Форум » Фильмы Жана-Пьера Мельвилля » Самурай » Ответить

Самурай

Robert mcSotskey:

Ответов - 87, стр: 1 2 3 All

админ: За последний месяц, меня уже раз несколько спрашивали, о смысле этого фильма. Я, как и раньше бросался в пространные объяснения. Потом прочел труд Дарахвелидзе, где этот вопрос так же не подымается. В итоге в очередной раз пересмотрел фильм, пытаясь удержать в памяти каждый, абсолютно каждый, даже самый мелкий эпизод и «муху» в кадре. Итог: смысл оказался очень простой, и до боли логичный. Помимо, него выискал очень серьезную ошибку: такую, что на первый взгляд не заметить ее нереально. А тем не менее надо знать на что смотреть. Раскрывать тайну не хочу, - даю наводящую подсказку - ошибка находиться не в какой-то части кадра, ошибка в самом кадре - я бы сказал целый кадр - один сплошной кино-ляп. Теперь о смысле. Обратите внимание, когда к Джеффу, в последний раз приходит связной дать последнее задание, (этот эпизод предваряет диалог - "Я никогда не веду бесед, под дулом пистолета. Это принцип? Нет - это привычка.") - их разговор записывают на пленку "легавые". Они изначально узнают о готовящемся убийстве. Сцена прерывается на фразе: «Расскажи мне о заказе…». Следовательно «менты» знают о имя жертвы. Джефф знает о существовании жучка, который он не успел убрать и соотв знает о том что это знают "легавые". Дальше он идет к пианистке или ее шефу, намереваясь кончить обоих, ее нет дома (она музицирует в клубе). Зато он застает Оливье Рея и убивает его, понимая всю пакость ситуации. Теперь расклад сил выходит такой: легавые знают, что готовиться убийство пианистки и знают имя убийцы, но не могут это доказать – улики получены нелегально. Они могли бы выбить из него показание. (а-ля Второе дыхание – Гюс – Фардиано) Но на ловца и зверь и бежит – зачем марать руки. Ответ очевиден: Джефф загнан в угол - ему остается ждать, когда его сдаст пианистка, визита копов, ареста и т.п.. К тому же если они обнаружат труп Оливье Рея – трудно будет заставить пианистку молчать, которую теперь охраняет целая армия копов. Тупиковая ситуация. Не убивать Рея было нельзя - иначе Джеффа убили бы его хозяева-гангстеры, как единственного подозреваемого. Убить пианистку (на что рассчитывали его хозяева) он не может – зная о прослушке – легавые будут охранять самого главного свидетеля. Герой Делона предпочитает смерть, а грех убийства, он перекладывает с себя на комиссара – пистолет был пуст. Мельвиль строит сюжет, излагая историю глазами киллера, следовательно, расследование полицейских остается за кадром: за искл. опознания, за исключений допросов, за искл. слежки. Мы не знаем многих подробностей с той стороны. Сделано это намерено, дабы зритель в лез в «шкуру» «Самурая». Однако, как показывает практика логично мыслить в ходе просмотра не получается – отвлекает видеоряд и музыка.

phlanger: ...а я в который раз ломаю голову : что там за дама в соседнем автомобиле в самом начале ? хотя это, возможно, никак к делу не относится... ...и всё же главный гений там - _звукооператор_ :-)

админ: phlanger пишет: ...а я в который раз ломаю голову : что там за дама в соседнем автомобиле в самом начале ? хотя это, возможно, никак к делу не относится... Это никак к делу не относиться. Просто девушка и другой жизни, на которую он обращает внимание. phlanger пишет: ...и всё же главный гений там - _звукооператор_ :-) И он тоже. Кстати этот фильм монтировала женщина - Морик Бонно, которая играла, ранее в 3-х картинах Мельвиля: "Двое на Манхеттене", "Леон Морине священнике", а в "Стукаче", ее героиню избивает Бельмондо и привязывает к батареи и выливает виски... Помните тот эпизод? В "Самурае"- сюжет подобен игре в шахматы - каждый герой выходит из игры после очередного хода. В финале "Самураю" ставят шах и мат, а он кончает с собой, перекладывая вину на коммисара. В "Полицейском", кстати говоря Мельвиль повторил финал "Самурая", только стрелял коммисар, а вместо пустого пистолета у другой стороны - была только попытка его взять.

phlanger: Стукач... ...ну, это надо вырасти окнами на железную дорогу, "помимо всего прочего" конечно помню... неожиданное перевоплощение

админ: phlanger пишет: неожиданное перевоплощение Ошибочка - Моник Хэннеси - была его секретаршей, не монтажером - я ошибся. Секретаршу он и снимал.

EEYORE: админ wrote: Это никак к делу не относится. Просто девушка и другой жизни, на которую он обращает внимание. Это-то как раз относится к делу. Девушка действительно из другой жизни. Этот эпизод важен для характеристики персонажа Делона. У Мельвилля, в общем-то, не было деталей, которые бы не относились к делу.

Robert mcSotskey: админ пишет: В "Самурае"- сюжет подобен игре в шахматы - каждый герой выходит из игры после очередного хода. Сюжет фильма "Экзистенция" EEYORE пишет: Девушка действительно из другой жизни. Этот эпизод важен для характеристики персонажа Делона. У Мельвилля, в общем-то, не было деталей, которые бы не относились к делу. Мне тоже кажется, что девушка в машине не просто так. Какой-то тут смысл. Она вообще на певичку смахивает, но белая. А в эпизоде с мужиком, что номера "перебивал" - Джеф с ним что ли расплачивается пачкой разорванных (половину) банкнот???

админ: Robert mcSotskey пишет: Сюжет фильма "Экзистенция" В "Экзистенции" каждый лишь исполняет роль, которая ему предназначена. А "Самурай", сам творит историю. И сам заходит в тупик. Не могу отделаться от впечатление, но "Самурай" так точно вписывается в этап кино 65-68- годов. Экзистенциалисткий - порыв шакала одиночки. Это весь Годар. Это так же проходит через творчество Шаброля. Это самый что ни на есть привет - Леоне -его героям одиночкам. Я бы сказал: Мельвиль поставил точку в поэтизации героя-одиночки. После Мельвиля снимать о ЧБИ - было смешно и нелепо. Разве что такой гений как Корбуччи, сумел снять подобное. Я имею ввиду "Великое Молчание".

Robert mcSotskey: админ пишет: Мельвиля снимать о ЧБИ - было смешно и нелепо Ну почему. "Великое молчание" я не смотрел. Но с другой стороны, Лабро в "Наводчике" гениально создал историю тоже про ЧБИ.

EEYORE: Robert mcSotskey wrote: А в эпизоде с мужиком, что номера "перебивал" - Джеф с ним что ли расплачивается пачкой разорванных (половину) банкнот??? Мне казалось он их обратно положил (потом, перед тем, как обнаружить "жучок", он их снова достает - типа, так ли они лежат, как он их оставил). Да это и не по-мельвилевски было бы как-то, по-издевательски по отношению к своему герою, что ли. Если позволите, ещё о "смысле фильма". В частности, админ wrote: их разговор записывают на пленку "легавые". Когда Джефф обнаруживает пресловутый жучок, он его отключает. По крайней мере, слышен щелчок, потом кадр - записывающий его легавый и магнитофон, из которого перестаёт быть слышно канарейку (из квартиры прослушиваемого). Далее персонаж Перье сообщает коллегам: "мы знаем, что он обнаружил жучок, следват-но, мы должны следить за ним более осторожно и внимательно". Так они и "вышли" на жертву. Я так думаю. админ wrote: он застает Оливье Рея и убивает его Опять же, может я ошибаюсь, но, по-моему, убийство Оливье Рея, это такой изящный ход. Джефф таким образом указывает на заказчика, при этом не сказав ни слова в полиции. админ wrote: Ответ очевиден: Джефф загнан в угол - ему остается ждать, когда его сдаст пианистка, визита копов, ареста и т.п.. К тому же если они обнаружат труп Оливье Рея – трудно будет заставить пианистку молчать, которую теперь охраняет целая армия копов. Тупиковая ситуация. и т.д. Опять же,... Мне казалось, что Джефф принимает решение о "самоубийстве" уже после встречи со "связным". Ведь не случайно же он так демонстративно выбрасывает на улице бумажный пакет, свидетельствующий о том, что он ранен. Он ушёл от слежки, и полицейские не знают о его встрече со "связным". Выбросив этот пакет, он поддерживает заинтересованность фараонов к себе, как к подозреваемому. И после этого фараоны решают повесить у него в квартире жучок. Заказчик усомнился в нем и попыталься убить его. Ситуация тупиковая, согласен. Но Джефф гораздо раньше в ней оказался. Великолепный ход - он одновременно и мстит заказчику, и в то же время, пытается облегчить жизнь девушке, которая несмотря ни на что любит его, как никак

Robert mcSotskey: Мне тоже кажется, еще с первого просмотра, что Джеф отключил (!) жучок, поэтому "полицы" не могли слышать его разговор о новом заказе. СОбирался ли Джеф заранее убивать заказчика - не знаю. может быть и сымпровизировал. А вот пианистку - точно нет. Наверное, он как Леон: "Только женщин и детей...". А с номерами на "ситроене" по-моему он расплачивался, точнее - передавал тому "половинки" денег от заказчиков, а-ля как в "Сицилийском клане", только там половинке стодолларовой банкноты было паролем, а здесь - одновременно и пароль, и средство платежа. Вероятно, "первые" половинке "автослесарю" передали заказчики заранее.

админ: Robert mcSotskey пишет: Мне тоже кажется, еще с первого просмотра, что Джеф отключил (!) жучок, поэтому "полицы" не могли слышать его разговор о новом заказе. Он его не отключал. В этом и фокус. Он взял его положил. Внимательнее. На жучке нету ничего: ни кнопок, ни переключателей - обычная коробочка. Ящичек пандоры такой. EEYORE пишет: Опять же, может я ошибаюсь, но, по-моему, убийство Оливье Рея, это такой изящный ход. Оно случайно - он шел к Пианистки. И как мне кажется в данном случае намеревался убить ее в том момент. Не даром он одевает перчатки. Однако он не знал, что с ней живет Оливье Рей.

EEYORE: Насчёт Пианистки - не знаю. Robert mcSotskey wrote: с номерами на "ситроене" по-моему он расплачивался, точнее - передавал тому "половинки" денег от заказчиков, а-ля как в "Сицилийском клане" Пока не справляюсь с картинками, но при замедленном просмотре видно, что Джефф передаёт мужику банкноты сложенные вдвое. Если получится приложу соответствующие скришоты. админ wrote: Внимательнее. На жучке нету ничего: ни кнопок, ни переключателей Опять же, справлюсь с картинками - добавлю. На жучке есть антенна (маленькая такая, но её видно, и Джефф складывает её перед тем как поставить на камин). Когда он снимает жучок - внимательнее - он там что-то поворачивает. Щелчок. Да и сам жучок нам не показывают настолько близко, чтобы можно было разглядеть, есть ли там переключатели или нет. админ wrote: обычная коробочка Действительно, вряд ли для этого эпизода использовали настоящий жучок. Возможно, на самом деле это и была просто обычная коробочка... с антеннкой, хотя...

админ: EEYORE пишет: Опять же, справлюсь с картинками - добавлю. На жучке есть антенна (маленькая такая, но её видно, и Джефф складывает её перед тем как поставить на камин). Когда он снимает жучок - внимательнее - он там что-то поворачивает. Щелчок. Да и сам жучок нам не показывают настолько близко, чтобы можно было разглядеть, есть ли там переключатели или нет. В любом случае, точного намека на выключения там нет. Известно одно - полицейские знают, что он обнаружил "жучок". Исходя из логики, он не должен был выключать его - он же молчит дома и соот. Его безучастность - лучшее доказательсто его невиновности . В тому же, а вдруг была вероятность, того что он все еще работает? Вот если бы он его разбил или выбросил в окно. Кстати самая яркая цитата из "Самурая" - это комната в отеле Eagle "Бартона Финка". Обратите внимание - все идентично, кроме того что кровать стоит с другой стороны. И птички нету.

админ: Про антенку. Я пересмотрел этот эпизод. Он сначала сворачивает антенку. Человек, в комнате перестает его слышать. Но потом подумав, герой Делона вновь поднимает антенну верх. Что характерно чириканье птицы, прерывается не по кадрам: комната Делона и комната слухача. А как раз сооразмерно действиям с антенной.

EEYORE: админ пишет: Про антенку. Ну нет же Убрал антенку - выключил - комната слухача - поставил жучок на камин - убрал руку (резкое движение, и может показаться, что он опять поставил антенку). админ пишет: он не должен был выключать его - он же молчит дома и соот Дома он молчит - ну он вообще не очень-то разговорчив. Да и телефон могут прослушивать. Не знаю. По-моему, он таким образом показывает своё превосходство, он всегда на шаг впереди: его привели в отделение (комиссар же уверен, что убийца - Джефф) - он формально "доказал" обратное ("состряпав" себе заранее двойное алиби), полицейские повесили ему жучок - он его нашёл, за ним следили в метро - он смог уйти от преследования. Сравнение с игрой в шахматы - хорошее замечание. И Джефф совершенно точно знает, что, когда он сделает следующий ход (Пианистка), там в клубе его уже будут ждать полицейские. админ пишет: Его безучастность - лучшее доказательсто его невиновности . А как же пакет с бинтами. Он же твёрдо знает, что его подберут полицейские, и, как нарочно, вышел в свет фонаря и выбросил пакет - не куда-нибудь в отведённое для этого место, а на мостовую. Вообще спорить на эту тему мы можем бесконечно. Может кто-то третий нас рассудит?

админ: EEYORE пишет: Убрал антенку - выключил - комната слухача - поставил жучок на камин - убрал руку (резкое движение, и может показаться, что он опять поставил антенку). Антенку он все-таки, недемонстративно, но выташил обратно. EEYORE пишет: А как же пакет с бинтами. Он же твёрдо знает, что его подберут полицейские, и, как нарочно, вышел в свет фонаря и выбросил пакет - не куда-нибудь в отведённое для этого место, а на мостовую. А что собственно эти бинты докажут? EEYORE пишет: Вообще спорить на эту тему мы можем бесконечно. Это точно!!

EEYORE: админ пишет: А что собственно эти бинты докажут? А бинты, собственно, докажут, что Джефф ранен. Будь он ни в чём неповинный и нив чём "сомнительном" не замешанный человек, вряд ли его бы кто-то ранил. Тем более, сразу после выхода из полицейского участка. Для комиссара, по крайней мере, это должно быть очевидно. админ пишет: Антенку он все-таки, недемонстративно, но выташил обратно Это был просто красивый жест от Делона - резко убрал руку. Ладно, оставим эту тему. Кстати, в связи с нашей "дискуссией", ещё раз пересмотрел "Самурая". Может моя интерпретация покажется Вам бредом, но - Раньше я думал, что Пианистка "не опознала" Джеффа, потому что решила, что у того наверное есть свои причины убить Марти (разговор в машине) . Мол, пожалела его, молодого и красивого. Но: когда Джефф приходит к Пианистке домой, он говорит: "Ты не захотела узнать меня либо потому, что ты не любишь полицию, либо потому, что тебе было невыгодно". Она предлагает му позвонить через два часа. Когда через два часа он звонит, она не поднимает трубку и уходит (видимо, сообщить Оливье Рею, что к ней приходил Джефф, и у них нет выхода). Потом Джефф встречается с "блондинчиком". В разговоре с ним он спрашивае адрес Оливье Рея. В некоторых домах (не только во Франции, но и даже у нас в России) есть два входа/выхода (в "Самурае" тоже есть такой дом). Допустим, что он приехал к Оливье Рею открыл дверь - видит знакомая обстановка. Ба! Да здесь живёт пианистка. Значит ей всё-таки было выгодно молчать, она тоже с ними. И в клуб он идёт без патронов, потому что знает, что его подставили. Возможно, его заказчики позаботились о том, чтобы в клубе тогда оказалась полиция. Мда-а... коряво высказался...

админ: EEYORE пишет: А бинты, собственно, докажут, что Джефф ранен. Будь он ни в чём неповинный и нив чём "сомнительном" не замешанный человек, вряд ли его бы кто-то ранил. Нет, по мне это не тот факт, который вызывает железное подозрение. А насчет вариации смысла финала. У меня есть мнение, что финал может означать именно тест. Тест, который проводит герой Делона. Тест на вшивость собственного окружения. Я думаю, а что если в момент когда Джефф, подходит к пианистки - он ждет, что она подаст ему сигнал или как-то сообщит ему, что тут копы. Однако, не получив его он, достает пистолет. Ее реакция нетипична – вместо истерик или, немой сцены она продолжает играть. Копы здесь – «Самурай» понимает, что все кончено. Дальше уже объясним диалог – «Мне заплатили». Пианистка, которая казалось ему единственным живым персонажем, который поступает не по логики вещей, а как раз вопреки, оказывается таким же предателем, как и все. Мельвиль говорил, что ««Самурай» - это фильм о крахе иллюзий», как думаете теперь, что это может, значит? Я скажу больше, вначале Мельвиль снял финал с Делоном, который умирает с улыбкой на устах. Однако ему вовремя сообщили, что Делон уже так умирал в кино. ( Догадайтесь с трех раз, в каком фильме. Уверен все его смотрели и на моем форуме обсуждали.) Отсюда выхолит, что смерть – это избавления героя. Он интуитивно ищет человека с душой. Не найдя его - он умирает. И перед смертью произносит главную фразу. «Мне заплатили». Ужас всего в том, что (Тарантино, с которым наивно равняет Мельвиля Дарахвелидзе такого написать не мог – он формалист) ответа на вопрос: «За что?» не существует. Есть, только цена и интерес. Для 68-го года и левой Франции, по мне этого было достаточно. А Пианистка остается одна в вечности, как Сежест в «Орфее», когда мотоциклисты уводят принцессу и Эртебиза.

EEYORE: админ пишет: Нет, по мне это не тот факт, который вызывает железное подозрение. Я имел ввиду, что таким образом он поддерживает интерес полицейских к себе , что-ли. админ пишет: финал может означать именно тест. Тест, который проводит герой Делона. Тест на вшивость собственного окружения. Совершенно верно. "И ты, Брут!"

EEYORE: админ пишет: один сплошной кино-ляп По поводу "ляпов". Две (в общем-то, несущественные) ошибки: 1. Когда Кастелло выходит из полицейского участка, садится в такси - когда он снаружи (так сказать outdoors ), на улице пасмурно, но дождя нет. Когда Джефф садится в такси (план изнутри), снаружи уже вовсю льёт дождь (по-моем, даже плащ на Кастелло немного намок). 2. Джефф в метро: камера переходит с платформы на пути (поезда пока нет) - когда камера переходит со светлой платформы на тёмные рельсы виден свет, который, видимо, перемещали с камерой, а не ставили заранее. Вряд ли это можно назвать "сплошнымкиноляпом"

админ: EEYORE пишет: 1. Когда Кастелло выходит из полицейского участка, садится в такси - когда он снаружи (так сказать outdoors ), на улице пасмурно, но дождя нет. Когда Джефф садится в такси (план изнутри), снаружи уже вовсю льёт дождь (по-моем, даже плащ на Кастелло немного намок). 2. Джефф в метро: камера переходит с платформы на пути (поезда пока нет) - когда камера переходит со светлой платформы на тёмные рельсы виден свет, который, видимо, перемещали с камерой, а не ставили заранее. Вряд ли это можно назвать "сплошнымкиноляпом" Нет... Это мелкие ляпы. Там есть один.. Ну просто громадный... Не хочу говорить. Очень хочется, чтобы кто-то нашел сам. Ляп огромный. Но скрыт он в т.ч. сюджетным "перескоком" внимания зрителя на нужный режиссеру предмет очень классно.

EEYORE: админ пишет: Ляп огромный. Но скрыт он в т.ч. сюджетным "перескоком" внимания зрителя на нужный режиссеру предмет очень классно В таком случае, Вы уверены, что это можно отнести в разряд "ляпов"?

админ: EEYORE пишет: В таком случае, Вы уверены, что это можно отнести в разряд "ляпов"? Не уверен. Ибо, увидеть это можно только посмотрев фильм с точки зрения оператора. Скажем так (подсказка) этот ляп становиться виден как объемная картинка, на которой надо сконцентироваться (сразу скажу, я говорю не об окнах в квартире Джеффа, в которых ясно виднеются ч/б фотографии-переспективы других домов. )

EEYORE: админ пишет: Там есть один Осмелюсь предположить , может Вы имеете ввиду эпизод, когда мы впервые видим Оливье Рея. Он подходит к "блондинчику" и говорит, что на этот раз Кастелло не должен уйти. Потом поворачивается, идёт обратно - переход - комиссар полиции идёт в том же направлении.

админ: EEYORE пишет: Осмелюсь предположить , может Вы имеете ввиду эпизод, когда мы впервые видим Оливье Рея. Он подходит к "блондинчику" и говорит, что на этот раз Кастелло не должен уйти. Потом поворачивается, идёт обратно - переход - комиссар полиции идёт в том же направлении. Нет... Это все мелочи.

EEYORE: Я так и думал Будем смотреть.

Robert mcSotskey: админ пишет: Догадайтесь с трех раз, в каком фильме. Уверен все его смотрели и на моем форуме обсуждали Искатели приключений? Но они ж вышли в один год...

админ: Robert mcSotskey пишет: Искатели приключений? Но они ж вышли в один год... В яблочко. Мельвилю доложили об этом уже после съемки эпизода. Поэтому он через несколько дней он переснял и наново смонтировал.

админ: "Существует заблуждение, что преступник в момент преступления верит, что его никогда не поймают. Конечно, возможно, что он и не способен точно представить себе все ужасающие последствия своего поступка, тем не менее он прекрасно отдает себе отчет в том, что этот поступок приговаривает его к смерти. Слово "анализ" кажется нам не очень удачным. Можно попытаться вскрыть механизм этого самоприговора другим способом. Кэрель представляется нам чем-то вроде отчаянного нравственного самоубийцы. Неспособный в действительности узнать, будет ли он арестован, преступник живет в постоянном страхе, от которого можно избавиться только отрицанием своего поступка, его искуплением. То есть еще и приговором самому себе (потому что, кажется, именно невозможность признания в убийстве вызывает панический, метафизический или религиозный страх у преступника)." «Кэрэль из Бреста» Жан Жене Не мной первым замечено, но мораль поздних гангстерских лент фильмы Мельвиля, некоторых спагетти-вестернов, (например "Смерть верхом на лошади") выстроенна, по морально-этическим философствованиям Жана Жене. А "Самурай" - Дефф Костелло, манерой поведения, подозрительно напоминает Кэрэля - убийца, лишенный соц. связей, фетишист, интроверт, шизофреник в душе которого теплиться огонек чего-то здравого.



полная версия страницы