Форум » Интересные фильмы » Чайнатаун; режиссер: Роман Поланский » Ответить

Чайнатаун; режиссер: Роман Поланский

админ: Не любитель я фильмов этого режиссера. Но, в который раз убеждаюсь, что все-таки один раз в жизни он снял один, по-настоящему гениальный фильм. Я имею ввиду "Чайнатаун". Этакая циничная квинтэссенция нуара и экзистенциальной полицейской драмы, с кивком уважения и цитирования Мельвиля. Абсолютно циничный фильм, точно отразивший эпоху. 100% главенство капитала, в лице героя Джона Хъюстона, полное беззаконие. Герой Джека Николсона - этакий Филип Марлоу и Сэм Спейд в одном лице. Человек принципов, личность наконец. Мужчина, еще не потерявший своей социальной роли. Трагический герой, пытающийся бороться с реальностью (еще пытающийся, заметьте), хотя даже Хэммет поставил крест на таких людях. Не знаю почему, но меня бесконечно трогает этот фильм. Причем не только частично актуальной темой, но и эстетикой. Быть может Поланский первым поймал, и представил в цвете, мир эпохи 30-40-х. Перенес барочную контрастную реальность в цветной кинематограф. (Мельвиль не в счет: его фильмы Французские). И финал - этакое переосмысление подобного эпизода из "Красного круга". Возможно даже снятый чуточку гениальнее нежели в оригинале. Против зла можно восстать, бороться в одиночку, но в конечном счете с ним приходится сосуществовать, ибо источник его не в частных отклонениях от социальной нормы, как полагали представители классического детектива, а в пагубности самой этой формы. Дэшил Хэммет P.S. Пересмотрел на днях "Тэсс" - отвратительная, бессмысленная и затянутая экранизация, только время зря потратил. Даже блестящая Настасья Кински, так и не смогла спасти картину. Наверное, профессионалам тоже не претит скромность, а эпичность дозволена только гениям.

Ответов - 18

Долматов: Кроме "Чайнатауна" у Полански гениальный фильм- "Смерть и девушка"

Марк Кириллов: Ну уж и "гениальный" Нудный до жути.Такие фильмы обычно снимают,чтоб получить "Оскара".

Долматов: для "Оскара" нужен еще более нудный фильм, например "Пианист"

Марк Кириллов: Согласен."Пианист" - это точно,типичное кино "для "Оскара"".Современным пиплам влом смотреть "ацтойного" "чёрно-белого Вайду ("Канал","Лётна","Самсон"),ему подавай новое и цветное.Правда,качество похуже,но это мало кого волнует

Долматов: Да, согласен полностью. Рулит все глянцевое, "грамотно расфасованное и политически корректное".

Борис Становов: Все таки никогда не считал этот фильм гениальным. С одной стороны мастерская, безупречная стилизация, сценарий работа Тауни позволяет сравнивать "Китайский Квартал" с лучшими образцами жанра, невероятно хороша Фэй Данауэй, идеальный кастинг, но все таки единственное, что нахожу гениальным это во многом ставка режиссера на Джона Хьюстона. Это действительно гениальный ход. У меня нет как таковых явных претензий к картине, тем более учитывая, что "Китайский Квартал" один из последних и немногих фильмов адекватно представляющих данный жанр.

phlanger: а это вот с какой колокольни глянуть :-) снять настоящий film noir в 70-е, да добавить туда изрядную дозу фрейдизьма, да Джон Хьюстон, да небанально... ну не знаю явно неординарное кино

админ: Меня скорее радует иной взгляд на жанр. Если в Америке, noir в осн. был формальной оболочкой для детектива. В крайнем случае только Билли Уайлдер, или, например Маккендрик, или Фуллер, или Жюль Дассен позволялили себе робкие попытки высказаться за счет жанра об актуальных проблемах. И то это было сугубо завуалированно, отнюдь не напрямую. Роман Поланский, напротив видел жанр совсем иначе. Его как раз интересует социальность и уклад жизни того времени, подчеркнутый в романах Чандлера и Хэммета. Здесь нету справедливости: полиция куплена героем Хъюстона, предприимчивые воротилы города выселяют фермеров, за счет забора воды, якобы для орошения города. И финал: убитая героиня Фэй Данауй, лежащая в машине и лицо Джека Николсона... "Разве это возможно!??..." "Уведите его, уведите его подальше..." Это абсолютный мрак, на котором строится детектив. Настроение которого скорее отдает даже не noir, а атмосферой Американских 70-х. Стоит хотя бы вспомнить такие мрачные картины как "Клют", или "Принц города", например. Совершенный эстетически - "Чайнатаун" - он еще и о времени, в котором снят.

phlanger: в Клюте всё было бы, в общем, абсолютно банально - подобных фильмов мы видели десятки если бы не единственная фишка - _как_ это снято === ...мне всё же кажется, что "разочарование", "Уотергейт", "крах идеалов" и всё такое, таки реально имевшее место - не имеют _никакого_ отношения к г-ну Полянскому ибо он ни разу не американец - он Посторонний :-) ...не просто подчеркнутый в романах, но возможно именно из них режиссёром и почерпнутый :-)

админ: phlanger пишет: в Клюте всё было бы, в общем, абсолютно банально - подобных фильмов мы видели десятки если бы не единственная фишка - _как_ это снято А том и речь, этот фильм нехороший - это всего, лишь эталон, такого мрачного романтизма 70-х. Я не хвалю данный жанр - скорее пытаюсь систематизировать. Технически и ментально "Чайнатаун" очень точно подпадает под жанр подобного кино - гротескного стиля. phlanger пишет: ...мне всё же кажется, что "разочарование", "Уотергейт", "крах идеалов" и всё такое, таки реально имевшее место - не имеют _никакого_ отношения к г-ну Полянскому То то и оно, Полянский снимает реальную трагедию. Своего рода противопоставление, однако не Америке. Его эстетика Европейская, и проблемы скорее Европейские. Точнее их видение. Он видит мир 30-х, со всех сторон, предпочитая социалку - интриги сюжета. Отчего его трагедия реальна, а трагедия - это не бытовуха, а-ля "Клют" или "Принц города". Это очередная злобная (словно его герой в фильме) ирония Поланского над Американской мечтой: мол вот вам реальная изнанка киногорода. Рельный "Большой сон", в которой вероятнее всего Миссис Рэтлидж словила бы пулю, а Марлоу, загремел за решетку.

Борис Становов: По поводу сюжета "Китайского Квартала" в тридцатых действительно пытались провернуть такую махинацию хозяева системы водоснабжения Лос-Анджелеса. Сбрасывали в океан пресную воду, заставляя местных фермеров за бесценок избавляться от своей земли. Участки, к которым планировалось подвести современную систему водоснабжения, скупались на имена подставных лиц, которые доживали свой век в доме для престарелых. Да финал картины, в этом смысле, абсолютно, фатальность, неизбежный. Тем более, что именно режиссер предложил такую развязку, Тауни был совершенно возмущен. Но тем не менее несмотря на очевидные достоинства не могу назвать фильм шедевром. Данауэй неподражаема. И Хьюстон обеспечил всей этой истории настолько мощный бэкграунд. Просто наверно в главной роли предпочел бы видеть кого-нибудь другого. Но это скорее вопрос приоритетов или как их предпочтений и симпатий.

админ: Борис Становов пишет: По поводу сюжета "Китайского Квартала" в тридцатых действительно пытались провернуть такую махинацию хозяева системы водоснабжения Лос-Анджелеса. Сбрасывали в океан пресную воду, заставляя местных фермеров за бесценок избавляться от своей земли. Участки, к которым планировалось подвести современную систему водоснабжения, скупались на имена подставных лиц, которые доживали свой век в доме для престарелых. Система, как это не парадоксально для России очень даже знакомая. Офформления фирм на бомжей, например довольно известный прием, который пороворачивал одно время даже ваш покорный слуга . А избавление от кого-либо путем вреда имущества, так же - фактически наше все. Все 90-е этим занимались отдельные группы граждан. Хотя, это я не фильме. Мне Николсон нравится. А кто мог быть вместо него? Джеймс Гарнер - он не смог сыграть такой финал. Его амплуа - победитель. Фредерик Форрест и Ричард Кренна - могли, но они не звезды. Сазерленд - был бы просто ужасен. Старик такую роль сыграть бы не смог (Роберт Митчум, например). По-мойму Николсон самый удачный типаж, который и должен был играть эту роль.

Евген: Посмотрел новую работу Романа Поланского "Призрак" ("Писатель-призрак"), о которой много писали в контексте ареста режиссера с подачи американских властей за сексуальные грехи молодости. По жанру политический триллер лента рассказывает о безымянном авторе, помогающему писать автобиографию экс-премьер- министру Британии. Не по своей воли он становится свидетелем и участником опасных закулисных событий, где ставка - жизнь, которой поплатился предыдущий "призрак". Если первая половины фильма чрезмерно затянута и скучна, то вторая с лихвой окупается выверенной режиссурой и классическими для режиссера мотивами Рока, атмосферой тайного преследования и неспособности индивидуума противостоять машине подавления. Поланский в лучших хичкоковских традициях достигает успеха без новомодных шоковых эффектов и бестолковой клиповой эстетики, а при помощи постепенного нагнетания саспенса, различных намеков и зашифрованных кодов. Желающие могут отыскать критику международного права, всевластия спецслужб и продажности верхушки власти. В принципе, "Призрак" - стоящая работа для непринужденного времяпровождения, стилистически и тематически напоминающая предыдущие фильмы Поланского разных периодов ("Тупик", "Жилец", "На грани безумия", "Девятые врата").

Марк Кириллов: Евген пишет: ("Тупик", "Жилец", "На грани безумия", "Девятые врата") А если поконкретнее? Из четырёх перечисленных фильмов только "На грани безумия" обладает всеми родовыми признаками классического триллера. Остальные - или манерность и эстетство ("Тупик"), либо синюшный бред ("Девятые врата"), либо "искусство ради искусства" - ляпурлярчик (оборот, введённый кинокритиком Петром Смирновым) - "Жилец".

Евген: "Девятые врата" все-таки не синюшный бред. Вполне неплохой мистический триллер на один просмотр. С разгадками сатанинских символов в старых рукописях и поисками следов дьявола в европейских библиотеках и коллекционных раритетах. Концовка может и скомкана, но само повествование довольно увлекательное. "Жилец" мне также показался недоделанным, идея хороша, а воплощение... Этот фильм почему-то характеризуют как идеальное пособие по шизофрении постепенно сходящего с ума незаметного съемщика квартиры, теряющего собственную идентификацию. "Жилец" схож с "Призраком" в наличии некоего иллюзорного замкнутого пространства, откуда нет выхода и где герой находится в окружении реальных или вымышленных сил зла. "Тупик" буквально вчера начал смотреть, но видимо, ничего интересного не предвещает.

jobim: Никогда не разделял восторгов по поводу Поланского. "Чайнатаун" - фильм очень затянутый. По большому счету, за режиссера все делает Николсон. Одна из попыток закрыть "нуар". Но экзистенциальная его сущность уже еле мерцает, так что и закрывать было почти нечего.

Lac: Это уже "на вкус и цвет". Хорошее жанровое кино.

jobim: админ пишет: Фуллер, или Жюль Дассен позволялили себе робкие попытки высказаться за счет жанра об актуальных проблемах Если это робкие попытки.... Они бы и дальше работали в Голливуде. А их оттуда выпнули. Именно по социальным мотивам. "За счет жанра"? Жанра еще не было. Французские теоретики ходили в коротких штанишках. И когда Годар снимал Фуллера в "Безумном Пьеро" - он очевидно смотрел на него снизу вверх. И это Годар, который сорвал Каннский фестиваль! Просто эти режиссеры появились немного раньше, чем следовало. Плохо умели подстравиваться.



полная версия страницы