Форум » Творчество других режиссеров » Жорж-Анри Клузо » Ответить

Жорж-Анри Клузо

админ: «История кино» - дама коварная. Одних, вроде Кубрика, Хичкока, Сисиля Де милля она возводит в ранг национальных героев. Других, как правило, не менее талантливых, придает забвению. Удивительное дело, но из 40-50-х даже знатокам кино сегодня с трудом вспоминаются, лишь фамилии: Жюль Дассина, Мельвиля, Юнебелья, Ива Аллегре, Брессона, Карне и Ренуара. А сколько их еще было: Франжу, Жак Тюрнюр, Анри Декайен, Жак Беккер, Жан-Поль Ле Шануа и Жорж-Анри Клузо. На последнем, я и хочу остановится. Юрист - по образованию. Журналист - по профессии. Режиссер - по призванию Он, наравне с Мельвилем был автором тревожных пессимистичных детективов в 50-е годы. Его воспевание noir едва ли не превосходит фанатизм Мельвиля. Однако в отличие Жана- Пьера, он не копировал западные образцы. Предпочитая создавать нечто, новое, необычное. Я никогда не забуду атмосферу, «Дьяволиц», в которой режиссер старательно и точно передает пессимизм романа «Та которой не стало», с дождями и темными комнатами. В «Плате за страх» его бразильянка жена - Вера играет «любовь главного героя» в исполнении Ива Монтана (Марио). Пессимизм его картин, во - многом превосходит даже работы Мельвиля. Герои Клузо заложники, ситуации, времени, места или любви. Они будто троица из «Платы за страх», пытаются сбежать в лучший мир. Однако умирают по невезению. Или по самонадеянности, как Марио не справившись с управлением под Вальс Штрауса. Или Кристина Де Саль, умирающая от разрыва сердца, не выдержав напряжения перед встречей с «мертвецом». К тому же именно влияние «Дьяволиц», заметно в самом лучшем фильме Хичкока «Головокружение», так же экранизации Буало-Носержака. Клузо, несмотря на талант, не стал великим режиссером. Виной тому и скверный характер и требовательность к актерам. Но именно его творения, отчасти стали школой для «новой волны». А Серджио Леоне даже скопировал пяток сцен для «За пригоршни динамита». Помните, Шон объясняет Хуану свойство нитроглицерина – это из Клузо («Плата за страх») Не буду лукавить – я не знаток творчества Клузо – видел лишь два его фильма: «Плата за страх» и «Дъяволицы». Надеюсь, в перспективе заполнить пробел. Возможно, МуКи или Иллюзион устроит ретроспективу. А пока предлагаю обсудить творчество Жоржа – Анри Клузо. Так или иначе он этого заслуживает.

Ответов - 97, стр: 1 2 3 4 All

Марк Кириллов: Ну что ж,как всегда добавляю. О Клузо я знаю много,видел почти все его фильмы.Вкратце поделюсь тем,что знаю. Время дебюта Клузо в кино было неудачным - начало 40-х годов.Франция оккупирована,часть кинодеятелей эмигрировала (как Габен и Ренуар),другие прятались в подполье (как Жозеф Косма и Александр Траунер).Другие...Другие работали,снимали кино. Клузо начинал сценаристом.Сценарий триллера "Последний из шести" (по одноимённому роману французского детективщика Станисласа-Андрэ Стимана) был написан в 1941 году и тогда же был экранизирован Жоржем Лакомбом (весьма неплохим режиссёром,последователя Марселя Карне,но следа в мировом кино не оставившего,хотя снимал он хорошие фильмы,во всяком случае фильм "Ночь - моё царство" был удостоин приза на Венецианском фестивале в 1951 году).Мрачный роман о том,как некто упорно и последовательно убивает людей,когда-то друживших,а затем разъехавшихся по свету,Клузо превратил в элегантный,не чуждый легкомысленности,сюжет,всё действие которого разворачивается в варьете.Следующий фильм по роману Стимана,"Убийца проживает в номере 21" Клузо снял уже сам.И снова успех... Следующий фильм Клузо,"Ворон",на долгие годы станет объектом яростных дискуссий зрителей и критиков.Фильм объявили одновременно пропагандой коллаборционизма и одним из лучших антифашистских фильмов в истории кино.Сторонники обвинений в коллаборционизме ставили Клузо в вину то,что фильм - а) был сделан на студии "Континенталь",контролируемой Виши и Министерством пропоганды Рейха; б) в главной роли снялся Пьер Френе,открыто поддерживавший нацистов; в) фильм был приобретён для проката в Рейхе под названием "Типичный французский городок"; г) фильм клевещет на рядовых французов. ...Так из-за чего разгорелся сыр-бор?... Маленький городишко в одно не очень-то прекрасное лето оказался буквально завален анонимными письмами,в которых неизвестный рассказывал о жителях города самые постыдные и затаённые факты из их жизни.Городок переполняет ужас,все бояться,что именно о нём будет рассказана очередная гадость.А отмыться от ушата грязи нельзя - аноним вместе с реальными фактами выкладывает на всеобщее обозрение и явную ложь,которую тоже принимают за правду.В распространении анонимок подозревают медсестру Мари Корбен - старую деву,которую в городке ненавидят за уродство и угрюмость,и народ решает её линчевать...И только усилия самдеятельного детектива - местного доктора (Пьер Френе),позволяют выявить истинного виновника. Фильм открыто обвинял так называемую народную массу в том,что она очень легко может превраться в толпу,тупую и агрессивную,которой нужно только скамандывать "Фас!" и она растерзает кого угодно.Некоторым "радетелям за народ" стало обидно,хотя чего пенять на зеркало,коли рожа крива. В общем, после Освобождения Клузо был объявлен коллаборционистом и ему запретили работать в кино,"Ворон" был запрщён к прокату на 15 лет.Впрочем,режиссёр скоро вернулся в кино - сперва экранизировал пьесу Жана Кокто "Микетт и её мама",а затем снял свой следующий шедевр - фильм "Набережная Орфевр".Фильм,который не был оценён при выходе,и который был объявлен лучшим французским криминальным фильмом.Клузо удалось то,к чему стремились многие режиссёры Франции - совместить несовместимое - "чёрный" американский фильм с неореализмом,"поэтическим реализмом" и традиционным французским детективом.Потрясающая атмосфера послевоеннного Парижа,актёрские шедевры Луи Жувэ,Сузи Дилэр,Бернара Блие и Шарля Ванеля (постоянного актёра Клузо),грустный взгляд со стороны на тяжёлую жизнь маленького человека... ...А вот следующий фильм Клузо,"Манон" (осовремененная версия романа аббата Прево),подвергся нападкам,сравнимым атакам на "Ворона".Клузо очень жёстко и неприятно осветил мир послевоенного французского гангстеризма.Бывшие бойцы Сопротивления и бывшие пособники нацистов оказались по одну сторону баррикад в борьбе против общества.Для пущего реализма Клузо вставил в фильм некоторые факты из жизни Пьера Лутреля (знаменитого предводителя "автомобильной банды" по кличке "Безумный Пьеро" - это в честь него Марианна Ренуар назвала своего возлюбленного Фердинанда в одноимённом фильме Жана-Люка Годара). Продолжение следует

Марк Кириллов: 1951 год.Клузо - триумфатор.Фильм "Плата за страх" вгновенно вознёс бывшего изгоя на кинематографический Олимп.Клузо объявлен лучшим режиссёром Франции,Ив Монтан,считавшийся посредственным актёром,мгновенно выдвинулся в первые ряды кинозвёзд.Теперь он получает карт-бланш...Однако от критики он больше не получит лестных отзывов.Его последующие фильмы - "Дьявольские души","Шпионы" и "Истина" - были изруганы.Знаете за что? За филигранное мастерство! Клузо не могли простить то,что он драл со съёмочной группы три шкуры,мог побить актёра,обругать его самыми грязными ругательствами.А где демократизм? Где "авторские шероховатости"? Этого вы у Клузо не найдёте.Зато если захотите найти образцы мастерства актёров,атмосферу саспенса,умение построить декорацию - это к Клузо. Клузо - непризнанный гений.Он не писал статей о теории,не объяснял концепции.Он только снимал кино.Но какое? ПОТРЯСАЮЩЕЕ. P.S. По единодушному признанию критиков лучшие роли в своей биографии (ну или одни из лучших) у Клузо сыграли Луи Живэ и Сузи Дилэр ("Набережная Орфевр"),Ив Монтан ("Плата за страх"),Симона Синьоре ("Дьявольские души"),Брижжит Бардо и Сэми Фрэй ("Истина").

админ: Огромное спасибо за информацию. Полностью согласен, что Клузо - это великий режиссер. Непризнанный гений. И самое главное перфекционист и автор. Могу судить только по двум его работам, но все что я видел исключительно авторское кино. Там нет цитат и подражания. в этом смысле творчество Клузо сходно с Фассбиндером. Ф. если ты обратишь внимание, за очень редким искл. позволял цитирования. К тому же какова отработка мизансцен. А монтаж... Вспомните финал "Платы за страх": Танцующая Вера Клузо и падающий грузовик, и вальс Штрауса. За 20-ть лет до Пекинпа. За 18-ть лет до Леоне (Х.П и З.). За 5-ть лет Русса Мейера, который (как принято считать) впервые начал использовать быстрый паралельный монтаж, как драматургию, а не только как элемент саспенса. Конечно, хочется пересмотреть все фильмы Клузо. Но как? МуКи его не очень жаловал. Разве что "Плату за страх", показали с полгода назад(не уверен во времени). FP - выпустила только три фильма. Иллюзион последнее время "испортился", крутит вместо классики, то и дело, последние новинки. Кстати, а почему умерла его жена в 39-ть лет? Сердечный приступ у женщины... К тому же она была довольно красивая. Честно говоря, все это странно. К тому же ты, наверное, помнишь, то, как закончила ее героиня в "Дьяволицах"? Ирония судьбы или... Марк, к слову сказать, а где вы познакомились с его творчеством. (Я понимаю, что Питер - это культурная столица, но все же...) У нас в Москве, даже МуКи брезговал его работами. "знаменитого предводителя "автомобильной банды" по кличке "Безумный Пьеро" -Как вам статья М. Трофименкова "Подлинная история Пьера Лутреля, по прозвищу Безумный Пьеро" Я ведь не просто так об этом заговорил. Мельвиль в "Армии Теней" проводит четкую параллель между движением сопротивления и бандитами. Там даже Вентура играет Жербье, а в "Втором дыхании" Гюса. Намек на любимейшую тему М. - судьбу человека, которого жизнь толкает на преступление. Или из Леоне: помните Хуан (ЗПДинамита) говорил: "Панчо Вилья был самый лучший главарь бандитов: у него наглости на сотню... До революции был хороший бандит. А теперь что... Ни что! Генерал!. По мне это дерьмо!"


Марк Кириллов: Я статью Трофименкова читал.Понравилось.Он вообще хорошо пишет. Где смотрел Клузо? Ранние фильмы - в питерском "Музее кино" 2 года назад (ретроспектива "Французский "чёрный" фильм 40-50-х годов)."Плату за страх" и "Дьявольские души" - в первый раз по ТВ,потом - опять же в "Музее кино".Там же и "Истину".

админ: Марк Кириллов пишет: цитатаретроспектива "Французский "чёрный" фильм 40-50-х годов Не знаю почему, но у нас в Москве noir, хоть, Французский, хоть Американский не идет . В МуКи иногда "Асфальтовые джунгли" покажут, "Печать зла" там и все. Так что у вас в Питере с этим делом все обстоит великолепно . Ретроспективы, noir.... Не то что у нас: Триер, Кар Вай. Я понимаю, что у Музея денег нет. А Иллюзион, часто обязан показывать, то что скажут. Но тем не менее так нельзя . Поэтому большую часть всего самого-самого смотрю на DVD. Вчера "Второе дыхание" пересморел в DVD от FP. Несмотря на некоторые недостатки перевода - отл. фильм в отл. качестве, едва ли не самый лучший у Мельвиля. Кстати, а "Плата за страх" поставлена по какому-то изветсному роману? Или свободное творчество? Что интересно роман "Та, которой не стало" - Буало-Носержака ни чем не хуже фильма Клузо. Всем советую.

Марк Кириллов: "Плата за страх" - экранизация.Вот только фамилию автора не помню,хотя книга эта у меня есть - два месяца назад купил в "Букинисте". Ты наш "Музей кино" не слишком нахваливай - у них месяц на месяц не приходиться.Да и план им тоже,видимо,спускают.Вот и идут там хрен знает сколько раз опусы Даррена Ароноффски,"Страх и ненависть в Лос-Анджелосе" и прочая артхаузная чушь Да и упомянутая мной ретроспектива плохо посещалась.В среднем на сеансе - 10 человек,из них - 2-3 киномана,несколько старичков и старушек,пошедших в кино только из-за того,что дата производства фильма помечена 40-ми годами,да студенты,чтоб пивка выпить и потискаться

админ: Марк Кириллов пишет: цитатаВот и идут там хрен знает сколько раз опусы Даррена Ароноффски,"Страх и ненависть в Лос-Анджелосе" и прочая артхаузная чушь У нас тоже всякий там Аббас Куростами, Ким Ки Дук, Озон. Из старых Вайда(хотя это тоже не мое кино). Одно радует Гриффита показывают регулярно, Годара крутят. Старого Вендерса показали в том году (до начала 80-х) Фассбиндера, разве что "Лили Марлен"(не попал на сеанс уже не помню почему). По большому счету в этом году - скука". В том сезоне в МуКи было лучше. Репертур Иллюзиона в прошлом году тоже был великолепен. Редкого Хичкока крутили, которого ни где не достать. Фассбиндера, позднего. И еще, если кто знает, посоветуйте хороший букинистический магазин в Москве. Обошел уже, где-то пять, шесть точек. Результат нулевой. Ничего, нужного или занятного нет. Будто книги там продают для украшения полок, а не для чтения.

Марк Кириллов: Ещё по поводу Клузо...Недалеко от Марселя до сих пор сохранилось липовое кладбище,построенное в качестве декорации для "Платы за страх" (машины проезжают мимо него,точнее - через)...Не оттуда ли Леоне позаимствовал пристрастие к сценам на кладбище - они есть и в "ЗПД",и в "ХПЗ".

админ: Марк Кириллов пишет: цитатаНедалеко от Марселя до сих пор сохранилось липовое кладбище,построенное в качестве декорации для "Платы за страх" (машины проезжают мимо него,точнее - через).. Не помню этого эпизода. Давно уже смотрел. Помню горные дороги, помню ту гнилую деревянную площадку, которую держали канаты. И без заезда, на которую нельзя было развернуться. Помню лес. А вот кладбище нет. Что же касается Леоне, то влияние Клузо в его творчестве еще как присутствует.

Марк Кириллов: админ Будешь пересматривать - обрати внимание.Это уже ближе к концу,когда шофёры думали,что всё позади.

админ: Марк Кириллов пишет: цитатаБудешь пересматривать - обрати внимание.Это уже ближе к концу,когда шофёры думали,что всё позади. Перед взрывом первой машины с толстячком (который работал на стройке)(не Монтана) или после?

Марк Кириллов: Перед взрывом первой машины.

админ: Марк Кириллов пишет: цитатаПеред взрывом первой машины. Вспомнил!!! Действительно, верно подметили. Причем кладбище, такое неказистое как у Леоне в фильмах. Кстати, а где конкретно снималась "Плата за страх"? Во Франции, или где-то еще?

Марк Кириллов: На юге Франции.

Роберт: Марк Кириллов пишет: цитатаТы наш "Музей кино" не слишком нахваливай - у них месяц на месяц не приходиться.Да и план им тоже,видимо,спускают.Вот и идут там хрен знает сколько раз опусы Даррена Ароноффски,"Страх и ненависть в Лос-Анджелосе" и прочая артхаузная чушь В точку, хотя тут в июле пару фильмов показывали, которые я очень расстроился, что не схожу, так как в отпуск узжал. 31 подхожу, а там написано "Ровно в полдень ФРАГМЕНТЫ", что за чушь? Кстати, кто смотрле "Хроника одной любви" - каковы рекомендации??? Смерть в Венеции будет еще в Родине. Жаль, я Клузо ничего не смотрел, так бы втянулся в дискуссию. В СССР Плата за страх шла, наверное, порезанный??? P.S. Из петербржцев никто не смотрел в свое время в Родине "Бунт самураев" (или на ДВД) - что за фильм?

админ: Роберт пишет: цитатаКстати, кто смотрле "Хроника одной любви" - каковы рекомендации??? Антониони, ранний. В стиле "Подруг". Рекомендации- Антоиони надо любить. Хотя, с слову сказать, "Затмение" - самый сложный ф. Антониони. По нему не суди обо всем т. Роберт пишет: цитата В СССР Плата за страх шла, наверное, порезанный??? У нее столько версий. Я даже не знаю есть ли сегодня полная версия. Самая целостная - 143 - минуты. Более полную в "наших палестинах" достать нельзя. Роберт пишет: цитата"Бунт самураев" (или на ДВД) - что за фильм? Я не видел.

Марк Кириллов: "Хроника одной любви" - итальянский вариант "чёрного фильма" с Лючией Бозе.Очень понравился.

админ: Посмотрел я "Набережную офевр" и хочу добавить к выше сказаному Марком. Луи Жуве, который играет коммисара подозрительно похож на Адольфа Гитлера, и первую часть фильма (в этом и состоит задука Клузо) - видет себя как фашист. Однако - это иллюзия. Коммисар оказывается, хоть и не "пай мальчиком", но честным ментом. Идея фильма: не все на первый взгляд Фашисты являются ими в действительности. Этакий своебразный ответ на охоту на каллаброционистов. И намек на "В общем, после Освобождения Клузо был объявлен коллаборционистом и ему запретили работать в кино,"Ворон" был запрщён к прокату на 15 лет.". Клузо фактически оправдывает себя в этом фильме. Одим словом: "Не все, то золото, что блестит". А то что фильм великолепен - это еще слабо сказано. Всем кто любит Французское кино: IMHO просто обязателен для просмотра.

Роберт: Александр, а Вы Юнебелья (того что снял Фантомасов что ли?) относите к режиссерам авторского кино??? А девушка на фтока - это из Дьяволицы?

админ: Роберт пишет: цитатаАлександр, а Вы Юнебелья (того что снял Фантомасов что ли?) относите к режиссерам авторского кино??? Я нет. Обычный коммерческий, (для своего времени) режиссер. Снимал явную клюкву. Роберт пишет: цитатаА девушка на фтока - это из Дьяволицы? Это Вера Клузо - жена режиссера. Они прожили вместе 10-ть лет. В 40-колетие ВК умерла от инфаркта - она была "сердечницей". Ирония судьбы, но героиня, которую она играла в Дьволицах, тоже умерла от разрыва сердца.

Роберт: Просто у Вас "наверху" (на этой странице) Юнебель есть - или это другой???

админ: Роберт пишет: цитатаПросто у Вас "наверху" (на этой странице) Юнебель есть - или это другой??? Тот самый, но это не значит что я его люблю. Просто прославился мужик в 50-е годы. "НВ" его терпеть не могла, равно как и я.

Марк Кириллов: А вот мне нравится Юнебель! Во всяком случае все серии "Фантомаса" и "Парижские тайны"...В 70-е он уже откровенно сдал - его "Четыре мушкетёра" с группой "Шарло" - это фильм по тому сторону добра и зла ...Кстати,в 50-е годы Юнебель снимал "чёрные фильмы".

Марк Кириллов: У Клузо есть ещё один фильм,который здесь не обсуждался - это "Заключённая" (1967),в ролях Бернар Фрессон,Пьер Ришар,Шарль Ванель.Но об этом фильме прессы я ВООБЩЕ не нашёл.Что немудрено - Клузо сбросили с корабля современности ещё в 1961-м,когда своей "Истиной" он одновременно ополчил против себя как "новую волну" (за изображение нравов тогдашней молодёжи как определённый этап перехода в гангстеризм),так и "старую гвардию" (Дювивье,Отан-Лара) - за чрезмерную "жестокость".

админ: Я вот сегодня пересмотрел "Дъяволиц" по DVD - до сих пор отойти не могу (на кассете качество было плохое - атмосферы я не уловил). Вот это действительно КИНО. Очень сильно. Я даже бы и сравнивать не стал его с довольно блеклым "ужасом" из "Психоза" Хичкока (довольно соотносимые по реж. приемам фильмы). Если сравнивать именно по уровню саспенса: Клузо снял едва ли не самый страшный триллер в всех времен. Причем, ужас не в том что ты не знаешь сюжета (я роман читал и финал мог предположить), но то как это представил Клузо и какую идею заложил. Ведь дети как раз вроде барометра: взрослые оказываются куда более опастней и хуже детей. И они ими управляют в условиях школы. Никаких аллюзий не нащупываете Марк? То-то и оно. Соотношение власти и народа в гос-ве. "Если бы вы знали какие мелкие люди управляют нами..." "Заключенную" я увидеть не могу. Дефицитные у нас фильмы Клузо, да и МуКи их крутить не любит. Что интересно в Европе Клузо выпушен на касетах\DVD полностью. А у нас его разве только три фильма можно найти. А то же Хосе Джованни, которого можно купить фактически всего, в Москве, во Франции сегодня предан полному забвению (за искл. "Хищника"). В чем причина?

Роберт: Марк Кириллов пишет: цитатаКстати,в 50-е годы Юнебель снимал "чёрные фильмы". Так и Тинто Брас по молодости "независимое" кино в духе Годара снимал. А "Истина" это часом не с ББ про двух сестер: тогда я его в кино смотрел. А про Юнебеля я удивился, почему Александр его поместил через запятую с Жюль Дассина, Мельвиля, Ива Аллегре, Брессона, Карне, Ренуара, Франжу, Жак Тюрнюр, Анри Декайен, Жак Беккер, Жан-Поль Ле Шануа и Жорж-Анри Клузо. По поводу "молодежи" - в ДКино СПб будет идти "If", есть ли у кого комментарии? Вспомнил, о чме растроился, что в июле ушел в отпуск - в ДКино шла "Сонатина". Кстати, а как вам Ален Корно? Хищника Джиованни я начал смотреть, но чего-то после ПИМЖ не впечатлил, вот соберусь на днях скажу мнение.

админ: Роберт пишет: цитатаА про Юнебеля я удивился, почему Александр его поместил через запятую с Жюль Дассина, Мельвиля, Ива Аллегре, Брессона, Карне, Ренуара, Франжу, Жак Тюрнюр, Анри Декайен, Жак Беккер, Жан-Поль Ле Шануа и Жорж-Анри Клузо. Ну яркая личность. Что уж сказать, поэтому и упомянул. Все остальное сугубо IMHO. Роберт пишет: цитатаВспомнил, о чме растроился, что в июле ушел в отпуск - в ДКино шла "Сонатина". Обожаю этот фильм Китано. Кстати (новости из Японского кино) недавно был очень приятно удивлен, отличной новеллой Такеши Миике в проекте "Три Эсктрима". Остальные эпизоды, даже фильмами как-то называть не хочеться. Но Миике просто поразил. 49- ти минутный "Ящик" - одна из лучших работ режиссера. Советую

админ: Пересмотрел на DVD "Плату за страх"... И заметил кое-что новое. Дело в том что в финале Марио испортили рулевое управление. Да-да Именно так компания Soc - чтобы не платить ему 2 тыс $. Марио повернул на повороте, внимательно надо смотреть финальную нарезку. Отттуда и изумление в глазах Монтана... И название "Плата за страх" - Марио привез нитроглицирин, а его вместо награды его элементрано "кинули". Неудивительно что фильм закупили для проката в СССР.

Марк Кириллов: "Плата за страх" - экранизация романа Жака Арно.

админ: Марк Кириллов пишет: цитата"Плата за страх" - экранизация романа Жака Арно. А его роман, по духу, такой же "антикапиталистический"?



полная версия страницы