Форум » Творчество других режиссеров » Луис Бунюэль » Ответить

Луис Бунюэль

админ: Бунюэль… А почему бы и нет. Тем более, что я его собственно и не люблю. Некоторые фильмы нравятся, но все же Бунюэль - это не «мое кино»(С). Вполне возможно, в годы его жизни насмешка над буржуазией и церковью, превращение реальности в приевшийся сегодня телеситком, была в новинку, но сегодня… Он был зачат в отеле, в Париже, который по сей день принимает туристов. Он родился в Испании, в очень богатой семье. Он был одним из первых активистов кино, в своей довольно либеральной, но очень обедневшей за 19-й век стране. Он был одним из канонической тройки друзей: Лорка, Дали и Бунюэль… Они были художниками, равно до той степени пока политика не заинтересовалось ими. Хотя, кем бы стал Бунюэль, кабы не 20-й век и не его нравы и политика? Его первый бессюжетный фильм - «Андалузский пес» стал скандалом.. Еще большим, "надругательством" над реальностью был рваный, но так же бессмысленный «Золотой век». А после Бунюэль, наконец то осмелился сказать все: «Земля без хлеба» "документалка" о жизни Испанской провинции. Безграмотность, помещики и бедность. Даже «кровавый Сталинский» режим померк бы перед этим декадансом человеческого бытия. Лорка расстрелян. Дали и Бунюэль в вынужденной эмиграции и смертельной соре на полвека, из-за банальной кляузы в годы их совместной работы в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Бунюэль, работает монтажером… Начинает карьеру режиссера уже в Мексике, куда уезжает из Америке, пройдя все предварительные ступени,… Работая на сотни специальностей снимает, наконец в 50-е годы, коммерческое и «безликое» кино. Раздражаясь, однажды предсказуемым, но авторским «Назарином»: атеизм, антибуржуазность, насмешка над человеческой глупостью и переезжает в, тогда еще фашисткую Испанию. Первые его сюр. фильмы, признанные сегодня мировой классикой: «Виридиана», «Симеон-пустынник», «Ангел истребления» и «Дневник горничной», интересны скорее Бунюлевскими выворотами, как-то: дъявол в лице ножек Сильвии Пиналь, слома стен готического особняка или пьянкой нищих в господском доме. «Дневник горничной» - и того проще, ригористичный портрет зарождения фашизма. Что же касается следующего периода, начинающегося с «Дневной красавицы», Бунюэль вновь вернувшись к цветной пленки, забытой еще в период своего ухода из коммерческого кино, начинает создавать шедевры. «Дневная красавица» - пример идеального кинематографа. Доказательство порочности каждой женщины в глазах Бунюэля. «Тристана» - загнивание человека в тисках буржуазной морали, написанной рукой художника… Зачерствение людей в роскоши и достатке. Служанка - Тристана, в финале будуче женой Дона Лопе превращается в сущую дьяволицу. «Млечный путь» - последняя удачная издевка режиссера над религией… Набившее искомину, «Скромное обаяние Буржуазии».. Абсолютно сериально-ситкомовскый «Призрак свободы». И.. фильм, который наверное Бунюэль должен был бы снять - «Этот смутный объект желания». Совершенный, не устаревший, снятый по роману (не раз экранизируемому) Пьера Луи «Женщина и Паяц». В данном случае, видеоряд, сюрреализм, идеи, вышедшие (всего лишь второй раз за всю карьеру режиссера) за его «привычный набор» воссоединились. Его гротескный мир был населен террористами, карликами и женщиной, которую играли одновременно две актрисы – самый сильный из всех Бунюэлеских выкрутасов. Но что он сказал им… Возможно, «кипящий» мир 70-х, с «Карлосом» и нарождавшимся массовым терроризмом, не был тем миром, который он видел как замену буржуазно-помещичьей реальности своего детства… Но более всего суть «Этого смутного объекта желания», как мне кажется выразил Игорь Галкин: «Джентльмена мне было жалко.» Я действительно не питаю особой любви к Бунюэлю… Его привычка шокировать, подчас заслоняла его талант снимать шедевры, вопреки всему. Мне кажется, он снял лишь два совершенных фильма – это «Дневная красавица» и «Этот смутный объект желания». Два вошедших (заслуженно) в мировые списки этапных картин: «Золотой век» и «Андалузский пес». Касательно остального: у Бунюля не было провальных работ, все его фильмы интересны.. А что до индивидуального выбора - я его сделал. «…Однажды Дали, ненавидевший Бунюэля почти 50 лет, прислал ему кассету с записью, на которой он поет для друга старинную каталонскую песню о женщине, утопившей свое дитя. Бунюэль ответил - "Что было - то прошло". Имея в виду свою жизнь и жизнь Дали. Через три месяца, в 1983 году он умер от цирроза печени… …В год смерти Бунюэля Дали написал свою последнюю картину. На ней, так же, как и в финальном взрыве последней картины Бунюэля не осталось почти ничего от насыщенного в прошлом сюрреалистического мира. Лишь вечная красота гармоничной линии… Олег Измайлов»

Ответов - 97, стр: 1 2 3 4 All

Марк Кириллов: А я бы посмотрел американские и мексиканские фильмы Бунюэля.Во всяком случае,фильм "Он" (1954) с Антонио де Кордовой в главной роли доказывает,что снимал он не только "поделки".Например,было бы любопытно узнать,как Бунэюль экранизировал "Робинзона Крузо" (1945)?

админ: Марк Кириллов пишет: А я бы посмотрел американские и мексиканские фильмы Бунюэля.Во всяком случае,фильм "Он" (1954) с Антонио де Кордовой в главной роли доказывает,что снимал он не только "поделки".Например,было бы любопытно узнать,как Бунэюль экранизировал "Робинзона Крузо" (1945)? "Робинзона Крузо" скоро планируется раздать на форуме fonarik.tv, так что скоро скачаем - посмотрим. "Он" - так же ждемс.. А вот "Смерть в этом саду", скорее всего я и возьму, как только откроется киноклуб на Журфаке. Я не случайно написал "безликое" в кавычках. Оно не безликое, а только сделанное в реалистичной манере. Кстати, я с полгода назад читал, полную биографию Бунюэля. Был поражен, одним фактом. До вынужденного бегства из Испании Бунюэль был обычным сыном буржуа, который прожигал жизнь, разнобразив ее дружбой с Лоркой и Дали и позднее кино. Зато в Америке и Мексике, он работал по 16-ть часов в сутки, на нескольких работах, только чтобы добиться снова снимать кино. Он был: киномехаником, монтажером, переводчиком, экскурсоводом, помимо этого сменил огромное количество специальностей, которые там же освоил, прежде чем уже в Мексике ему доверили вновь кинокамеру.

Марк Кириллов: "Он" - "настоящий Бунюэль",то есть антиклерикальный,антибуржуазный,саркастический...Некий мексиканский дон жениться на молоденькой девушке.Всё идёт нормально,пока у него не начались проблемы по мужской части.Жена стала чаще исчезать из дома,и дону взбрело в голову,что она ему изменяет.Он начинает следить за женой и замечает,что та постоянно ходит в церковь,из чего он делает вывод,что в церковь она ходит на свидание с любовником,а любовник - священник...Надо ли говорить,что на самом деле жена постоянно ходила молиться о выздоровлении мужа...Но дон упёрся в своих бреднях,и окончательно свихнувшись,напал на священника прямо во время мессы...Итог - психушка. "Смерть в этом саду" - зелёная тоска.Если б не знал,что это Бунюэль,подумал бы,что ЭТО сляпал какой-нибудь средней руки режиссёришка И Симона Синьоре не спасает этот фильм.


админ: «Смерть в этом саду» Это история - по сути вестерн. Провинциальный Мексиканский городок, которым заправляет местный генерал – политикан. История начинается с восстания золотоискателей и перерастает в локальную революцию. Побег от нее заставляет 5-х совершенно незнакомых людей, объединиться для спасения: золотоискатель и его глухонемая дочь, священник, бунтарь-революционер Шарк и проститутка. Путешествие начинается на барже и, плавно переноситься в скитания по джунглям. Герои находят, упавший самолет и 60-ть, некогда его пассажиров, забирая оттуда провизию и лодку. В эти несколько дней, кампания, которая при первой встречи, была готова продать или убить друг друга, обретает человеческие качества. Увы, всего лишь, для того чтобы окончательно потерять их в финале. Финал открыт. После перестрелки: Шарк и глухонемая девочка уплывают на надувной лодке в закат. Бунюэль задает очередной вопрос: а может джунгли – это уже не наш мир, а всего лишь метафора чистилища. Тогда финал с лодкой, мне отчего-то напомнил Джармушевского «Мертвеца». Как я писал – я не люблю Бунюэля, однако такой Бунюэль мне как раз по душе. Ровный, неспешный, некоммуникабельный: с совершенно завораживающей картинкой, разбившегося в джунглях самолета. Ровной проработкой характеров. А что до скуки и тоски… Ее я там не заметил. P.S. Шарк на барже, когда ее начинают обстреливать солдаты произносит уже коронную фразу "Ложись, дурачок". Чем, черт не шутит, а не оттуда ли Леоне позаимствовал это выражение.

phlanger: Бунюэлевский Робинзон Крузо у меня есть - без перевода, насколько я помню кому надо - обращайтесь...

админ: phlanger пишет: Бунюэлевский Робинзон Крузо у меня есть - без перевода, насколько я помню кому надо - обращайтесь... На каком языке? Есть ли англ/русск. субтитры?

phlanger: не помню :-) на будущей неделе попробую найти его

админ: Марк Кириллов пишет: "Он" - "настоящий Бунюэль", Поддерживаю Марк! Отличный фильм. Что мне нравится в раннем Бунюэле - так это старательность. Если в классических работах, мы видим, в основном шокирующие картины, шокирующие Б. вывертами, то в начале 50-х, картины идеально построены. Здесь есть герои, сценарий, аналогичная позднему Б, мораль. Но это более качественные работы. Менее авторские, может быть (хотя я бы так не сказал). Но тем не менее. В "Он" замечательный дом, главного героя выстроенный в стиле Модерн. И еще: готов поспотрить, уверен Хичкок видел "Он", когда снимал "Головокружение", очень много всего было позаимствовано у Бунюэля, именно в раскадровках... С другой стороны, Мельвиль тоже кое-что заимствовал из "Коллекционера" "Самурая"...

eda-88: Я видел несколько его фильмов давно,в основном по ТВЦ и Культуре,это "Млечный путь" "Скромное обаяние буржуазии" "Тристана" "Дневная красавица" и по-моему ещё какие-то,у него конечно своя ирония и особые темы в фильмах,но мне понравилось только участие многих известных актеров. Я хотел бы посмотреть "Назарин" и "Виридиана"(читал сценарий) с РАБАЛЕМ,но не довелось. И ещё "МОНАХ" 72 года с Франко Неро и музыкой МОРРИКОНЕ-Бунуэль по-моему там сценарист ,а реж. АДО КИРУ!

Марк Кириллов: "Виридиана" - ГЕНИАЛЬНЫЙ фильм,"Назарин" - хороший,я ждал большего.

админ: Марк Кириллов пишет: "Виридиана" - ГЕНИАЛЬНЫЙ фильм,"Назарин" - хороший,я ждал большего. Согласен на все 100% Но сегодня, меня скорее увлекает "коммерческий" Бунюэль... Чего стоит хотя бы: "Он", "Смерть в этом саду" млм "Робинзон Крузо", тематически сходные с поздним творчеством фильмы, но снятые на гораздо более совершенном уровне. Где фильм остается фильмом: с сюжетом, четко прорисованными характерами героевт и выстроенной драматургии. А не ситкомовский "Призрак свободы", например. Поздниий Бунюэль выезжал на шоке... Ранний, на профессиональном подходе к фильму. Поэтому, скорее ранний, период интересен для многократного пересмотра.

eda-88: Вы знаете,где найти "Виридиану"?

Марк Кириллов: Я её "нашёл" в питерском Музее Кино и по ТВ.

phlanger: Назарин есть на DVD в хорошем качестве и с переводом - пишите, перекатаю Робинзона пока не нашёл...

админ: phlanger пишет: Назарин есть на DVD в хорошем качестве и с переводом - пишите, перекатаю Уже смотрел, так же с DVD. Мне не понравился... phlanger пишет: Робинзона пока не нашёл... На Fonarik.tv раздавался недавно. Очень недооцененый фильм. Мне, он напротив показался очень глубокой, хотя и 100% Бунюэлевской экранизацей. И даже несмотря на то что сам Б. говорил, что взялся за этот фильм, только ради опыта съемки в цвете экзотического острова (как то так сказал...). "Робинзон Крузо", вероятно лучший фильм о перевоспитании буржуазии. И о ценности так называемой Европейской цивилизации, которою Б. сравнивает с дикарями и... в общем то не находит никаких отличий.:)) Ну, а про красоту съемок, я кажется уже успел сказать. Отличный фильм. Один из лучших у Б.

eda-88: phlanger пишет: Назарин есть на DVD в хорошем качестве и с переводом - пишите, перекатаю Спасибо

админ: Посмотрел "Забытое". Окончательно утвердился во мнении, что Мексиканский Бунюэль – «лучший Бунюэль», из всех его периодов творчества. «Забытое» - это реальная история (как написано во вступительных титрах). В самом начале голос автора говорит, что любой большой мегаполис всегда является рассадником бедности и неравенства, так же как и «домом, для небоскребов и успеха и счастья для одних людей - горя и бедности для других….» Это история, снятая в духе неореализма. Действие происходит в трущобах Мехико, а главные действующие лица - дети и взрослые: подросток, сбежавший из колонии; ребенок, с которого мать требует деньги за еду. Слепой с тарик – педофил, промышляющий исполнением песен на площади, и жалеющий, что сегодня не времена генерала Порфирио Диаса, когда за кражу буханки хлеба полагался расстрел. Этот фильм полностью сводит на нет все надежды неореалистов. Тут нет ни выхода, ни положительных героев, ни хэппи-энда. После него бессмысленнен пафос и наивность «400- ударов» Трюффо - здесь даже самый положительный ребенок не исправится – жестокости требует среда – иначе умрешь. Все наиболее симпатичные персонажи будут убиты. А злодеи избегут наказания. Такой фильм мог снять, (и снял, наиболее близким, по стилю и мысли ему приходится, конечно «Аккаттоне» Пазолини) Пазолини, но ни как не сюрреалист Бунюэль. Но это не голый реализм, чего только стоит сон мальчика, который видит, как его собственная мать несет ему огромный оковалок сырого мяса с сумасшедшим выражением лица. Очень крепкий, очень красивый, благодаря удивительным ночным съемкам фильм. Удивилен, Бунюэль предвосхитил Пазолини буквально за 12-ть лет. Поразительно, но это лучшая картина Луиса Бунюэля, которую я увидел. Совершенный образец кино. Поражен. Снимаю шляпу.

Марк Кириллов: Саня,ты,может быть,удивишься,но именно "Забытые" и их стилистика напрямую повлияли на Пазолини (он видел фильм на каком-то фестивале),после чего он первые свои фильмы стилизовал как раз под этот бунюэлевский фильм. Кстати,ещё раз рекомендую - поищи фильм Бунюэля "Он" (1953).Удовольствие от просмотра гарантирую

админ: Марк Кириллов пишет: Кстати,ещё раз рекомендую - поищи фильм Бунюэля "Он" (1953).Удовольствие от просмотра гарантирую Я же писал выше, я посмотрел "Он" - поддерживаю - фильм отличный... И, что характерно он частично перекликается визуально с "Головокружением" Хичкока.

евген: Я смотрел 9 фильмов Луиса Бунюэля: ЭТОТ СМУТНЫЙ ОБЪЕКТ ЖЕЛАНИЯ ПРИЗРАК СВОБОДЫ СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ БУРЖУАЗИИ ДНЕВНАЯ КРАСАВИЦА НАЗАРИН ВИРИДИАНА СИМЕОН- ПУСТЫННИК ПОПЫТКА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДНЕВНАЯ КРАСАВИЦА К сожалению, за исключением «Попытки преступления» (1955) и «Симеона-пустынника» (1965), ничего не видел из мексиканского периода . Первый фильм не производит особого впечатления, являясь не совсем удачной комбинацией черного фильма и творений Хичкока. Фильм рассказывает о беспечном богаче, одержимом манией убийства под воздействием музыкальной шкатулки, которую ему подарили в детстве. В результате, из-за несложившихся обстоятельств он так никого не убил, хотя полицейскому комиссару признается в обратном (единственный, наверное, «сюрреалистический» эффект режиссера), страстно желая, что-бы его безвинно арестовали. Из актеров интересна лишь эффектная Рита Маседо. «Симеон-пустынник» - потрясающая новелла об аскетичном святом, проповедующем слово господа на высокой колонне в сирийской пустыне 6 века, который подвергается постоянным испытаниям и искушению с прекрасной игрой Клаудио Брука (культовый актер: снимался в «Большой прогулке» Ж. Ури, «Вива Мария» Л. Маля, «Коплан спасает свою шкуру» И.Буасье, у классика мексиканского хоррора Х.Л. Моктесумы (Особняк безумия и Алукарда), советско – мексиканской постановке «Эспиранса», «Хронос» Г. Дель Торо, в нескольких фильмах мексиканского классика А. Рипштейна) и Сильвии Пиналь в роли меняющего облик искушающего дьявола. Луис Бунюэль - это с большой буквы Гений, чье творчество (а творил он на протяжении 50 лет) повлияло на мировое искусство. А.Хичкок, А.Тарковский, Л.Кавани, К.Саура, Ф.Трюффо, Ф.Феллини, А.Вайда, В.Боровчик, Н.Осима, Ф.Аррабаль и многие другие восхищались им и признавали его влияние на свое творчество. Многие мексиканские и латиноамериканские (не говоря уж об испанских) кинематографисты воспитывались и учились на его фильмах. Мексиканец А. Рипштейн работал в качестве ассистента (Ангел-истребитель 1962), а наиболее известный бразильский режиссер Глаубер Рош снимался в Симеоне-пустыннике. Чилийские сюрреалист А. Ходоровский и эстет-декадент Р. Руис, каждый по разному, пытаются подражать великому испанцу. Грубо говоря, фильмы Бунюэля можно разделить условно на сюрреализм, социальное кино, религиозные темы и жанровые фильмы, в которых могут легко сосуществовать все названные элементы. Яркий пример – «Виридиана». Казалось бы, реалистичная религиозная драма о святой монашке с рядом незабываемых сюрреалистических эффектов, как то обыгрывание знаменитого полотна Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» с изображением пьяных нищих, застывших в позе апостолов при фотосьемке. Сюрреалистическая тематика, по-моему, наиболее интересная составляющая, являясь как бы визитной карточкой режиссера. Я не совсем согласен с мнением, что мол, злая сатира на буржуазию, церковь, институты власти, семейные ценности устарела, а привычка шокировать заслоняла собой талант. Смотря как шокировать и язвить. Одно дело – глупо, наигранно, запутанно и заумно, как в некоторых опусах Д.Линча или П.Гринауэя, или просто изображать бесчисленных «фриков» и уродов в бессюжетных хоррорах и «абсурдных» лентах, подавая это как нечто оригинальное и новое. Другое дело – тонкие, виртуозно выстроенные, саркастичные, иррациональные, несмотря на внешнюю рациональность, абсурдные, алогичные, со множеством странных деталей и сюрреалистических приемов притчи со злободневными темами и злой сатирой дерзкого анархиста. При этом, фильмы Бунюэля отнюдь не шокируют, а наоборот, являются как бы в аллегоричной, «черной», саркастичной, «сдвинутой» форме отражением свихнувшейся окружающей нас реальности. К тому же, даже незатейливый зритель, не вдаваясь в «разоблачительную» мораль, может получить удовольствие от просмотра странновато-забавных и экстравагантных моментов как, например, утехи парочки садомазохистов в присутствии остолбеневших от увиденного монахов в «Призраке свободы» или перепитии отношений слепо влюбленного богатого буржуа со странноватой девушкой, то изображающей себя невинной и недоступной, то танцующей совершенно обнаженной в стрип-баре для заезжих азиатов («Этот смутный объект желания»). Интересен тот факт, что многие критики и зрители стремились разгадать, расшифровать многие остроумные образы, видения и детали режиссера, выяснить их потаенный смысл и значение, хотя как мне кажется, Бунюэль порой просто любил посмеяться и поиздеваться над зрителем подобными вывертами, отнюдь не придавая им какого-либо смысла и объяснения. В этом, на самом деле, кроется один из важнейших «смыслов» сюрреализма. На мой взгляд, к эстетики и форме подачи материала Бунюэля, более или менее примыкают Л.Андерсон (О Счастливчик, Госпиталь Британия), пара-тройка язвительных лент Б.Блие, возможно Р.Руис. Может, еще кто-то. К «сюрреалистическим» фильмам я причисляю ЭТОТ СМУТНЫЙ ОБЪЕКТ ЖЕЛАНИЯ, ПРИЗРАК СВОБОДЫ, СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ БУРЖУАЗИИ, МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ, ДНЕВНАЯ КРАСАВИЦА, АНГЕЛ-ИСТРЕБИТЕЛЬ, ЗОЛОТОЙ ВЕК, АНДАЛУЗСКИЙ ПЕС. Отдельные элементы фирменных «сюрреалистических» образов присутствуют, на мой взгляд, в лентах: СИМЕОН-ПУСТЫННИК, ВИРИДИАНА, ОН, ЖЕНЩИНА БЕЗ ЛЮБВИ, ИЛЛЮЗИЯ РАЗЪЕЗЖАЕТ В ТРАМВАЕ, ЛЕСТНИЦА НА НЕБО, ЗАБЫТЫЕ, ЛАС УРДЕС. ЗЕМЛЯ БЕЗ ХЛЕБА. Религиозная тематика Бунюэля ярко выражена в лентах «Виридиана», «Назарин», «Симеон-пустынник», а также в более иносказательной и сюрреалистичной форме «Млечный путь». Режиссер, будучи убежденным противником официальной религии и ее институтов, с уважением и интересом относится к бытию одноименных святых-идеалистов, проповедующих милосердие, внутреннюю свободу и бунтарство. Эти фильмы по своему великолепны, уже с несколько с другой стороны показывая лицемерие, жестокость, алчность толпы на фоне волевых и одухотворенных аскетичных героев – одиночек. Социальная тематика ярко выражена в документальной ленте «Лас Урдес. Земля без хлеба» и «Забытых». Последний, как ранее упоминалось, оказал влияние на итальянский неореализм (где приставка нео в некоторых моментах легко подменяется на сюр). Жанровые фильмы превалируют в мексиканский период творчества, который я почти не видел. Здесь Бунюэль работает в различных направлениях (драмы, комедии, приключенческие ленты), в которых легко угадывается его неповторимый почерк. У режиссера снимались все крупные мексиканские звезды того периода (Клаудио Брук, Сильвия Пиналь, Артуро де Кордова, Педро Армендарис, Кети Хурадо, Марга Лопес, Мария Феликс, Хорхе Негрете, Эрнесто Алонсо, Фернандо Солер), а также французские звезды в совместных франко-мексиканских постановках: Жерар Филип («Лихорадка приходит в Эль-Пао 1959), Симона Синьоре, Мишель Пикколи, Жорж Маршаль («Смерть в этом саду» 1956), итальянка Лючия Бозе («Это называется зарей» 1956). Как актер Бунюэль снялся у К. Сауры («Плачь по бандитам» 1964, вместе с Л.Вентурой и Ф.Рабалем) и у мексиканца А.Исаака («В этой деревне нет воров» 1965 вместе с литературными классиками Г. Гарсия Маркесом и О.Пасом). Может, кто-нибудь видел эти фильмы? И вообще, было бы интересно подискутировать по поводу всего вышеизложенного.

админ: евген пишет: К сожалению, за исключением «Попытки преступления» (1955) и «Симеона-пустынника» (1965), ничего не видел из мексиканского периода . «Попытки преступления» (1955) - не видел. «Симеон-пустынник» (1965) впринципе неплохо... Но я бы сказал, «Симеон-пустынник» сделан на европейского зрителя. Он более скуден в методах и способах режиссуры, которыми режиссер оперировал, когда снимал в ранее Мексике. Что мне нравится в Мексиканском периоде. Во первых, режиссер работал явно на больших пространствах и с большими бюджетами. Отчего, опять таки итоговый результат превосходил будущие работы по объективным причинам. Во вторых, в Мексике Бунюэль явно был куда более, чем свободен в выборе материала для фильмов, нежели в Испании и Франции. Можно не любить, например "Иллюзию, которая ездит на трамвае" или "Забытое", но такие фильмы в Испанском или Французском периоде режиссера, были просто немыслемы. Идем дальше. Например, вариацию "двойной страховке" - "Атмосфера накаляется в Эль Пао" - режиссер превращает в трагедию человека при тоталитарном диктаторском режиме одной южноамериканской страны, где герой Жерара Филиппа(примечательно это его последняя роль в кино - и... IMHO - лучшая за всю карьеру) - теряет любовь, веру и идеалы... Что и констарирует режиссер в авторском эпилоге. Где герой Ж. Филиппа, разрывает приказ из столицы, который выполнить мешают ему, его либеральные взгляды. И зритель понимает, что дни его сочтены. А кадр, с обнаженной Марией Феликс, стоящей перед Жаном Серве... Нет, такого в будущем Бунюэль позволить себе не мог. Первые экзистенциальные мотивы, предтече Джармуша в "Смерть в этом саду". Идеальная версия аллегории кризиса власти диктатора - буржуа - в "Он". В сущности Б, все что мог - сказал в Мексиканском периоде своего творчества. Вернувшись в Испанию и Фр. - он начал повторяться, а с возрастом снимать на том же уровне было сложнее и сложнее.

админ: евген пишет: Я не совсем согласен с мнением, что мол, злая сатира на буржуазию, церковь, институты власти, семейные ценности устарела, а привычка шокировать заслоняла собой талант. Буржуазия изменилась. Церковь, превратилась в формальный институт, власть смешна сама по-себе, семейный ценности высмеивать сегодня - глупо... Их почти не осталось. Собственно осталась, только буржуазия. Только с умом ее высмеять, сегодня не позволят законы...

евген: Не совсем согласен с утверждением, что в Мексике у Бунюэля был куда больший выбор материала и творческой свободы, чем в Европе. Ведь он сам говорил, что ряд своих работ в Мексике он сделал без особого желания, дабы поправить материальное положение. Мексиканские продюсеры и зрители были гораздо более традиционными и предпочитали жанровое и развлекательное кино. Да и, в конце концов, во всем мире режиссер наиболее известен именно картинами 60-70 –х гг. При этом я нисколько не умоляю его мексиканский период и считаю его необходимым и гармоничным звеном в общей цепи творчества. Ты абсолютно прав, что буржуазия, церковь претерпели значительные изменения. К тому же в России бюрократия, крупный бизнес (и я бы добавил сюда шоу-бизнес) разительно отличается от общемировых аналогов. В России эти категории являются настоящими самовлюбленными паразитами, свободными от каких-либо ценностей и обязательств. Зарубежные аналоги гораздо более порядочные, честные и интеллигентные, имеющие элементарные понятия уважения и справедливости. Живя Бунюэль в России, у него наверное руки бы опустились перед тем беспределом, наглостью и примитивизмом, которые имеют место быть. Бунюэль критиковал католическую церковь, потому что она была очень влиятельна в Испании и являлась для режиссера рассадником всего ханжеского, традиционного и фальшивого (что абсолютно верно). Сейчас христианские конфессии утрачивают свой авторитет и на их место приходит еще более нелепая зараза в лице исламского отродья. Думаю, что если бы Бунюэль творил в наше время, он бы в значительной степени подкорректировал и ужесточил свои взгляды на практике. Поэтому, все, что делал режиссер в свое время, было вполне логично и обоснованно. Немного отвлекусь от Бунюэля. О нем мы всегда еще успеем. Я искренне восхищаюсь вашими (к сожалению, не знаю вашего имени) глубокими познаниями в области кино. Я и десятой части не видел того, что знаете вы. Сайт великолепный. Я и раньше присоединялся к интересным дискуссиям (например, форум о Кубрике я предложил и дополнял). Интересно, как у вас хватает времени и сил, чтобы не только посмотреть такое гигантское количество фильмов, но проанализировать и обсудить их? И еще. Хотелось бы узнать ваше мнение о трех режиссерах, которые меня в последнее время заинтересовали, а именно: польско-французский мастер анимационного и эстетско-эротического кино Валериан Боровчик; современник и друг Р.В. Фассбиндера немецкий эстет-декадент Вернер Шретер и современный чилийский классик Рауль Руис.

админ: евген пишет: Не совсем согласен с утверждением, что в Мексике у Бунюэля был куда больший выбор материала и творческой свободы, чем в Европе. Ведь он сам говорил, что ряд своих работ в Мексике он сделал без особого желания, дабы поправить материальное положение. Мексиканские продюсеры и зрители были гораздо более традиционными и предпочитали жанровое и развлекательное кино. Есть слова, а есть дела. Если в Мексике, например он открыто говорил, что обратная сторона любого процветающего города, богатства и шика (гламура) - это бедность и нищета. То во Фр. и Испании, так открыто он говорить не мог. Про "Атмосфера накаляется в Эль Пао" - я вообще был в шоке - в Европе или Америке такое было бы невозможно. Другое дело, что Мексике он обязан был сохранять жанровость работ. Однако под формальным (не более того) прикрытием жанра он говорил такое... Что в будущем позволить себе попросту не смог бы. Я предпологаю, что в Мексике продюссеры видимо, как следует не смотрели его фильмы. Или смотрели частями. Вроде поцелуйчики есть... - несчастная любовь - в прокат. Никто особо не вчитывался в смысл. Зато, то что он снимал в Испании и Фр. разнилось от бессмысленного эпатажа - "Призрак свободы", до фильмов а-ля Ален-Роб-Грилье ("Дневная красавица"). Единственным гениальным исключением позднего мастера стал "Этот смутный объект желания" - соблюдя, опять таки формальную жанровость - история несчастной любви Б., умело вставил в нее идеальную гротесткную картину мира середины 70-х. Не забыв, это еще все и снять умело и занятно. евген пишет: Я искренне восхищаюсь вашими (к сожалению, не знаю вашего имени) глубокими познаниями в области кино. Я и десятой части не видел того, что знаете вы. Сайт великолепный. Спасибо! Меня зовут Александр... Познания в кино у меня не такие глубокие. Хотя, я и пытаюсь их повышать по мере сил и возможностей Но времени, все равно не хватает: работа, учеба, остальные увлечения. Конечно хотелось бы сделать больше. евген пишет: Интересно, как у вас хватает времени и сил, чтобы не только посмотреть такое гигантское количество фильмов, но проанализировать и обсудить их? В том то и дело, что не хватает... Смотрю когда есть время. Что-то видел, но это все, лишь малая часть того что хотелось бы... Лежит вот сейчас штук 30-ть DVD на столе - когда их посмотрю - не знаю. евген пишет: И еще. Хотелось бы узнать ваше мнение о трех режиссерах, которые меня в последнее время заинтересовали, а именно: польско-французский мастер анимационного и эстетско-эротического кино Валериан Боровчик; современник и друг Р.В. Фассбиндера немецкий эстет-декадент Вернер Шретер и современный чилийский классик Рауль Руис. Не видел фильмов, ни Боровчика, ни Рауля Руиса, ни Вернера Шретера... На все времени не хватает... Так что комментировать не могу.

админ: евген пишет: Бунюэль критиковал католическую церковь, потому что она была очень влиятельна в Испании и являлась для режиссера рассадником всего ханжеского, традиционного и фальшивого (что абсолютно верно). Мне кажется, использование фильмов, как выражение своего фу (неприязни к чему либо)... не совсем уместно. Отчего видимо Мексиканский период и смотрится, сегодня так свежо. Потому что режиссер, не был сиюминутен - он говорил о вещах, которые остались такими же, какими они были по сей день. Коруппция, бедность, алчность людей, природные инстинкты, фетишизм, опьянение властью... И мн.мн. др. Как это не поразительно, но довольно средняя, "Иллюзияя...", которую собственно невозможно, как либо сравнивать с творчеством Испанского и фр. периодов - то работы автора, а "Иллюзию..." мог снять любой режиссер-ремессленик. Но если анти-клерикальные фильмы Ф. устарели сегодня. Проблеммы бедности, крупных городо и маленьких, радостей и приключений, таких же "маленьких" людей, о которых и сделан этот фильм остались... Он актуален, по-меньшей мере...

Марк Кириллов: Будет время - сделаю топик о Боровчике.Очень интересная судьба режиссёра и,увы,очень симптоматичная - от чистого искусства к примитивной эротике.

евген: Вчера пересмотрел «Назарин». Изумительное кино. Почему то некоторые критики считают, что Бунюэль на примере падре Назарина хотел показать крах и бессмысленность христианских заповедей и, вообще, существование подобных экземпляров человеческой природы. Напротив, режиссер противопоставляет волевого, доброго, аскетичного, несущего милосердие некий симбиоз Христа и Дон Кихота, человека, постоянно подвергающегося различным испытаниям и с честью преодолевая их, а с другой стороны, невежественная толпа, чернь, возомнившая из себя. Это отнюдь не антиклерикальное кино. Ортодоксальному, ложному, официальному христианству режиссер противопоставляет бытие героя-праведника, идеалиста и просто отзывчивого человека. Такое кино сейчас редкость. Оно смотрится как нетленное сокровище на фоне отечественных дибилизованных сериалов и голливудской стряпни. После созерцания «Назарина» даже относительно качественное голливудское кино воспринимается как мелкие, незначительные поделки, замкнутые на собственных комплексах. Также будет интересно обсудить Боровчика. На днях посмотрю три его фильма: Бланш (1971), Зверь (1975) и Церемония любви (Королева ночи 1988).

Paolo: А меня Назарин вообще не впечатлил, надо, наверное, еще раз пересмотреть.

Марк Кириллов: Бунюэль не восхищается доном Назарио.Он показывает,что время таких подвижников прошло.Да и было ли оно когда-нибудь? О том же и "Виридиана" - о ненужности Добра в современном мире (да и вообще в мире).Мир (у Бунюэля - "Христианский мир") следует формальным направлениям культуры,установленного Библией и католической церковью,но рассматривает все нравственные постулаты всего лишь как форму,а не как суть.Следование же буквальное ничего миру не приносит - мир либо отторгает идеалистов (как дона Назарио или Виридиану),либо выставляет их как формальные символы,которыми можно восхищаться,поклоняться,но,упаси Боже,уподобляться им - об этом "Симеон-столпник". Бунюэль как человек весьма неплохо жил в современном ему мире - ведь это Франко и его присные пришли на поклон к Мэтру,чтобы тот работал в Испании (и это при том,что Бунюэль постоянно обвинял Франко в убийстве Федерико Гарсиа Лорки) - но как Художник,Творческая Личность,постоянно испытывал дискомфорт от окружающего мира.У Бунюэля в фильмах как класс отсутствуют положительные персонажи.Его формальные последователи Пазолини и Шаброль всё-таки пытались найти в мире нравственный ориентир и Положительного Героя.Искали,но не находили.А Бунюэль даже не искал - он не хотел искать то,чего нет.

админ: Марк Кириллов пишет: У Бунюэля в фильмах как класс отсутствуют положительные персонажи.Его формальные последователи Пазолини и Шаброль всё-таки пытались найти в мире нравственный ориентир и Положительного Героя.Искали,но не находили. Вот тут, я совершенно не соглашесь, с тобой. В массе своей ты прав. Положительные персонажи высмеяны. Опять таки: "Назарин", "Виридиана", "Млечный путь", "Симеон-стопник" и д.р., почти все высмеивают, эту самую пресловутую эталонную добротель. Однако, у Б.есть непримечательный фильм: "Атмосфера накаляется в Эль-Пао". Непримечательный, но гениальный. Где Бунюэль, может быть единственный раз за свою карьеру (а этот фильм был снят, сразу после Назарина) пытается создать образ положительного героя. Нравственный ориентир. Чем примечательней этот фильм становится в творчестве режиссера. Да, это нетипичный фильм. Но герой- Жерара Филиппа - это приговор - объяснение всего остального творчества. Когда умный, вменяемый, в меру хитрый, но исполненый либеральный идей - чиновник - пытается улучшить жизнь, людей. Людей в тюрьме. Только толку от его борьбы, (не такой борьбы, которую вел "Дон Назарио" или "Виридиана"), а здравой с использованием доступный методов. Не для превращения в мученика, а для результата. Его борьба бессмысленна. Потому что, Б. приходит к гениальному и страшному выводу - деятельность человека, даже достойного и умного - не стоит ничего. Потому что зло происходит от системы. И даже нарушая приказ, в финале герой Ж. Филипа ничего не изменит. Ничего. Вообще. В финале идет, авторский текст, преисполненый уважение к герою. В итоге своей борьбы, потеряв любовь, ради которой он пошел на все. Веру в идеалы. Сам став пленником системы, с которой он так отчанно боролся. После этого фильма, поиск положительного персонажа или нравственного ориентира был закрыт. Ибо он ничего не в силах был изменить. Таков был вывод. Ничего. Зато забавные мученики-праведники, напротив создавали множество проблем в настоящем, для Б. Оттого то он переключил свое внимание на них.



полная версия страницы