Форум » Творчество других режиссеров » Жан-Пьер Мельвиль, продолжение №2 » Ответить

Жан-Пьер Мельвиль, продолжение №2

админ: Жан-Пьер Мельвиль – человек, в корне повлиявший на стиль Серджио Леоне. Именно Мельвиль изобрел «молчаливый стиль» повествования. Его первый фильм («Молчание моря» по Веркору) вообще был без единого слова: там никто ни с кем не разговаривал. А самая известная работа: «Самурай» - там на протяжении первой четверти часа герой Алена Делона молчит. Этот стиль использовали: Леоне, Тарковский, Брессон, Антониони, и многие другие. Даже «Смерть в Венеции» Висконти, во-многом реверанс Жану-Пьеру Мельвилю. Выходец из middle – класса, герой французского сопротивления в годы войны. Основатель своей киностудии в Париже. Любимый ученик Жана Кокто. И все это Мельвиль. За свою короткую жизнь он снял около 13-ти фильмов. Однако, без влияния его картин сложно представить современный кинематограф. Им восторгались и беспрестанно копировали: Уолтер Хилл, Джон Ву, Такеши Китано, Мартин Скорцезе, Сэм Пекинпа и Квентин Тарантино. А уж представить творчество Леоне без влияния Мельвиля попросту невозможно. «Леоне перенёс холодного гангстера типа Бельмондо из «Стукача» Мельвиля в вестерн – даже придал ему облегающее пальто типа пыльника...» - отмечала еще в начале 70-х Елена Карцева в книге «Вестерн. Эволюция жанра.» Основной темой работ Мельвиля были Noir и фильмы о второй мировой. Его картины - великолепное размышления человека, который прожил более 5-ти лет, будучи членом сопротивления, вне закона, над природой закона, навязанного фашистами, над человеческой душой преступника и полицейского. Он считал, что между теми, кто защищает и нарушает закон, нет никакой разницы. И те, и другие — пешки рока. Его фильмы, по-удивительному наполнены энергией, которую он создавал у себя в интерьерах построенной своими руками студии. Его герои молчаливы и, как правило, жертвы рока. В его фильмах нет отрицательных бандитов, но есть бешеные комиссары, выбивающие показания у задержанных. А «Армия Теней» – это лучший фильм, обличающий фашизм как репрессивную систему. Он безукоризненно обращался с цветом. Его последние картины сняты с преобладанием сине –голубого цвета (Красный круг, Полицейский) - А «Самурай» - это бесподобный мир ночного клуба с черной певичкой и стеклянными загородками. В котором Мельвиль видит одиночество души его героя. Однако сам Мельвиль, несмотря на его собственный стиль, имел привычку, заимствовать идеи из американского кино. Его «Самурай» - во-многом развития идей заложенных в довольно посредственно снятом нуаре «Наемный убийца» Фрэнка Таттла. «Красный круг» - своеобразный римейк «Асфальтовых джунглей» Хъюстона. «Стукач» - местами срисован с «Стеклянного ключа» Стюарта Хейзлера. А во «Втором дыхании» визуально цитируется эпизоды «Орфея» Кокто. Но атмосфера этих фильмов, настолько завораживает. Что говорить о плагиате, мягко говоря, неосторожно. Несмотря на бесспорный талант Мельвиль остался аутсайдером кино. Его имя мало, что скажет современному киноману. Однако все – те, кто видели его фильмы, не забудут их никогда. Уверен, что среди тех, кто любит творчество Леоне, есть поклонники фильмов Мельвиля. Предоставляю им слово. Эпиграфы к самым известным картинам Мельвиля. Эпиграф к «Армии теней»: "Плохие воспоминания... И все же я привествую вас, ведь вы моя прошедшая юность" Jean-Pierre Melville Эпиграф к «Полицейскому»: "Если полицейские и вызывают у простых людей какие-то эмоции, то это могут быть лишь подозрительность или насмешка" Франсуа-Эжен Видок Эпиграф к «Самураю»: "Нет более ужасного одиночества, чем одиночество самурая, ужаснее может быть только одиночество тигра в джунглях. " Эпиграф к "Второму дыханию": "C рождения человеку дается только один выбор... Выбрать свою смерть. Но если это выбор продиктован отвращением к собственному существованию, его дальнейшая жизнь будет более чем бессмысленной" Jean-Pierre Melville Эпиграф к "Стукачу" "На блатном жаргоне слово "Doulos" означает "шляпа". На языке полицейских и бандитов так называют тех кто "носит шляпу". И наконец третье значение этого слова - "Полицейский осведомитель или стукач"" Коронные цитаты из интервью Мельвиля: “Из двух человек один - всегда предатель”. “Я не верю в мужскую дружбу. Она - из тех вещей, которые мне незнакомы, но о которых я очень люблю рассказывать в своих фильмах”.

Ответов - 124, стр: 1 2 3 4 5 All

Марк Кириллов: Сегодня посмотрел "Двое на Манхэттене". Сильно,что и говорить.С одной стороны - явный минимализм во всём (думаю,что и приглашение Мельвиля на главную роль самого себя - из этой серии).С другой - а как бы иначе? Конечно,Александр Маккендрик на похожий сюжет наворотил суперзвёздный "Сладкий запах успеха",снятый по голливудским канонам."Двое на Манхэттене" из американских фильмов "о журналистах" ближе всего к "Когда город спит" Фрица Ланга... Если непосвящённому рассказать сюжет фильма,он подумает,что это полицейский триллер...А как вообще определить жанр фильма? Самое точное - "кинозарисовка".Потому что актёры в фильме не играют (в том смысле,в котором это понимается),а,скорее,обозначают.И знаменитости в главных ролях только бы испортили всё дело...Я бы назвал этот фильм "иррациональной историей".Потому что сюжет фильма не имеет значения.Потому что словам героев не надо верить...Надо только смотреть.Внимательно и вдумчиво.

админ: "Двое на Манхэттене", стал символичным и этапным фильмом для Мельвиля: Во первых, это самый провальный его фильм, в плане проката (напомню, что самый прибыльным стал, за всю жизнь режиссера "Когда ты прочитаешь это письмо". Публика, посчитала его самым лучшим... ) Во вторых, этот фильм был чистой воды "новой волной" - скрытые камеры, Мельвиль - режиссер - исполнитель главной роли, съемки на улицах, сценарий, написанный под впечатлением его любимого романа Сименона - "Три комнаты на Манхэттене". В третьих, это прощание режиссера с "новой волной", к началу которой он приложил столько сил, так как после него (как говорит сам М. в д/ф.) решил больше не снимать фильмы для интеллектуалов. Впрочем, данное обещание он не сдержал взявшись за Фершо старшего.

админ: Интересное сравнение дает в интервью Бернар Сторра - помощник Мельвиля и Клузо. Если А.-Ж. Клузо все снимал по плану, еще до съемок не только точно описывая мизансцены, но и рисуя раскадровки(как Хичкок). То Мельвиль, никогда не писал подробного сценария, не делал раскадровок, а все решения принимал на месте, зачастую предпочитая импровизировать, либо в ответственный момент, все переделывать на съемках, если ему приходила иная идея. Проще говоря, Мельвиль придумывал кино на съемках, а Клузо, еще до съемок.


Марк Кириллов: Ну в общем Мельвиь и здесь был предтечей "новой волны" - Годар снимал по сценарию из 1-2 страничек,где была указана приблизительная канва сюжета.А Клузо - прямой последователь Рене Клера ("Фильм готов. Осталось его снять").

админ: Сейчас на http://rutracker.org раздается очень интересная подборка фильмов. Интересная в связи с творчеством Мельвиля. Японский нуар 50-60-х годов, от студии Никкатсу. Фильмы интересны тем, что они, своего рода связующее звено между Американским нуаром и Мельвилевскими полицейскими драмами. Подмеченное, не мной одним заимствование эпизодов и идей Мельвилем для создания своего типа полицейского фильма в 60-х, абсолютно очевидно. Собственно сам М., это сильно и не скрывал часто вставляя в фильмы восточные мотивы, а часто и прямо цитируя фильмы студии Никкатсу. В любом случае, подборка крайне интересная: История одного преступления/Такуми Фурукава / Takumi Furukawa Цель - тюремный фургон/Сейджун Сузуки / Seijun Suzuki Я жду/Кориоши Курахара / Koreyoshi Kurahara Ржавый нож/Тошио Масуда / Toshio Masuda Мой паспорт - кольт/Такаши Номура / Takashi Nomura

Lacenaire: Пока смотрел только "Тюремный фургон". Впечатления - очень запутано, и "нуаром" я бы это назвал очень условно. По-моему, куда ближе к обычному детективу (советскому, как мне показалось), чем к американскому нуару. А внешний антураж и вправду, "мельвиллевский"

админ: Lacenaire пишет: Пока смотрел только "Тюремный фургон". Пока не сумел его скачать. Скорость маленькая.

админ: Lacenaire пишет: По-моему, куда ближе к обычному детективу (советскому, как мне показалось), чем к американскому нуару. "Я жду" Курахары все-таки близок к Лангу 50-х. Да и, деталь, клуб со стеклянными перегородками - не отсюда ли Мельвиль подчеркнул? В остальном, "Я жду", будет даже посильнее Американских нуаров, хотя и снят в той же стилистике. Автор его явно смотрел "Стычку в ночи" Ланга.

Lacenaire: Я качал через http://greenpig.ru/ - случился какой-то момент, когда рапида потеряла бдительность (правда не надолго )

Lacenaire: админ пишет: "Я жду" Курахары все-таки близок к Лангу 50-х. Посмотрим. А то первый опыт меня не слишком вдохновил, я предпочёл тогда смотреть Гильяма.

Roman_DD: Вопреки ожиданиям, "Армия теней" абсолютно не произвела впечатления. А от спившейся Симоны Синьоре временами просто воротило.

Сухов: Roman_DD пишет: Вопреки ожиданиям, "Армия теней" абсолютно не произвела впечатления. А от спившейся Симоны Синьоре временами просто воротило. Мне тоже фильм не понравился. Более поздние "Красный круг" и "Полицейский" получились лучше.

Евген: Сухов пишет: Вопреки ожиданиям, "Армия теней" абсолютно не произвела впечатления. А от спившейся Симоны Синьоре временами просто воротило. Полностью согласен. На этом фильме я на время закончил знакомство с Мельвилем. Все-таки, его ранний и средний период творчества существенно уступают позднему.

Сухов: Евген пишет: Все-таки, его ранний и средний период творчества существенно уступают позднему. Не согласен. "Армия теней" - это уже поздний период, а в среднем периоде были великолепные "Стукач" и "Самурай".

Roman_DD: Мой рейтинг фильмов Мельвиля: 1. Двое на Манхэттэне 2. Красный круг 3. Стукач 4. Самурай 5. Фершо-старший 6-8. Второе дыхание, Боб-прожигатель и Леон Морен, священник 9-10. Молчание моря и Полицейский 11-12. Ужасные дети и Армия теней

Сухов: Мой рейтинг фильмов Мельвиля (те, которые смотрел): 1. Самурай 2. Полицейский 3. Стукач 4. Красный круг 5. Второе дыхание 6. Армия теней О вкусах не спорят.

Roman_DD: И не собирался спорить.

Lacenaire: Вот как раз собирался имеющегося в наличии Мельвиля пересматривать. Пока что могу сказать, что "Второе дыхание" я бы поставил повыше "Стукача", оно больше нравится.

админ: Сухов пишет: Мне тоже фильм не понравился. Более поздние "Красный круг" и "Полицейский" получились лучше. Мне нравится "Армия теней". Для меня, это вне всякого сомнения один из лучших фильм М.

Roman_DD: Да, Александр, может, поможете прояснить ситуацию. Получал ли Мельвиль приз в Венеции за Леона Морена или нет ? Об этом упоминается в титрах фильма и у Дарахвелидзе, а вот на imdb - никаких упоминаний.

админ: Roman_DD пишет: Да, Александр, может, поможете прояснить ситуацию. Получал ли Мельвиль приз в Венеции за Леона Морена или нет ? Об этом упоминается в титрах фильма и у Дарахвелидзе, а вот на imdb - никаких упоминаний. Получал.... imdb - это база пополняемая пользователями, там могли просто не добавить эту информацию.

Сухов: админ пишет: Мне нравится "Армия теней". Для меня, это вне всякого сомнения один из лучших фильм М. Если брать каждый эпизод отдельно, то да. Но беда фильма в том, что он не складен. Рассыпается на отдельные сюжеты и в итоге перестаёт отвечать на вопрос: "О чём фильм?"

админ: Сухов пишет: Если брать каждый эпизод отдельно, то да. Но беда фильма в том, что он не складен. Рассыпается на отдельные сюжеты и в итоге перестаёт отвечать на вопрос: "О чём фильм?" Вопрос о чем фильм, для меня был закрыт еще до просмотра. Режиссер исповедуется о тех ментальных корнях его героев - "бандитов", которые есть практически во всех его фильмах. По сути - это фильм карта ко всему Мельвилю и его узкокорпоративной вселенной.

Сухов: админ пишет: Режиссер исповедуется о тех ментальных корнях его героев - "бандитов", которые есть практически во всех его фильмах. По сути - это фильм карта ко всему Мельвилю и его узкокорпоративной вселенной. Вопреки расхожему мнению, мне герои "Армии теней" не кажутся похожими на мельвильских бандитов. Бандиты у Мельвиля - принципиальные изгои, не притворяющиеся чем-то иным и ничем иным не являющиеся. Герои же "Армии теней" в большинстве своём до оккупации были, может быть, не самыми рядовыми членами общества, но и не изгоями. Изгоями их сделало неприятие существующей ситуации.

админ: Сухов пишет: Бандиты у Мельвиля - принципиальные изгои, не притворяющиеся чем-то иным и ничем иным не являющиеся. Герои же "Армии теней" в большинстве своём до оккупации были, может быть, не самыми рядовыми членами общества, но и не изгоями. Изгоями их сделало неприятие существующей ситуации. Ну, так и у Мельвиля не все бандиты - изначально были изгоями. У героя Делона, судя по квартире, когда-то была девушка и жизнь. Герой Монтана, тоже когда-то был не последним полицейским... Бандиты из "Полицейского" - бывшие клерки банка, ставшие изгоями потеряв работу. И этот список можно продолжать...

Сухов: админ пишет: Ну, так и у Мельвиля не все бандиты - изначально были изгоями. У героя Делона, судя по квартире, когда-то была девушка и жизнь. Герой Монтана, тоже когда-то был не последним полицейским... Бандиты из "Полицейского" - бывшие клерки банка, ставшие изгоями потеряв работу. Тут вопрос в нравственном идеале. Нравственным идеалом партизанского движения в условиях оккупации, как правило, является стремление вернуть старое доброе довоенное время, изгнать оккупантов и занять прежнее место в жизни. Бандиты же у Мельвиля идут на преступления, чтобы и дальше оставаться изгоями, не иметь к отвергшему их обществу никакого отношения. Говоря словами героя другого фильма: "Я хочу заработать столько денег, чтобы никогда никого не видеть!"

админ: Сухов пишет: чтобы и дальше оставаться изгоями, Ну, почему... В "Красном круге" они делают себе фиктивные паспорта, явно не для того чтобы продолжать быть изгоями. В "Самурае" герой влюбляется. В "Втором дыхании" Гюс готовит себе отход от воровской "малины" заграницу. Разве что в "Полицейском", герои уже окончательно отвержены, но они в тоже время и не изгои, а вполне вовлечены в общественную жизнь.

Сухов: админ пишет: Ну, почему... В "Красном круге" они делают себе фиктивные паспорта, явно не для того чтобы продолжать быть изгоями. В "Самурае" герой влюбляется. В "Втором дыхании" Гюс готовит себе отход от воровской "малины" заграницу. Разве что в "Полицейском", герои уже окончательно отвержены, но они в тоже время и не изгои, а вполне вовлечены в общественную жизнь. Они могут выглядеть абсолютно законопослушными, но внутри себя они уже переступили черту, отделяющую их от других. Между прочем эта внутренняя отстранённость приводит каждого из них к гибели. Героев же "Армии теней" отличает от других лишь способность идти на жертвы во имя достижения идеала. Что также приводит их гибели. По Мельвилю активность - это дорога к смерти.

админ: Сухов пишет: По Мельвилю активность - это дорога к смерти. Это не только по Мельвилю. Пассионарий, в современном мире обречен на смерть. Так как не вписывается в обывательский мир и одним своим существований он создает ему опасность. Сухов пишет: Героев же "Армии теней" отличает от других лишь способность идти на жертвы во имя достижения идеала. Герои "Армии теней", возможно когда-то были обывателями, но на момент действия фильма - они живые трупы. Не даром фильм начинается с момента, когда главный герой переступает черту. С этой минуты, он уже не член сопротивления, а по сути преступник. Хотя бы потому что в душе, он другой, он не обыватель. У него нет шанса выжить.

Roman_DD: В книге Флоранс Монкорже-Габен "Жан Габен - не худший из отцов" есть интересные воспоминания о Мельвиле, у которого она была ассистенткой на "Полицейском".



полная версия страницы