. Причиной тому стало резкое сокращение закупок зарубежных приключенческих фильмов, на которых воспитывалось поколение 20-х годов. Возникший вакуум нужно было чем-то заполнять. Но чем? "Антиприключенческие фильмы" не пользовались успехом, серьёзное кино типа "26 комиссаров" Николая Шенгелая, "Ивана" Александра Довженко или "Великого утешителя" Льва Кулешова было предназначено для взрослого подготовленного зрителя, бытовые драмы и мелодрамы детям были малоинтересны. Единственный недетский фильм первой половины 30-х годов, который пользовался бешеным успехом у детворы, был "Чапаев". Фильм, удачно сочетавший в себе романтику революции, правду жизни, идеологические догмы и комедийный заряд, зацепил абсолютно всех. До детей не доходили сложные моменты из фильма - они искали в "Чапаеве" приключения, и они их там находили. Но, признавая высокохудожественные достоинства "Чапаева", всё же отметим, что это совсем даже и не детский фильм. Впрочем, до официального рождения советского детского кинематографа осталось совсем немного - в 1935 году на базе киностудии "Межрабпомфильм" был создан "Союздетфильм" (впоследствии - "Киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького"). Теперь осталось дело за малым - начать, наконец, снимать фильмы для детей.

Сухов: Марк, а Вы смотрели советскую сказку на современном (на тот момент) материале "Мама, я больше так не буду!" про хулигана, который по воле волшебника встретил своего двойника и перевоспитался? Я помню, там была одна совершенно очаровательная, почти фрейдистская линия. Хулиган издевается над девочкой, а та в нём души не чает.

Марк Кириллов: Нет, не смотрел. Последний детский современный фильм, который я видел - это "Частное пионерское". Очень понравилось. Рекомендую.

Сухов: Марк Кириллов пишет: Нет, не смотрел. А я вот нигде не могу найти. (

Сухов: Спасибо Вам, Марк, за очень интересную информацию. А о творчестве Михаила Юзовского не расскажите?

Марк Кириллов: Расскажу. Чуть погодя. Но режиссёр интересный, заслуживает внимания. Жаль, что снял так мало.

Сухов: О, какая же интересная и разнообразная тема - советский сказочный кинематограф! Кроме уже упомянутых был Владимир Бычков со своими как чисто детскими так и совсем не детскими, а очень даже грустными и трагическими сказками. У режиссёра в целом не удачного "Финиста" был и свой маленький шедевр - "Пока бьют часы". Отчётливо помню, но почему-то нигде не могу найти фильм "Тихими шагами" про жителей сказочного города Немухин (про этот город было как минимум два фильма, а в одной из ролей второго плана снимался Евгений Леонов). Ирма Рауш после развода с Тарковским сняла небезызвестные "Сказка, рассказанная ночью" и "Незнайка с нашего двора". Михаил Казаков отметился в сказочном жанре со своим "Тень, или может быть всё обойдётся", где в двух главных ролях блистает младший Райкин. Своеобразным рекордсменом стала сказка Андерсона "Снежная королева". В СССР её экранизировали не менее трёх раз с разной степенью приближения к оригиналу. "Три толстяка", "Кольца Альманзора" - перечень можно продолжать. Также стоит упомянуть и фильмы Марка Захарова, и "Мэри Поппинс, до свиданья!" Леонида Квинихидзе, и "Сказки старого волшебника" Натальи Збандут, и даже "Предчувствие любви" Тофика Шахвердиева, хотя все эти фильмы и не вполне "детские". Не отставали и союзные республики и страны-союзницы по Варшавскому договору - сказки (и отличные сказки) снимали везде, где были свои киностудии.

Lac: Здорово как - раз, и обширная тема высветилась! Когда-то сам планировал открыть похожую. Буду читать теперь.

Сухов: Lac пишет: Буду читать теперь. Приятного чтения! За одно буду благодарен, если Вы знаете, кто снял "Мама, я больше так не буду" и "Тихими шагами".

Марк Кириллов: Фильм "Лёгкие шаги" (он именно так называется) есть на сайте "Фильмики Аржловер". Я его себе скачал. Вышеуказанные фильмы достойны разбора. Обсудим.

Сухов: Марк, а про творчество Владимира Бычкова Вы расскажите?

Марк Кириллов: Конечно. Тем более, что это весьма любопытный режиссёр. И совершенно не оценённый по достоинству.

Сухов: Тут подумал... Что общего между "Бег зайца через поля" Рене Клемана и "Незнайка с нашего двора" Ирмы Рауш? В основе сюжетов этих фильмов лежат ролевые игры детей.

Марк Кириллов: Ну, скорее, не Ирмы Рауш, а Игоря Апасяна Рауш картину завалила, а Апасян её вытянул. Если, конечно, не врут... Что-то общее есть, определённо. Только Рауш и Апасян более оптимистичны, чем Рене Клеман.

Сухов: Марк Кириллов пишет: Ну, скорее, не Ирмы Рауш, а Игоря Апасяна Рауш картину завалила, а Апасян её вытянул. Если, конечно, не врут... А что? "Сказку, рассказанную ночью" Рауш тоже завалила и её кто-то вытаскивал? Марк Кириллов пишет: Что-то общее есть, определённо. Только Рауш и Апасян более оптимистичны, чем Рене Клеман. Ну так и фильмы были ориентированы на разную аудиторию.

Марк Кириллов: Нет, "Сказка, рассказанная ночью" - это её фильм, однозначно. А с "Незнайкой..." история неясная. Рауш начала снимать фильм, но потом была отстранена от работы. Поэтому фактически она снята с титров как автор фильма - в качестве сорежиссёра у Апасяна указана "Ирина Яковлева".

Сухов: Марк Кириллов пишет: Рауш начала снимать фильм, но потом была отстранена от работы. А что случилось? Хотя бы по слухам...

Марк Кириллов: Достоверно ничего не известно. Дмитрий Барков (который Вася Петров из знаменитого фильма) утверждал в одном из интервью, что на съёмках у Рауш пострадали дети... Правда, больше нигде я эту версию не слышал. Если и упоминают её, то только со ссылкой на Баркова. Другая версия - банальные творческие разногласия...

Марк Кириллов: Марк, а Вы смотрели советскую сказку на современном (на тот момент) материале "Мама, я больше так не буду!" про хулигана, который по воле волшебника встретил своего двойника и перевоспитался? Я помню, там была одна совершенно очаровательная, почти фрейдистская линия. Хулиган издевается над девочкой, а та в нём души не чает. ---------------------------- Меня этот фильм заинтересовал. Попробовал поискать. Правильное название фильма - "Я больше не буду" (1977, киностудия Довженко, режиссёр Евгений Шерстобитов)... Увы, даже на украинских сайтах этот фильм не найти. Хотя Шерстобитов - режиссёр довольно-таки известный. К киноклассикам его, конечно, не отнести, но профессией он владел, а также понимал, что кино - это не только искусство, но и бизнес. Во всяком случае, пользовались большим успехом его фильмы "Сказка о Мальчише-Кибальчише", "Акваланги на дне", "Туманность Андромеды" (лучший его фильм, по-моему), "Тачанка с юга"...

Сухов: Марк Кириллов пишет: Меня этот фильм заинтересовал. Попробовал поискать. Фильм обалденный. Чего только стоит сцена, где мама обнаруживает своего сына в виде ожившего фотопортрета и в некоторой растерянности застёгивает ему пуговицы на рубашке? Или ближе к концу, где двойник с подругой хулиганят в парке, а бывший хулиган за ними бегает и исправляет последствия? И его вопрос, брошенный волшебнику: "Я что, всю жизнь должен этим заниматься?" И ответ волшебника: "А я, между прочем, всю жизнь этим и занимаюсь!" Спасибо за правильное название. Попробую тоже поискать.



полная версия страницы