Форум » Творчество других режиссеров » Жюль Дассен » Ответить

Жюль Дассен

админ: "Я ненавижу тех, кто видел море, ненавижу тех, кто его не видел, и мне кажется, что я ненавижу весь мир. Вот и все. Пожалуй, я ненавижу и себя. Если это что-нибудь объясняет, пусть будет так." Себастьен Жапризо. "Дама в автомобиле в очках и с ружьем" Решился, я таки на анти-отзыв о режиссере, но, надо быть честным до конца. Хотел было его пропустить, но слишком яркая фигура в кинематографе 40-50-х. Обсудить его, вне всякого сомнения стоит. А в каком ключе, каждому решать самостоятельно... Вынужден признать, мне совершенно не нравится режиссер - Жюль Дассен. Четыре года назад, когда я только знакомился с жанром нуарного кино – Дассен подкупал меня нетривиальным подходом к режиссуре, затрагивая в совершенно ином, нежели коллеги режиссеры свете традиционные темы голливудских нуарных драм. Однако, со временем, когда появилась возможность посмотреть почти все наиболее известные и популярные film-noir, я прихожу к такому неутешительному выводу, что при повторном (а иногда и первом просмотре) его фильмы –пустышки. У них отсутствуют герои, а мир слишком схематичен и отрешен. Создается впечатление, что мир, в котором творили Билли Уаилдер, Роберт Уайз, Джон Хьюстон, Энтони Манн или любые иные режиссеры noir обошел стороной режиссера-Дассена. Может быть причиной тому было детство и юность, проведенное в закрытой клерикальной еврейской атмосфере. Может быть , сугубо интеллигентский менталитет, который пролезает повсюду в его картинах. Не знаю… Но все, без исключения его фильмы, оставляют впечатления фальша. Если Билли Уаилдер любил своих обреченных злодеев, по-своему, конечно, но любил, и это было прекрасно. Дассен откровенно их ненавидел. К примеру в «Ночь и город» на примере Гарри Фабиан, как-то по-интеллигентски, он высмеивает не мир, его окружающий, а напротив его самого. Не выродков, которые его окружают, а именно жертв. Его бандиты изничтожают сами себя в «Рифифи», но их, ни капельки не жалко, что ярко читается в интеллигентской интерпретации гопоты разыгранной Жаном Серве. Жалкие попытки сыграть в неореализм в «Законе», явно рассчитанном на сугубо международного зрителя кажутся схематичной игрой на мифах итальянской культуры. Но даже в «своих палестинах» Дассен постоянно «прокалывался» на не знании (или нежелании знать и признавать) классового менталитета людей, о которых он снимал. В «Дороге воров» - трудяги водилы – выглядят интеллигентам аристократами, в которых без всяких лишних слов влюбляется в телка для «хипеса». С другой стороны Гарри Фабиан – ( персонаж городского hustler – а, которого, позднее гениально передаст Александр Маккендрик в «Сладком запахе успеха») – тоже был нескладен и бездарен. Удивительно, как такого персонажа могли выбрать для фильма. Особенно удручал финал, когда загнанный своим непроходимым кретинизмом, вместо того чтобы сесть на первый попавшийся корабль в штаты – он пускается в бессмысленные «кошки-мышки» с сильными мира сего. У режиссера Дассена есть показательный фильм «Город, как он есть», где режиссер, хочет показать внутреннею ежедневную жизнь города – Нью-Йорка со стороны. Вполне возможно, разгадка «феномена – Дассена» состоит в том, что он всю свою жизнь показывал истории со стороны –его герои не были им самим. Они были «картонными» созданиями, которых можно было стегать ремнем, как это делал Жан Серве со своей любовницей в «Рифифи», доводить до самоубийства, как это делал капитан Мэнси с заключенными своей тюрьмы в «Грубой силе» или превращать трудяг дальнобойщиков в интеллектуалов за баранкой фур с яблоками. Может быть, я и не прав, по отношению к режиссеру - Жюлю Дассену, а может быть, попросту не выношу лицемерия.

Ответов - 45, стр: 1 2 All

jobim: Ну да, да! Вообще Пушкин стрелялся по любому поводу, но дамский вопрос всегда был первичным. Это Сталин упростил его до памятника на Пешков-стрит. А это был взрывной, абсолютно непредсказуемый человек. Ум не противоречит эмоциям. Какой нуар ни возьми, мужчина влипает в историю из-за женщины. И, как правило, погибает. Это до песочницы упрощённо, но ведь и в кино есть определенные формулы. Другое дело, что они меняются. К сожалению, в худшую сторону. --- Причем какой он - главный- в концепции режиссера - герой или антигерой - не играет никакой роли. И если Дассен берет такого - чем этот герой хуже или лучше других?

павел: админ пишет: Более того, Пушкин стал фигурой культовой ближе к концу XIX. Для современников он не был великим поэтом. Абсолютно верно. В 30-е гг. было распространено среди "эстетствующей" публики того времени мнение, что Пушкин "сдулся". Его "Повести Белкина" воспринимали как проявление бездарности. Этих "эстетов" смешила гениальная простота прозы Пушкина. Они хотели вычурности, тогда как почти все гениальное -просто. Даже в поэзии славу Пушкина затмевал порядочно подзабытый ныне Бенедиктов. Этого среднего поэта ставили выше "исписавшегося" Пушкина. Но признание Александра Сергеевича в качестве главного русского гения произошло где-то к середине 19-го века. На открытом в 1862г в честь тысячелетия Руси знаменитом памятнике в Новгороде работы Микешина есть среди изображенных великих россиян и фигура поэта. Попытки отрицания Пушкина в 50-60е гг (вроде радикально-нигилистических статей Писарева) носили тогда уже лишь скандально-маргинальный характер. К моменту открытия памятника работы Опекушина в Москве в 1880г., Пушкин уже был твердо признан в общественном мнении как гений.

jobim: Ну если уж быть совсем точным, Пушкин стал культовой фигурой лет в пятнадцать и всегда ей оставался. А выше-ниже - это смотря как измерять. А попытки его отрицать... И сейчас любителей - вагон.


Сухов: jobim пишет: Ну если уж быть совсем точным, Пушкин стал культовой фигурой лет в пятнадцать и всегда ей оставался. Вряд ли поэт, которого никто не замечал, удостоился бы "На смерть поэта" от Лермонтова.

павел: Среди попыток некоего переосмысления значения Пушкина, я встречал упоминание о критических высказываниях Владимира Васильевича Стасова. Они были у него лишь в определенный период. Позднее, он отошел от них. Я, к сожалению, не читал соответствующих статей или писем Стасова того периода. Но, раз в теме зашла речь о проявлениях антипушкинизма, то мне самому стало интересно. Постараюсь, с ними ознакомиться. Стасов -большая личность. Интересно, что он мог сказать в этой связи. Все, что писали Писарев и К , мне понятно. Философия нигилистов сводилась к их известной нехитрой сентенции: "Пара сапог важнее всех ваших мадонн и всех утонченных разговоров о Шекспире". Еще из известных имен в антипушкинизме, мне вспоминается лишь Маяковский с его "сбрасыванием Пушкина с корабля современности". Но и Владимир Владимирович, в конце концов, пришел к Пушкину. Достаточно вспомнить его хрестоматийное "Юбилейное". Наверное, оно было в чем-то и его извинением перед Александром Сергеевичем.

Сухов: павел пишет: Философия нигилистов сводилась к их известной нехитрой сентенции: "Пара сапог важнее всех ваших мадонн и всех утонченных разговоров о Шекспире". И была, по сути, философией самообмана, потому что ни те, у кого нет сапог, ни те, кто способен восхищаться "Мадонной" или Шекспиром, одно не противопоставляют другому. павел пишет: Еще из известных имен в антипушкинизме, мне вспоминается лишь Маяковский с его "сбрасыванием Пушкина с корабля современности". Тоже не авторитет. Эпатажа в его творчестве было больше, чем искусства. У Пушкина есть более талантливые критики. Например, Веллер. Правда, он больше критикует не творчество, а, так сказать, "моральный облик".

jobim: Писарев, в отличие от Веллера, весьма одаренный человек. Его несло, а кого в молодости не несет? А критиковать моральный облик Пушкина Веллеру! - это само по себе анекдот. Птичка нагадила на памятник и гордо полетела к следующему.

Сухов: jobim пишет: А критиковать моральный облик Пушкина Веллеру! - это само по себе анекдот. Птичка нагадила на памятник и гордо полетела к следующему. Можно сказать и так. И про нас с Вами можно сказать точно также.

jobim: Сухов пишет: Можно сказать и так. И про нас с Вами можно сказать точно также. Нет. Просто Писарев был пацаном ) Нельзя ставить крест на самом себе. Это и есть финиш.

Сухов: jobim пишет: Просто Писарев был пацаном Я что-то запамятовал. Это не Писарев назвал изменившую мужу героиню "Грозы" "лучом света в тёмном царстве"?

jobim: Добролюбов. А вот фраза о том, что секс - это то же самое, что выпить стакан воды - по-моему, Писарев.

павел: Теория "стакана воды" чаще всего связывается с именем легендарной Александры Михайловны Коллонтай. Наша первая в мире женщина-министр(нарком) и первая в мире женщина-посол ее популяризировала в предреволюционные и первые послереволюционные годы. Согласно этой теории, общечеловеческая (т.е. буржуазная) нравственность должна смениться пролетарской нравственностью. В новом советском обществе институт семьи отомрет. Дети станут общей собственностью, их будет воспитывать государство. Коллонтай писала, что при господстве пролетарской нравственности человеку будет так же элементарно удовлетворить свою половую потребность, как если бы он пожелал выпить стакан воды. Взгляды Коллонтай вызывали откровенное раздражение со стороны Ленина. Владимир Ильич вообще недолюбливал эту скандально известную революционерку. Ленин был радикалом в вопросах политики, но отнюдь не радикалом в вопросах культуры или морали. Ленин придерживался в этих вопросах традиционных умеренно-консервативных взглядов интеллигента 19-го века. Владимир Ильич заявил, что теория "стакана воды" чужда идее революции, что новое советское общество-это не большой бордель и, что вообще взгляды т.Коллонтай в вопросах морали - есть пережиток растленного буржуазного строя. Позднее в СССР, где образ Коллонтай стал популяризироваться советской пропагандой (достаточно вспомнить фильм "Посол Советского Союза" с явно угадываемым прототипом героини), эти сексуальные теории Коллонтай старались максимально затушевать ее революционной деятельностью в царской России и эмиграции, а также ее работой посла в Мексике, Норвегии и Швеции. Коллонтай и в самом деле оказалась очень талантливым дипломатом. Она несомненно была умной женщиной. Александра Михайловна дважды организовывала мирные переговоры с Финляндией (в 1940 и 1944гг), приводящие к прекращениям войн. Она имела немалый авторитет в скандинавском политико-общественном мире. О ней высоко отзывались великие Нансен и Амундсен. К ней с симпатией относились при королевских дворах Норвегии и Швеции. Впрочем, и имидж Коллонтай-посла был уже достаточно далек от образа революционного агитатора. Она демонстративно дистанцировалась от пропаганды, занимаясь узкодипломатическими и коммерческими вопросами. В тот период она производила скорее впечатление респектабельной, стареющей, вполне буржуазной леди. Хотя и в прошлые ее лихие годы, меха и бриллианты спокойно уживались у нее с пламенными речами о голодающих пролетариях.

Сухов: jobim пишет: А вот фраза о том, что секс - это то же самое, что выпить стакан воды - по-моему, Писарев. павел пишет: Теория "стакана воды" чаще всего связывается с именем легендарной Александры Михайловны Коллонтай. В "Красной Мессалине" автором идеи назвали Розу Люксембург. Впрочем я ещё помню романтично-ностальгические "гедеэровские" сериалы о сильных духом и нравственно чистых немецких революционерах и революционерках. Кстати об "гедеэровском" (а может совсем и не "гедеэровском") кино. Кто-нибудь ещё помнит фильм "Эпизод в Западном Берлине"?

павел: Сухов пишет: В "Красной Мессалине" автором идеи назвали Розу Люксембург Не знаю. Роза - все-таки была куда ближе к фанатичной революционерке. Для Коллонтай революция была в первую очередь авантюрой. Она была талантливой авантюристкой, порой сильно увлекающейся. У Александры Михайловны хватило ума в свое время понять, кто такой наш "чудесный грузин". Именно Сталин выступил в 20-е гг покровителем Коллонтай, когда она "в пух и прах" поссорилась с Лениным, Троцким и Зиновьевым. Именно Сталин способствовал ее переходу на дипломатическую работу. Когда в 30-е гг. Иосиф Виссарионович методично убивал бывших любовников Коллонтай, на нее саму сыпались только награды. Как вспоминал Молотов, Сталин никогда и не ставил вопроса об аресте Коллонтай. Между этими двумя умными и циничными людьми было некое взаимопонимание. Кстати, противницей Коллонтай с ее "теорией стакана воды" был не только Ленин, но и его супруга. Пуританку Крупскую возмущали всякие проявления любой эротической вольности. Сухов пишет: Кто-нибудь ещё помнит фильм "Эпизод в Западном Берлине"? Я вообще эту картину не видел.

Сухов: павел пишет: Я вообще эту картину не видел. А ведь такой фильм был. Писатель из "советского лагеря" бежал в Западный Берлин (не из-за принципов или денег - из-за женщины, которую любит). Пытается адаптироваться к новой обстановке. Но женщину, которую он любит, убили при ограблении. В расстроенных чувствах он ложится в постель с проституткой, которая сказала, что хочет заменить ему ЕЁ. Когда он заснул, она его ограбила. В финальной сцене главный герой выбрасывается в окно. Смешная история смешного человека.



полная версия страницы