Форум » Фильмы Жана-Пьера Мельвилля » Собственно, книга... » Ответить

Собственно, книга...

phlanger: возможно я ломлюсь в открытую дверь, но... Дарахвелидзе Г. Жан-Пьер Мельвиль. Короткие встречи в красном круге в книжном магазине Москва http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=312537 и ещё вот http://www.nlebedev.ru/download/7/MELVILLE.doc

Ответов - 58, стр: 1 2 All

админ: Я не хочу, что бы то что будет написано ниже воспринималась как критика, или рецензия или отзыв на книгу Дарахвелидзе. Это мое частное мнение. Пару лет назад, в тесной каптерке киноклуба, что на Журфаке МГУ мне случилось поговорить с одним будущим журналистом. Я едва ли сегодня припомню имя, которым он мне назвался. Каптерка, была маленькая, Ирина постоянно опаздывала, и мы сгруппировавшись, под воздействием общих интересов и тесной обстановки, зачастую заводили интересные или не очень дискуссии. Мой собеседник, по его словам бывал во Франции, являлся поклонником Алена Рене и сам немножко режиссером. Наш разговор застопорился на том, что мой визави задал мне пребанальнейший вопрос: «Чем же так хорош Годар?» И правда чем? Как объяснить человеку, попытку Годара сбежать от Кафкианского общества на природу, как объяснять человеку, то что Леми Коушен – это сборный кино протест, против тогдашней системы во Франции? Отсылка, к noir - одному из первых протестных жанров в истории. Ответ – никак. Если ты живешь на деньги родителей, имеешь возможность ездить по миру, а бомжи и бандиты существуют в другой от тебя реальности. Реальность - underground понять нелегко бодучи на верху. Или реальность богемы, будучи обывателем. Реальность Мельвиля нельзя понять до конца, не побывав в шкуре члена сопротивления. Это вступление было необходимо, потому что современные авторы, книг имеют совершенно непонятно откуда взятую привычку судить о персонажах, отталкиваясь от каких-то однородных сведений, не пытаясь хотя бы создать иллюзию объективности. Монография о Мельвиле – книга из этого поветрия, хотя и фрукт очень интересный для дегустирования. Но об о всем по порядку. Меня всегда интриговало понятие «постмодернизм». Что это такое? Нет как продолжение – этап. Понятно. На деле же едва ли не каждый может вплетать в это определение все, что ему не вздумается. Под раздачу попал и наш уважаемый Мельвиль. Прямое соотношение «Бешеных псов» Тарантино и «Самурая» Мельвиля, под маркой постмодернизма уже не просто набило искомину. Более того: неприемлемо соотносить Мельвиля с его филосософскими исканиями в жизни и Тарантино, лепящего на потребу публики квинтэссенции мирового кинематографа, приправленные американской ментальностью. Общее в том, что непонимание мира одного и хаос в голове другого становятся знаком равенства в разуме автора. А, тем не менее, не надо забывать, что Мельвиль – не наш современник. Их поколению, сложно давались рассказы об их детстве и юности. Смыслах их творчества. Это было поколение интровертов. Нет не показательными были примеры Феллини или Бергмана. Или чего стоит Хичкок, который нес полную околесицу, на протяжении нескольких дней милому дурачку Трюффо, позднее получившее название «Кинематограф по Трюффо». Тогда как невозможно отрицать, что «Веревка» или «Тень сомнения» снимались так же как серьезные антифашисткие произведения. А как же с этими бреднями склеивались «Воспоминания о концлагерях» Хичкока –документальный фильм о концлагерях. Не все что люди говорили и думали в 20-том веке – они высказывали публично. Мельвиль, аналогично принадлежал к их среде. Он был из сопротивления, что предопределяло соблюдение определенного морально-нравственного кодекса. Я бы сказал - корпоративной морали этой организации. В самом гротескной упрошенном виде мы можем увидеть это в фильме «Мари-Октябрь». В несколько приближенном к жизни: в патриотической прозе Касселя. Мельвилю не нужно было кричать, что он коммунист или фашист или еще какой-нибудь …ист. Он снимал о человеке. Он снимал разных людях. Он снимал о об одиночестве человека на фоне мира. Будь то союз богача и бедняка- «Фершо старший», который одновременно сближает и ставит знак равенства между ними как между старостью молодостью закатом и восходом. Потрясающее исследование Мельвиля. В книге Дарахвелидзе пропускается абсолютно заменяясь – констатацией неудачности работы. Он снимает о типично Джованнивском персонаже, Гюсе Минда, который – даже по словам Мельвиля «сохранил нравственную чистоту» - автор сравнивает Гюса с "Леопардом" Висконти. А "Армию теней" с "Не горит ли Париж" (хотя и не ставит между ними знака равенства). Книга анализирует визуальное, историческое место работ Мельвиля, наполнена фактами, но все равно это отзыв кинокритика. Никто не сопоставлял экзистенциального героя Годара, Шаброля или многих других «нововолнистов» с «Самураем». Мельвиль, используя собственную вселенную и стереотипы, лепит шаблонно тот же образ – одинокого, молодого бандита. В финале он так же кончает с собой – оказавшись в ловушке собственного эскапада. Его разговор с заказчиком подслушали копы – улики получены незаконно, но «Самураю» не выйти из этого противостояния живым. Полицейское государство - стоит хотя бы перечитать законодательство Франции тех лет. Отсюда поведение асоциального типа Джеффа Костелло – становиться вполне логичным, выдуманная цитата из кодекса Бусидо, лишь подтверждает это. Раз противостоять невозможно – он убивает себя. Однако перфекционизм возводиться в абсолют в стилистике всего фильма. «Красный круг», можно долго рассуждать о «Мельвилевской вселенной», предпосылках сна. Однако ж, имея некоторое знакомство по роду деятельности с настоящими бандитами, скажу так: сбежавшие бандиты, не будут попусту терять время на разговоры. И мнение, что все происходит вне реальности тоже не совсем верно. Мельвиль – художник, пытается соотнести реальность в художественных мир. Ограбление, например хоть и производит впечатление ирреальности - оно продуманно идеально на сценарном уровне. Зато «Полицейский» лишь, эксплуатация стиля, который придумал Мельвиль не более того,… Возвратимся к книге. Написанная, в довольно модном стиле, с употреблением французских выражений (все мы теперь так любим, вспоминать Пушкинско-Лермонтовскую Россию) – содержит огромное количество информации о режиссере и не только… О фильмах, о проектах Мельвиля. Автор пытается мистифицировать Мельвиля. Мне же кажется это не нужно – Мельвиль остался в истории кино. Только думается мне его не стоит ассоциировать с римейками его работ или пытаться объяснить его творчество стандартными кинематографическими понятиями. Он был перфекционистом. Он был индивидуалистом. Он был гением… А книга «Ж-П Мельвиль Короткие встречи в красном круге», первая отечественная монография о великом мастере кино. Я не хочу хвалить или наоборот критиковать сей труд. Но то, что он интересен и заставил меня написать все это – говорит в пользу автора. А взгляд, даже мой все равно будет субъективным. Так что рекомендую… P.S. я не хотел обидеть Георгия Дарахвелидзе, только лишь пытаясь выразить собственное мнение о книге в свете творчества мной не менее уважаемого Жана -Пьера Мельвиля. В любом случае, хочу выразить огромное признание, за его труд в создание этой книги.

EEYORE: Крик души

админ: EEYORE пишет: Крик души В общем то личное. Сугубо личное мнение.

EEYORE: Полностью поддерживаю. Поблагодарим Георгия Юрьевича (это его дипломная работа - первый блин получился не комом) и будем ждать его новых работ.

phlanger: ...Резервуарные Доги кажется, первый "большой" фильм Тарантины IMHO чисто киноманское кино, весь цимес которого главным образом заключён в склейке кадров, снятых "по-американски" - с кадрами по типу советского "телевизионного спектакля" ни малейшего отношения к Самураю я там не ощутил постмодернизьм в нашем локальном смысле - это неизбежная вторичность как непреодолимая априорная данность как раз Самурая можно смотреть вообще как первый фильм в своей жизни - а вот основной смысл Резервуарных Догов именно в отсылках к одной уже существующей манере и традиции, к другой... и к попыткам извлечь какой-то смысл из их сопоставления, из вот этого уже существующего - а не создать новый самостоятельно посему - требуется "априорное знание", без него эффект неполон в Криминальном Чтиве это вообще очень сильно заметно "парадигма постмодернизьма" в частности как раз в том, что всё кино _уже было снято_ и все книги _уже были написаны_ из этого каждый делает разнообразные, возможно интересные (в том числе и "художественные") выводы - но сие кажется имеет мягко говоря отдалённое отношение к художественной практике Мельвиля ...пытался сегодня найти эту книгу в двух магазинах и не дошёл до третьего - дождь начался :-) мне уже давно интересно, кто там придумал звук - всё таки Жан Нени, или он сам дело в том, что (готов доказывать и показывать пальцем) в Самурае и Красном Круге может быть, главный гений - это звукооператор... по крайней мере, в звуке там много деталей, понятных только заметно подготовленным людям и то только если эти детали вылавливать злонамеренно...

EEYORE: phlanger пишет: Резервуарные Доги кажется, первый "большой" фильм Тарантины Первый большой и, наверное, самый лучший. phlanger пишет: ни малейшего отношения к Самураю я там не ощутил Дарахвелидзе сравнивает героя Делона и Тима Рота. Mr Оранжевый мог и не говорить Mr Белому, что он полицейский - его "коллеги" были уже близко. Но он сказал, что это он всех сдал и получил пулю. По мнению Дарахвелидзе, оба они следовали некоему "кодексу чести". Несколько натянутое сравнение и, по-видимому, не совсем в кассу. Всё-таки мотивы разные. phlanger пишет: пытался сегодня найти эту книгу в двух магазинах и не дошёл до третьего Удачи! Тираж 1000 экз. Правда, думаю, следует ждать переиздания.

админ: phlanger пишет: как раз Самурая можно смотреть вообще как первый фильм в своей жизни - Если быть до конца честным, "Самурай" - это тоже очень вольно-основанный фильм на "Наемном убийце" Фрэнка Таттла. Однако, Тарантино - это "намешанное варево". Без рецептов и логики вещей. Просто сильнодействующие ингредиенты слиты в одну большую кастрюлю. И названо это все "говно" - постмодернизм. Можно искать, параллели. Но менталитет Американца, выращеного на Хотдогах в местном видеопрокате еще до VHS –эпохи, не может быть по факту аналогиным, человеку, который учился, воевал, бывал в многих странах, еще до кино карьеры: Африка, Италия, Англия, Греция, и мн.др. Ученика Жана Кокто, наконец. Тарантино не понимает разницы в колористке кадра. Его понимание сугубо практическое. Он так сказать не любит своих персонажей. Не испытывает к ним чувств. Он снимает продукт. Он снимает, чтобы это было не скучно. Мельвиль, напротив наполняет своих героев собственных менталитетом, собственным внутренним миром. И даже его тупик в «Полицейском» - это неудача творческая. Это неудача личностная. phlanger пишет: Жан Нени, или он сам дело в том, что (готов доказывать и показывать пальцем) в Самурае и Красном Круге может быть, главный гений - это звукооператор... по крайней мере, в звуке там много деталей, понятных только заметно подготовленным людям и то только если эти детали вылавливать злонамеренно... Однозначного ответа я в ней на это не нашел. Книга кстати лежит в "Библио-глобусе".

EEYORE: админ пишет: фильм на "Наемном убийце" Фрэнка Таттла Есть ли этот фильм в России? На Горбушке меня не совсем поняли, когда я назвал фильм и режиссёра.

phlanger: ...значит, завтра придётся съездить в Библио-глобус... Наемный Убийца Фрэнка Таттла... 1941 год присутствует в некоем "списке film noirов" - http://community.livejournal.com/ru_filmnoir/ кстати, неплохой список - я уже добыл где-то половину и ещё ни разу не пожалел о времени, потраченном на добывание в общем, ослосеть адназначна + http://titles.to для тех, кто вроде меня по-английски через пень-колоду ...и кстати, это же ещё одно кино, которого у меня нет - надо засосать... ЗЫ titles.to регулярно вешается на день - другой - вот сейчас, например, висит но пока что всегда оживал обратно и титры там попадаются самые удивительные

EEYORE: phlanger пишет: Наемный Убийца Фрэнка Таттла... 1941 год присутствует в некоем "списке film noirов" Если я правильно понял, при составлении списка использовался Imdb.com. Не всё (чтобы не сказать - многое) выходило в России. phlanger пишет: неплохой список - я уже добыл где-то половину и ещё ни разу не пожалел о времени, потраченном на добывание Что верно, то верно! Хотя смотреть только нуары тоже не совсем здорово. Приедается, плюс нужно и что-то светлое, доброе. А вообще, нуары (те, которые видел) всегда производили хорошее впечатление. Да и зачастую сняты были на порядок лучше и профессиональнее, чем "мейнстрим" (если так можно...) того времени.

админ: EEYORE пишет: Что верно, то верно! Хотя смотреть только нуары тоже не совсем здорово. Это да . Я в феврале вестернами слишком "перебалывался". Потом за noir засел. Осилил штук 20-ть. Теперь вот наступила очередь ит. кино. Буду заказывать Дзурлини. И пересмотрю "Содом и Гомора" - надо же на сайт рецензию бросить, как никак. Леоне VS Олдрич - взрывопасная смесь.

phlanger: просто из того, что вызывает субъективный интерес - именно американские film noir 40-х годов достать не так просто то есть нужно время + какие-то телодвижения а остальное, чтоб разбавить - попадается и так, "само по себе" ...последнее, добытое из осла, кстати - это Ossessione Висконти показалось, что это очень сильное кино, и весьма резко отличающееся от американского например, очень многое снято на улице...

админ: phlanger пишет: последнее, добытое из осла, кстати - это Ossessione Висконти показалось, что это очень сильное кино, и весьма резко отличающееся от американского например, очень многое снято на улице... Да первый фильм неореализма. Он очень соотноситься с "Когда ты прочитаешь это письмо" Мельвиля. И сюжетом, и типом съемки.

админ: EEYORE пишет: На Горбушке меня не совсем поняли, когда я назвал фильм и режиссёра. Нет. В нашем КК, что на Журфаке есть. Мельвиль оттуда только одну сцену "упер". Встречу связного и Джеффа на мосту. Это копирайт из картины Таттла. А вообще фильм очень посредственный. Если конечно не брать в расчет новаторство выбранной темы.

phlanger: ...титров нет, перевода тем более, по-итальянски я за два с лишним часа разобрал только "билеты, синьоры" и "полиция" - но всё и так понятно :-) хороший фильм... особенно хороши девицы, даже в массовке на заднем плане - все как на подбор тощие и волосатые :-) и страшно прикольный "конкурс песни" - мне как-то совершенно в голову не приходило, что можно антураж гаражного рока в какой-то, извините, пивной - соединить с итальянским бельканто однако ж поди ты... ну и тот кадр, где они пьют шампанское и она оборачивается... это, конечно, "таки да..." кроме того, фильм почти полностью снят неподвижной камерой - оператор ею практически не ворочает вслед за персонажами, а это моя навязчивая идея ...да, и на привычного Висконти - не похоже совершенно :-)

phlanger: ...а нельзя ли сцылку на киноклуб на Журфаке ? у них вроде что-то есть на www, я натыкался, но потом потерял... а вещи у них там попадались всякие хорошие...

админ: phlanger пишет: ...а нельзя ли сцылку на киноклуб на Журфаке ? у них вроде что-то есть на www, я натыкался, но потом потерял... а вещи у них там попадались всякие хорошие... www.cinemaclubira.narod.ru phlanger пишет: ...титров нет, перевода тем более, по-итальянски я за два с лишним часа разобрал только "билеты, синьоры" и "полиция" - но всё и так понятно :-) хороший фильм... особенно хороши девицы, даже в массовке на заднем плане - все как на подбор тощие и волосатые :-) и страшно прикольный "конкурс песни" - мне как-то совершенно в голову не приходило, что можно антураж гаражного рока в какой-то, извините, пивной - соединить с итальянским бельканто однако ж поди ты... ну и тот кадр, где они пьют шампанское и она оборачивается... это, конечно, "таки да..." кроме того, фильм почти полностью снят неподвижной камерой - оператор ею практически не ворочает вслед за персонажами, а это моя навязчивая идея ...да, и на привычного Висконти - не похоже совершенно :-) Фильм и на самом деле занятный. Считается первым ит. фильмом, где режиссер попытался показать жизнь и быт простого человека. За и что и был запрещен фашисткой цензурой. Интересный факт, но Висконти снимал его полностью на свои деньги, вырученные с продажи фамильного золота и украшений. В общем то он к 42-му году стал коммунистом. И понял, что эти "побрякушки" ему не нужны. А вот решил фильм снять... В итоге за него он попал в концлагерь. Меня радует больше всего сцена, когда к гл. герою в вновь приходит бродяга, (вероятно гей...), а у него в этот момент праздник. IMHO: ключевая сцена, где как раз и говорится о смысле: кем ты явялешься в жизни и кого из себя строишь. Что интересно у Тая Гарнета этот эпизод имеется аналогично. Хотя и снят на порядок проще. В итоге же фильмы Висконти и Гарнета мне нравится одинаково. Оба очень смелы и интересные экранизации Кейна.

phlanger: Это тот парень, который ему в поезде билет купил ? Мне не приходило в голову, что он голубой - а ведь похоже... Но тут увы - нужен текст, видимо, а так поговорили непонятно о чём и один другого по морде. Гарнета пока не видел...

админ: phlanger пишет: Это тот парень, который ему в поезде билет купил ? Мне не приходило в голову, что он голубой - а ведь похоже... Самое поразительное - этот "голубой" персонаж стал прообразом для героя Йона Полито в "Человеке, которого не было" братьев Коэнов. Только у Висконти, надо понимать его некоторую симпатию к "голубым". (хотя сам он спал искл. с дамами калибра Коко Шанель) И в фильме он, в принципе единственный заслуживающий уважения персонаж.

phlanger: увы... братья Коганы, при всей их талантливости - для меня слишком "новые" кино "моложе тридцати" я с большим трудом...

админ: phlanger пишет: увы... братья Коганы, при всей их талантливости - для меня слишком "новые" Великие компиляторы и креативщики. Таланта, у них не на грошь. Как только они использовали в своих фильмах все что было ими подчеркнуто из мирового (а прежде всего Фр. кинематографа и ф. Мельвиля) - их собственные работы превратились блеклую пародию на кино.

phlanger: "и не только они одни" ("и не ты одна" - Кабарэ) от любого недостаточно старого фильма первое ощущение - "я это уже видел раз десять", и второе - "где же я это видел в первый раз ?" вот например только что : первый раз "дай ключи от машины, я съезжу" --> взрыв - автомобиль заминирован, я видел году в 79-м в каком-то итальянском дефективе, потом то же самое в бесконечной истории про комиссара Каттани и в пятидесяти других местах, и вот, кажется, оригинал всего этого дела - Большая Жара не кого-нибудь, а Фритца Ланга, 1953-го года смотреть её в результате ну совершено невозможно :-)

vitaliy: Не очень понятно противопоставление Мельвиля и Тарантино. Тарантино невероятно талантлив, и один из немногих, кто обладает в кино чувством драйва, ритма и т.п. На самом деле это тонкое авторское кино, просто со своими заморочками и замаскированное под мейнстрим. А вот Коэны - да, вроде все делают правильно, а энергетики никакой. Их постмодернизм - сугубо постмодернистский, то бишь безжизненный.

Lacenaire: vitaliy пишет: Не очень понятно противопоставление Мельвиля и Тарантино. Непонятно vitaliy пишет: Тарантино невероятно талантлив, и один из немногих, кто обладает в кино чувством драйва, ритма и т.п. На самом деле это тонкое авторское кино Вот уж чего нет, того нет. И ничего авторского у Тарантины нет. Чувство драйва - где-то есть, где-то нет. "Джеки Браун" - вот это, наверное, ещё как-то можно назвать авторским кино (по крайней мере пока не видел ничего такого, откуда он мог чего натаскать). В результате - что-то очень скучное, смотреть невозможно. Я ещё ночью смотрел, так постоянно засыпал. Кстати, сначала я прочёл сценарий "Джекки Браун", - попался в каком-то журнале. Честно говоря, прочёл на одном дыхании. Фильм мог получиться и динамичным,и интересным, драйва и ритма, как мне казалось, там должно было быть предостаточно. Т.е. от себя Квентину добавить в общем-то нечего.

Сухов: админ пишет: Прямое соотношение «Бешеных псов» Тарантино и «Самурая» Мельвиля, под маркой постмодернизма уже не просто набило искомину. Если уж и есть какая-то связь между "Бешенными псами" и творчеством Мельвиля, то скорее с "Полицейским осведомителем". В обоих фильмах сюжет вращается вокруг поиска стукача. Сравнение актов самоубийства в "Бешенных псах" и "Самурае" не выдерживает критики. В "БП" признание главного героя, приведшее к его смерти - это раскаянье, а в "Самурае" - разрыв гордиева узла проблем, которые герой создаёт одним фактом своего существования.

админ: Lacenaire пишет: "Джеки Браун" - вот это, наверное, ещё как-то можно назвать авторским кино (по крайней мере пока не видел ничего такого, откуда он мог чего натаскать). В связи с "Джеки Браун", а вы не смотрели "Заряженное оружие" Фернандо ди Лео??? Не на что не намекаю, так просто посмотрите... Если представится возможность. vitaliy пишет: Не очень понятно противопоставление Мельвиля и Тарантино. А это не я... Это Дарахвелидзе "противопоставляет". Я тут совершенно не причем и полностью с вами солидарен. vitaliy пишет: На самом деле это тонкое авторское кино, просто со своими заморочками и замаскированное под мейнстрим. Вопрос "на засыпку"? Что именно авторского в творчестве Тарантино? Что он изобрел, как автор??? vitaliy пишет: Их постмодернизм - сугубо постмодернистский, то бишь безжизненный. Ну дык, а вы что хотите - их талант, тоже сугубо "копирайторский". Только в отл. от упомянутого Т. они играют "по правилам". Не нарушая их, поэтому и "не втыкает", видимо. Ну, а что вы с другой стороны от них хотите - они ребята с дипломами, в кинопрокате не работали. Но стоит им начать снимать с чистого листа - смотреть, это сие творчество становится невозможно. Ни чувства стиля, не чувства текста, ни работы с актерами. Пустая "жувачка..."

Lacenaire: админ пишет: На самом деле это тонкое авторское кино, просто со своими заморочками и замаскированное под мейнстрим. Вопрос "на засыпку"? Что именно авторского в творчестве Тарантино? Что он изобрел, как автор??? Наверное "знаменитые" тарантиновские диалоги, которые невыносимо слушать (послушать только, какие диалоги создавались в эпоху классического Голливуда - заслушаешься).

Lacenaire: админ пишет: В связи с "Джеки Браун", а вы не смотрели "Заряженное оружие" Фернандо ди Лео??? Не на что не намекаю, так просто посмотрите... Если представится возможность. Если вдруг, так обязательно. Спасибо.

админ: Lacenaire пишет: Наверное "знаменитые" тарантиновские диалоги, которые невыносимо слушать (послушать только, какие диалоги создавались в эпоху классического Голливуда - заслушаешься). Именно! Но тут, скорее имеет значение другой фактор - эти диалоги априори бессмысленны.

vitaliy: У Мельвиля - свой мир, у Тарантино - свой. И где-то они даже пересекаются. Я не поклонник Тарантино, отнюдь, но в таланте ему отказать не могу. Был забавный случай: иду с остановки электрички в Переделкино - какие-то люди тусуются. Ну, думаю. кого-то крутого хоронят. Потом оказалось, это Тарантино приехал посмотреть на могилу Пастернака (!!!) Такой облом, мог бы Тарантино увидеть. Мелочь, а приятно.



полная версия страницы