Форум » Сообщения на любые темы » Анимационное кино » Ответить

Анимационное кино

Сухов: Решил создать эту тему, т.к. обнаружил пустое место на месте исследований анимационного кино. К сожалению, мои поиски общего описания особенностей и истории этого явления (так сказать, для обывателя) не дали ощутимых результатов. Поэтому решил поделиться своими отрывочными знаниями в надежде, что другие участники форума помогут мне их восполнить.

Ответов - 11

Сухов: В 1988 году французские кинематографисты сняли не очень длинный фильм "Вертящийся столик", в котором к пожилому мультипликатору в гости приходят его герои, чтобы вместе с ним вспомнить его творчество, короткометражные мультфильмы, снятые на протяжении десятилетий. Смешные и грустные, детские и не совсем, они стали историей французской анимации. Мультипликатора зовут Поль Гримо, и он считается настоящим французским Уолтом Диснеем. Самое знаменитое его произведение - полнометражный "Король и птица", анимационный фильм, как бы сейчас сказали, со сложной судьбой. Съёмки фильма заняли около 20 лет. За это время он многократно переделывался и выходил в прокат в разной степени готовности. Последний вариант датирован началом 80-х. Я его впервые увидел в клубе пионерского лагеря во времена перестройки. По всей видимости, антитоталитарный пафос мультфильма был тогда ко двору. Автором сценария фильма был Жак Превер. Совместно с Гримо они создали грустную, пропитанную политической сатирой сказку, в которой провозгласили главными ценностями свободу и человеческое достоинство. И главным врагом этих ценностей стал не глупый и жестокий король Карл, а его дворец-небоскрёб, выражающий порочность современной цивилизации. Король (аллегория политической элиты в любых стране и обществе) живёт на самом верху (выше свил своё гнездо Пересмешник), а в самом низу, в подземной тюрьме живёт простой народ, который никогда не видел ни неба ни птиц. Существующий порядок поддерживается политикой тотального террора. Король претендует на то, чтобы владеть всем, в том числе и тем, что ему не принадлежит. Например, физической красотой, уважением гордого Пересмешника или девушкой с картины. Это стремление оказывается роковым для него, и он становится жертвой своей идеализированной копии, портрета (медийного двойника), который занимает его место и уже способен получить то, в чём было отказано оригиналу. Заканчивается всё, тем не менее, революцией. Не той, после которой начинается рай на земле, а той, после которой всё в прямом смысле разрушено до основания и всё надо начинать строить заново. Герои могут радоваться - ведь их свободе и человеческому достоинству больше ничего не угрожает, но в начале и в конце фильма всё равно звучит очень грустная музыка. Отчасти фильм ещё и о невозможности изменения мира к лучшему. Хочется также отметить высокое техническое исполнение мультфильма. В сцене, в которой Трубочист спасает попавшего в ловушку птенца, у зрителя по настоящему кружится голова, хотя о трёхмерной графике ещё никто не слышал. Такова магия правильно построенного кадра.

Сухов: Разбуди любого человека посреди ночи и спроси: "Кто самый великий мультипликатор?" Ответ будет одним и тем же. Уолт Дисней. На самом деле, я о нём, как о человеке, не знаю почти ничего и надеюсь восполнить этот пробел. А то, что я знаю, это: Уолт Дисней был одним из первых мультипликаторов, кто ориентировал свою продукцию на детей, и, видимо поэтому, запомнился бывшим детям лучше своих не менее талантливых современников. Уолт Дисней был новатором и экспериментатором в мультипликации. Он снял первый звуковой мультфильм ("Пароход Вилли") и первый анимационный "блокбастер" ("Белоснежка"). Уолт Дисней создал крупнейшую анимационную студию, которая с переменным успехом держит лидерство в производстве анимации до сих пор. Уолт Дисней был чрезвычайно лоялен к политике своей страны. Я слышал, что он был убеждённым сторонником "маккартизма". С какого-то момента Уолт Дисней перестал быть человеком и стал персонификацией бренда, через которую политическая элита США проводит свою не всегда нравственную политику. Лично меня очень покоробил недавний мультфильм диснеевской киностудии "Храбрая сердцем", в который создатели заложили идеологическую мину "Chailde free". Мерзко и низко.

Марк Кириллов: Сергей, про Диснея есть хорошая книга советского киноведа Эдуарда Арнольди. Насчёт Диснея и маккартизма. Меня всегда интересовала эта эпоха. Для американцев, которые кичились тем, что они самая демократичная и самая свободная страна, в которой каждый человек имеет право на собственное мнение, за которое никто не смеет его преследовать, эпоха, получившая своё наименование в честь жалкого и ничтожного сенатора из штата Висконсин, недоумка и алкоголика, научившегося в нужное время и в нужном месте говорить правильные слова, стала просто шоком. Смельчаков, способных сказать "нет" распоясавшимся хамам и фанатикам, оказалось не очень много. Были, правда,те, кто старался так или иначе ответить "патриотам" в завуалированной форме. И вовсе не только люди "коммунистических убеждений" (умышленно беру это словосочетание в кавычки, потому что во времена маккартизма ярлыком "коммунист" метили всех, кого собирались скормить ошакалевшемуся "народу" - почти так же, как в СССР любого недовольного или нестандартного человека объявляли "троцкистом") были готовы сказать "пару ласковых" "патриотам Америки". Например, ветеран Голливуда Алан Дуэн, который работал в кино ещё в 10-е годы ХХ века и снимал исключительно развлекательное массовое кино. Но как же даже его, видимо, достал сенатор из Висконсина и его присные, что в своём вестерне "Серебряные россыпи" (1954) он дал главному негодяю, занимавшегося подстрекательством толпы на погромы, фамилию Маккарти. Известно, что к оголтелым сторонникам чистки Голливуда от "красной опасности" Джону Уэйну и Рональду Рейгану на определённом этапе примкнули и числившиеся "коммунистами" кинодеятели - видимо, чтобы спасти свою драгоценную шкуру. Среди них - Клиффорд Одеттс, Элиа Казан, Уолт Дисней... Казан снимал социальное кино, не боясь касаться крайне неприятных тем современности. Но стал сотрудничать с Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности. При этом, очевидно, он чувствовал себя не в своей тарелке. В это время он создаёт фильм "В порту" (1954), где пытается сопоставить свою ситуацию с ситуацией, в которую попал герой Марлона Брандо (нужно ради общественного блага донести на своих друзей). Но вот только финал фильма уж больно не понятен с этой точки зрения. Злодеи, превратившие профсоюз в шайку гангстеров, разоблачены и привлечены. НО! На жизни рабочих этот факт никак не сказался! А издевательский жест управляющего, приглашающего рабочих вернутся в порт, сильно напоминает аналогичностью ракурса сцену из "Метрополиса" Фрица Ланга - ворота на фабрику (у Казана - в док) рифмуются с пастью Молоха... То есть, явно снимая промаккартисткую картину, Казан оставляет себе лазейку на будущее, вроде бы намекая - мол, ребята, я с вами, а это так, чтобы Их успокоить. Потом будет замаливание грехов в виде "Лица в толпе" (1957), где Казан уже не стесняется в выражениях, изо всех сил лупцуя маккартизм и тех, кто его поддерживал... Но Голливуд доносчика не простил. И если Уэйна спасала его простодушие и искренность, то уже Рейгану этого не прощали никогда. Ну а Казан просто превратился в "анфан террибля", который потом всю жизнь вынужден был оправдываться за своё недостойное поведение в начале 50-х. История Диснея была примерно такой же. Числился другом СССР? Числился. Присылал свои мультики на Московский кинофестиваль в 1935-м? Присылал. Антифашистские моменты в "Фантазии" и в "Бэмби" имели место? Имели. А кто "Петю и Волка" поставил? Тоже Дисней... Вот и струхнул Уолт. И примкнул к маккартисткой шайке. Недавно по каналу "Культура" показывали снятый на студии Диснея фильм "20 тысяч лье под водой" (1954, режиссёр Ричард Флейшер). Меня фильм заинтересовал - всё-таки капитан Немо, по маккартистским меркам, не просто "коммунист", а "коммунист в кубе". Как же про него фильм снимать? Легко. Сделаем главным положительным героем не какого-то там "пирата-коммуниста" или "гнилого интеллигента" Аранакса, а простого АМЕРИКАНСКОГО парня Нэда Лэнда. Ну и что, что он тупой громила и бабник, зато он свой в доску парень, которые книжек не читают (глазки болят от этого), думать не любят (за нас Большие Дяди из Вашингтона думают) и прекрасно знают, что "коммунистов" нужно убивать любыми способами... НО! Мы можем провести параллель с Казаном. Если б Дисней снял всё прямым текстом, это было бы похоже на параноидальные маккартистские опусы типа "Я был коммунистом по заданию ЦРУ" или "Красная планета Марс". В "20 тысячах...", как и в фильме "В порту", заложен извиняющий посыл - мол, сейчас капитан Немо не прав и с ним нужно бороться всеми способами (даже привлекая для этих целей 1000%-х негодяев и работорговцев). Но в будущем, когда человечество "исправится" - то есть, когда все негодяи куда-то исчезнут - вот тогда мы воздадим ему хвалу!.. Так что Дисней не был "убеждённым сторонником маккартизма" - он просто испугался, что его тоже "притянут к ответу". И решил прослыть святее, чем римский папа. Кстати, в своём антиамккартистском фильме "Доброй ночи и удаче" Джордж Клуни очень метко швырнул камнем в Диснея. Там был такой небольшой диалог: - Дисней призывает разоблачать коммунистов, проникнувших на киностудии, и предлагает брать пример с него. - Интересно, и кого же будет разоблачать Дисней? Микки-Мауса? У историков кино другое мнение, но на мой, субъективный, взгляд, последней истинно творческой работой в области мультипликации на студии "Диснея" стала "Алиса в Стране Чудес" (1950). Дальше творчества уже не было. Используя удачные наработки прошлых лет, началась штамповка лояльных и конфетно-мармеладных картин для младшего дошкольного возраста... Кстати, в художественном кино было почти что тоже самое. Конечно, это не означает, что все без исключения постановочные картины Диснея были халтурой. Но в процентном соотношении халтуры (причём халтуры верноподданнической) было больше именно здесь.

Сухов: Марк Кириллов пишет: Так что Дисней не был "убеждённым сторонником маккартизма" - он просто испугался, что его тоже "притянут к ответу". И решил прослыть святее, чем римский папа. Я начал с того, что очень мало знаю про Диснея. Судя по его фильмографии - вообще ничего. Марк Кириллов пишет: У историков кино другое мнение, но на мой, субъективный, взгляд, последней истинно творческой работой в области мультипликации на студии "Диснея" стала "Алиса в Стране Чудес" (1950). У меня тоже есть другое мнение. Оставим в покое Диснея - именно с указанного Вами момента в продукции диснеевской студии его живого участия становится очень мало. Начинает работать созданная им система. Диснеевская киностудия держит лидерство в производстве анимации без всяких оговорок и привлекает к сотрудничеству самых талантливых людей в этой области. Например, студию Pixar, которые ещё в начале 80-х экспериментировали с трёхмерным изображением. Но и до них была целая серия мультфильмов, поставленных Роном Клеменсом, герои которых стали иконами массовой культуры. Или Гора Вербински, который просто напрашивается на то, чтобы его побили камнями, но... рука не поднимается. Есть и другие примеры. Другое дело, что продукция Диснея порой носит ясно видимое клеймо политического заказа.

Сухов: Сухов пишет: Сергей, про Диснея есть хорошая книга советского киноведа Эдуарда Арнольди. Прочитал аж три биографии Диснея. Кроме замечательно книги Арнольди краткую современную и отрывок из "В зеркале времени" Н.Г. Кривули, капитального труда, посвящённого немому периоду американской анимации. Интересно то, что книга Арнольди, изданная в советское время наиболее лояльна к личности Диснея. Современный биограф не скрывает от читателя ни заносчивости мультипликатора (что однажды даже привело к забастовке на студии), ни крепкой дружбы с алкоголем, ни его чуть ли не добровольного сотрудничества с властями. Что касается очерка Кривули, то это наиболее подробное жизнеописание, но заканчивается оно пока только на моменте создания Мики Мауса, т.к. далее следует уже история звуковой анимации. Кстати в этой же монографии я прочитал и о фактическом создателе американской анимации, Уинзоре Мак-Кее, про которого один из рецензентов написал, что его вклад в мультипликацию больше, чем вклад всех остальных мультипликаторов того времени вместе взятых (не исключая Диснея). Начав как автор газетных комиксов он чуть ли не на спор создал пятиминутный ролик, в котором персонажи его комикса "Приключения маленького Немо в стране снов" ожили. Он сделал этот мультфильм и последовавшие за ним для того, чтобы показывать в своих театральных представлениях, не рассчитывая на кинопрокат. С презрением относясь к коммерческой стороне мультипликации и связанный кабальными контрактами с газетчиками, он так и не стал организовывать свою студию, а его мультфильмы стали штучным товаром, по своему качеству не превзойдённым ещё долгое время. Как своеобразную дань уважения одному из первых аниматоров современные американские и японские аниматоры создали полнометражный мультфильм "Маленький Немо", в котором вновь оживили персонажей комикса Мак-Кея.

Сухов: Другой гениальный французский мультипликатор - Рене Лалу, известный отечественному зрителю полнометражным фантастическим мультфильмом "Властелин времени". Кроме него он снял ещё два полнометражных мультфильма ("Дикая планета", "Гандахар") и несколько короткометражных. В отличии от продиснеевского Поля Гримо Лалу имел был ориентирован на более узкою аудиторию, так сказать, от 16 и старше. Помню для меня, как ребёнка самый детский "Властелин времени" остался загадкой (хотя и понравился), а полные совсем не детских проблем другие мультфильмы, я считаю, детям вообще противопоказаны. "Дикая планета", страшноватая сюрреалистическая сказка, исследует взаимоотношение элиты и "неэлиты". В мультфильме разрыв между элитой и людьми (не простыми людьми, а просто людьми) предельно гиперболизирован. Представители "элиты" показаны существами другого вида, превосходящими людей не только интеллектуально, но и буквально - по размеру. Люди же сведены до уровня даже не животных (иногда, домашних животных), а вредных насекомых, которых стремятся уничтожить. Диалог между "элитой" и людьми был невозможен до тех пор, пока людям не удалось найти слабое место поработивших их существ и доказать им свою разумность. В итоге два вида стали жить мирно. На разных планетах. "Властелин времени" был снят в традициях "жёсткой" НФ и из трёх перечисленных мультфильмов наименее сюрреалистичен. Экспедиция по спасению попавшего в беду маленького мальчика заканчивается смертью этого мальчика, но уже глубоким стариком, который парадоксально был одним из спасателей. Парадоксальная концовка маскирует некоторою хромоту сюжетной логики. Если планету отправили в прошлое, то куда она делась в настоящем, в которое она должна была вернуться, так сказать, естественным путём? И почему её не было в том прошлом, в которое её отправили? Хотя это и самый детский мультфильм из трёх, для понимание некоторых сюжетных ходов и ситуаций нужен не детский опыт. На космическом корабле летят пилот и два пассажира, один из которых проворовавшийся политик (чьи мысли "плохо пахнут") и его то ли жена то ли любовница, певица, которая по ходу сюжета всё больше отдаляется от своего спутника и всё больше привязывается к пилоту. В фильме нет ни сцен ревности, ни каких-либо объяснений, а эротизм ограничен сценой совместного купания пилота и певицы. Тем не менее враждебность барона, скорее всего, происходит не только из порочности его натуры. Для меня главный парадокс "Властелина времени" - это то, что он очень напоминает советский мультфильм "Тайна третьей планеты", вышедший в прокат за год до "Властелина". Дело в том, что такой анимационный фильм, как "Властелин времени", не мог быть задуман, нарисован и выпущен в прокат всего за год, следовательно связи с советским мультфильмом быть не может. Тем не менее они очень похожи и по сюжету и по атмосфере. В "Гандахаре" Лалу опять вернулся к сюрреализму, только если в "Дикой планете" он устроил зрителям экскурсию в ад, то здесь он показал земной рай, в котором человек за счёт развития биотехнологий живёт в гармонии с природой. Однако же эти биотехнологии стали и главной угрозой для существования этого мира. С "Властелином времени" "Гандахар" роднят временные парадоксы и, опять же, некоторая хромота сюжетной логики, но оставим это на совести автора.

Марк Кириллов: Сергей, а про Рене Манзора заметка будет?

Сухов: Марк Кириллов пишет: Сергей, а про Рене Манзора заметка будет? Спасибо, Марк! Не знаю, кто это такой, но намерен немедленно заполнить пробел. Французскую анимацию я успел оценить и полюбить. Кстати, P.S. про Рене Лалу. Был у него проект, который он не смог осуществить. Фильм про людей, которых обжигала вода - "Дети дождя". Французы всё-таки сняли его уже в наше время.

Сухов: Кажется понял, почему Вы его вспомнили. "Переход" - фильм-притча о мультипликаторе с Аленом Делоном в главной роли. Не смотрел, но слышал.

Марк Кириллов: Рене Манзор - французский режиссёр, работавший на стыке мультипликации и игрового кино. Я у него видел всего один фильм - "Переход", который финансировал Ален Делон (и в котором он снялся в главной роли). Фильм очень сильный, и долгое время он был у меня в числе самых любимых. Давно его не пересматривал - фильм тяжёлый (по сюжету).

Сухов: К вопросу об отношении к Диснеевской мультипликации, как к искусству. В последнее время мне случилось посмотреть два современных короткометражных анимационных фильма (язык не поворачивается назвать их мультфильмами) диснеевской студии. Один из них - "Paperman", переведённый нашими прокатчиками как "Бумажный роман". Парень-клерк утром на платформе метро встречает девушку. Поначалу он не обращает на неё внимания, но ветер вырывает из его рук документ и несёт ей в лицо, да так, что на документе остаётся отпечаток её губной помады. Она улыбается ему и уезжает следующим поездом, а ошеломлённый клерк провожает её взглядом. Придя в офис, он опять видит её в окне напротив, куда она пришла, видимо, на собеседование. Он старается привлечь её внимание, пуская в окно бумажные самолётики, в которые превращает выданные ему документы, но ни один самолётик не достигает цели. Последним он в отчаянии запускает тот самолётик, на котором остался след помады девушки, но и этот самолётик не долетел. Девушка уходит. Парень, бросив своё рабочее место, бежит за ней, но не догоняет. Обозлённый на весь мир, он идёт в неизвестном направлении... и тут происходит чудо. Поднятые ветром самолётики окружают молодого человека и ведут его в нужном им направлении, а самолётик с отпечатком поцелуя в это время показывает дорогу девушке. Им суждено опять встретиться на платформе метро, на которой они встретились в первый раз. А теперь внимание! Продолжительность фильма - чуть более пяти минут! Пять минут - и история, которая запомнится на всю жизнь. Фильм, за исключение нескольких нужных для акцентирования зрительского внимания пятен, черно-белый и сделан в стиле ретро. Второй фильм - визуализация "Simphony in Blue" Гершвина. Начинается фильм с контурного изображения города, который c первыми аккордами пьесы наполняется жизнью. В фильме пять главных героев: монтажник-высотник, который мечтает стать музыкантом; безработный, который мечтает найти работу; девочка, дочка богатых родителей, которые совершенно о ней забыли, вручив заботу о ней строгой няне, таскающей её весь день по различным спортивным и творческим кружкам и секциям; мужчина средних лет, в котором проснулся ребёнок, но радоваться жизни ему мешает строгая и зацикленная на себе пожилая супруга; и, наконец, музыка, которая приобретает по ходу фильма самые причудливые визуальные формы. Мечты героев сбываются. Монтажник лихо стучит на барабанах в ночном клубе. Безработный (прямо в костюме и в галстуке) работает ночь на пролёт на стройке. Девочка оказывается в объятьях родителей. Мужчина средних лет лихо отплясывает кан-кан в ночном клубе. А музыка торжествует. По началу откровенно карикатурный стиль фильма оттолкнул меня, но соединение видеоряда с музыкальным действительно безподобно!



полная версия страницы