Форум » Творчество других режиссеров » Душан Макавеев » Ответить

Душан Макавеев

евген: Кто что может сказать об этом неординарном режиссере, чьи фильмы вызывали скандалы и неприятие.

Ответов - 14

Марк Кириллов: Видимо,опять придётся мне брать на себя функцию "просветителя" Как только не называли Душана Макавеева - "балканский Годар" и "паршивая овца югославского кинематографа","авангардистом" и "клеветником на социализм","последним истинным коммунистом" и "автором порнографических фильмов"...Кем же он был? На этот вопрос трудно ответить - слишком уж много намешано в творчестве Макавеева.Есть у него и шедевры,и любопытные фильмы,есть просто никому не нужный хлам.Попробуем разобраться. ...Югославское кино 60-х было весьма своеобразно и многожанрово.Как и во всём мире,в это десятилетие кинематограф в вотчине Иосипа Брос Тито процветал.Разумеется,основопологающим жанром кинематографа в социалистической Югославии был "партизанский фильм" - весьма своеобразная модификация вестерна и исторической драмы.Были и другие жанры - комедии,бытовые драмы,детективы - но они были,как правило,предназначены исключительно на внутреннее потребление - для мирового кинематографа данная территория югославского кино является до сих пор "терра инкогнито"...Выйти на мировой уровень и привлечь внимание к кинематографу Югославии было суждено двум режиссёрам - Александру Петровичу (о нём,думаю,тоже будет топик) и Душану Макавееву... "Я живу на углу улицы Чаплина и улицы Джона Кеннеди", - так всегда любил говорить Макавеев.И хотя это и впрямь был его реальный адрес проживания в Белграде,в этой фразе заложен и метафорический смысл - расположение между комическим и политическим,между шутовством и политическим идеализмом.Макавеев и в личной жизни и в творчестве постоянно был на гране этих противоречий. Начинал герой нашего рассказа в качестве хроникёра-документалиста.Нахватавшись модных идей "синема-верите" Жана Руша,"киноглаза" Дзиги Вертова,"кинопоезда" Александра Медведкина,Макавеев первые свои фильмы о субботниках и первомайских парадах снимал совершенно в стиле вышеуказанных режиссёров.Казалось,ему должна быть обеспечена "зелёная улица" - как местному продолжателю идей "великих".Но,удивительное дело! В Югославии,где произвол киноцензуры (в отличие от СССР) практически отсутствовал,где можно было снимать что угодно и про что угодно,документальные опусы Макавеева мгновенно оказались под запретом.Причина? "Клевета на социалистический строй","копание в отбросах","охаивание героев социализма"...Для ортодоксального коммуниста Маккавеева это были по меньшей мере несправедливые обвинения.Сам режиссёр впоследствие утверждал,что у него и в мыслях не было издеваться над социализмом - он искренне в него верил и искренне считал,что,указывая на отдельные недостатки и подмечая смешные нелепости и откровенную глупость некоторых "социалистических деятелей",он вносит свою лепту в очищение чистой идеи от скверны...Но...Макавеев вынужден был уйти из документалистики и перейти в художественное кино.

Марк Кириллов: В 1965 году состоялся дебют режиссёра в художественном кино - фильм "Человек - не птица"...Фон фильма был документальный (дух времени ) - очередное социалистическое строительство нового завода.На этом фоне разворачивается история любовных похождений красавицы-почтовички,сыгранной звездой № 1 югославского кино Миленой Дравич.Стиль фильма - это мешанина документальных кадров,дробный монтаж,чёрные вставки с голосами за кадром - в общем,типичная "годаровщина".Фильм был с успехом принят за рубежом,а Макавеев заслужил прозвище "балканский Годар".На родине же режиссёр заслужил в свой адрес очередную порцию ругани и обвинения в "стрирании грязного белья" и "пропаганде бесстыдства и аморализма".На мой взгляд,"Человек - не птица" - это лучший фильм Макавеева.Дальнейшие его ф ильмы - это попытка достигнуть прежнего идеала,так ни разу и не достигнутая. В принципе,Макавеева можно назвать самым последовательным "годароидом",в принципе и сам Жан-Люк Годар снял бы такие фильмы,работай он не в Париже,а в Белграде.Макавеев и в художественном фильме остался документалистом - его по-прежнему интересуют отдельные забавные случаи,жизненные каламбуры,ненавязчивые приколы.Ну и естественно Женщина - воплощённая Красота,Богиня и Потаскуха одновременно.Для такой роли нужна была именно величественно-прекрасная "национальная Милена" В своём втором фильме,"Любовный случай" (1966),Макавеев продолжил свои опыты по вживанию игровых сцен в реальную жизнь.В центре сюжета вновь женщина,меняющая любовников,как перчатки.На сей раз её играет Ева Рас,ставшая музой для другого великого югославского режиссёра,Александра Петровича...Насквозь "соцреалистический сюжет" - "молодая почтовая служащая,после серии неудачных романов находит своё счастье с передовым рабочим" (С) - был предельно обнажён и лишён какой-либо лирики.Получился чуть ли не зоологический "очерк нравов" в духе Глеба Успенского и его "Нравов Растеряевой улицы".Формально придраться было не к чему,но режиссёр уже крепко попал под подозрение.Ему грозило уже отлучение от кино вообще.

Марк Кириллов: В "Любовном случае" Макавеев находит ещё один тип,ставший переходящим в его картинах - Настоящий Мужчина. Однако если женщина в картинах Макавеева - это Женщина,то Настоящий Мужчина - это муляж,состоящий из груды мускулов,полного отсутствия извилин и с полным набором идеологического мусора в голове,да ещё к тому же мыслящего штампами и шаблонами.С одной стороны - это полнейший дегенерат,с другой - истинный Положительный Герой соцреализма,очищенный от всяческой шелухи.Опять-таки отмечу - хотя Настоящий Мужчина Макавеева и является однозначным объектом насмешек,но в то же время он не является отрицательным персонажем.Режиссёр ЛЮБИТ такого героя и искренне его жалеет! При этом так же откровенно даёт понять,что шансов на перерождение у него нет - он уже настолько забронзовел в своей Положительности,что ни что его не способно оживить...Об этом фильм "Невинность без защиты" (1968). В этом фильме Макавеев впервые применил принцип "кино в кино".За основу был взят первый звуковой сербский фильм,снятый в 1942 году,с участием тогдашего сербского секс-символа - циркового акробата.Вот он,Супермужчинв,Мечта грёз! Но Макавеев ехидно и жестоко развенчивает миф - Супермужчина оказывается импотентом!Перемешав кадры старого фильма с вновь снятыми кадрами,Макавеев добился небывалого эффекта имитации.С технической стороны это был несомненный успех.А вот с политической...Режиссёр подвергся жесточайшей обструкции.Под высмеиваемым атлетом,власти усмотрели ... насмешку над коммунистическими идеалами,на их бесплодие...Надо сказать,что в данном случае подобные подозрения могли быть вполне обоснованными.Макавеев к этому времени окончательно разуверился в "югославском пути строительства социализма"."Советский социализм" он отверг уже давно.Режиссёру были ближе ультралевые идеи,пропагандируемые Пьером Паоло Пазолини,с которым режиссёр познакомился на одном из кинофестивалей.Лишённый возможности самостоятельно ставить картины в Югославии,Макавеев обратился за помощью к великому режиссёру и тот помог ему с постановкой совместного югославо-итальянско-западногерманского фильма "В.Р.Мистерии организма".


Марк Кириллов: "В.Р.Мистерии организма" (1970) - это,пожалуй,самый знаменитый и самый скандальный фильм Макавеева.Ну и,наверное,лучше всего отражающий пристрастия режиссёра.Тут и пятислойный пирог из "кино в кино" - трагикомическая история любви белградской студентки-секс-революционерки Милены (Милена Дравич) и советского фигуриста Владимира;история жизни секс-революционера Вильгельма Райха,поочерёдно выдворенного из фашистской Германии,сталинского СССР и умершего в американской тюрьме,куда он был заключён за непристойное поведение; "секс-пол-фильм",снятый Вильгельмом Райхом; документальные кадры из жизни нью-йоркских последователей Райха в Америке 60-х годах; кадры из фильма Михаила Чиаурели "Клятва" (1946)...С одной стороны - полнейшая чушь и нелепица.С другой - непрекрытая насмешка над тоталитаризмом во всех его формах и гимн сексуальной революции.Однако в своём протесте Макавеев слегка перестарался - по результатам просмотра фильма волей-неволей делаешь вывод,что во всей этой куче-мале единственными настоящими "людями" являются не студентка Милена,изрыгающая секс-пропаганду где попало,не сексуально закоплексованный Владимир,прирезавший свою любовницу-нимфоманку свои чемпионским коньком,не нью-йоркские "параллельщики",превращающие секс-скандалы в индустрию,не бедолага-идеалист Райх,и уж точно не Вождь Всех Народов товарищ Сталин,а примитивная студентка Ягода (Ягода Калопер),для которой смысл жизни заключён исключительно в траханье где попало,с кем попало и сколько угодно...И главное - без всяких околофилософских премудрствований! ...Ух,как обрушились на этот фильм с СССР! Ростислав Юренев в своей "Истории кино" отодрал Макавеева по полной.Тут было всего много - "грязь","пошлость","антисоветчина","гадость"...Да и в Социалистической Югославии этот фильм не одобрили.Режиссёр выехал на Запад.

Марк Кириллов: О следующем фильме Макавеева Юренев высказался следующим образом - "Покинув Югославию,режиссёр отправился в Западную Германию,где снял чудовищно похабный "Сладкий фильм" (1974)"...Не солидаризируясь с критиком,всё же отмечу,что "Сладкий фильм" - это явно не лучшее творение режиссёра.Это,скорее,жертва для своего имиджа хулигана и скандалиста.Макавееву вновь взялся помогать Пазолини,доставший деньги на постановку и обеспечивший приглашение крупных актёров на главные роли - Пьера Клементи,Анну Пруцналь,Сэми Фрэя.Однако фильм не удался.Да,был скандал,который и должен был состояться - в фильме присутствует огромное количество мужских половых органов,сцен онанизма и т.д. и т.п. Однако не "сексуальным",не "порнографическим" этот фильм назвать нельзя - он просто скучен.В первую очередь из-за того,что он банально устарел.Подобные фильмы-хэппининги были уместны в 60-е годы,а в середине 70-х они уже были просто неуместны.Время изменилось и то,что раньше считалось "бунтом",теперь стало или банальщиной,или просто ерундой,предназначенной для узкого круга посвящённых. Не лучше был и следующий фильм Макавеева - "Монтенегро" (1976) - снятый им в Швеции.Это уже фильм,пропитанный усталостью.Хотя режиссёр по-прежнему пытается эпатировать публику демонстрацией членов и радиоуправляемого фаллоимитатора в виде танка ,но смотреть на это уже не хочется.Вялый сюжет о том,как швецкая буржуазка (Сьюзен Антшпах) попала в колонию беженщев из Югославии,где она пытается "освободиться" от пут "общества потребления",в принципе не интересен и к тому же плохо сыгран. Чем дальше,тем хуже...Последующие фильмы Макавеева - это уже просто местечковые радости для самых стойких фанатов режиссёра.Снятый в Австралии (?!) "Манифест",кроме несмешных и неостоумных пинков в адрес Маркса и Энгельса,ничем не запомнился.Некоторые фильмы вообще забыты.К началу 90-х Макавеев окончательно выпал из кинематографической реальности. Каков итог? Он неоригинален.Душан Макавеев - это типичное дитя 60-х.Из тех,кто так и не понял новой реальности,кто до последнего верил в "идеальный коммунизм",а ,разочаровавшись,потерял нить творчества и выпал в осадок.К тому же Макавеев оказался чрезмерно привязан к "почве" - всё то,что он снял за пределами родной Югославии - это хлам.Лучшее он снял на родине,где его травили,давили и не пущали.А он всё равно снимал.И снял достаточно, чтобы отставить след в истории мирового кино.

евген: На зарубежных форумах «Сладкий фильм» Макавеева и «Сало или 120 дней Содома» Пазолини часто сравнивают как наиболее яркие примеры «экстремального» кино, наполненные «патологиями и девиациями». И как оказалось, по словам Марка Кириллова, оба режиссера были хорошо знакомы друг с другом, а последний даже помогал Макавееву в творчестве и финансировании. Хотелось бы подробнее узнать об их знакомстве, сотрудничестве, влиянии на творчество и т.д.

Марк Кириллов: Ну влияние Пазолини на Макавеева видно уже в "В.Р.Мистерии организма",точнее - в итоговом резюме.Ягода очень точно рифмуется с Алладином из "Цветка 1001 ночи" (см.топик о Пазолини). Сходство "Сладкого фильма" и "Сало" чисто механистическое.Пазолини выстрадал свой фильм,а Макавеев - вычертил по конъюнктуре. Вообще,путь Макавеева в кинематографе рифмуется с путём Марко Феррери - от искреннего кинематографа к кинематографу калькуляционному,где скандал является запрограммированным и является маркетинговым ходом по продвижению фильма на экран.Поэтому мне близки ранний Феррери (до "Большой жратвы") и ранний Макавеев (до "В.Р."). Кстати,если говорить о политическом аспекте эпатажа у Маккавеева,то и тут он был не самостоятелен - Александр Петрович был более последователен и кинематографически более культурен.Может быть поэтому (в силу большей шумности и эпатажности) более заметен Макавеев с его фильмами 70-х и практически полностью забыт Петрович (помнят только "Мастера и Маргариту" да и то потому,что это первая экранизация романа Булгакова),хотя его "Скоро будет конец света" (1969) куда более политически остра нежели чем все "скандальные" фильмы Макавеева.

админ: Марк Кириллов пишет: "Скоро будет конец света" (1969) Лежит на очереди... Как будет настроение посмотрим... Стыдно, но ни видел не одного фильма Душана Макавеева. .

Astroman: У Макавеева видела только "Сладкий фильм". Ну-у режиссер и шутник!! хотя особо шокирующим его фильм назвать нельзя.да и абсурдным или скучным наврядли... скорее сатирическим - напичкан всякими лозунгами, цитатами и проч. например "Будьте реалистами-требуйте невозможного!"-прямой отсыл к молодежному бунту 68-го, а один из главных героев "матрос с Потемкина" мечтает умереть как Вакуленчук - исторический персонаж и герой фильма "Броненосец Потемкин" Эйзенштейна. Коммуна мне показалась очень занятной-и уж точно даст 100 очков вперед "Идиотам" Триера. админ пишет: К началу 90-х Макавеев окончательно выпал из кинематографической реальности. Каков итог? Он неоригинален.Душан Макавеев - это типичное дитя 60-х. похоже впоследствии режиссер оказался в состоянии полного дестроя. поэтому попробую для начала посмотреть его ранние фильмы. где б их ещё взять?

Марк Кириллов: Astroman пишет: для начала посмотреть его ранние фильмы. Посмотрев ранние фильмы,а затем сравнив с ними "Сладкий фильм",можно понять,почему я не люблю эту картину.И почему она ОБЪЕКТИВНО неудачна.Хотя,увы,более знаменита,чем "Человек - не птица"

Astroman: Марк Кириллов пишет: "Человек - не птица" -попробую найти этот фильм-в субботу поеду на горбушку заказ свой забирать-может там есть.надо же когда то ознакомиться с творчеством этого режиссера... Яндекс сообщил 1965 год-Югославия-то есть до того как он уехал на Запад. вот кстати вопрос-кто нибудь знает что за песню поют в Сладком фильме Анна Планета и морячок-на итальянском? Что-то известное такое и революционное...

Долматов: Вообще, неподцензурность югославского кинематографа феноменальным образом победила и советскую цензуру. И если за "Последнее танго в Париже" паяли срок, то "Любишь лишь раз" или "Чудо невиданное" шли в прокате и даже, возможно, без надписи "дети до шестнадцати...".

Марк Кириллов: Э,нет! "Чудо невиданное" шло как раз-таки с "чёртовой бумажкой".Это помню точно.

Долматов: Даже если и так, эта бумажка не помешала нам посмотреть фильм в 13? Всё-таки, в большинстве случаев, билетерши проявляли гуманизм.:)



полная версия страницы