Форум » Творчество других режиссеров » Билли Уайлдер » Ответить

Билли Уайлдер

Roman_DD: Давно хотел написать о нем, подтолкнула ретроспектива его фильмов на Фениксклабе. Не обладая связностью изложения Марка Кириллова, все же попытаюсь рассказать о режиссёре, одном из моих любимых. Итак, что же это за художник такой был, Билли Уайлдер, «Лаки Билли» ? Родился в начале XX века в Австро-Венгрии, изучал право в Вене, перебрался в Берлин и «попал в кинематографические круги». Собственно, как мне видится из 2009 года, для молодого человека, интересующегося кино Авторов, Германия 20-х – просто рай (в 30-е годы он переместится во Францию). Вспомним лишь самые громкие имена – Ланг, Мурнау, Любич, Пабст, Пауль Лени. Рядом с этими гениями кино очень оперативно начала созревать молодая поросль (так же как в 30-е годы под влиянием Фейдера, Клера, Виго, Ренуара, вырос новый титан кино – Марсель Карне), которой, правда, суждено было развернуться на полную лишь в США – Фред Циннеман, Роберт Сьодмак, Эдгар Ульмер (создатель эталонного нуара «Отклонение», 1945). Был среди них и Билли Уайлдер, также эмигрировавший из Германии в 1933 и вскоре осевший в США. Их совместное детище – фильм «Люди в воскресенье» (1930). (Очевидно, тогда существовала какая-то тяга к подобного рода фильмам-зарисовкам – в 1929 году вышеупомянутый Марсель Карне снимает свой первый фильм такого же рода – Ножан, воскресное Эльдорадо). Но вернемся к Уайлдеру. Его учителем был Эрнст Любич. Основная работа Уайлдера в 30-е – соавтор сценария, в том числе в суперсмешном фильме «Ниночка» (1939) с Гретой Гарбо в роли чрезвычайного комиссара. Влияние Любича на фильмы Уайлдера, особенно на комедийные – очень и очень велико. С начала 40-х Уайлдер – режиссер. Одна из первых работ – великий нуар «Двойная страховка» (1944). Наверное, все его видели, но всё же скажу пару слов о нем. Страховой агент Уолтер Нефф (Фред Макмюррей) встречает роковую женщину-блондинку Филлис Дитрихсон (Барбара Стэнвик) и … полностью теряет над собой контроль, не в силах расстаться с ней. Что же нужно, чтобы быть с ней? Сущий пустяк – устранить её мужа с помощью какого-нибудь случая. Но Уолтер слишком хорошо знает своего начальника (прекрасная роль Эдварда Дж. Робинсона), доку по различным способам человеческой смерти, чуящего подделки за версту. Монолог Робинсона, обращенный к главе компании: «…Вы же ни одной таблицы смертей в жизни не видели, а у меня 10 томов только по самоубийствам, которые различаются по расовому признаку, по возрасту, полу и тд.. Это может быть яд, огнестрельное оружие, утопление, прыжки, различные виды ядов – растительные, наркотические, алкалоидные, белковые. Прыжки могут быть с небоскреба, под колеса грузовика, под копыта лошади, с парохода, но ни разу в жизни я не встречал самоубийства – прыжок с движущегося поезда. Вы в курсе, с какой скоростью шёл поезд в том месте, где все это случилось ? 15 миль в час ! Может, кто-нибудь мне объяснит, как это можно ухитриться убиться, прыгнув с поезда, идущего с такой низкой скоростью ? …» Финал фильма – Уолтер приходит в рабочий офис и наговаривает на плёнку всю историю, обращаясь именно к герою Робинсона. Следующий фильм Уайлдера – Потерянный уик-энд (1945), история спивающегося писателя Дона Бирнэма (Рэй Милланд), его девушки (Джейн Уаймэн) и других - его брата, проститутки (Дорис Даулинг, сыгравшая через 2 года в «Горьком рисе» Де Сантиса). Дон Бирнэм предстает в фильме писателем, который не знает, что писать (в дальнейшем подобные образы будут использовать Феллини - 8 ½, Вендерс – Ложное движение и масса других). Он закладывает пишущую машинку, крадет деньги у уборщицы, выпрашивает их у проститутки, видит кошмары (темная кровь на ослепительно белых стенах смотрится просто жутко, наверное, этот фильм повлиял на Мельвиля, когда тот изображал кошмары Янсена - Ива Монтана в Красном круге). В финале – хэппи-энд и слова героя «..сколько же еще таких как я, в этих серых коробках домов ?). Далее – Зарубежный роман (1948) с Марлен Дитрих. Фильм мне не понравился – фактически римейк «Ниночки», только вместо девушки из СССР в послевоенный разрушенный Берлин прилетает девушка из США. Но… Если в Ниночке Грета Гарбо была очаровательна в обеих ипостасях, и комиссара, и влюбленной, то героиня Джин Артур, на мой вкус, одинаково невыразительна. В Ниночке княгиня Свана Российская – не привлекающий к себе персонаж, здесь же стремящаяся выжить героиня Марлен Дитрих лично у меня вызывает гораздо большее сочувствие. Хорошо, что Любич уже не мог видеть этот фильм. 1950. «Сансет бульвар». Большой успех и Уайлдера, и Уильяма Холдена, и Глории Свенсон, и Эриха фон Штрогейма. Можно сказать, что Уайлдер был первопроходцем в постановке жёстких реалистичных картин, где-то с примесью трагедии, где-то с примесью сарказма, - того, что в 1970-е годы доведет до совершенства Роберт Олтман. 1953. «Шталаг 17». Хороший фильм. Отличная работа Уильяма Холдена, внешне сильно напоминающего Боба Гелдофа из паркеровской «The Wall». 1954. «Сабрина». Очень милая современная сказка с Одри Хепберн, Хэмфри Богартом и тем же Холденом. 1957. «Свидетель обвинения» по Агате Кристи. Ещё одна мастерская работа Уайлдера. С добрым юмором показано возвращение старика-адвоката (Чарльз Лаутон) из больницы, надоедливая сиделка, кресло-лифт, прикрепленное к перилам и т.д. А дальше начинается жестокая история убийства из-за наследства, герой и его жена (Марлен Дитрих), перипетии судебных заседаний и развязка. 1958. «Некоторые любят погорячее, В джазе только девушки». Самый известный фильм Уайлдера. Фильм, поставленный под Мэрилин. 1960. «Квартира». Разворот на 180 градусов от предыдущего фильма. Скромный служащий Бакстер (Джек Леммон) начинает быстро продвигаться по служебной лестнице, работая в компании лишь 3 года (реплика соседа по рабочим столам «Я работаю здесь 15 лет и меня никогда не повышали»). Причина ? Квартира, которую он предоставляет высшим лицам компании для тайных свиданий. Об этом узнаёт директор компании (постаревший на 15 лет Фред Макмюррей из «Двойной страховки»), и что же он делает ? А вот что – требует ключ от квартиры Бакстера для собственных свиданий с Фран Кубелик (Ширли Маклейн), в которую Бакстер влюблён. Финал фильма – разговор директора с Бакстером («Не забывайте, что я вытащил вас наверх, и могу легко вышвырнуть», уход Бакстера из компании («Только наличие достоинства делает человека человеком»), и хэппи-энд – взаимная любовь Бакстера и Фран. 1961. «Раз, два, три». Мой любимый фильм Уайлдера. Снятый перед самым возведением Берлинской стены, о постройке которой сообщает закадровый голос в первых кадрах, фильм и сегодня смотрится безумно смешно. Снова не обошлось без влияния «Ниночки» Любича – три карикатурных советских дипломата и там, и там, а вот с перерождающимся персонажем всё сложнее – вначале молодой коммунист из Восточного Берлина Отто «расширяет сознание» юной американке из Атланты Скарлетт (улыбка в сторону «Унесенных ветром), дочери владельца «Кока-Колы»: «Этот парень сказал, что меня надо не арестовывать, а пожалеть, ибо я типичный буржуазный паразит и гнилой плод продажного мира. И я, естественно, влюбилась в него» и женится на ней, а затем… Представитель «Кока-Колы» Макнамара (Джеймс Кэгни) никак не может допустить подобного брака: - Что скажут твои родители ? - Мне всё равно, я уезжаю в СССР. И начинается головокружительная кутерьма, в которой Уайлдер отвешивает кучу звонких пощёчин всем – русским, американцам, немцам. Диалоги в фильме – обхохочешься: - Они остановились в гранд-отеле «Потемкин». Знаешь, где это ? - Да, сэр. Раньше это был гранд-отель «Геринг», а еще раньше – «Бисмарк». - Перестань щёлкать каблуками ! - Виноват, забываю. - Выучка в гестапо ? - Прошу вас, это неправда. - Между нами, чем ты занимался во время войны ? - Я был в андеграунде. - Бойцом сопротивления ?? - Нет, машинистом в подземке. - И конечно, антифашистом, и Адольфа не любил ? - Какого Адольфа ? Там внизу я не знал, что здесь творилось. Все молчали.. - Семичасовой поезд на Москву уходит ровно в 8.15. И так далее, и так далее. Лучшая комедия Уайлдера. Думаю, что форумчанам будет что сказать по поводу творчества Билли Уайлдера.

Ответов - 52, стр: 1 2 All



полная версия страницы