Форум » Творчество других режиссеров » Жан-Пьер Мельвиль » Ответить

Жан-Пьер Мельвиль

админ : Жан-Пьер Мельвиль – человек, в корне повлиявший на стиль Серджио Леоне. Именно Мельвиль изобрел «молчаливый стиль» повествования. Его первый фильм («Молчание моря» по Веркору) вообще был без единого слова: там никто ни с кем не разговаривал. А самая известная работа: «Самурай» - там на протяжении первой четверти часа герой Алена Делона молчит. Этот стиль использовали: Леоне, Тарковский, Брессон, Антониони, и многие другие. Даже «Смерть в Венеции» Висконти, во-многом реверанс Жану-Пьеру Мельвилю. Выходец из middle – класса, герой французского сопротивления в годы войны. Основатель своей киностудии в Париже. Любимый ученик Жана Кокто. И все это Мельвиль. За свою короткую жизнь он снял около 13-ти фильмов. Однако, без влияния его картин сложно представить современный кинематограф. Им восторгались и беспрестанно копировали: Уолтер Хилл, Джон Ву, Такеши Китано, Мартин Скорцезе, Сэм Пекинпа и Квентин Тарантино. А уж представить творчество Леоне без влияния Мельвиля попросту невозможно. «Леоне перенёс холодного гангстера типа Бельмондо из «Стукача» Мельвиля в вестерн – даже придал ему облегающее пальто типа пыльника...» - отмечала еще в начале 70-х Елена Карцева в книге «Вестерн. Эволюция жанра.» Основной темой работ Мельвиля были Noir и фильмы о второй мировой. Его картины - великолепное размышления человека, который прожил более 5-ти лет, будучи членом сопротивления, вне закона, над природой закона, навязанного фашистами, над человеческой душой преступника и полицейского. Он считал, что между теми, кто защищает и нарушает закон, нет никакой разницы. И те, и другие — пешки рока. Его фильмы, по-удивительному наполнены энергией, которую он создавал у себя в интерьерах построенной своими руками студии. Его герои молчаливы и, как правило, жертвы рока. В его фильмах нет отрицательных бандитов, но есть бешеные комиссары, выбивающие показания у задержанных. А «Армия Теней» – это лучший фильм, обличающий фашизм как репрессивную систему. Он безукоризненно обращался с цветом. Его последние картины сняты с преобладанием сине –голубого цвета (Красный круг, Полицейский) - А «Самурай» - это бесподобный мир ночного клуба с черной певичкой и стеклянными загородками. В котором Мельвиль видит одиночество души его героя. Однако сам Мельвиль, несмотря на его собственный стиль, имел привычку, заимствовать идеи из американского кино. Его «Самурай» - во-многом развития идей заложенных в довольно посредственно снятом нуаре «Наемный убийца» Фрэнка Таттла. «Красный круг» - своеобразный римейк «Асфальтовых джунглей» Хъюстона. «Стукач» - местами срисован с «Стеклянного ключа» Стюарта Хейзлера. А во «Втором дыхании» визуально цитируется эпизоды «Орфея» Кокто. Но атмосфера этих фильмов, настолько завораживает. Что говорить о плагиате, мягко говоря, неосторожно. Несмотря на бесспорный талант Мельвиль остался аутсайдером кино. Его имя мало, что скажет современному киноману. Однако все – те, кто видели его фильмы, не забудут их никогда. Уверен, что среди тех, кто любит творчество Леоне, есть поклонники фильмов Мельвиля. Предоставляю им слово. Эпиграфы к самым известным картинам Мельвиля. Эпиграф к «Армии теней»: "Плохие воспоминания... И все же я привествую вас, ведь вы моя прошедшая юность" Jean-Pierre Melville Эпиграф к «Полицейскому»: "Если полицейские и вызывают у простых людей какие-то эмоции, то это могут быть лишь подозрительность или насмешка" Франсуа-Эжен Видок Эпиграф к «Самураю»: "Нет более ужасного одиночества, чем одиночество самурая, ужаснее может быть только одиночество тигра в джунглях. " Эпиграф к "Второму дыханию": "C рождения человеку дается только один выбор... Выбрать свою смерть. Но если это выбор продиктован отвращением к собственному существованию, его дальнейшая жизнь будет более чем бессмысленной" Jean-Pierre Melville Эпиграф к "Стукачу" "На блатном жаргоне слово "Doulos" означает "шляпа". На языке полицейских и бандитов так называют тех кто "носит шляпу". И наконец третье значение этого слова - "Полицейский осведомитель или стукач"" Коронные цитаты из интервью Мельвиля: “Из двух человек один - всегда предатель”. “Я не верю в мужскую дружбу. Она - из тех вещей, которые мне незнакомы, но о которых я очень люблю рассказывать в своих фильмах”.

Ответов - 135, стр: 1 2 3 4 5 All

Марк Кириллов: Любопытно,что имя Мельвиля прочно увязано с «чёрными фильмами»,хотя у него есть и «Молчание моря»,и «Леон Моррен,священник». Мельвиля одно время очень активно показывали по ТВ,а вот кинотеатры повторного фильма его не очень-то жаловали (крутили до умопомрачения только «Самурая»). Из того,что видел,больше всего нравятся «Армия теней» и «Красный круг».«Самурай» ИМХО черезчур визионерский фильм.

админ : На мой взгдяд лучший фильм Мельвиля, однозначно - «Стукач». Ибо тот мир, который создает режиссер настолько фантастичен - это и ночной туман, и машины начал 60-х и клуб с дэнсингом на столах. И шляпы. И дождь на дороге к финальной развязке. (во многом цитата из «Психоза» Хичкока). Хотя я отдаю предпочтение, бесспорно, «Самураю». Потому что там, помимо картини, присутствует божестенная музка идельно вплетенная в кадр. Хотя Мельвиль часто специально снимал кадр без музыки. Даже великолепный саундрек в «Армии Теней» он включает лишь дважды за фильм. Так как остальные кадры, просто не были адаптированы под музыку. Так же мне очень нравятся: «Второе дыхание», «Красный круг», «Армия теней». «Полицеский» - поражает вводной сценой. Бесспорно это третья моя любимая сцена в истории кино. Монтажная нарезка. Море- краны на стройке - чайка - пустный берег моря. Я думаю Бунюэль и Гринуэй смотря на это тихо завидовали; в платочек . Но все же «Полицейский» более слабый и менее бескомпромисный фильм, нежели: «Самурай» и «Стукач». И ему не хватает местами глубоких кадров, особенно запоминающихся в «Втором дыхании». Не видел из-за того что не могу достать: «Молчание моря», «Боб - азартный игрок», «Двое на Манхэттене», «Фершо -старший» и «Леон Морин- священник». «Ужастные родители», по пьессе Кокто лежат в киноклубе на кассете, но только взять их пока не решаюсь. Так как этот фильм часто позиционируют в ряд с «400 ударов» Трюффо, которые мне не очень нравятся.

Марк Кириллов: «Леон Моррен,священник» выпустила на кассетах фирма «Светла»,занимающаяся выпуском в России фильмов,по которым истёк срок авторских прав.В Питере продаётся по цене от 80 до 120 рублей (в зависимости от места продажи).


админ : За «Леон Моррен - священник». огр. спасибо. Как увижу - подкуплю. Thanks

админ: Марк у меня есть к тебе еще один вопрос о фильме Мельвиля "Армия теней" — в финале — после убийства Матильды говорят(точнее так написано в титрах), что Бизона и Ле Маска убили в ноябре 1943 — го хотя действие происходит уже в декабре 1943-его. Следовательно они уже должны быть мертвы? Или может монтаж у этого фильма есть какой-то левый- DVD у меня не лицензионный - видео неизвестно откуда взято. Но перевод с Французской озвучки.

Марк Кириллов: Скорее всего дело в диске - мистицизм здесь вряд ли имеет место (насчёт "мёртвых героев"). Кстати,"Леона Моррена..." ты достал? Если да,то как тебе "негангстерский Мельвиль"?

админ: В диске? Ну, видео там номальное: все на Французском. Титры и начальные, и финальные тоже. Ты посмотри внимательно у себя - мне очень интересно - я только позавчера это увидел и был неимоверно удивлен. А вот "Леона Морина - священника" я не купил - в Москве его на реализацию в магазины не берут из-за низкого спроса. А в прайсе "Светла" он есть - мне даже в одном магазине подтвердили это. А покупать в кинокулбуе куда я хожу не хочу - там качество перевода будет такое... Портить впечатление себе не хочу.

Марк Кириллов: Может тебе купить его в Питере? Только он на кассете - на ДВД его нет.

админ: Да нет сейчас не могу. Продолжу поиски у себя, а вдруг случайно наткнусь на фильмец. На Горбуху съезжу, там я еще не был.

Роберт: Что интересно, я в году 1991 или около того в кино смотрел Красный круг ("Французский институт прдествляет:"), но был еще мал, по этому впечатление не сложилось. Потом смотрел по ТВ, но давно, понравился, но Самурай лучше. Мельвиля я смотрел мало - делоновскую триллогию да "Полицейский оведомитель", но последний мне понравился не в том смысле "как снято" а за свой сюжет, за "нелинейное повествование, финальную неожиданную сцену. Неудача Flic в том, что Делон играет копа, но надо пересмотреть, у меня уже где-то месяца три ДВД лежит. Из "легких", "развлекательных", "коммерческих" гангстерских фильмов я бы отметил Джовани и любимого Вернея

админ: Проблемы Полицеского я коснулся в топике о Годаре, за сим отсылаю к первоисточнику. click here Вкртаце, в "Полицейском" отсутствует мнение автора. Это только визуально шедевр. В нем думать не над чем. Кстати если вам известно Мельвиль снял последний фильм на спор. В одном ток-шоу по ТВ его спросили, почему в его фильмах все копы, обязательного отрицательные персонажи? Он помялся и отвечает:"Не знаю..." Тогда журналистка подумала и говорит: "А что если вам снять фильм о положительно полицейском?" Мельвиль говорит: "С удовольствием". Плодом этого стал "Полицейский". Я думаю М. хотел заложить в него идею того что "мусора", тоже заложники своего положения, своей социальной роли. Но в итоге не вышло. Копы у него получились такие же отрицательные как и в остальных фильмах. Как говориться: "Воспитание не спрячешь, оно, тут да выползет, когда не надо." Мельвиль, правда, после "Полицейского" хотел уйти в историческое кино. И уже даже написал сценарий о Приключениях Арсена Люпена. Но умер.

francese: Прошу откликнуться владельцев подобных фильмов Мне никогда не попадались ни FLIC, DOULOS, LEON MOREN. Просто не могу найти в продаже, но есть около 100 редких фильмов o-denderov@list.ru

админ: francese пишет: цитатаМне никогда не попадались ни FLIC, DOULOS, LEON MOREN. "Flic" - выпущен FP - за 400 рублей, без бонусов. И DVD - магией за 150-р, тоже без бонусов. Выгоднее брать магию. Но вводную цитату они неверно перевели. Хотя все остальное вполне на уровне. "DOULOS" - выпущне FP - за 400 рублей, на диске есть много инфы об Мельвиле. "LEON MOREN" - в наших палестинах есть только на "Горбухе" (столик www.oldfilms.ru)

Роберт: Flic достать в СПб не проблема: у меня двойник с Искателями приключений.

админ: Роберт пишет: цитатаFlic достать в СПб не проблема: у меня двойник с Искателями приключений. В Москве этот фильм есть только в сборнике: 6- ть фильмов на одном диске. Я не взял по двум причнам. Во-первых, качество "галимое" - как никак это Мельвиль, хочется насладиться по полной. Второе, нет оригинальной дорожки.

Марк Кириллов: francese "Леон Моррен" выпущен фирмой "Светла".Розничная цена в СПб - 80-120 рублей.

Роберт: На довйнике качество хорошее, но есть ли францязык - не знаю, не проверял.

админ: Роберт пишет: цитатаНа довйнике качество хорошее, но есть ли францязык - не знаю, не проверял. На однослойном диске, где на одной стороне записано 3-ри фильма.? Они не могут быть в хорошем качестве. Без квадратиков, могут, без оригинальной дорожки (как правило - всегда). Однако качества оригинала, там не будет никогда. Я имею ввиду последствия сжатия, например перебор с контрастом, или легкое размытие. Конечно - это "смотрибельно". И даже очень "смотрибельно". Но если есть вариант купить этот фильм рублей за 150-т, в оригинале - лучше не экономить.

админ: Роберт Вчера, в очередной раз пересмотрел "Самурая" и понял на 100% как выслеживают Джеффа. Его вычисляют потому, что "мусора" установили у него дома прослушку. Он ее обнаружил, но не выключил, чтобы не создавать лишних подозрений. Дальше он пошел звонить пиантистке, а когда вернулся его подстерегал гопник, который его нанимал. Естественно их разговор был записан и уже известен копам. Поэтому за Джеффом пускают слежку, но задержать его не могут, так как док-ва собраные, таким образом не законны. Он скрывается от слежки и едет к Оливье Рею. Где в честной дуэли его и убивает. (кстати, прикол фильма: Самураи, по кодексу бусидо, не могут атаковать безоружных (хотя если по большому счету они и стрелять не имеет права, по кодексу - только холодное оружие), все убийства, в которых повинен Джефф, происходили как дуэли). А потом идет в клуб, где его и ждут "мусора", которые уже осведомлены, чтобы спасти друзей и честь. Незаряженный пистолет, это опять дань восточной морали: Самурай не мог наставить, заряженное оружие на женщину. И еще натолкнулся на итересные мысли. Во -первых, Джефф никого не убил, все убийства происходили как дуэли: либо он, либо его. Во-вторых, коммисар, практически дословно цитирует Нитше, когда приходит с обыском к невесте Джеффа - очередной намек на то что менты все сплошь поголовно фашисты. А милициия фашисткая структура.

Роберт: На "ДВОЙНИКЕ" - значит где ДВА фильма, в моем варианте, это Flic и Aventuriers Кстати, заинтриговали Вы меня "Вторым дыханием" - Вы как его нашли и в какой версии смотрели???

админ: Роберт пишет: цитатаНа "ДВОЙНИКЕ" - значит где ДВА фильма, в моем варианте, это Flic и Aventuriers В Москве этого двойника нет. Так же как нет "Леон -Мо..." от "Светлы". "Второе дыхание" - я смотрел с пиратской кассеты год назад. Мне фильм очень понравился. Во-первых - это самый сильный фильм Мельвиля. Пожалуй он даже превосходит "Самурая". Во-вторых, в нем Мельвиль единственный раз рисует абсолютно положительного, умного, обаятельного бандита - Гюса Минда, который, отсидев 16-ть лет бежит из тюрьмы, устраивает ограбление, перевозящей золото инкассаторской машины. И с деньгами хочет бежать из страны. Однако его ловят, он бежит вновь, и в конце его убивает коммисар Блот в исполнение Поля Мерисса. Фильм очень мезантропичный. Фактически без музыки. Сразу скажу, по сравнению с "Самураем" - сложное кино. Этот фильм тоже философкая притча - первая часть восточной трилогии ("Второе дыхание", "Самурай", "Красный круг") - эти фильмы связывает восточные мотивы в сюжете. И все они своего рода притчи. Даже "Самурай", где по словам М. исследуется одиночество человека и крах иллюзий, таких как законность, демократия, игра по правилам. Костелло ведь, по большому счету никого не убил - он только защищался. "Второе дыхание", я заказал в КК, однако, клуб закрылся в связи с тем что его переносят в другое место. Когда его откроют (через неделю) у меня будет "Второе дыхание"(вероятнее копия с FP, либо копия с первозонника и наложенным на нее переводом с кассеты).

админ: Марк Кириллов Кстати, а как вам сцена из "Второго дыхания", где Гюс впервые после 16-ти лет видит Мануш? Где он трогает ее волосы... На мой взгляд, одна из самых великих и романтичных сцен в истории кино.

Марк Кириллов: Не знаю,может быть...Я ведь не жуткий фанат Мельвиля - просто мне его фильмы нравятся.Он профессионал.И художник. Кстати,если я не ошибаюсь,"Двое в городе" (который поставил Хозе Джиованни) должен был снимать именно Мельвиль.

админ: Марк Кириллов пишет: цитатаКстати,если я не ошибаюсь,"Двое в городе" (который поставил Хозе Джиованни) должен был снимать именно Мельвиль. Может быть... Но я точно знаю, что "Naked city" должен был снимать Мельвиль, но работу перехватил Дассин, после чего эти два режисера друг друга жутко ненавидили. Хотя с Дассином я знаком лишь поверхностно - "Коллекцию Дассина" от FP купить пока не могу, а в других местах ( на др. насителях (oldfilms не в счет)) я его не встречал.

Марк Кириллов: Мне Дассен нравится.Хотя фильмов его у нас не то что достать - даже посмотреть негде.Из всего его наследия показывают время от времени только "Закон" (фантазия на тему неореализма с Марчелло Мастроянни,Джиной Лоллобриджидой,Ивом Монтаном,Пьером Брассёром,Паоло Стоппа,Мелиной Меркури и...ДЖО ДАССЕНОМ!) да последний его фильм (забыл название),где пожилой герой Ричарда Бартона влюбляется в 16-летнюю героиню Татум О'Нил.

Роберт: А вот я не знал про "восточную триллогию", получается, что в первой серии не снимался Делон? В "Полицейском" тоже есть оказывается эпиграф, а я и не понял - из Видока. Ведь он был "плохим полицейским", сдал своих друзей, карьерист и т.п. "Сицилийский клан" - подражание Мельвилю (пусть и бледное, коммерческое, но фильм мне очень нравится, № 1 у Вереня), тоже начиается с эпиграфа из Чехова. На тему полицейских-гангстеров: как Вам Хосе Джовани, интересная личность, оказывается был корсиканским бандитом, отсидел, вышел, начал писать рассказы, потом - сценарии, а потом (чем черт не шутит) и в режиссуре себя попробывал. Хотя, например, Стреляющий быстрее тени "Скумон", очень неудачный фильм. А к Светле у меня претензии по "картинке": смотрел её "Сто тысяч долларов на солнце" и "Вера Крус". админ пишет: цитатаВторое дыхание" - я смотрел с пиратской кассеты год назад. Мне фильм очень понравился. Во-первых - это самый сильный фильм Мельвиля. Пожалуй он даже превосходит "Самурая". Вот еще и поэтому обязательно надо его посмотреть.

админ: Роберт пишет: цитатаА вот я не знал про "восточную триллогию", получается, что в первой серии не снимался Делон? Восточная трилогия объединена только восточными мотивами в сюжетах. "Самурай", основается на кодексе бусидо, "Второе дыхание" - размышление над сущностью закона (частично отсылки к Конфуцию и Лао Цзы). - грань между бандитом жертвой. Т.е. Гюс был бандитом попал в тюрьму, но через 16-ть лет, когда он бежит оттуда, он уже не бандит, а жертва. И ограбление, в его случае скоее возмещение ущерба, который причинило ему общество в лице закона. Не один человек не заслуживает такого долгого наказания. в 100% случаев это убивает личность. "Красный круг" - размышление над роком который весит над всеми: случайная всреча может изменить всю жизнь человека. Опять же отсылка божественому началу у будды. Роберт пишет: цитатаВ "Полицейском" тоже есть оказывается эпиграф, а я и не понял - из Видока. Ведь он был "плохим полицейским", сдал своих друзей, карьерист и т.п. "Видок" был спорной личностью Он был приуспевающим бандитом до 30-ти лет, потом его поймали. Он попросил помиловния в счет того что он "сдаст" всех гангстеров, коих он знал. Потом он стал известным полицейским, ввел первым досье на преступников. Написал, едва ли не первые труды по "Криминалистике". В итоге под конец жизни был выслан из Франции - на него завели дело по сфабрикованным обстоятельствам. С 40-х годов 19- го века обосновался во Бельгии, писал мемуары. Умер в 1855 -том. Вернея я не люблю, именно потому что есть Мельвиль. Который в сто раз лучше. Хосе Джованни я просто не видел. Хотя далеко не факт, что самые лучшие фильмы гангстерах, снимаю бывшие бандиты, а лучшие фильмы о любви - сексбомбы. В жизни все, как правило, наоборот. Роберт пишет: цитатаА к Светле у меня претензии по "картинке": смотрел её "Сто тысяч долларов на солнце" и "Вера Крус". Светла все-таки лучше чем пиратка, например с www.oldfilms.ru. Единственное, в каком случае нужно брать фильмы с этого сайта - если имеется авторский перевод Карцева или Володарского, например. Вчера пересмотрел "Асфальтовые джунли". Высказывание Мельвиля: "...между теми, кто защищает и нарушает закон, нет никакой разницы..." . Это цитата из фильма Хъюстона, ее произнес Лан Эмерлих, когда оправдывался перед женой, за то что их дом посещают "серые" личности. Кстати а кто-нибудь знает что это за роман, лег в основу "Самурая"? В аннотации написано по роману Джоан Маклеод "Ронин", однако в инете я не нашел, не только этого романа, но даже такого автора. И еще кто-нибудь читал Лайнела Уайта "Одержимость", по которй снят "Безумный Пьеро"?

админ: Марк Кириллов пишет: цитатаХотя фильмов его у нас не то что достать - даже посмотреть негде. Зря вы так. Три фильма продаются - http://www.film-prestige.ru/collection.asp?id=17 "коллекция Жюля Дассина" называется. Другое дело, что у меня нету лишней тысячи на покупку этих фильмов. (Film - prestige хоть и делает качественные фильмы, но купить их дело не подъемное. Они бы снизили цены, но конкурентов у них нет. Одни халтурщики вокруг. КАЧЕСТВЕННЫЕ русские релизы классики выпускают только они. FP(коллекцию Мельвиля), даже берут во Франции, именно из-за качества.) А киноклуб куда, время от времени приносят такого плана вещи, откроется не раньше осени. (имею ввиду не только для заказов, но и для того чтобы брать фильм)

Марк Кириллов: админ пишет: цитатаИ еще кто-нибудь читал Лайнела Уайта "Одержимость", по которй снят "Безумный Пьеро"? Сразу скажу - ссылка на Уайта - просто прикол.По сюжету - парень вляпался в историю и бежит с девчонкой-преступницей,за которой гонятся её бывшие дружки...Типичное "криминальное чтиво" - почитал и выбросил.Годар взял в фильм только канву,а дальше уже пихал свои штуки. И ещё по Лайонелу Уайту.Обычный средний писатель "чёрной серии" (ухудшенный вариант Чейза),но зато написавший "Рафферти".Роман был переведён на русский язык и экранизирован.А Уайт тут же был объявлен "прогрессивным американским писателем",хотя он таковым и не являлся,просто сработал качественный триллер,круто намешал в нём маккартизм и социальную проблематику,и выбросил на рынок...Кстати,и Чейз был записан в "прогрессивные писатели" - за роман "Весь мир в кармане" (об аутсайдерах,решивших разбогатеть путём ограбления).

админ: Марк Кириллов пишет: цитатаСразу скажу - ссылка на Уайта - просто прикол.По сюжету - парень вляпался в историю и бежит с девчонкой-преступницей,за которой гонятся её бывшие дружки...Типичное "криминальное чтиво" - почитал и выбросил.Годар взял в фильм только канву,а дальше уже пихал свои штуки. Я не случайно спросил про Уайта. Дело в том что его роман "Большой куш" лег в основу третьего полнометражного фильма Стэнли Кубрика - "Killing". Хотя, на мой взгляд более слабого, нежели предыдущая картина К. "Поцелуй убийцы". Я понимаю, что Годар взял лишь с. канву, но именно поэтому мне и интересно почитать роман. Так как сюжетно "Безумного пьеро" я до конца не понимаю. И, судя по всему, не читая романа - этот фильм не возможно понять до конца. Кстати, а что вы думаете насчет романа Джоан Маклеод "Ронин" с которого заимствовал сюжет Мельвиль для "Самурая". Это что за роман?



полная версия страницы