Форум » Спагетти - вестерны » Советский спагетти-вестерн или "привет" от "Басмач-фильма" » Ответить

Советский спагетти-вестерн или "привет" от "Басмач-фильма"

админ: Собственно, а почему бы и не обсудить данный жанр? "Седьмую пулю", я пока еще не осилил. Хотя кассета уже под рукой - спасибо Марку Кириллову. И так, советский спагетти-вестерн ("естерн"). Мифология и сюжеты Леоне и его сораников, перенесенные на годы молодой советской республики, навзявающей писанные законы, живущим по понятием абрекам. И вот кстати, порадовала "Столица" Заложник Какие будут мнение по поводу этого фильма. Может кто-то смотрел его ранее?

Ответов - 61, стр: 1 2 3 All

Марк Кириллов: О "Заложнике" я упоминал как-то.Отечественный вариант "В 3.10 на Юму",только "хорошего" бандита Юсупов заменил "хорошим" двойником бандита.Сам же фильм наредкость зануден и ничего "головокружительного" там нет. О "Басмач-фильмах" я подробно напишу в очерке,над которым сейчас работаю.Из того,что видел (а видел я не мало - "басмач-фильмы" изготовляли в активном режиме лет 20 - с 1965 по 1985-й). Наиболее интересные образцы "басмач-фильмов"- 1935 - "Джульбарс",режиссёр Владимир Шнейдеров, 1936 - "Тринадцать",режиссёр Михаил Ромм 1953 - "Застава в горах",режиссёр Константин Юдин 1971 - "Засада" (режиссёра не помню) 1972 - "Седьмая пуля",режиссёр Али Хамраев (самый лучший!!!) 1975 - "Долг" (режиссёра не помню,в главных ролях Леонид Марков и Николай Олялин,снят по рассказу Всеволода Иванова) 1976 - "Это было в Коканде" (режиссёра не помню) 1979 - "По следам карабаира" (снят на Северо-Осетинской студии ТВ,режиссёра забыл) 1981 - "Кольцо старого шейха" (сиквел "По следам карабаира") 1984 - "Мир вашему дому",режиссёр Тахир Сабиров (этот фильм,по сути,закрыл басмаческую тематику)

phlanger: Седьмая пуля - это не там он из фуражки, стоя в реке, последний заначенный патрон доставал ? и знойная туземная красавица там присутствовала... Госспали, тридцать лет прошло... Надо бы его где-нть добыть :-)

Марк Кириллов: phlanger Тот самый. Справочно - "Он" - командир Максумов (Суйменкул Чокморов),"знойная туземная красавица" - Айгуль (Дилором Камбалова).

админ: «Седьмая пуля». Если это самый лучший «Басмач-фильм», но даже страшно подумать, что значит худший. Поразительно другое: насколько же спагетти-вестерн не свойственен отечественной, даже южной культуре России и средней азии. Можно снимать сколько угодно стилизаций. Можно пытаться подрожать («Свой среди чужих…» ), но к сожалению не наше это ремесло, увы… Я поражаюсь тому, сколько фильмов, сумел впихнуть режиссер Хамраев в коротенький отчественный естерн «Седьмая пуля». Наиболее заметны, «Кто знает?», «Сдавайся и расплатись» (Серджио Солимы), «Кольт пропел о смерти…», «Прощай, Техас» и etc. В принципе, вполне сильно сыгранный фильм. Суйменкул Чокморов – наш Ли Ван Клиф, умело вжившийся в образ заокеанского киногероя, яростно защищающий альтруистические ценности молодой советской республики. За форму и образ - 5+ За стилизацию – 4. За фильм больше 3-ки дать не могу. Спагетти-вестерн, тем был (по крайней мере вашему покорному слуге) и интересен, что развенчивал любые идеи и утопии. Там герои, как правило, не доказывали (изредка заикаясь, правда) превосходство коммунизма над патриархальной системой. Единственной правдой спагетти-вестерна - была правда силы. Только там стреляли из-за угла, а нож в спину вставлял самый преданный и верный друг. Спагетти-вестерн – это пародийный жанр. Его нельзя накладывать как кальку на реальный мир. Это гротеск. Как гротеск героя Марка Деймона в «Покойся с миром» Лидзани на среднестатического фашиста с юга Италии. Как гротеск, «Лицом к лицу» на эпоху фашизации целой страны, на фоне окончательного разрыва люмпена и буржуа-фашиста. Это гротеск. Это реальность, помноженная форму и возведенная в N-ю степень. У Хамраева, мы видим трагедию. Его герои не гротескны, ну или почти не гротескны. Они архетипы, но не гротеск. Спагетти-вестерн – это еще и сюрреализм. Ситуации там, зачастую не поддаются обычной логики вещей. Неудивительно, что Ходоровский снял «Крота» - сюр. на основе спагетти-вестерна. Видимо, некую легкость форм данного жанра, было сложно понять отечественным кинематографистам. Отсюда и разброд шатания от кальки западного материала, наложенной на среднеазиатскую ментальность и правила отечественного кино, до попытки выстроить на этом что-то свое.. А в целом занятная поделка. Прекрасно сыгранная, но одновременно тупиковая. Финал, страшно (IMHO) перекликается с «Полицейским» Мельвиля. Финальный скач, с красным флагом командира Максудова, и проезд Делона по Елисейским полям (девушку потерял, друг мертв). Как точно выразился Дарахвелидзе: «Абонент недоступен или вневременно находиться вне зоны действия сети.»

Марк Кириллов: Саня,а ты не сравнивай Хамраева и "спагетти-вестерн".За советским "спагетти-вестерном" - это к Самвелу Гаспарову или к Худякову с его "Кто заплатит за удачу?" А Хамраев - поэт.Так что ты подошёл не с той меркой.

админ: Марк Кириллов пишет: Саня,а ты не сравнивай Хамраева и "спагетти-вестерн".За советским "спагетти-вестерном" - это к Самвелу Гаспарову или к Худякову с его "Кто заплатит за удачу?" А Хамраев - поэт.Так что ты подошёл не с той меркой. Натянуто все очень. Не хватает легкости. Поэтика тут совсем не причем. Я же сказал сильно сыгранный фильм. Но натянутый, очень сильно натянутый. Начинается очень круто. А заканчивается, так что возникает мысль... Что же хотел сказать автор? Скачущие красноармейцы с Максумовым в авангарде. Ни то что бы ни к месту. Скорее, задает вопрос: зачем тогда было снимать все это, если в финале мы увидим стандартную (в разл. вариациях) концовку, для сов. "кина" о революции. Типа "Неуловимых мстителей"

phlanger: Кто заплатит за удачу? "Обожежьмой, у меня дочь на выданье, а таки шо мне скажуть соседи ? Оне скажуть "мадам, у вас из окон стреляют совершенно незнакомые молодые люди!" " Какой же это год был ?... Хороший фильм :-) Как минимум небанальный, а для тех времён даже несколько неожиданный, учитывая набор главных героев... Это на фоне средней тогдашней советской кинопродукции заявить, что для людей что-то может быть поважнее пресловутой "классовой борьбы"... я удивляюсь, как он в прокат-то попал...

Марк Кириллов: phlanger Так он попал по "2-й прокатной категории".А фильм и впрямь небанален - шулер,казак и матрос отправляются спасать барышню-террористку,которая им никто (хотя они-то думают,что это их сестра или жена).Вопиющий неидеологизированный фильм.Жаль,что Худяков ни до ни после ничего подобно не снимал.

Sabata: Похоже, настало время опять обсуждать советские "спагетти". Первым фильмом этого стиля (если не считать "Свой среди чужих..."), который я посмотрел, была в целом неплохая лента Гаспарова "Ненависть". С удовольствием посмотрел бы еще... Другими глазами... Марк - вы в этом деле единственный спец! Есть ли он на DVD? А пока за неимением "Ненависти" погляжу "Хлеб, золото, наган". По моим воспоминаниям, этот был не хуже...

Марк Кириллов: Sabata Пока не вышел очерк,отвечу кратко. "Советский вестерн" 70-80-х (кроме "Кто заплатит за удачу") был всё же имитацией классического или нового вестерна.От спагетти-вестерна Дорман,Гаспаров,Шерстобитов,Галкин (наиболее колоритные авторы "советского вестерна") брали только одну ситуацию - временный вынужденный союз двух и более антиподов - в "Ненависти" это трое братьев ("белый","красный","зелёный") плюс подружка "зелёного" с братом-бандитом (каждый друг друга ненавидит до зубного скрежета),у Дормана в "Пропавшей экспедиции" ещё круче - профессор,красный комиссар,дочка профессора,авантюрист...Но тот же Гаспаров впоследствие сделал резкий переход к имитации "нового вестерна" - "Забудьте слово "смерть"","Шестой","Хлеб,золото,наган" (хотя в последнем уйма цитат из спагетти-вестерна - начиная с конферанса в начале фильма (как в ХПЗ в ХЗН каждого из "героев" представляют отдельно),и заканчивая неизменным Элгуджей Бурдули,имитировавшего у Гаспарова Джан-Марию Волонте,Марио Брегу и Эли Уоллаха одновременно,и великолепным Эдуардом Марцевичем в роли главаря банды Мезенцева.

Lacenaire: "ХЗН" полностью отбил охоту смотреть другие фильмы Гаспарова: слабый, примитивный сценарий, дурацкие и нелепыедиалоги, неяркие персонажи... Персонаж Марцевича несколько выделяется на общем фоне, но это не роль, а попытка скопировать западный аналог - нет лёгкости в исполнении, как мне кажется. Да, режиссёр уловил основные составляющие жанра, но этого оказалось недостаточно. Фильм не захватывает, не заставляет сопереживать героям. Такие фильмы можно смотреть лет в 8-14, а дальше... В этом отьношении "Неуловимые мстители" (второй фильм, там где с бильярдными шарами, по крайней мере) намного выше по уровню - один персонаж Джигарханяна - просто отлично. А герой Филиппова?!. По этому фильму тут уже проходились - мол в конце много пафоса. Это есть (хотя во втором фильме, насколько я помню, в меньшей степени), но фильм интересно смотреть, а в "ХЗН" только сидишь и про себя отмечаешь: щас наверняка этого убьют, так, этих щас схватят. А баба эта у же достала на протяжении всей погони только и кричит: "Саша! Саша! Саша! Саша!..." (никакой эстетики молчаливого кадра). Разочаровал фильм.

Марк Кириллов: Согласен,ХЗН - слабый фильм.У Гаспарова вообще ПРИЛИЧНЫХ фильмов не было в принципе,разве что "Забудьте слово "смерть"",но там фильм спасли лучшие украинские актёры того времени - Богдан Ступка (Иван Островой) и Константин Степанков (Кикыть).Кстати,любопытно,что именно Гаспаров стал эксплуатировать Степанкова как отрицательного героя,до этого физитной карточкой этого актёра была роль комиссара Фёдора Лобачёва в фильме Николая Мащенко "Комиссары" (1970),кстати,тоже имевшего отношение к "советскому вестерну".У Гаспарова же Степанков играл откровенных нелюдей - что полковник Ставрогин в "Ненависти",что Кикыть - это не люди,а какая-то болотная нежить. По "Неуловимым..." К вестерну можно отнести только первый фильм,второй и особенно третий - это скорее имитация джеймсбондовской серии (в "Новых приключениях..." "великолепная четвёрка" крадёт секретные документы,в "Короне Российской импарии" гоняется за музейными ворами и сражается с бандой террористов,захвативших пароход "Глория").От вестерна в этих фильмах есть только отдельные,хотя и великолепно снятые и срежиссированные сцены - погоня на лошадях за аэропланом,стычка с басмачами,погоня Ксанки за Овечкиным...

Dannic: Первый канал (ОРТ) суббота, 4 ноября в 05:40 "СЕДЬМАЯ ПУЛЯ" Приключенческий фильм. В главной роли Суйменкул Чокморов. СССР, 1972г. З.Ы. Вот так всегда-только появится у меня то,что хотел посмотреть и тут же по ТV показывают...

Dannic: Канал "Культура" четверг, 18 января. 11:15 "ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ" Художественный фильм. Режиссер А.Хамраев. Таджикфильм, 1980г.

админ: Dannic пишет: Канал "Культура" четверг, 18 января. 11:15 "ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ" Художественный фильм. Режиссер А.Хамраев. Таджикфильм, 1980г. Его уже тут обсуждали... Считается провалом режиссера Хамраева, но я его не видел - так что воздержусь от комментариев.

eda-88: У меня культура плохо показывает,но я все же хотя бы послушаю,о чем речь в фильме.Хотя наши не умеют настоящие вестерны снимать(ну токо комедия-фарс про КАПУЦИНОВ проонравились и все)

Марк Кириллов: "Телохранитель" может и не провал,но удачным я бы его тоже не назвал.Как вым такое определение этого фильма ""Сталкер" в стиле вестерн" (исполнители главных ролей те же - Кайдановский и Солоницын; даже функции героев похожи,да и время съёмок совпадает; а ещё сценарист - Андрей Михалков-Кончаловский ).

eda-88: Марк Кириллов пишет: главных ролей те же - Кайдановский и Солоницын актеры хорошие ,да и Андрон тоже,но фильм не понравился

админ: eda-88 пишет: актеры хорошие ,да и Андрон тоже,но фильм не понравился Да, актеры отличные, но ничегошеньки там уже не осталось от крастоы и романтики "Седьмой пули". Сценарий, невнятный. Хотя есть один плюс: виды, средней Азии замечательные.

Сухов: Купил на DVD "Волчью кровь". Последний художественный фильм о чекистах бьющихся с бандитами во время гражданской войны. Фильм по своей основной идее полностью противоположен "советскому вестерну". Вместо благородных героев - беспощадные убийцы, вместо атмосферы дружбы и братства - взаимные подозрения и предательство, вместо ностальгического романтизма "Свой среди чужих, чужой среди своих" и "Достояния республики" - ожесточённость и отчаянье. Главный герой, командир Части Особого Назначения (ЧОН), обуреваемый жаждой мести, ищет убийцу своего отца, не разберая, где свои, где чужие. И в процессе этих поисков, преобретая всё большую власть и влияние, он теряет веру, любовь, какие-бы-то-нибыло нравственные ориентиры, оставляя за собой выжженную землю. Этот фильм по сути закрыл тему "советского вестерна".

Lacenaire: Сухов пишет: Купил на DVD "Волчью кровь" Видел этот фильм. Очень давно. С тех пор остался довольно неприятный осадок. Честно говоря, смотреть было неприятно. Авилов только запомнился.

Астик: Марк Кириллов Марк а ты не подскажешь где эти фильмы можно найти и скачать - очень хочется еще раз посмотреть!!!! "По следам Карабаира" "Кольцо старого шейха"

Марк Кириллов: Астик Смотри почту.

Сухов: Олег Фомин (Когда-то принявший от Серебрякова эстафету роли Малыша в фильме "Фанат", а потом снявший небезынтересный фильм "Мытарь") снял первый за многие годы "истерн" - "Господа офицеры: спасти императора". Этим фильмом Фомин фактически сделал себя наследником Гаспарова. Когда я смотрел фильм, мне всё время резали глаз бесчисленные и не лучшим образом воспроизведённые цитаты (загибайте пальцы): "Великолепная семёрка" "За пригорошню динамита" "Адьютант его превосходительства" "Достояние республики" "Золото Маккены" А также бесчисленные сцены из всевозможных вестернов, в которых стреляют с двух рук и из пулемётов. По художественным достоинствам фильм также на уровне фильмов Гаспарова.

Сухов: Марк Кириллов пишет: 1984 - "Мир вашему дому",режиссёр Тахир Сабиров (этот фильм,по сути,закрыл басмаческую тематику) С удовольствием посмотрел бы этот фильм.

Марк Кириллов: Сухов А почему,если не секрет? Я этот фильм выделил,потому что в нём были собраны все (АБСОЛЮТНО ВСЕ) шаблоны,штампы и художественные фразы,в разные годы найденные творцами "басмач-фильмов" - 1) Две банды басмачей - одна во главе с "хорошим" Рустамбеком,который пользовался уважением ещё с царских времён,когда был этаким "таджикским Робин Гудом", - и вторая,состоящая сплошь из отморозков и садистов.Впервые данная сюжетная коллизия была воспроизведена в фильме Болота Шамшиева "Алые маки Иссык-куля" (1971). 2) Засылка в "хорошую банду" своего человека,которого надо вычислить из группы,бежавшей из тюрьмы - хромой дервиш,поломник Али ("иду к могиле шейха Сулеймана!"),сводный брат Рустамбека.Кусок полностью позаимствован из "советского вестерна" "Срочно...Секретно...Губчека" (1982) - там тоже была поймана группа,в которой "ну точно" был связной. 3) Два красных командира - вменяемый Вацлав Калиновский (Игорь Ледогоров) и рубака Миша Кобрин (Николай Кочегаров).Практически кальки с персонажей вестерна Анатолия Вехотко "Личной безопасности не гарантирую..." (1979). 4) Старик-охотник и его красавица-дочь,за которой ухлёстывают одновременно красный командир (Кобрин) и басмач (главарь банды отморозков).Тютелька в тютельку сюжет "Джульбарса" (1935,режиссёр Владимир Шнейдеров),только собачки не хватает 5) Финальный бой,в котором Рустамбек с братом,Кобрин,Эль-Мурад (липовый дервиш) и девушка отстреливаются от бандитов - это уже из "Ненависти" (1977) Самвела Гаспарова. В общем,Тахир Сабиров,собрал хороший пейзаж из пазлов - котовые блоки сюжета требовали только слегка увязать их между собой (кстати,Сабиров и сам сыграл в своём фильме одну из главных ролей - роль Рустамбека)...И доказал всем сомневающимся,что "басмач-фильм" умер.Сабиров больше их не снимал - он переключился на живописания героев "1001 ночи" (фильмы "...И ещё одна ночь Шахеризады","Новые сказки Шахеризады","Последняя ночь Шахеризады").

Сухов: Марк, по моим предыдущим сообщениям можно понять, что я сентиментален. "Мир вашему дому" я смотрел в детстве, когда по уважительным причинам не мог оценить его художественных достоинств. А вот других перечисленных Вами фильмов не смотрел, либо смотрел, но не знал, что это за фильмы. Чего Вы хотите от ребёнка? А Водолеи всегда в глубине души остаются детьми. К тому же я и из "Мир вашему дому" помню только отдельные эпизоды и общую направленность сюжета. Кстати, был ещё один многосерийный "басмач-вестерн". Там главным героем был поэт с чёрными усами. Не подскажите, как он назывался?

Марк Кириллов: Сухов Это "Огненные дороги" режиссёра Шухрата Аббасова (экранизация романа Камиля Яшена "Хамза") о жизни великого узбекского поэта,драматурга и композитора (!) (в фильме звучит его музыка) Хамзы Хаким-заде Ниязи (Холбаева). Кстати,этот фильм к жанру "басмач-кино" я бы не относил - здесь скорее байопик (ЖЗЛ),сделанный на высочайшем уровне мастерства и с неслыханной в советское время ПРАВДОЙ о том,какова жизнь инакомыслящего среди стада баранов...Тут - подлинная трагедия человека,отторгнутого местной элитой (ибо интернационалист),царскими властями (ибо дессидент - его так в фильме и обзывают - неслыханнапя смелость!),революционерами-большевиками (истово верующий мусульманин и к тому же хаджи - то есть побывавший в Мекке как паломник...Кстати,из большевиков симпатично изображён только русский (Всеволод Сафонов).Местные же ... Алченбек (Бохадыр Юлдашев) - натуральный Иуда и при царе-батюшке,и при Советах.Умид - до революции пропагандировал идеи мессионерства,после - стал начальником Губчека и хладнокровным палачём. Касательно "Мир вашему дому".Так и я его смотрел в детстве Просто поскольку я не пропускал ниодного басмач-фильма или соввестерна не по ТВ,не в прокате,то увидеть,откуда у осла уши растут,было нетрудно..."Мир..." - неплохой фильм,и в общем-то хорошо,что "басмач-фильм" был похоронен именно его выходом. А до уровня "Седьмой пули" (что бы Саня не говорил) ни один "басмач-фильм" не дорос.Ещё,пожалуй,"Долг" (1977,режиссёр Анатолий Ниточкин) - забытый аналог "нового вестерна" по-советски,натуральный шедевр с прекрасными актёрскими работами Николая Олялина,Леонида Маркова,Болота Бейшеналиева и Юрия Назарова.Этот фильм я видел в последний раз 30 (!) лет назад,а его перепетеи до сих пор помню.А мне тогда всего 7 лет было.

Долматов: Марк Кириллов пишет: Ещё,пожалуй,"Долг" (1977,режиссёр Анатолий Ниточкин) Та же фигня. Я тоже видел его тридцать лет назад и тоже помню что хороший фильм. Удивительно -почему он канул бесследно?

админ: Марк Кириллов пишет: Ещё,пожалуй,"Долг" (1977,режиссёр Анатолий Ниточкин) - забытый аналог "нового вестерна" по-советски,натуральный шедевр с прекрасными актёрскими работами Николая Олялина,Леонида Маркова,Болота Бейшеналиева и Юрия Назарова.Этот фильм я видел в последний раз 30 (!) лет назад,а его перепетеи до сих пор помню.А мне тогда всего 7 лет было. Вот он кстати - раздается... Если будешь в первопрестольной - могу скачать (впрочем, я и так скачаю) и записать и тебе...



полная версия страницы