Форум » Творчество других режиссеров » Акира Куросава и другие режиссеры самурайских фильмов » Ответить

Акира Куросава и другие режиссеры самурайских фильмов

Robert mcSotskey: Самурайские фильмы ассоциируются с именами Акиры Куросавы и Тосиро Мифуне. Но помимо Куросавы в Японии было немало режиссеров, успешно работавших в этом жанре Масаки Кобаяси, Кихачи Окамото, Хироши Инагаки. Своеобразный реквием – "Сумрачный самурай" Йоджи Ямадо о внутреннем мире самурая, его службе "на гражданке", доме, хозяйстве, женитьбе, рождении детей, учебе их в школе. Фильмы о людях, живущих не по законам, а по понятиям, но понятия эти нравственно гораздо выше кодифицированных законов. О людях, верных чувству долга своему клану. Но когда сюзерен нарушает бытующие в самурайской среде неписанные правила, самурай становится свободным от клятвы. Так поступил Исабуро Сасахара ("Бунт самураев"), выступив в защиту обычного человеческого чувства, попранного капризным князем. Сначала выполнив приказ Совета клана, взяв в жены своему сыну отвергнутую князем наложницу, после того, как та родила князю сына. Но когда, вследствие изменения ситуации, князь потребовал вернуть леди Ичи во дворец, этот же Исабуро гибнет в безнадежном бою, пытаясь обеспечить призрачное счастье своему сыну и его жене, которую тот по настоящему полюбил. Серджио Леоне много взял из самурайских фильмов: сравните последнюю дуэль в "Однажды на Западе" и "Бунт самураев". Медленно двигающиеся по кругу двое, лица и глаза крупным планом, руки на рукоятях мечей, но мечи еще в ножнах. Каждый ожидает первого движения от противника, ждет, что тот допустит ошибку, а пока никто из двоих не выхватывает оружие. Наконец короткое и резкое движение и все… поединок окончился раньше, чем успел начаться. С Мифуне часто играл другой замечательный японский актер Тацуя Накадаи ("Семь самураев", "Три негодяя в скрытой крепости", "Телохранитель", "Цубаки Сандзюро", "Бунт самураев"). И зрители знали, что в финале сойдутся достойные и равные противники, Сандзюро и Мурото, Исабуро и Таеваки Асано. (Из официальной аннотации: "Накадаи незабываем в небольшой роли друга, которого самурайский кодекс чести заставляет скрестить мечи с обреченным героем Мифуне. Их финальный поединок среди склоняющейся под ветром высокой травы – одна из самых незабываемых сцен в кино"). Другой актер Куросавы – Такеши Шимура: прообраз Криса в "Семи самураях", военачальник в "Тени воина", "Три негодяя…", "Телохранитель", "Сандзюро". Герои всегда лучшие в своем роде, неповторимые во времени и пространстве, каждый самурай – произведение искусства. И гибель даже одного – невосполнимая потеря: вспомним финалы "Семи самураев" и "Сандзюро". Показательно, погибают они от огнестрельного оружия (Кицо и Кикучиё в "Семи самураях", Исабуро, Игути Сейбей из "Сумрачного самурая"), ведь трудно было бы в честном бою убить такого воина. Поединок – это вообще центральный, кульминационный момент, но не найдете здесь ничего общего с "Зорро" или фильмами Жана Марэ. Хотя нет: можно найти параллели и с "фильмами плаща и шпаги", и с "бойнями" "Дикой банды". В "Три негодяя…" – наверное, единственная в своем роде дуэль на копьях ("полуцитатой" перешедшая в "Красное солнце" с тем же Мифуне), ведь копье как оружие рукопашного боя появилось намного раньше, чем меч. В "Самурае-убийце" впечатляюще снята сцена финальной резни, когда главарь заговорщиков (Юносуке Ито, камердинер из "Сандзюро") бежит на врага с револьвером (!) и мечом, "кладет" охрану направо и налево револьверными выстрелами, презрев тем самым кодекс самурайской чести. Когда в ход идет все, мечи, дубины, кулаки, ногти, зубы. Задача каждого из заговорщиков – оттянуть на себя как можно больше стражей и уже умирая, цепляться за них коченеющими пальцами и зубами, чтобы освободить убийце путь к паланкину. А задача телохранителей – как волнорез обессилить, истощить эту волну нападающих. "Сандзюро" вообще надолго запомнится поединком с самым неожиданным, непредсказуемым финалом в истории кино. (Из официальной аннотации: "Два самурая стоят напротив друг друга. Короткий, но неторопливый разговор, внимательный взгляд – и молниеносная взрывная вспышка одного-единственного удара! И снова два самурая стоят друг напротив друга, но уже с выхваченными мечами... Хотя стоит только один, а напротив – медленно заваливающееся наземь мертвое тело, из которого хлещет кровь"). "Расемон" – одна и та же история рассказывается четырьмя людьми, с каждым разом отличаясь от "первоначальной версии". "Сандзюро" – не вошедшая, к сожалению, в картину идея использовать цвет в черно-белом фильме: в том месте, где белые и красные камелии плывут по течению. "Бунт самураев" – о героях между дружбой и долгом. "Самурай-убийца" – сюжет описывает круг, и фильм возвращается к началу: финальная сцена покушения начинается с кадра засады из пролога.

Ответов - 136, стр: 1 2 3 4 5 All

Roman_DD: По поводу раннего и позднего Осимы категорически не согласен. Фильмы 70-х красивы, "Табу" хорош, но все-таки лучшие фильмы Осима снял в конце 60-х -начале 70-х.

Евген: Осима 60-х в большей степени пытался провоцировать и ниспровергать, в меньшей степени уделяя внимание художественному воплощению. Может тогда эти фильмы и производили впечатления, но сейчас они просто любопытны. Неудивительно, что о них почти никто ничего не слышал. Смотреть два часа, как парень ходит с видеокамерой и несет при этом маловразумительный бред, сам не понимая, чего ему надо, - это способен выдержать не каждый ("История, рассказанная после токийской войны").

Roman_DD: Не могли бы Вы расшифровать выражение "почти никто ничего не слышал." ?


Евген: Roman_DD пишет: Не могли бы Вы расшифровать выражение "почти никто ничего не слышал." ? Имеется ввиду в сравнении с его лентами середины 70-х-90-х гг. Кто, кроме явных любителей японского кино, знает о лентах "Дневник вора из Синдзюку" или "Мальчик", а тем более восхищается ими? Боюсь, немногие. Конечно, плакатная известность или кинонаграды не имеют никакого отношения к качеству фильмов. Но все-таки, "Призраки любви" или "Счастливого рождества мистер Лоуренс" на порядок лучше лень "Повесть о жестокой юности" или "Восстание христиан".

Roman_DD: С тем же успехом можно было бы сказать, например, о Буньюэле и его мексиканском периоде: "Кто знает эти фильмы ?" Люди, интересующиеся кино, знают. Еще по поводу выражения "сейчас они просто любопытны". Не поделитесь, какой кинематограф сегодня не просто любопытен ? Может, и фильмы Годара отнесем к просто любопытным ?

Евген: А с Бунюэлем то же самое. Что интересного, например, в лентах "Река и смерть", "Иллюзия разъезжает на трамвае", "Лестница в небо"? Если призадуматься - ничего. Их знают, потому что любят другие работы испанца, действительно шедевральные. Опять же - для коллекции поклонникам их иметь необходимо, но смотреть не чаще раз в десятилетие. Так и с Осимой. Что особенно вас восхищает в его ранних лентах? Для меня - любопытство и понимание японской новой волны. Но никакого откровения или увлекательности я там не нахожу. Признаюсь, Годаром и ему подобными никогда не интересовался и нет желания. Весь этот рваный монтаж, околополитические рефлексы и нудные разговоры ни о чем мне не по душе.

Roman_DD: Я уже заметил, что формапизм в кино Вам не близок. В связи с этим вопрос: а какое кино Вам по дуще ?

админ: Евген пишет: "Иллюзия разъезжает на трамвае" - удивительный фильм. Чего стоит только: 50-е. Мексика. Ночь, трамвай, который ездит с пьяными машинистами... Люблю этот фильм.

Евген: админ пишет: Я уже заметил, что формапизм в кино Вам не близок. В связи с этим вопрос: а какое кино Вам по дуще ? Самое разное. Серджио Леоне - непревзайденная величина, первый среди первых. Далее - Стенли Кубрик, Вернер Херцог, Пауль Верхувен, Лилиана Кавани, Висконти, Осима, Куросава, Феллини, Сем Пекинпа. Некоторые работы Бертолуччи, Кроненберга, Пазолини, Бунюэля, Поланского, отдельные фильмы японцев Дзюнья Сато и Судзи Тераяма, из Голливуда - Иствуд, режиссура Мела Гибсона, Фридкин. Плюс политические фильмы Рози, Дамиани, Монтальдо и т.д. По жанрам - спагетти-вестерны, фильмы о ВОВ ("Бункер", "Сталинград", "Лодка", "Список Шиндлера", "Письма с Иводзимы", "Битва на Неретве" и т.д.). Из отечественных - Тарковский, Шахназаров, Сергей Бондарчук, Тепцов ("Господин-оформитель"), Гайдай. Из актеров - Джон Малкович, Клаус Кински, Малкольм Макдауэлл. Список можно продолжать... А вам что по душе?

Roman_DD: У меня три самых любимых режиссера - Жан Виго, Жан-Люк Годар и Пьер Паоло Пазолини. Далее по странам - Франция - Рене Клер, Жан Ренуар, Жюльен Дювивье, Марсель Карне, Анри-Жорж Клузо, Ле Шануа, Беккер, Мельвиль, ранние Шаброль и Трюффо Италия - Висконти, Де Сантис, Моничелли, ранний Антониони, Леоне, Бертолуччи, Петри, Корбуччи, Дамиани, Монтальдо Япония - Куросава, Осима, Имамура, Тэсигахара, Кобаяси, Синдо Англия - Хичкок, Кэрол Рид, + новая волна - Ричардсон, Андерсон, Рейш, Шлезингер США - Чаплин, Китон, Любич, Стерджес, Капра, Хоукс, Жак Турнер, Рэй, Фуллер, Уайлдер, Пенн, Кассаветес, Пекинпа, Олтман, Люмет бывший СССР - Довженко, Параджанов, Иоселиани, Ильенко, Осыка, братья Шенгелая, Михаил Кобахидзе, Миколайчук, Германия - Ланг, Пабст, Фассбиндер, Вендерс Другие страны - ранний Бергман, Каурисмяки, ранний Альмодовар, Николаеску Актеры - Хэмфри Богарт, Жан Габен, Джан Мария Волонте, Высоцкий, Миколайчук, Франко Неро Актрисы - Анна Маньяни, Анна Карина, Жанна Моро, Арлетти и т.д.

Евген: Вот почему-то французы у меня вне списка. Есть отдельные хорошие фильмы, актеры, но вот режиссерские величины меня не привлекают. Из итальянцев забыл назвать Корбуччи, хотя предпочитаю у него преимущественно вестерны. Хичкока вообще не воспринимаю, почему он "маэстро страха" - для меня не понятно. Сколько не смотрел, ничего даже не екнуло. Говорухинские "Десять негритят" страшнее и тревожнее всех хичкоковских опусов вместе взятых. Голливудское кино до конца 60-х за редким исключением не признаю и не понимаю, чем оно привлекает. Все эти нуар, вестерны, мелодрамы, мюзиклы с одними и теми же лощеными лицами с голливудской улыбкой внушают лишь отвращение. Искать рефлексию, смысловые оценки, актуальную проблематику там бесполезно. Так же как не стоит надеяться на динамику и незаурядный экшн. У Фассбиндера, как не странно, нравится более всего "Керель" - вот там есть где разыграться эстетизму и камерному салонному формализму с апокалиптическими тенденциями. Еще очень советую на эту тематику единственный кинопроект Жана Жене - любительскую короткометражку "Песнь любви" (1950). Признаюсь, давно я не испытывал такого потрясения, учитывая время создания и полное отсутствие диалогов.

Сухов: Евген пишет: Вот почему-то французы у меня вне списка. Есть отдельные хорошие фильмы, актеры, но вот режиссерские величины меня не привлекают. Что, и Рене Клеман пролетел мимо?

Евген: Да я просто ничего не смотрел у Клемана. Может, получится взглянуть на "Пассажир дождя" с Бронсоном.

Сухов: Евген пишет: Да я просто ничего не смотрел у Клемана. Может, получится взглянуть на "Пассажир дождя" с Бронсоном. Вы не смотрели?! Ни "Пассажир дождя", ни "Бег зайца через поля", ни "Хищники", ни "На ярком солнце", ни менее известные фильмы (которые, честно говоря, я тоже ещё не смотрел - "Битва на рельсах", "Запретные игры", "У стен Малапаги", "Как радостно жить!", "Дом под деревьями", "Приходящая няня" и др.)? Я надеюсь, что его режиссуру Вы оцените. Кстати, вместе с Бронсоном в "Пассажире дождя" снялась Марлен Жобер, которую Вы без сомнения тоже оцените.

Евген: Сергей, последую твоему совету. Обязательно в ближайшее время скачаю Рене Клемана. Марлен Жобер видел в ленте "Игрушка" Джулиано Монтальдо, к коему даже приложил руку Леоне. Хотя у него, скорее всего, чисто символическое участие в фильме.

Сухов: Особо рекомендую "Бег зайца через поля".

Евген: Посмотрел два хороших японских фильма, посвященных Второй мировой войне - "Ямато-последняя битва" (2005) реж. Дзюнья Сато и "За тех кого мы любим" (2007) реж. Таку Синджо. Первая лента рассказывает о трагической судьбе самого большого корабля в мире - гордости императорского ВМФ Японии "Ямато". Лишь 200 человек из 3 тыс. экипажа выжили в апреле 1945 после массивной атаки американской авиации. Моряки были изначально обречены, т.к. никакой поддержки с воздуха у корабля не было, а силы противника в сотни раз превышали японцев. В фильме рассказывается о судьбе нескольких солдат: один сбегает с госпиталя, другой прощается с женой и ребенком, у третьего погибла вся семья от авиабомбежек. И все они остаются на "Ямато" до последней минуты. Один из выживших спустя 60 лет вспоминает то трагическое время и умерших товарищей. Драматические сцены прощания с родными сняты проникновенно, морские сражения показаны вполне профессионально. "Ямато-последняя битва" стал самым дорогостоящим кинопроектом Японии и пользовался большим успехом. "За тех кого мы любим" рассказывает историю о летчиках-камикадзе, их судьбе, последних днях, часах, минутах жизни. Они прощаются с родными и близкими, благодарят за ужин хозяйку небольшого трактирчика и добровольно отправляются на смерть. Вообще, добровольность вступления в ряды в групп для спецатак носила лишь формальный характер. А по сути, имелся жесткий приказ как можно больше человек записывать в камикадзе и никто из пилотов не отказывался от этой чести. Пик атак пришелся на весну-лето 1945 года, когда исход войны на Тихом океане был абсолютно понятен. Причем летчикам в любом случае запрещалось возвращаться обратно живыми. Большинство действий камикадзе не были результативными, союзная авиация и артиллерия кораблей успевала их сбить. Поразительно, но большинство родных обреченных пилотов не отговаривали от избранного решения, а признавались в их высокой миссии и большой чести для родины. С сегодняшних реалий выбор совершенно иной формы войны, стратегии самоубийств кажется абсурдным и нелепым. Гитлер, когда ему предложили подобную тактику, жестко отказался, запретив даже упоминать о подобных примерах. "За тех кого мы любим" - грустный, обреченный фильм. В конце повествования постаревшая хозяйка трактира, которую любили и почитали все пилоты, увидела в парке много сверкающих светлячков, словно это погибшие летчики прилетели ее навестить из инобытия. В 1944-45 гг. погибло более 5 тыс. камикадзе.

Сухов: Евген пишет: Вообще, добровольность вступления в ряды в групп для спецатак носила лишь формальный характер. А по сути, имелся жесткий приказ как можно больше человек записывать в камикадзе и никто из пилотов не отказывался от этой чести. Пик атак пришелся на весну-лето 1945 года, когда исход войны на Тихом океане был абсолютно понятен. Причем летчикам в любом случае запрещалось возвращаться обратно живыми. Было также у Калашникова. Когда Япония капитулировала, в свой последний полёт отправился командующий ВВС Японии, сказав, что не имеет права оставаться в живых, послав на смерть лучших из лучших. Как создать систему, которая выталкивала на верх именно таких людей, а не дегенератов, карьеристов и жуликов?

Евген: Да, в свой последний полет отправился вице-адмирал Угаки (1890-1945) - непосредственный идеолог и организатор системы камикадзе. И что поразительно, он полетел на встречу богам уже после официальной капитуляции Японии в августе 1945 года. Конечно, эта практика выглядит крайне безнравственной и непрактичной. Но поражаешься духу японских воинов. Изначально понятно, что такие люди не способны на банальное воровство, корыстолюбие и бюджетные "откаты-отпилы". Я, признаюсь, вряд ли бы осмелился на такой поступок. Никто не призывает к таким жертвам, но показ подобных фильмов, уверен, очень благотворно сказывался бы на жителях России. А система создается посредством идеологии и практики - товарищество, дружба, даже общие увлечения и самое главное, отказ от скотской алчности. Ведь все равно в могилу не унесешь. Да и вообще, нужно быть самим собой, непосредственным и естественным. Калашников пишет взрывные для нашей убогой "элиты" вещи. Он говорит: вкладывайте в инновации, русскую промышленность, фермерство, высвобождайте психику неподкупных людей. А ему говорят - у нас демократия, каждый сам за себя и музей "холокоста" превыше всего.

Марк Кириллов: На следующей неделе по "Культуре" будет миниретроспектива самурайских фильмов.

Сухов: Хочу вспомнить фильм, может быть и не обладающий высокими художественными достоинствами, но крайне интересный как образец смешения жанров. "Сёгун Маэда", он же "Самурай-телохранитель", о же "Путешествие чести". Снят американцами в начале 90-х при активном участии японцев. В главной роли снялся знаменитый "ниндзя" Шо Косуги. Также в фильме засветились Тосиро Мифуне (В той же роли, что и в сериале "Сёгун") и Кристофер Ли. Представляет из себя смесь самурайского фильма с вполне себе западным историко-приключенческим фильмом. В центре повествования японское посольство к... королю Испании. Одна из сторон, борющихся за власть в Японии, хочет приобрести огнестрельное оружие. Другой стороне (которую поддерживают иезуиты) это не нравится. Токугава посылает за оружием к "южным варварам" своего старшего сына, ещё достаточно юного, и лучшего полководца, недавно потерявшего жену и ребёнка. Иезуиты же выступают проводниками политики враждебного клана и всячески портят послам жизнь. Видимо, они не видели ни одного фильма с Шо Косуги. Не смотря на то, что фильм демонстрировался и в кинотеатрах и на телевидении, найти мне его не удалось.

Lacenaire: Посмотрел "Гений дзюдо". Финальная "дуэль" (рукопашная): противники стоят и некоторое время выжидают прежде чем броситься друг на друга - в американском вестерне, по-моему, такого не было, впервые это так стали делать в спагетти. Ли ван Клиффа Леоне "лепил", судя по всему, отсюда: Такая же "зловещая медлительность". Ну и ещё навязчиво вспоминалась "Матрица" (когда Санширо "пробивает" своим противником стенку; или в финале, когда он вроде уже проиграл, а потом словно перестаёт замечать боль и без труда побеждает соперника).

админ: Lacenaire пишет: Ли ван Клиффа Леоне "лепил", судя по всему, отсюда: Единственный фильм Куросавы, который, я так и не посмотрел. Видимо зря.

Lacenaire: Бросилось в глаза, что этот персонаж сильно выделяется на общем фоне - он чуть ли не единственный (не статист) носит "европейский" костюм, а не кимоно. Я как раз решил устроить себе "ретроспективу" Куросавы, тем более, что видел у него фильмов 6-7. Даже "Рай и ад" так и не посмотрел.

Евген: Евген пишет: Вот почему-то французы у меня вне списка. Есть отдельные хорошие фильмы, актеры, но вот режиссерские величины меня не привлекают. Среди французов есть один очень неординарный режиссер - Жан-Жак Анно. Визионер, снимающий в далеких от современной цивилизации местах с красивыми пейзажами, предпринимающий поход в далекое прошлое, Анно явно стоит в стороне от традиционного французского кино. Широкоизвестный "Имя Розы" по роману Умберто Эко - до сих пор неустаревающий интеллектуальный средневековый детектив- ребус об убийствах среди монахов-бенедектинцев и карающего меча инквизиции. Великолепное исследование дикой природы в лентах "Медведь" и "Два брата", рассказывающие о приключениях медвежонка и тигров. Красивая ориентальная история любви в колониальном Сайгоне по Маргерит Дюрас ("Любовник") и экзотическая горная эпопея об альпинисте Третьего Рейха и его дружбы с Далай-Ламой ("Семь лет в Тибете"). Разруганный, но чрезвычайно зрелищный и напряженный военный эпос о противостоянии немецкого и русского снайперов в Сталинградской бойне ("Враг у ворот"). Пока не смотрел ленту "Борьба за огонь" о доисториических временах эпохи мамонтов и ее комедийный парафраз "Его величество Минор" (Миллион лет до найшей эры 2). А также две первые ленты Анно - антивоенную колониальную сатиру "Черные и белые в цвете" и футбольную комедию "Удар головой", а также короткометражку "Крылья отваги". Анно - чрезвычайно самобытный постановщик, выходящий далеко за рамки европейского кино, некий аналог Вернера Херцога и голливудской зрелищности. Заинтригован его будущим фильмом "Кашмир" об охоте трех наемников за террористом на границе Индии и Пакистана. В общем, равнодушным этот режиссер никого не оставит.

Lacenaire: "Медведь" фильм замечательный. А вот "Враг у ворот" это из разряда "не садися не в свои сани". Не его это тема.

Евген: А мне "Враг у ворот" кажется одной из лучших лент о Второй мировой войне. Правда, он был подвергнут остракизму за несоответствие историческим фактам и "очернение" истории. Но мне он нравится как великолепный пример поединка не на жизнь, а на смерть двух людей, чувствующих все же внутреннее родство и испытывающих обоюдное уважение. Противостояние русского и немецкого снайперов в разрушенном Сталинграде, похожим на внечеловеческий ад, представляет собой борьбу, где в результате выигрывает неимоверная воля, хитрость и удача. Испытываешь неподдельный интерес к личности Василия Зайцева, молодого русского снайпера и самоотверженного героя и немецкому майору Кенигу - познавшему жизнь, несколько самоотреченного и взирающего на происходящее с легкой иронией и циничным пессимизмом.

Марк Кириллов: Давно слежу за творчеством Анно.Не нравится.Желание идти "не туда" постепенно стало раздражать.Визионерство выродилось в украшательство,мысль улетучилась. Единственный фильм Анно,который сейчас не противно пересматривать - это "Удар головой" с Патриком Деваэром.Остальное... "Борьба за огонь" сильно заставляет вспомнить монолог Тарелкина из пьесы Сухово-Кобылина "Смерть Тарелкина" - "Когда объявили прогресс,Тарелкин пошёл за прогрессом.И шёл он так быстро,что обогнал прогресс.И оказалось,что Тарелкин впереди,а прогресс - сзади".

евген: Марк Кириллов пишет: Давно слежу за творчеством Анно.Не нравится.Желание идти "не туда" постепенно стало раздражать.Визионерство выродилось в украшательство,мысль улетучилась. А у Анно и не следует искать глубоких мыслей и философских открытий. Просто для европейца он снимает вполне зрелищно и не глупо. А это, по нынешним меркам - уже достижение. Конечно, есть немало изъянов. Тот же "Любовник" просто не мой жанр, "Семь лет в Тибете" излишне затянут, а его последний фильм "Его величество Минор" (Миллион лет до нашей эры 2), говорят, вообще пошлая и глупая комедия из доисторических времен.

Lacenaire: Марк Кириллов пишет: Единственный фильм Анно,который сейчас не противно пересматривать - это "Удар головой" с Патриком Деваэром. Да ладно, "Медведя" разве противно смотреть? Не то, чтобы хотелось пересматривать раз за разом, но впечатление фильм производит, пусть он и, в первую очередь, чисто визионерский. Евген пишет: А мне "Враг у ворот" кажется одной из лучших лент о Второй мировой войне. Правда, он был подвергнут остракизму за несоответствие историческим фактам и "очернение" истории. Насчёт искажения фактов я, конечно, не знаю, но меня смутило, например, появление Хрущёва. Хотя приятно, что не очередная история о доблестных героях американской армии. А в остальном - может это особенность восприятия иностранных фильмов про русских, но русские в этом фильме больше похожи на каких-то андроидов. Я могу поверить в эту историю, но всё равно это больше похоже на лубок (при просмотре отчаянно вспоминались "Красная жара" и "Золотой глаз"). В общем, я уже написал выше - моё мнение, режиссёр полез не на свою территорию. Лучшие фильмы о той войне - они, конечно, у каждого свои, но я бы в первую очередь "Иди и смотри" Климова назвал.



полная версия страницы