Форум » Творчество других режиссеров » Валерио Дзурлини » Ответить

Валерио Дзурлини

админ: Валерио Дзурлини… Один из многих, забытых на годы и недооценных при жизни режиссеров. А сколько их было? Мельвиль – ремесленник, на котором учились Скорсезе, в Джон Ву называл его фильмы – киноуниверситетами, был поставлен в пантеон великих лишь в 95-том, когда Тарантино раструбил «Самурай» и «Стукач», одними из самых повлиявших на него картин. Ален Делон выступил в защиту Мельвиля, перед началом ретроспективы фильмов в Каннах… Пекинпа, удостоенный заметки - некролога, в день смерти, через 11-лет был признан едва ли не лучшим Американским режиссером 70-х. Сегодня, настало время для Дзурлини. Его фильмы выпускают на DVD. Его ретроспективы идут в рамках фестивалей. О человеке - Дзурлини известно мало. Сын-выспокоставленного фашиста, родом из Эмили-Романии (родины Муссолини), студент-юрист Римского университета. Член сопротивления, аналогично Лукино Висконти и Карло Лидзани. Театральный режиссер. Документалист, который с 44-того по 52-й снял 9-ть фильмов. Друг Пазолини. Карьеру в худ. кино начинает с комедии «Девушки из Сан Фредиано» по Васко Проталини (изначально собираясь экранизировать его же роман - «Семейную хронику»). Написав несколько сценариев, для других режиссеров, Дзурлини отправляется в народ, путешествуя по Италии вплоть до 58-го года. Когда вместе с Сузо Чеки де Амико и Энрико Медиоли пишет сценарии по роману Джорджио Проспери «Жестокое лето». В котором проявляются основные темы творчество: одиночество, ночь, отчаяние, взаимовыручка и предательство. Попытка поиска любви и смысла жизни. Поиск «второго я» в кино, самого режиссера. Нетрудно заметить, что внешне похожий на режиссера Жан-Луи Триньтинян, только что вернувшийся с военной службы из Алжира – прямое альтер-эго режиссера. В фильме рассказывается история скоротечного романа 30-летней вдовы военного генерала и 20-ти летнего сына высокопоставленного фашиста. У фильма нет начала, а конец истории предрешен заранее. Элеонора Росси Драго и Жан-Луи Триньтинян – играют не столько на диалогах, сколько на эмоциях, зачастую тонко улавливая такт и тон сцен, увеличивая или уменьшая скорость движений, что свойственно не столько техники Дзурлини, сколько Язудзо Масумура. Погружение в неореализм, продолжается для Дзурлини «Девушкой с чемоданом». Истории о прекрасном романе 14-ти летнего паренька из богатой семьи и продавщицы из бара, которую привез издалека его брат и бросил как надоевшую вещь. Трагикомедия: эмоциональная, пышная, барочная. Тонкая и выверенная, не одной лишней фразы или детали, все идеально. И все равно, мир Дзурлини страшно контрастировал с тем что снимали: Феллини, Висконти или Пазолини. Идеализм здесь отсутствовал как факт. Дзурлини только переносил реальность Италии на киноязык. Богатые прожигали свою жизнь. Бедные- оставались бедными. Никакой трагедии классов. Только трагедии людей. Если Пазолини снимает гротеск или формальную трагедию бытия в реальности Италии (нет денег или работы и etc) – будь то «Аккатоне» или даже «Сало или 120-ть дней…». Дзурлини не хотел с этим бороться – его фильмы – работа наблюдателя, но никак не деятеля. И даже в финале Аида, остается. Да и куда ей возращаеться: в мир обыденности, работы от 8 до 6-ти? Дзурлини завершает свой поход в неореализм цветной «Семейной хроникой». Точной экранизацией одноименного автобиографического романа Васко Проталини. Этакое, погружение в серую жизнь человека. Марчелло Матроянни медленно, но верно выбивается в люди, теряя со временем всех родных. Мать – умирает. Брат- тоже… Сложно рассказывать. Фильм одновременно не о чем. И в тоже время об о всем. Политический кинематограф засасывает режиссера. Сначала «Солдатские девки» с Томасом Миллианом и Анной Кариной. Потом ригористичное, сухое и жестокое эссе – на библейский сюжет о смерти Иисуса Христа - «Сидящий одесную». 86-ть минут. Время фактического действия в фильме, не считая поимку главного героя - 6-ть часов. Опять завязка не в интриги, а в том как снято. Вместо прокуратора- генерал голландец. Вместо Игемона – плешивый садист офицер. А трое распятых: Вуди Строде, Франко Читти и Стивен Форсайт. «Сидящий одесную» - очередное предостережение: в войне не бывает правых За Антонио Петраджели доснимает «Как, когда и с кем?», романтический фильм, более о нем ничего не известно. А в 72-м, выходит самый, вероятно главный фильм режиссера: «Первая ночь покоя» (В СССР, прошедшая в прокате как «Профессор»). Только через 9-ть месяцев выйдет «Последнее танго в Париже», где Марлон Брандо примерит, такой же бежевый плащь. Где он так же Даниле Домничи будет бесцельно бродить (в данном случае по Парижу). Герой Дзурлини - бывший (о прошлом нам почти не рассказывают) бунтарь - идеалист, разочаровавшийся интеллектуал, профессор, преподаватель литературы. Ночи он проводит за картами в компании сомнительных людей. Дома его ждет немолодая жена. Его жизнь пуста и бессмысленна. Ему чужд азарт потребление, его жизнь – это жизнь разума. Он дитя и жертва – эпохи идей. В какой-то момент он влюбляется. Потом вынужден бежать с молодой старлеткой от ее бывшего бандита – ухажера. И апофеоз всего – смерть в автоаварии. Как говориться первая ночь покоя - это первая ночь после смерти. Дзурлини коснулся кризиса интеллектуала, не деятеля как Бертолуччи. А именно - поэта, романтика, идеалиста. Он не способен выжить в 70-х. В конце концов, нелепо погибнув в аварии. В качестве финала, (а что еще мог снять коммунист Дзурлини на фоне популярности правых настроений в 70-х?) он снимает барочную сагу – экранизацию - «Татарская пустыня» Дино Буццати. Здесь нет романтики и идеализма, нет выхода и реальных чувств. Это трагедия людей, заключенных в определенном классе, скованных условностями и положением. Они - военные Австро-Венгерские аристократы, охраняющие границу на юге нынешнего Ирана. Для Буццати источником для вдохновения был фашизм, Дзурлини пугала реставрация фашизма, в эпоху популярности фашистких настроений в Европе и популярность, как никогда правых политиков в середине 70-х. Слава богу, он ошибался. Напоследок, надо отметить, что Валерио Дзурлини, был чрезвычайно литературным режиссером. Многие его фильмы – это скорее экранизированные книги. Он ничего не вычеркивал, и добивался магической передачи материала. Даже допрос Иисуса Христа – Марис Лелюбе в «Сидящий одесную» - тут же наталкивает на знаменитую сцену из «Мастера и Маргариты». Визуально, никакого сходство. Но дух слова, каждая пауза. Болезнь Пилата (Голландского генерала)- вероятно Дзурлини и не был великим режиссером в традиционном понятии этого слова. Но в умении переложить литературный источник на киноязык, скорее всего ему нет и никогда не будет равных.

Ответов - 18

phlanger: добыл я тут отвратительного качества запись... Валерио Дзурлини Жестокое лето / L'estate violenta 1959-й год танцы после посещения цирка на сороковой минуте я, в общем, немного видел такой силы сцен кстати, это кажется единственный диалог в фильме (в котором вообще-то много диалогов), снятый чем-то, похожим на восьмёрку, да и вообще фрагмент, "сделанный монтажно" - в остальном фильме - в той части, которую я успел отсмотреть - "монтажа" как приёма или выразительного средства очень мало ещё эти танцы - совершенно блестящий пример использования звука дело в том, что события фильма можно датировать почти абсолютно точно - обращение по радио со словами "маршал Бадольо" прозвучало 25-го или 26-го июля 1943-го года и вот эти, извините, "стиляги" - танцуют чуть ли не под Бинга Кросби что просто оглушительно выпирает из всего остального звука - раз это музыка страны, с которой Италия ведёт войну - два блестящий фон для "диалога без слов" - три... сделано мастерски ...вот на сорок седьмой минуте в теннисной раздевалке - диалог одним куском и с одной точки, с самым минимальным движением камеры вообще, такое ощущение что вещи которые другие делают монтажом, тут сделаны композицией кадра - со стремлением свести число склеек к минимуму а сделано так, что это надо специально рассматривать, чтобы увидеть - "не торчит", что IMHO безусловный признак мастерства ...а вот патетическое пиликанье как фон, пока они целуются ночью, стоя возле проволочного забора на шестидесятой минуте - несомненный провал... да, тут же ещё надо учесть что смотрю я это дело по-итальянски... английские титры, которые мне удалось найти, от другой версии - которая на три минуты длиннее (ну, традиционные выкрутасы между PAL/NTSC вариантами) нет, ну я могу разобрать слово "коньяк" или даже фразу "война продолжается" - всё-таки итальянский язык не самый сложный :-) - но это обстоятельство, в общем, выразительности картинке даже добавляет ещё лежит Профессор aka La Prima Notte Di Quiete - таких же кондиций, то есть без перевода и даже без титров, и оцифрованный с VHS поганого качества...

админ: «Жестокое лето» - не самый лучший фильм Дзурлини. Неплохой. А именно «сырой». Нету в нем гармонии, которая появляется в следующей работе «Девушка с чемоданом». Даже финал мне показался слишком притянутым, что ли за уши. Слишком ритмичным… Слишком двусмысленным. А что касается плюсов: Конечно замечательны сцены в доме, с танцами, когда гости выбегают посмотреть на падающую ракету, например. Интересная – этакая «Антонионевская» история любви. Но как только она перерастает в трагедию, магия кадра рассыпается как пыль. Качественный, очень талантливый, но все же не самый удачный фильм IMHO Дзурлини.

phlanger: на сегодня это один из самых занятных фильмов, которые я добыл и стал смотреть в результате ведущихся здесь разговоров - при том, что ранее вообще не слышал о Дзурлини ...а предыдущий был Odds Against Tomorrow :-)


админ: Тем не менее «Жестокое лето» - это последний фильм Дзурлини, который я смотрел. А не видел из всей фильмографии я только: "Солдатские девки" и "Девушки из Сан Фредиано". Поэтому на уровне всего остального, выявились и слабые места «Жестокое лето», которых нет в других работах.

админ: Так же не стоит забывать, что сам Дзурлини - это прямой прообраз героя Тринтиньяна в "Жестоком лете". Положение сына фашиста на краю пропости крушения режима, пережил сам режиссер. Поэтому для него этот материал был более чем актуальным.

Марк Кириллов: "Содатские девки" шли в советском прокате ("Они шли за солдатами").Обычный фильм,добротный.Больше ничего пронего сказать не могу.А нет,могу - прекрасный актёрский состав - Марио Адорф,Гуидо Альберти,Мари Лафоре,Валерия Морикони,Анна Карина.

админ: Марк Кириллов пишет: А нет,могу - прекрасный актёрский состав - Марио Адорф,Гуидо Альберти,Мари Лафоре,Валерия Морикони,Анна Карина. А еще Томас Милиан...

eda-88: А "Тартари"-можно найти?

админ: eda-88 пишет: А "Тартари"-можно найти? Да можно... В интернете (на форуме Fonarik.tv) раздавали... Опять таки в осле, видимо еще можно скачать.

eda-88: Вот здорово,у меня токо небольшой муз-видео фрагмент с видео концерта "La musica negli occhi"

phlanger: запись конечно поганенькая но кусочек показательный... http://getfile.biz/51527

eda-88: Спасибо.

админ: Поразительно!!! Оказывается, Валерио Дзурлини, не кто иной, как сын одного из пяти основателей итальянской нефтяной компании Agip. И при этом был коммунистом, открыто выражавшем свои взгляды. Например, давая интервью тому "Советскому экрану" (1969-й год №2) Фантастика, как тесен мир. С другой стороны, Мельвиль в "Ужасных детях" снимал наследницу империи Ротшильдов - Николь Стефан, видимо не просто так... Искусство и деньги - жить друг без друга не могут.

админ: А в кино Дзурлини, привел Пьетро Джерми, который имел влияния на владельцев студии Lux - film. И, по-знакомству, тогда еще сценариста - Дзурлини предложил на место режиссера. Поразительно еще и то, что Дзурлини, имел только одно образовании - юридическое, которое он честно получил в университете Рима в 1947-м году - в 21-н год

админ: "Вскоре Дзурлини, 50-летний мужчина, не пережив ухода от него возлюбленной, французской красавицы-артистки Жаклин Сассар («Лани»), запил и принялся долго и тоскливо умирать от цирроза печени. Коллекционер средневековой живописи и антиквариата, он продавал свою коллекцию, опустошая квартиру с окнами на базилику Санта-Мария Маджоре так же поступательно и методично, как выдавливал жизнь, рассудок и надежду из героев своих фильмов, пока посреди опустевшей квартиры не остался один сундук, на котором он накрывал обеды редким посетителям из прошлой жизни, вроде Перрена (выступившего так же продюсером весьма дорогостоящей и сложной по постановке «Пустыни») и Клаудии Кардинале, которая обязана ему, давшему ей первую в ее карьере значительную роль в «Девушке с чемоданом» (1961), статусом великой актрисы. Когда же болезнь зашла слишком далеко, Дзурлини оборвал ее так же резко, внезапно, как приканчивал монтажными ножницами казавшуюся было бесконечной сцену: заперся в венецианской гостинице и покончил с собой." Алексей Васильев

eda-88: В "Девушке"-молодойт ВОЛОНТЕ-хотелось бы увидеть!

Lacenaire: "Жестокое лето" админ пишет: Интересная – этакая «Антонионевская» история любви. В какой-то момент тоже пришло на ум сравнение с Антониони. Наверное кадр, когда Карло с Робертой лежат одни на пляже. админ пишет: «Жестокое лето» - не самый лучший фильм Дзурлини. Неплохой. А именно «сырой» Четвёртый фильм Дзурлини, который я видел (первый ч/б). "Сырым" бы его не назвал. Очень на уровне, всё довольно ровно (в хорошем смысле этого слова). Ожидал другой финал, может более мрачный, но результат вовсе не разочаровал.

Jeanne: Мне посчастливилось видеть "Семейную хронику" - но без перевода. Поразительный фильм. Безысходная печаль. Ощущение крошащейся жизни. Отношения двух братьев - очень сдержанно и сильно играют актеры. Или копия была плохая, или так и нужно - какого-то коричневато-зеленого оттенка пленка. Очень хороший фильм, но настолько угнетающая атмосфера, что м.б. второй раз трудно решиться посмотреть.



полная версия страницы