Форум » Сообщения на любые темы » Статьи о вестерне » Ответить

Статьи о вестерне

админ: Срочная просьба ко всем!!! Сейчас, вследствие того что я пишу диплом, ежедневно, «убиваю» время в Ленинской Библиотеке, в которой помимо уймы научной литературы, имеются все подшивки, всех киножурналов, которые когда-либо выходили в Российской империи, СССР и РФ. Просьба ко всем. Подскажите, пожалуйста, названия журналов и предположительные годы их издания, в которых печатались, статьи об Серджио Леоне, вестерне в общем, спагетти-вестерне... Истории вестерна, все, что только печаталось и выходило, на бескрайних просторах нашей страны. Если будут найдены интересные вещи, все будет "оксерено" и выложено на всеобщее обозрению на моем сайте.

Ответов - 21

Долматов: мне смутно помнится что что-то было в ИК на уровне 89-94гг.про Леоне и "Однажды в Америке". но не поручусь-склероз раньше меня родился.

Sabata: м-да... какие-то статейки небольшие были, но толкового ничего не читал. Возможно, в ИК чего-то и было... Вообще, были такие сборники под названием "На киноэкранах мира" (или "На экранах мира" или еще как...). В одном из них имелся большой разбор фильма ХПЗ. Точно год этого сборника не помню (70-х гг.). Несмотря на принятый в те времена классовый подход, там была кое-какая дельная информация. Я его когда-то в каком-то "букинисте" купил. Но сейчас у меня его, увы, нет...

Sabata: Еще в "Советском экране" печатали статьи о вестернах (американские: "Великолепная семерка", "Золото Маккены", "Моя дорогая Клементина", а также о фильмах "про индейцев" с Гойко Митичем). Я думаю, это где-то с 1968 года по 1983). В 80-м году (это точно) читал там обзор по фильмама из серии "Виннету". Был еще такой журнал "Спутник кинозрителя". Там тоже что-то было. А так, ищите книги Е.Карцевой советского периода. О вестерне вообще и в частности ("Вестерн. Эволюция жанра", "Сделано в Голливуде" и т.п..).


админ: Долматов пишет: мне смутно помнится что что-то было в ИК на уровне 89-94гг.про Леоне и "Однажды в Америке". но не поручусь-склероз раньше меня родился. Читал пару лет назад. Ничего особенного.

Марк Кириллов: Саня,у меня,как я тебе говорил неоднократно,весь материал присутствует в моей личной библиотеке.Но разобрать это всё просто нет времени.Приезжай в гости Сам покопаешься.Тут тебе и "На экранах мира",и "Сделано в Голливуде" Карцевой,и "Современное американское искусство" Кухаркина,книги Варшавского,Соболева,Юренева,"Видео-Асс-Премьер",целиком посвящённый "Великолепной семёрке"...Etc.

Долматов: Сейчас скажу крамольную весчь и заранее ожидаю помидоров. Но я очень люблю фильм Кар-Вая "Любовное настроение" И вот, интересуясь Кар-Ваем я нашел статью о нём в ИК, она есть на сайте. Вот ёлки! Если там в некоторых фразах заменить "Вонг Кар-Вай" на "Серджио Леоне"- как ни странно, но получится удачно!

админ: Марк Кириллов пишет: Саня,у меня,как я тебе говорил неоднократно,весь материал присутствует в моей личной библиотеке.Но разобрать это всё просто нет времени.Приезжай в гости Сам покопаешься.Тут тебе и "На экранах мира",и "Сделано в Голливуде" Карцевой,и "Современное американское искусство" Кухаркина,книги Варшавского,Соболева,Юренева,"Видео-Асс-Премьер",целиком посвящённый "Великолепной семёрке"...Etc. Приеду, но скорее всего, только осенью. Сейчас просто не до этого, до 12-того марта должен написать диплом. Потом "госы", потом защита, потом аспирантура. После июля, буду думать. Мне вообще в Питер нужно, по очень многим делам. Но в ближайшей переспективе никак не могу. Проверил в Ленинке, у них там ремонт: все киноиздания перевезены на хранение в Химки. Обещают 29-того апреля уже вернуть. Но как мне там сказали бабули-"консультантши" - это еще "... на двое сказала" - они этот срок уже продляли раз пять. А в Химки мне в принципе пока не за чем ехать. Долматов пишет: Сейчас скажу крамольную весчь и заранее ожидаю помидоров. Но я очень люблю фильм Кар-Вая "Любовное настроение" Ну почему? Многие его любят. Для меня, не спорю, это тоска зеленая, причем касательно "2046" - в прямом и переносном смысле (кто видел - поймет о чем это я). Конечно понятно, что на фоне всего шита, Кар-Вай хотя бы смотрибелен - это уже ему в плюс.

Долматов: админ wrote: 2046" - в прямом и переносном смысле Да, мне тоже не понравилось, как и "Чунгкинский экспресс". Только "Настроение" нравится. Но я пропагандирую не Кар-Вая, а статью Виктории Никифоровой о нём.:)

Марк Кириллов: По мне так Кар-Вай - такое же Г.,как и прочие распиаренные современные "режиссёры",неоднократно здесь помянутые "добрым тихим словом"

Долматов: Марк Кириллов http://kinoart.ru/file/people/26-10-01/ а если посмотреть статью и заменить фамилию, как я предложил выше?

eda-88: СПАГЕТТИ-ВЕСТЕРН: Алилуйя мертвому жанру "Eh, amico, c?e Sabata... Hai chiuso!"* "Sausage and Ketchup" * "Ду коомен мучо-мучо рапидо"* Вестерн мёртв. Старый и непрощённый Клинд Иствуд не в счёт. Он сам себе жанр. Вокруг нет никого, кто мог бы выстрелить ему в спину (как в "Бесконечном вестерне" Роберта Шекли) или хотя бы подержать стремя. Мертворождённые "плохие девчонки" в эротически порваных рубашечках не имеют никакого отношения к вестерну, а раскрученные рекламой "Молодые пистолеты" - это просто игры мажоров Голливуда "в ковбойцев и индейцев". Дохода этот вздор не приносит и ставится на деньги богатых папочек по настоянию балованных детишек. "Папа, папа, не хочу кокаина, хочу Билли Кида сыграть! Или д`Артаньяна!" Всё очень мило, кольты дымятся, "Бон Джови" поют, мальчики смеются, а вестерна нет. Нет суровых мужчин, расчитывающих только на себя и не знающих страха смерти. Нет ощущения пространства до начала истории, нет чувства эпоса, которым всегда отличался вестерн. Кое-кто утверждает, что вестерн умер в начале 70-х, в Новом Голливуде, когда Артур Пенн и Роберт Олтмен остервенело рвали в клочья стереотипы классического американского кино. "Их любовь к жанру граничит с презрением," - отмечали наиболее умные критики и высказывали мнение, что "МасКэйб и мисс Миллер", "Излучины Миссури" и "Маленький Большой Человек" - гвозди, вбитые в гроб самого американского киножанра. Так ли? Нет, не так всё было, совсем не так. Обновители Голливуда не убивали вестерн, а наоборот, пытались оживить мертвеца, пытались влить в его иссохшие жилы немного свежей крови - придать вестерну реализм, пусть даже несколько карикатурного плана. Дело в том, что к началу шестидесятых американский вестерн застыл в неподвижности, напоминающей паралич: "грязная война" в Корее и ещё более грязная война во Вьетнаме сделали традиционное зрелище истребляемых индейцев совершенно невыносимым, а попытки славословить "героев" вроде генерала Кастера вызывали по-меньшей мере раздражение. Американский вестерн ушёл на телевидение и прозябал с бесконечных сериях погонь и перестрелок до самых пор, пока не заявили о себе рассерженные молодые люди, выкормленные королём кинохалтуры Роджером Корманом и помешанные на европейском кинематографе. В замечательных фильмах молодых интеллектуалов демонстративно нарушались все писаные и неписаные законы вестерна. Убийцы и грабители оказывались милыми влюблёнными парнями, традиционнно кровожадные индейцы - благородными и наивными представителями древней культуры, а прославленное завоевание Запада - кровавой бойней, продвижением виселиц и борделей всё дальше и дальше, от индустиального побережья внутрь девственного континента... Но вестерн погиб чуть раньше прихода Пенна, Олтмена, Марлона Брандо и Сидни Поллака, да и не в Америке, а, как ни странно, на задворках милой интеллигентной старушки Европы. Вестер погиб в случайной стычке, убитый в спину. Имя убийцы - спагетти-вестерн. Он был небрит, пьян, в руках сжимал ручной пулемёт "льюис", на плечах у него болталось пончо, а из-за его плеч выглядывали строгие умные лица Серджо Леоне, Серджо Корбуччи, Энцо Кастеллари и Карло Лидзани. Смерть вестерна стала прямым следствием невинного желания нескольких итальянских и испанских режиссёров снять дешёвый фильм со стрельбой, выдать его за американский вестерн класса Б и загрести денежку на всеобщей любви к Голливуду. В начале шестидесятых никто в Италии не хотел смотреть итальянское кино. Всякие там Феллини-Пазолини глубоко презирали публику и ваяли шедевры для фестивалей и мелких групп кинокритиков. Публика отвечала национальным гениям взаимностью и игнорировала их фильмы, исправно отсматривая американскую продукцию. Вот на таком безрадостном фоне и появился завораживающе красивый и поразительно злой псевдовестерн "За пригоршню долларов", подписанный неким Бобом Робертсоном. Почему "псевдо"? Ведь персонажи были одеты и вооружены в точности, как герои и злодеи настоящего благородного вестерна. Но вели себя эти "герои" совсем не так, как полагалось традиционной мифологией Дикого Кинозапада. Они были "плохие". Все. Даже центральные персонажи, которым полагалось сочувствовать. При этом все без исключения персонажи закуривали, поправляли шляпы, поднимали револьверы с ловкостью фокусников, демонстрирующих коронные номера, и двигались с подчеркнуто балетной пластикой. Странность фильма подчеркивалась заимстванным сюжетом. Сюжет был слизан с великолепного и циничного самурайского фильма Акиры Куросавы "Телохранитель", который в свою очередь был срисован с гротескного гангстерского романа Дэшиела Хэммета "Красная жатва". То есть это была стилизация стилизации стилизации и постмодернизм в действии. Первые сеансы провалились вглухую из-за отсутствия рекламы. Фильм уже собирались снимать с проката, как вдруг народ повалил в залы, буквально ломая двери кинотеатров - до сих пор историки спорят о причинах этого киночуда. "За пригоршню долларов", снятый за гроши, принёс миллионы. Даже американцы поверили в прикол Серджо Леоне, спрятавшегося за псевдонимом, и некоторое время разыскивали " Боба Робертсона" в Голливуде и его окрестностях. Да, это был успех. И находчивые итальянцы тут же подхватили многообещающую линию. Самые глупые пробовали просто имитировать вестерн, но эти-то подделки как раз успеха не имели. То, что пользовалось успехом, то, что стало культом и получило от кинокритиков презрительную кличку "спагетти-вестерн", разительно отличалось от американских скачек по прериям. В американском вестерне у героев - ковбоев и переселенцев - всегда была возможность сесть на коня и уехать в закат. Вестерн был распахнут навтречу будущему и всегда, даже в мрачных городских драмах типа "Рио Браво" Хоукса и "Человек, застреливший Либерти Вэлланса" Форда, оставалась надежда на перемены к лучшему, на наступление новых времён. Это был главный пафос вестерна: времена меняются. Человек приходит на Запад и завоёвывает его. Ничего подобного нет ни в одном спагетти-вестерне. Итальянские умники зло посмеялись над великой американской мечтой, изобразив Дикий Запад выжженой пустыней с мертвыми городками на дне пыльных долин. Это не страна с великим будущим, а мир после катастрофы. Разрушенные церкви и пустые дома, где прячутся бандиты, появляются в каждом фильме. Заросшие щетиной оборванцы с пистолетами и динамитными шашками в карманах ни в коем случае не первопроходцы и первопоселенцы. Это смертельно уставшие беглецы, отягощённые прошлым. Они одержимы воспоминаниями, их цель - месть за какие-то давние полузабытые преступления. Жизнь представляется им бесконечной цепью повторений, нет ничего нового под луной. Куда бы не ехали, куда бы не брели раскалёнными пустырями герои "спагетти-вестерна", они неизменно оказываются в той же точке, с которой началось их движение. Может быть, в спагетти-вестернах мы наблюдаем описанные тибетской Книгой Мертвых миры Бардо, куда заперты герои после своей негероической смерти? Герои, достигшие совершенства и начинающие подозревать о том, что они уже мертвы... "It?s cool, it?s cool world," - в полном значении слова. Стрелки и бандиты хладнокровны и виртуозны в стрельбе и пытках. Мы наслаждаемся охлаждённостью чувств безупречно аморальных персонажей и их фантастическими ритуальными танцами под завораживающе холодную музыку Эннио Морриконе. Справедливости ради стоит заметить, что не только Морриконе писал сопровождение к медленным и мучительным спагетти-вестернам, но именно его мелодии стали звуковой маркой жанра. Пережившие и режим Муссолини и унизительное освобождение от фашизма совместными усилиями американской армией и "Коза Ностра"- известны факты сотрудничества американского командования с мафиози типа Лаки Лучиано, - итальянские интеллектуалы уже не могли верить в старую байку о том, что человек по природе добр. Из опыта жизни они вынесли иное правило - "Никому не верь и ни к кому не поворачивайся спиной". "Джянго", эталонный спагетти-вестерн, снятый Серджо Корбуччи, начинается с медленного тяжелого дождя и грязи, по которой измученный пистолетчик с цыганским именем Джянго тащит гроб. В гробу спрятан пулемёт, и Джянго надеется продать машинку очередному революционному мексиканскому генералу. Всё дальнейшее известно заранее. Наниматели всегда предают несчастного наёмного убийцу, а он в свою очередь с самого начала озабочен вопросом: как бы обокрасть собственных боссов? Очень жизненная коллизия, несовместимая ни с моральным кодексом строителей коммунизма, ни с кодексом политкорректности... Интересно, что мы не найдём там ни единой сцены погони, которыми так славится оригинальный, американский вестерн. Зато засады, выстрелы из-за угла и ловушки всех мыслимых - и некоторых немыслимых - вариантов представлены в изобилии.Это соревнование в подлости с незначительными вариациями разворачивается в нескольких десятках итало-испанских спагетти-вестернах, среди которых блистают такие шедевры, как "долларовая трилогия" Серджо Леоне, динамитный "Пистолет для Ринго" Дуччо Тессари, причудливый "Лицом к лицу" Серджо Солима и непередаваемо странный E duo disse a Caino с Клаусом Кински в роли одержимого мстителя. Красота предательства, о которой с таким жаром твердили самые изысканные писатели двадцатого века - Борхес, Жене и Аркадий Гайдар - воплотилась в безумно красивые композиции этих фильмов. Самый удачливый и известный автор спагетти-вестернов, конечно, Серджо Леоне, чьё рождение ровно 90 лет назад и смерть (во время просмотра по телевизору старого вестерна категории Б) ровно 20 лет назад послужили скромным поводом к написанию этих заметок. Его первые фильмы не имеют отношения к вестерну и говорить мы будем не о них, а о двух трилогиях, сделавших его имя бессмертным. Первая трилогия, называемая "долларовой", составленна из очень хорошего "За пригоршню долларов", хорошего "На несколько долларов больше" и великолепного, упоительного, замечательного... "Хороший, плохой, злой"! Михаил Трофименков замечательно определил структуру трилогии: "За пригоршню долларов": граница страны ещё открыта, ничейная земля между Штатами и Мексикой в руках торговцев оружием и спиртным, кланов наёмных убийц. Гробовщик при первой встрече на глах снимает с вас мерку. Персонаж Джан-Мария Волонте испытывает первый пулемёт на мексиканских кавалеристах. "И ещё за несколько долларов": граница замкнута, выстроены тюрьмы и банки. Шерифы вывешивают плакатики, объявляющие награду за голову налётчиков. Коммивояжёры смерти, охотники за головами на службе закона процветают. "Хороший, плохой, злой": государства развились до такой степени, что породило внутреннюю границу между Севером и Югом. Злодеи-рабовладельцы и свободолюбивые северяне вытворят такое, чтоизумляются профессиональные бандиты. Построен первый концлагерь, на полях сражений ни за что ложатся бататьоны.... Объединяют фильмы первой трилогии исполнитель главной роли Клинт Иствуд и геометрическое их построение: в первой ленте - человек между двумя бандами, во второй - банда между двумы профессиональными стрелками, в третьей - два государства, между которыми мечутся трое авантюристов". Но стоит сказать и о других героях этой трилогии - во втором и третьем фильме рядом с никому в ту пору неизвестным Иствудом злодействует чертовски элегантный Ли ван Клиф, а в заключительной части мы имеем счастье видеть не только Иствуда и ван Клифа, но и актерский перфоманс Элая Уоллаха, и это лучшая роль в фильме, и это одно из лучших представлений в истории кино! Если тебе не удалось до сих пор увидеть это, разбейся в лепёшку, но посмотри начало "Хорошего, плохого, злого" с незабываемо зловещим появлением трёх незнакомцев - сверхкрупным планом! - трёх демонически опасных типов с повадками суперпрофессиональных наёмных убийц, которые тут же., в соседнем кадре, валятся, как мешки, под точными выстрелами "злого" Уоллаха, прыгающего в окно со шницелем в зубах... А как его вешают! А как он жуёт сигару, вместо того, чтобы её закурить! А сцена, в которой Элай Уоллах из деталей десятка различных револьверов монтирует единственную и неповторимую машинку собственной конструкции, достойна встать рядом с "танцем булочек" из "Золотой лихорадки" Чаплина! Но кроме этого "злого" бандита в фильме есть Клинт Иствуд и Ли ван Клиф, есть музыка Морриконе (вихрь обезумевшей музыки гонит потрясённого "злого" Уоллаха вдоль крестов бесконечного солдатского кладбища - и это один из самых пронзительных эпизодов в истории кино!) и блистательная камера Тонино делли Колли. Даже американцы, не любящие в принципе европейское кино, дрогнули сердцем перед шедевром Серджо Леоне и позволили ему следующий фильм снять на святой для каждого киномана земле Калифорнии. Получилось нечто невообразимое - американский спагетти-вестерн под чудным названием "Однажды на Диком Западе " и американскими звёздами. Тут уж Леоне развернулся вовсю. На главные роли он пригласил Генри Фонда и Чарльза Бронсона, когда-то с высокомерным смехом отказавшихся от участия в первом вестерне "долларовой" трилогии. Сценарий он заказал кумиру европейских интеллектуалов Бернардо Бертолуччи и автору самых волнующих фильмов ужасов Дарио Ардженто. Впрочем, потом он вместе со своим ассистентом всё переписал. Но жест был великолепный!.. Понять смысл происходящего в "Однажды на Диком Западе" довольно трудно, кажется, Леоне попытался совершить предательство фирменных мотивов итало-вестерна и показать смену эпохи диких ковбоев новыми временами железных дорог и биржевых спекулянтов. Однако дизайн съел сюжет фильма и в памяти после просмотра остаются лишь величественные и прекрасные убийства вперемежку с репликами типа "Когда-то я видел три таких же плаща. В каждом было по мужчине. В каждом мужчине - по пуле". "Бродячим ковбоям нет места на земле, - замечает Мих.Трофименков по поводу "Однажды на Диком Западе" - их порода вымирает. Один из них убивает детей, другой по инерции защищает невинных. Но встретившись, они с пониманием, как братья, смотрят друг другу в глаза. Железнодорожная компания тянет рельсы к Тихому Океану, золочёные салон-вагоны останавливаются в пустыне, безлюдные долины заполняются строителями..." Это темы настоящего американского вестерна, это кризисный фильм кинобарокко 1968-го года, года "пражской весны" и "весёлого мая", после которых спагетти-вестерн изменился катастрофически и безнадёжно. На первое место вышла тема проигранной революции, в итало-вестерн пришло отчаяние. Если раньше авторы жанра воспринимали "несовершенство" человеческой натуры с холодной и всепрощающей усмешкой - это и превращало их фильмы в изысканно чёрные комедии - теперь им стало страшно по настоящему. Серджо Леоне попытался закрыть тему в своём последнем вестерне, после которого замолчал на четырнадцать лет, до самого "Однажды в Америке". В 1971 он поставил непередаваемо печальный и очень красивый вестерн о распаде революции и деградации революционеров - "Опусти голову". Он же - "Однажды в революцию", он же "Пригоршня динамита", он же "Мелодия смерти". Сначала "Опусти голову" должен был ставить Питер Богданович, автор "Последнего киносеанса", очень хорошей стилизации под фильмы 50-х годов. Но Леоне, после знакомства с режиссёрскими заметками таланливого американца, выгнал его со съёмочной площадки со словами: "Вам бы голливудское кино снимать..." и всё сделал сам, по своему. В этом фильме "цивилизация в виде броневиков и массовых расстрелов шествует по революционной Мексике, неграмотному крестьянину ещё хочется грабить банки, а ирландский террорист выбрасывает в грязь томик Бакунина..." (Мих.Трофименков) В истории нет места оптимизму, революция проигрывает всегда, сказал Леоне и процитировал "Тему предателя и героя" Борхеса. Третий фильм второй трилогии Серджо Леоне к вестернам не относится, поэтому о нём мы поговорим где-нибудь в другом месте.... "Белый и бородатый" Серджо Леоне заслонил своих коллег в глазах киноисследователей. Но спагетти-вестерны Дамиано Дамиани, Энцо Кастеллари и Серджо Корбуччи остаются культовыми фильмами для всех, кто любит движущиеся по экрану изображения. В конце шестого десятилетия кино вошло в стадию барокко, когда детали оказываются важнее целого и формальное мастерство важнее "идейного посыла". Итальянский вестерн имитировал политическое кино той поры, но превращал идеологию в причудливый орнамент. Рекорд странности поставил Энцо Каселлари, в "Кеома" он перенёс историю страстей Иисуса в Техас времён разгрома очередной мексиканской революции. Опуская револьвер, новый "Иисус-неудачник" Кеома произносит: "Так просто убивать тех, кто уже мертв...", и это звучит эпитафией вестерну. В 1993 Кастеллари попытался снять римейк "Кеома" в России с Франко Неро в главной роли, это была чертовски элегантная идея, ведь именно спагетти-вестерны, а не что-либо другое, адекватно описывают ситуацию современной России. Но увы, закончил ли он свой сумашедший фильм или вернулся на солнечные холмы "Ченничета" несолоно хлебавши - история о том умалчивает*. Как ни странно, один из самых злых и пессимистичных итало-вестернов той поры, "Кто знает?" Дамиано Дамиани с Джан Марией Волонте, Лу Кастелем и Клаусом Кински попал в советский прокат под титулом "Золотая пуля". Ещё чуднее то, что скрыая гомосексуальность вестерна, "самого мужского киножанра", выходит здесь на поверхность, и отношения между революционным бандитом Волонте и наёмным убийцей Лу Кастеля иначе, как любовными не назовёшь. Это тот фильм, после просмотра которого юный Р.В.Фассбиндер решил заняться кино и сделал ледяной по интонации гангстерский фильм "Любовь холоднее, чем смерть", находящийся точно посрередине между "Самураем" Мельвиля и упомянутым "Кто знает?" Дамиани. Мне нравится "Золотая пуля", я люблю "Джянго" и "Ринго". Я обожаю "Хорошего, плохого, злого". Но мой персональный фаворит - "Великое молчание" Серджо Корбуччи. Единственный вестерн в снегу, вестерн, кончающийся жалкой смертью доброго благородного Трентиньяна от пули великолепного мерзавца Клауса Кински. Долины в предгорьях, заваленные снегом, в который лошади проваливаются по брюхо, клаустрофобия бойцов очередной проигранной революции, меховые шубы "охотников за головами", отстеливающих загнанных экс-герильерос, как зверей... Печальный снегопад, скрывающий трупы... Безнадёжная влюблённость немого героя Трентиньяна и его маузер, почти неправоподобная подлость персонажа Кински и финальный титр, сообщающий о том, что всё происшедшее - не легенда, а самый что ни на есть исторический факт. Если не хронологически, то эстетически "Великое молчание" закрывает историю спагетти-вестерна. К уже сказанному добавить было нечего. Ещё появлялись комические безделушки с клоунами Бадом Спенсером и Теренсом Хиллом, но даже самые простодушные понимали, что это лишь рефлекторные подёргивания конечностей трупа. Убийца американского вестерна практически покончил самоубийством, продемонстрировав исчерпанность героев, ситуаций и идеологии. После этого снимать фильмы с бравыми ковбоями, запросто отстреливающими индейцев и мексиканцев, или с суровыми шерифами, несущим на Дикий Запад закон и порядок, было невозможно. Идея была дискридитирована. Поэзия прерий распалась в пыль. Голливудская молодёжь не хотела смириться с таким положением и попыталась спасти положение самокритикой. Было сделано несколько прелестных поствестернов, полных стрельбы и меланхолии. О фильмах Артура Пенна и Роберта Олтмена я уже упоминал. Среди прочих полушедевров блеснул бриллиант "Бач Кессиди и Сэнданс Кид" Джорджа Роя Хилла о верной и нежной дружбе двух честных бандитов в исполнении Пола Ньюмана и Роберта Рэдфорда, но любое сравнение американской продукции такого рода с итало-вестерном способно вызвать лишь умиление. Трогательно, наивно и очаровательно в детской попытке изобразить цинизм. Как верно заметил крёстный отец "новой волны" Андре Базен - "Американцы умеют изображать насилие, но они не умеют показывать жестокость. Жестокость - прерогатива европейского кино..." Лишь один парень с той стороны Большой Лужи смог внятно ответить макаронникам. Я имею в виду, конечно, Сэма Пекинпа. Он не был новичком в жанре вестерна, но после знакомства с фильмами Леоне и Корбуччи он резко сменил ориентиры и снял свирепую балладу о старых убийцах под грубым названием "Дикая банда". Фирменной маркой Пекинпа, стали две сцены массовой бойни, открывающая и закрывающая фильм. Пулемёты разносят в клочья кавалеристов под радостные вопли стрелков, и мёртвые тела танцуют в рапиде под свинцовыми ударами пуль, прежде, чем рухнуть на землю. Большинство зрителей были настолько потрясены "Дикой бандой", что не заметили остальные, не менее удивительные вестерны Пекинпа. В Италии он снял откровенно итальянский вестерн "Баллада о Кейбле Хоге" с культовым Язоном Робадсом, любимым актером Серджо Леоне, а чуть позже, после "Соломенных псов" и "Побега", в 1973, под музыку Боба Дилана сотворил свой лучший вестерн "Пэт Гаррет и Билли Кид". По мнению редакции прогрессивного журнала NEON, разделяемого и скромным автором этих строк, это вообще лучший вестерн всех времён и народов. А смог бы появиться этот до боли обжигающий холодом фильм без "Лицом к лицу" и "Великого молчания"? Конечно, нет. Итальянские уроки были усвоены на отлично, и учителя были превзойдены - увы, только один раз. Следующий вестерн Пекинпа, чьё жуткое действие разворачивалось в современности на задворках американской империи, стал беспросветно черной историей мертвеца - "Принесите мне голову Альфредо Гарсиа" - ничего живого здесь нет. Среди поклонников и наследников спагетти-вестерна есть очень неожиданные люди. Уолтер Хилл вслух мечтал о постановке спагетти-вестерна и в конце концов соорудил римейк "За пригоршню доллларов", назвав его "До последнего человека" и перенеся действие во времена "Красной жатвы". Клинт Иствуд, став режиссером, тут же поставил "Странника с высоких равнин", на грани плагиата напоминающего фильмы Леоне. Джон Карпентер начинал с прямой - и очень удачной - имитации итало-вестерна "Нападение на 13-й полицейский участок", а потом пригласил в "Побег из Нью-Йорка" звезд спагетти-вестерна Ли ван Клифа и Эрнеста Боринже. Надо ли говорить о том, что многие сцены этого чудесного фильма-погони кажутся списанными с работ Кастеллари, Солино и Леоне? Имеющий глаза да увидит. А его фильм "Вампиры"? И прикид и пластика персонажей до боли в глазах напоминают злобных киллеров и бесчестных ковбоев с итальянских студий. Вообще фантастический реализм спагетти-вестернов до сих пор вдохновляет создателей "постапокалипсических" фильмов. Трилогия Джорджа Миллера о "Безумном Максе", "Почтальон" Костнера да и все остальные драмы о жизни и борьбе в мире после Бомбы прямо ссылаются на итальянцев. И я не могу не сказать о своём любимце, о фильме, неизвестном широкой публике, но милом моему сердцу - о модернизированном панк-вестерне "Прямо в ад" Алекса Кокса. Этот упоительно свободный фильм прямо и очень точно цитирует мотивы, мизансцены и ритмы субжанра, пересаживая бродячих гангстеров из сёдел на подержанные "мерседесы", въезжающие в пустынные города-призраки, и вручая им вместо старых добрых кольтов суперсовременное автоматическое оружие, отказывающее в разгар перестрелки... "Прямо в ад" был никем не замеченным предшественником Квентина Тарантино и братьев Коэн, он был слишком изыскан, чтобы стать популярным, он был слишком груб и весел, чтобы быть принятым в приличном обществе фестивальныой кинокритики, но в культовом пантеоне ему отведено почётное место, между "Хельсинки- Неаполь" Мики Каурисмяки и "Мертвецом" Джима Джармуша... Особую страничку в историю поствестерна вписали советские режиссеры. Я говорю не о классических имитациях вестерна в фильмах тридцатых-шестидесятых годов и даже не о замечательно строгих адаптациях типа "Никто не хотел умирать" В.Жалакявичуса и "Проверка на дорогах" А.Германа, этот корпус фильмов заслуживает отдельного разговора. Я всего лишь хочу упомянуть презираемые высоколобыми культуртрегерами дешёвые и грубые "истерны" с Одесской Киностудии, изобиловавшие кровавыми сценами изощрённой жестокости. Трудно сказать, видел ли Самвел Гаспаров спагетти-вестерны или с небрежной гениальностью сам изобрёл этот жанр в "Ненависти", в "Забудьте слово "смерть", в "Хлебе, золоте, нагане" и особенно в "Шестом", но то, что Никита Михалков в "Своём среди чужих, чужом среди своих" (ах, да, это не Одесса, это Москва - но тем не менее...) пел по итальянским нотам, сомневаться не приходится. Фильм чудесный, но когда я смотрел "Опусти голову" Серджо Леоне, меня не покидало ощущение, что вот-вот - и из-за мексиканских холмов с гиком и свистом вылетит банда есаула Брылова. Это очень странное ощущение, ведь "Опусти голову" вышел в прокат и стал доступен зрителю уже после премьеры михалковского дебюта. Перечислять можно долго. В этом ряду будут и "Кто заплатит за удачу?" К. Худякова, и, конечно, "Псы" Светозарова, до сих пор не побитый рекорд стилизованной свирепости в отечественном кино. В общем, неточно цитируя В. Пелевина, можно сказать, что вестерн мертв. Но мертв как-то интригующе. Так мертв вампир, пытающийся безлунной ночтью пролезть в окошко Моссовета. Может быть, это самый влиятельный мертвец современной культуры. Я был в Испании, в пустыне Табернас, в призрачных городках, где снималось большинство спагетти-вестернов (а также "Быстрый и мёртвый" Сэма Рейми, о котором я не сказал ни слова), я стоял под виселицей, на которой когда-то болтался Шорти из "Хорошего, плохого, злого", я бродил по кладбищу, где на надробиях стоят милые моему синефильскому сердцу имена, и имел возможность посидеть в мемориальном кинозале раздолбанного салуна, где непрерывно крутят "Johnny Hamlet", "Cimitero senza Croci", "Sette Pistole per I Mac Gregor" "Il Mercenario" и, конечно, "Django"... Я люблю спагетти и спагетти-вестерны. В этом пристрастии я не одинок. * "Эй, приятель, это Сабата... Ты проиграл!" - песенка из фильма Франка Крамера "Сабата" * "Сосики и кетчуп" - песенка из фильма Алекса Кокса "Прямо в ад" *"Ты пришёл очень-очень быстро" - слова Марвина Флинна в "Обмене размов" Роберта Шекли * Автору этих заметок удалось выяснить, что фильм был-таки сделан, получил название Jonathan degli Orsi и в 2001 году вышел в европейский прокат на видео и DVD. Автору даже удалось увидеть этот фильм, чем он весьма доволен - в самом деле, это поздняя классика (если у такого маргинального и формального жанра, как "спагетти-вестерн", может быть классика) жанра....

Марк Кириллов: eda-88 Это с сайта "Вестернфильм".Там статей штук 24 Думаю,что все их сюда постить не стоит

eda-88: Как хотите,хотите про "Хороший,....."-с Уза-Кинообзор?

eda-88: НАВЕРНО МАРК КИРИЛЛОВ,Александр-вы это читали,а может и нет,но на всякий случай выложил Il buono, il brutto, il cattivo / Хороший, плохой, злойИдея: Три непревзойденных мастера владения револьвером. Три разных пути. Одна цель. Сюжет: Три главных героя фильма -- "Хороший" Блондин, "Плохой" Анджело и "Злой" Туко -- являются мастерами владения револьвером. Туко разыскивают во многих штатах, и за его голову назначена хорошая цена. Блондин несколько раз "сдает" Туко властям в разных штатах, а когда его вешают, он перестреливает веревку и спасает сообщника. В то время, как Блондин и Туко зарабатывают на жизнь, Анджело узнает, что некий Билл Карсон украл из армии огромную сумму денег -- 200 тысяч долларов. Анджело решает найти его и забрать все деньги. Однако, умирающий Билл Карсон попадает в руки к Блондину и Туко, которым рассказывает, что спрятал деньги на кладбище в одной из могил. Название кладбища он сообщает Туко, а название могилы -- Блондину. Партнеры решают найти деньги и поделить между собой, однако попадают в плен одной из армий (действие происходит во время Гражданской войны в США), где видят, что сержант в этой армии -- Анджело. Бандит узнает своих старых знакомых и под пытками вытягивает у Туко название кладбища, а самого отправляет в военную тюрьму, в которую он под конвоем должен поехать на поезде. Анджело предлагает Блондину войти в долю, который вынужден согласится. Волею судьбы убивший конвоира и сбежавший Туко попадает в город, где остановились Блондин и Анджело со своей шайкой. Блондин убегает и, воссоединившись с Туко, они идут против Анджело и его бандитов, однако, тому удается убежать. После продолжающих странствий, взорвав по дороге мост, из-за которого постоянно шли бои, Блондин и Туко добираются до кладбища, где их поджидает Анджело. Присходит дуэль, Анджело погибает, Туко и Блондин, поделив деньги, расходятся в разные стороны. Сильнейшие сцены: 1. Сцена избиения Туко у Анджело под классическую музыку. 2. Сцена перестрелки Блондина и Туко с бандой Анджело. 3. Сцена, когда Туко бегает по кладбищу среди тысячи могил и ищет нужную могилу. 4. Финальная сцена конфронтации Блондина, Анджело и Туко. 5. Сцена издевательства Блондином над Туко, когда он вешает его на дерево, оставляя долю Туко под ним и перестреливает веревку. Интересные фразы: 1. Туко (пытаясь прочесть записку): Смотри, что там написано, Блондин: "До скорой встречи, ид." "Ид..." "Иди.". Блондин (берет записку в руки): "Идиоты". О, это адресовано тебе, мой друг. 2. Туко: Бог на нашей стороне потому, что он ненавидит Янок. Блондин: Он на нашей стороне, так как он также ненавидит идиотов. 3. Туко: Мне нравятся такие толстяки, как ты. Когда они падают, они производят столько шума! 4. Туко: В мире есть два типа людей, мой друг: у одних веревка на шее, а другие занимаются тем, что перестреливают веревку с их шей. 5. (Туко купается в ванне, когда входит однорукий бандит) Однорукий бандит: В течение восьми месяцев я искал тебя. Когда мне следовало держать пистолет в правой руке, я вспоминал тебя. Теперь я нашел тебя именно в том положении, которое мне приятно. Я много времени потратил на то, чтобы научиться хорошо владеть левой рукой. Туко (стреляет в него из под пены в ванне): Когда ты должен стрелять, стреляй. А не болтай, идиот. Блондин (услышав выстрел в стане у Анджело): О, я узнаю звук этого пистолета. Что же, вовремя ты появился, дружок. 6. Туко (после того, как Блондин застрелил Анджело, обнаруживает, что его пистолет разряжен): Свинья! Когда ты успел разрядить мой пистолет? Блондин: Вчера вечером. Ты думаешь, я тебе доверяю? А теперь вот что. В мире есть два типа людей, мой друг: у одних заряженный пистолет, а другие копают. Тебе копать. 7. Блондин: Ты можешь рисковать, мой друг, но дело в том, что я перестреливаю веревку. Если мы урежем мои проценты, то.Сигару? .Я могу и промахнуться. Туко: Тогда, если ты промахнешся, ты должен промахнуться очень хорошо. Все, кто просто играет со мной и оставляет меня в живых, начинают потом понимать, что они ничего не знают о Туко. Мнение: С творчеством Серджио Леоне я познакомился еще в детстве, посмотрев его гангстерскую эпопею "Однажды в Америке" с Робертом Де Ниро и Джеймсом Вудсом в главных ролях. Фильм мне очень понравился и после этого, мне порекомендовали посмотреть классику вестерна "Хороший, плохой и злой". Я категорически отказался, мотивируя это тем, что вестерны мне абсолютно не нравятся (что является абсолютной правдой), за исключением "Великолепной семерки". Однако, буквально год назад, я решился на просмотр фильма, о чем абсолютно не жалею, ибо этот фильм я обязательно пересматриваю раз в месяц. Идея охоты за деньгами отнюдь не нова. Очень много "спагетти-вестернов" основывают свою сюжетную линию именно на этом. Однако, Серджио Леоне удалось найти изюминку, которая привлекает зрителя: хорошо подобранный актерский состав, элементы вестерна смешиваются с комедией и драмой, отличное музыкальное сопровождение Эннио Морриконе . Очень часто считают, что этот фильм является последней частью так называемой "трилогии о долларах". Первый фильм -- "Полная горсть долларов", второй -- "За несколько долларов", и, наконец, "Хороший, плохой, злой". Однако, в отличие от первых двух фильмов, тут и бюджет выделен побольше, да и актеров и статистов в фильме побольше. Короче говоря, Леоне раскрутился на полную катушку и не подкачал. В фильме "Хороший, плохой, злой", три главных героя ищут 200 тысяч долларов. Клинт Иствуд снова играет положительного героя (который действительно очень хороший парень) по кличке "Блондин", как его назвал Туко. Однако, на самом деле, у него нет своего имени, и даже в титрах его героя зовут "Человек без имени". Он -- "Хороший" (Il Buono). Вечный герой вестернов Ли Ван Клиф играет безжалостного и зверского убийцу по имени Анджело "Ангельские глазки". Кстати, он первый узнает о золоте и начинает охоту за ним. Он -- "Плохой" (Il Cattivo). И, наконец, самый интересный (и мой любимый) персонаж -- совсем никудышный бандит со списком преступлений длиной в милю и очень длинным именем -- Туко Бенедикто Пасифико Хуан Мариа Рамирез. Он -- "Злой"(Il Brutto). Хотя Туко и бандит, он очень комичный персонаж. Такое ощущение, что Леоне решил создать своего рода образ "бандита-неудачника", который очень хорошо владеет пистолетом, ему чрезвычайно везет, но после этого он постоянно попадает в комические ситуации. Я думаю, что этот замечательный персонаж помог фильму стать классикой жанра. Стиль фильма почти достиг пика совершенства Леоне. Можно смело сказать, что финальная сцена одновременной дуэли трех персонажей -- самая лучшая сцена такого рода в фильмах Леоне, а может и в жанре "вестерн" вообще. Музыка Морриконе и присутствие Леоне при монтаже создали очень мощный эмоциональный пик, который редко встречается в фильмах. В течение нескольких минут камера показывает переживания трех дуэлистов, медленно, а затем все быстрее и быстрее, она мелькает и крупным планом показывает руки, медленно тянущиеся к револьверу и глаза. Напряжение растет и выливается в стрельбу. Говоря о фильме, нельзя не упомянуть музыкальный саундтрек. Один из кинокритиков в свое время сказал, что фильм стал известностью благодаря уникальной музыке Морриконе, который создал наиболее узнаваемую тему среди всех фильмов такого плана. В главной теме присутствует крик "Аийаийа". По словам композитора, он хотел создать крик гиены. Но несмотря на то, что многие люди не знают как кричит гиена, они чувствуют чистую энергию и жесткую агрессивность в этом крике, который Леоне использует на протяжении фильма. Воистину -- классика жанра.

Gringo: Интересный подход к событиям в экономике. Европейский Центробанк неверно распределил роли в своем спагетти-вестерне http://www.akmos.ru/analytics/publications/?id=2da10752e38efb028470140848ec48c8

eda-88: Было тут или нет - либо на сайте или сайтах... Но у меня много выпусков "Мифы и реальность", вот уже несколько лет собираю... и например в 3-м выпуске, 1972 года есть отличная статья Богемского "Доморощенный вестерн", естественно о вестернах Леоне... Я думал отсканить, если кому интересно почитать?! И выложить картинкой (jpg) или текстом? У меня также много журналов Советский Экран, за 68-77 года... в выпуске 69-го года кажется... где-то была единственная (за все выпуски журнала Советский экран) чья-то статья про ННДБ, сколько не искал и хотел отсканировать материал, так и не нашел, куда я его дел... и быть может уже не найду, но то была отличная статья! Так что Богемского я могу отсканировать если кому нужно, вот отрывок двух страниц: (книге уже много лет) http://img692.imageshack.us/i/leone1.jpg/ http://img81.imageshack.us/i/leone2.jpg/ http://img217.imageshack.us/i/leone2.jpg/

Марк Кириллов: Читал эту статью К сожалению,это типичный взгляд советских критиков на Леоне.Отношение к нему - как к классовому врагу.И подход такой,что без вранья никак.Один пассаж про Волонте чего стоит (типа,его пригласили от избытка средств,хотя всё было с точностью до наоборот).А Богемский хотя и известный критик,но и здесь не обошёлся без лжи.

eda-88: Марк Кириллов пишет: Читал эту статью К сожалению,это типичный взгляд советских критиков на Леоне.Отношение к нему - как к классовому врагу.И подход такой,что без вранья никак.Один пассаж про Волонте чего стоит (типа,его пригласили от избытка средств,хотя всё было с точностью до наоборот).А Богемский хотя и известный критик,но и здесь не обошёлся без лжи. да, раньше мало про Леоне писали, но про полит. кино-ой тьма какая... А Вы читали статью с Сов. экрана, там тоже критикуют ННДБ - насилия много и т.п.. я просто не нашел куда я дел тот журнал...!?

Марк Кириллов: Читал,а как же.

админ: eda-88 пишет: да, раньше мало про Леоне писали, но про полит. кино-ой тьма какая... eda-88 пишет: ННДБ - насилия много и т.п.. Кстати говоря в политических фильмах, тоже насилия по-чище, чем у Леоне будет. А тем не менее... Политика двойных стандартов. Единственное, благодаря обзорам и прокату политических лент, многие из них дошли до нашего времени с переводом, что тоже очень здорово.

IW-GDK: Перевел недавно вводную статью о спагетти: http://www.spaghetti-western.net/index.php/Введение



полная версия страницы