Форум » Герои фильмов Леоне, Noir, Crime и не только » нуар и гангстерское кино » Ответить

нуар и гангстерское кино

jobim: Существует явное отличие между нуаром и гангстерскими фильмами, я для себя - не сразу - его сформулировал, интересно, что вы об этом думаете.

Ответов - 28

Lacenaire: Из чисто внешних отличий, герой нуара - это герой-одиночка. В гангстерских фильмах, всё понятно, - обычно глава преступной группы. Ну и в гангстерских лентах герой всё же чаще сам выбирает свой путь, в нуарах же - он чаще жертва стечения обстоятельств.

jobim: Да, согласен. И еще одно соображение: ганстергские фильмы (за что. например, я не люблю третьего копполовского "отца") жестко моралисчтичны: гангстером быть плохо. А в нуаре одновременно правы все и никто не прав. Как в "Мальтийском соколе" - прав герой Богарта? Какие у него достоинства, кроме того, что он быстро соображает?

Lacenaire: Гангстером быть и правда плохо, - что же хорошего в том, чтобы, по сути, губить чужие жизни? Насколько я понимаю, "моралистичность" гангстерских лент часто носила довольно фиктивный характер - иначе фильм просто не выпустили бы или даже снимать не дали. А так есть возможность снять в общем-то шаблонный (в большинстве случаев) боевичок. Главное достоинство Спейда в том, что он мстил за убийство друга, в первую очередь. Но вообще, сама постановка вопроса "кто прав, кто виноват?" в данном контексте странная, по-моему.


jobim: Пересмотрите - какой он ему друг? Ровно наоборот - они пауки в одной клетке. Спейд сдал бы любого, как в финале сдает героиню Астор. ОН не отрицательный персонаж, но и не положительный: в этом и суть нуара. Одна из.

Lacenaire: jobim пишет: Пересмотрите - какой он ему друг? Ровно наоборот - они пауки в одной клетке. Я этот фильм пересматривал не раз. Может, они и не были большими друзьями, но пара фраз, которыми они успевают переброситься вовсе не оставляют впечатления, что это "пауки в одной клетке". А фраза Спейда: "Когда убивают твоего напарника, ты просто обязан сделать хоть что-то" - довольно часто пародировалась в других фильмах.

jobim: Но ведь эта фраза не означает, что Спейд будет именно мстить. Вообще у Хьюстона главные герои всегда с двойным дном. Говорят одно, а думают и делают другое. Для меня эта роль Богарта знаковая, потому что непонятно, как относиться к персонажу: плохой ли он, хороший? Примерно, как к герою Иствуда в "На несколько долларов больше": киллер вызывает симпатию.

Lacenaire: jobim пишет: Но ведь эта фраза не означает, что Спейд будет именно мстить. Фраза, может, и не означает, а его последующие действия - да. jobim пишет: потому что непонятно, как относиться к персонажу: Это уже личное дело каждого. У меня такой задачи, отнести его к "белому" или "чёрному", как-то не стояло, никогда не задумывался.

Сухов: Lacenaire пишет: Спейд сдал бы любого, как в финале сдает героиню Астор. Не любого. Вся суть-то как раз в том, что в нём разум победил чувство. Человека, который был бы с ним честен, он бы не сдал.

jobim: Но ведь порядочный человек должен быть снисходителен к чужим слабостям? О Шоннеси здесь в сущности не предатель, она просто слабая.

Lacenaire: О'Шоннеси, в первую очередь, двуличная, избалованная особа. И её "слабость" лишь одна из личин, позволяющая выходить по меньшей мере сухой из воды (а, если повезёт, то даже с солидным кушем). Спейд понял это с самого начала, а потому и отношение к ней было соответствующее, почти презрительное (или даже не почти).

Сухов: jobim пишет: Но ведь порядочный человек должен быть снисходителен к чужим слабостям? С каких это пор способность хладнокровно убивать стала слабостью?

jobim: Ее характер проявляется именно в концовке, где все маски сняты. Когда Спейд ее переиграл, она даже не сопротивляется и молчит. При этом теоретически он мог бы ее спасти. Но он этого не сделал. И главное его соображение при этом: ты меня потом предашь. Если бы да кабы. Так что кто из них лучше - неизвестно.

Lacenaire: jobim пишет: Ее характер проявляется именно в концовке, где все маски сняты. Это не характер проявляется - она просто поняла, что проиграла и заламывать руки, закатывать глазки уже бесполезно. Главное соображение Спейда, это что пора бы этой женщине получить по заслугам. Выгораживать её ему не за чем, - она же останется всё та же. Как только возникнет какая-то опасность или представится шанс сорвать куш, она предаст кого угодно, это у неё в крови.

Сухов: Lacenaire пишет: Выгораживать её ему не за чем, - она же останется всё та же. Как только возникнет какая-то опасность или представится шанс сорвать куш, она предаст кого угодно, это у неё в крови. "В мире живут миллионы перевоспитанных или якобы перевоспитанных мужчин и ни одной перевоспитанной женщины" А. Леви

Сухов: Второй вечер купаюсь во французском "нуаре". Вчера смотрел, как Ален Корно цитирует Мельвиля, а сегодня смотрел фильм, который цитирует сам Мельвиль. Мир "Не тронь добычу" - это черно-белый мир "Боба", "Стукача" и "Второго дыхания".

Lacenaire: У Корно "Выбор оружия" смотрели?

Марк Кириллов: Я смотрел "Выбор оружия". Очень слабо. Из разряда "Джиованни для богатых". У Корно любимый фильм - "Чёрная серия" с Патриком Деваэром и Мари Трентиньян.

Lacenaire: Мне этот фильм тоже не слишком понравился, хоть я и пересматривал его ещё пару раз. Действительно Джиованнни. Плюс попытка сделать именно "под Мельвиля". "Чёрную серию" пока не смотрел, но предыдущий "Выбору оружия" "Полицейский пистолет Питон-357" понравился куда больше. Но "от Мельвиля" там ничего нет, поэтому предположил, что речь идёт о фильме с Монтаном и Депардье.

Сухов: Lacenaire пишет: Но "от Мельвиля" там ничего нет, поэтому предположил, что речь идёт о фильме с Монтаном и Депардье. А я имел ввиду как раз "Питон"! Вспомните, что показано, пока идут титры в начале. Герой Монтана отливает пули! Совсем как в "Красном круге"! Сцена, когда Монтан приходит в квартиру девушки, снята тоже по-мельвильски. Корно не копирует Мельвиля, а именно цитирует.

Lacenaire: Сухов пишет: А я имел ввиду как раз "Питон"! Ясно. Просто Монтан здесь играет персонажа совсем не мельвиллевского. Хотя пули Монтан и в самом деле, отливает уже не впервые

Сухов: Lacenaire пишет: Просто Монтан здесь играет персонажа совсем не мельвиллевского. Зато Франсуа Перье очень похож на Серджа Реджани в "Стукаче".

Lacenaire: Кстати, воодушевился и посмотрел "Чёрную серию". На данный момент это лучший фильм у Корно (из того, что я видел), потрясающая работа Деваэра. Хотя любимым фильмом у этого режиссёра всё равно остаётся именно "Питон".

Lacenaire: Ален Корно скончался вчера от рака лёгких в возрасте 67 лет.

админ: Lacenaire пишет: Кстати, воодушевился и посмотрел "Чёрную серию". На данный момент это лучший фильм у Корно (из того, что я видел), потрясающая работа Деваэра. Хотя любимым фильмом у этого режиссёра всё равно остаётся именно "Питон". "Черная серия" - это единственный фильм, который мне нравится у Корно, хотя смотрел его лет 5 тому назад. Впрочем, я думаю это заслуга не режиссера, а экстраординарная игра Деваэра...

Lacenaire: админ пишет: Впрочем, я думаю это заслуга не режиссера, а экстраординарная игра Деваэра... Деваэр, да, во многом "сделал" фильм. Но принижать роль режиссёра я бы не стал - всё-таки создать гнетущую атмосферу ему удавалось неплохо и в том же "Питоне".

Сухов: Lacenaire пишет: Ален Корно скончался вчера от рака лёгких в возрасте 67 лет. Что же это получается? Мы его тут обсуждали, а он в это время умирал?

Lacenaire: Получается, что так.

Марк Кириллов: Сегодня пересмотрел "Грубую силу" Жюля Дассена. Хотелось соотнести её с "Заключённым" Генри Левина (см. топик "Планы на просмотр", 9 страница). Понятно, что Дассен снял свой фильм тремя годами раньше, понятно, что Левин многое, в том числе и несколько мизансцен (буза в цехе, бунт во дворе, например) позаимствовал из фильма Дассена. Да и тематика схожая - побег из тюрьмы, звери-надзиратели и т.п. Вот только выводы разные. У Дассена всё черным-черно. И впрямь - полный нуар И подтверждается это итоговым монологом доктора - "Отсюда нет выхода!". И ясно-понятно, что речь идёт вовсе не о тюряге. За такое отношение Дассен своё получил - имя в чёрном списке "врагов Америки" и волшебный пендель. У Левина вроде бы есть намёки на примиренчество. И мир не рисуется однозначно чёрным цветом, и свет в конце тоннеля проглядывает. Вот только не является ли этот свет оптическим обманом? Ведь чтобы восторжествовала справедливость в отношении главного героя, начальнику тюрьмы пришлось пожертвовать карьерой. Ведь там, на воле, не один плохой гад сидит. И по своей сути они и не гады - просто хотят жить спокойно, а на справедливость им наплевать! Так что не такой уж "чёрный" фильм Генри Левина оказывается в итоге не менее мрачным, чем безысходная "Грубая сила". Просто в "Заключённом" наступил локальный хэппи-энд (ключевое слово - локальный).



полная версия страницы