Форум » Творчество других режиссеров » Георгий Данелия » Ответить

Георгий Данелия

Марк Кириллов: Выполняю обещанное. Фильмография - 1958. "Тоже люди" (экранизация эпизода из романа Льва Толстого "Война и мир") 1958. "Васисуалий Лоханкин" (по одной из сюждетных линий романа Ильфа и Петрова "Золотой телёнок") 1959. "Серёжа" (совместно с Игорем Таланкиным, по повести Веры Пановой) 1962. "Путь к причалу" (по мотивам рассказов Виктора Конецкого) 1963. "Я шагаю по Москве" 1965. "Тридцать три" 1968. "Не горюй!" 1973. "Совсем пропащий" (по мотивам повести Марка Твена "Приключения Геккельберри Финна") 1975. "Афоня" 1977. "Мимино" 1979. "Осенний марафон" 1982. "Слёзы капали" 1986. "Кин-дза-дза!" 1990. "Паспорт" 1993. "Настя" 1995. "Орёл и решка" 1998. "Фортуна" Собственно говоря,Георгию Данелии повезло.Имя на слуху,все,кто мало-мальски знакомы с советским кино,его фильмы видели.Критикой советской обласкан,в прокате почти все его фильмы - в числе хитов.Куча призов на разных фестивалях...И всё-таки чего-то не хватает.Как будто специально практически все рецензенты обходили стороной линию творчества Данелии.Пришпандоренный ярлыком "комедиограф",творчество режиссёра словно было помещено в какую-то витрину в развлекательном центре - типа,здесь веселят...Получив такую "прописку",Данелия оказался заложником ситуации - "Вышел на арену - так смеши!" (С) (В.С.Высоцкий,"Леониду Енгибарову от зрителей").И кроме смеха ничего видеть не хотелось...А ведь кинематограф Данелии - это едва ли не самая наглядная история того,откуда мы пришли и куда дошли - от "Я шагаю по Москве" до "Кин-дза-дза!". Но прежде чем прийти к началу,была предыстория.Как я уже говорил выше,кинематограф Данелии начался с "Я шагаю по Москве".Но фильмы режиссёра Данелии выходили и раньше - два полнометражных фильма и две студенческие короткометражки,хорошо принятые киносообществом...Для своих ученических работ Данелия выбрал литературную суперклассику - "Войну и мир" Льва Толстого (фильм "Тоже люди") и "Золотого телёнка" Ильфа и Петрова (фильм "Васисуалий Лоханкин"). Хотя исследователи творчества Данелии и пытались найти в них какие-то следы будущего,но по мне так это просто работы начинающего режиссёра и не больше,разве что "Васисуалий Лоханкин" показывал,что режиссёр любит комедию (замечу,кстати,что кроме этих работ Данелия ещё дважды потом снимал экранизации классики,сделав на рубеже 60-70-х годов подряд фильмы "Не горюй!" и "Совсем пропащий"). Дебют Данелии в большом кино был громким и шумным."Серёжа" получил гигантскую прессу,шумный успех на западных кинофестивалях,породил целое направление в советском кино под названием "Мир глазами ребёнка")...История вхождения в мир мальчика Серёжи отдавала светлым лиризмом.Вот только опять не видно здесь Данелии,этот фильм легче ложится на кинематографическую судьбу его соавтора - Игоря Таланкина,следующий фильм которого носил программное название "Вступление".Тут можно отметить разве что не по годам зрелую режиссуру,умение работать с актёрами,да не простыми,а с первыми номерами актёрской табели о рангах - Сергеем Бондарчуком и Василием Меркурьевым...О "Серёже" писать трудно.Потому что это поэтическая фантазия,пусть и облачённая в жанр киноповести.Камера тщательно фиксирует каждое новое открытие мальчика в жизни - как факт того,что у него есть сердце,так и удивлепние от того,что взрослый человек может оказаться клиническим болваном ("Дядя Петя,ты дурак?" - наивно спрашивает Серёжа у мужика лет этак 40,решившего подшутить над мальчиком и подсунувшего ему вместо конфеты пустую обёртку)...Искать в этом фильме подтекст не имеет смысла.Потому что его там нет.Молодые режиссёры сами вступали в новую жизнь,на дворе была Оттепель,и всё казалось таким простым и ясным.

Ответов - 117, стр: 1 2 3 4 All

Евг: павел пишет: Ваше впечатление Вас не подвело. Эльдар Александрович снимал фильм именно, в первую очередь, ради датской сцены 1940г. А Андерсен здесь при том, что режиссер стремился показать в фильме, что культура и гуманизм способны воспитать и преобразовать общество. Вначале фильма юный Андерсен попадает в Копенгаген и становится свидетелем еврейского погрома (не знаю, имел ли он место в действительности). Юный герой даже сам кидает камни в окна дома, где живут евреи. В конце фильма герой в "волшебных башмаках" перемещается во времени и видит принципиально другое поведение своих соплеменников во время нацистской оккупации. Андерсен приходит к убеждению, что его сказки сумели изменить людей. А по мне, так это дешевый, тенденциозный ход, не имеющий ни к байопику, ни к интересному художественному образу никакого отношения. Пришли соответствующие продюсеры, сказали - хочешь снять Андерсена, вставь вот это и это. Никакой культурой и гуманизмом здесь и не пахнет - лишь попытка удержаться за соломинку.

павел: Евг пишет: Пришли соответствующие продюсеры, сказали - хочешь снять Андерсена, вставь вот это и это. Нет. Это не требования продюсеров. Первоначальная версия сценария фильма-фантазии на тему жизни Андерсена создавалась Рязановым с его многолетним соавтором Эмилем Брагинским еще в советское время. Она отличалась от варианта И.Квирикадзе, но ее объединяло с последующим вариантом как-раз взаимосвязь творчества Андерсена и поведения жителей Дании во время оккупации. Как не раз говорил Рязанов, он вообще бы не стал снимать фильм без этой темы. Это краеугольная идея картины.

Евг: В Советское время такой бы сценарий зарубили на корню, а сейчас пришелся ко двору.


павел: Евг пишет: В Советское время такой бы сценарий зарубили на корню Абсолютно верно. Поэтому Рязанов и Брагинский даже не стали подавать заявку на его кинореализацию. Знали, что бесполезно. Кстати, Рязанов в 70-е гг. мечтал, чтобы роль Андерсена сыграл Смоктуновский.

Марк Кириллов: "Главное в профессии вора, так же, как и в профессии святого - вовремя смыться" (С) "Праздник святого Йоргена" Если Рязанов поставил блистательную точку в своём творчестве в 1981-м, когда он закончил "О бедном гусаре замолвите слово...", он бы остался в памяти зрителя, как выдающийся режиссёр, отработавший без срывов почти 30 лет, снимавшего фильмы, имевшие не только кассовый успех, но и ставшие зеркалом советской эпохи... Однако Рязанов предпочёл работать дальше. По мне так с каждым годом его фильмы становились всё хуже и хуже. После 1981 года.

Сухов: Roman_DD пишет: Сравните их по уровню режиссуры с фильмами Отара Иоселиани "Листопад", "Жил певчий дрозд" и "Пастораль" и ответьте самому себе, кто же сильнее, Данелия или Иоселиани. Марк, а Вы что скажите про творчество Отара Иоселиани?

Марк Кириллов: Сухов Я уже писал выше - это не мой режиссёр. Так же, как и Сергей Параджанов. Оба интересные художники, но меня их рабоиты не трогают. Почему - не знаю.

Сухов: Марк Кириллов пишет: Я уже писал выше - это не мой режиссёр. Я смотрел только "Фавориты луны" и то в столь нежном возрасте, что ничего не понял. Остались обрывочные воспоминания, которые не позволяют забыть, но ничего не объясняют.

Евг: Если вкратце, на что похоже творчество Иоселиани? Где-то читал - это "умиротворенный Тарковский". Также случайно наткнулся на режиссера-авангардиста по имени Жан-Мари Штрауб, скачал ленту "Классовые отношения" (по Кафке). Может кто знает о нем?

Марк Кириллов: У Штрауба я видел только одну ленту - "Хроника Анны-Магдалены Бах". Фильм очень добротный, но слегка нудноватый. В своё время ретроспективу Штрауба гоняли по "Культуре". Короче - на любителя.

Евг: Посмотрел "Осенний марафон" и "Афоня" Данелия. Изумительное кино с легким сарказмом над действительностью, не переходящий в навязчивость и морализаторство. Даже поведение героя Басилашвили в "марафоне" отнюдь не кажется постыдным - человек просто запутался, не желая навредить никому, а в результате, получается - всем. После таких лент остается приятное чувство человеческой непринужденности, доброты и искренности, что в общем-то, присутствовало в годы выхода этих фильмов.

Roman_DD: Вот уж кто был абсолютно параллелен в творчестве, так это Тарковский и Иоселиани. Они "похожи" друг на друга, как Фрэнк Капра и Джон Форд. Иоселиани в его грузинский период (Листопад, Жил певчий дрозд, Пастораль + короткометражки) снимал ЖИЗНЬ, если хотите. Внешне совсем простую, незамысловатую жизнь. О них как-то не очень хочется долго говорить, их интереснее смотреть. А вот дальше, начиная с Фаворитов Луны, он снимает весьма и весьма похожие друг на друга фильмы - об уходе традиций, культуры, хороших людей из современного мира.

Сухов: Посмотрел "Ку! Кин-дза-дза" - полнометражный анимационный фильм Георгия Данелии. К техническому исполнению фильма претензий нет - очень впечатляет. Содержание же, увы, при всей его адаптации к современности, слишком похоже на оригинальный фильм. Нельзя сказать, что это совсем плохо, но всё время сравниваешь и отмечаешь - вот здесь этого нет, вот там того, а это вообще что-то принципиально новое. Сильнее всего изменились главные персонажи. Вместо всё знающего и преисполненного жизненным опытом прораба избалованный жизнью музыкант-виртуоз, который учится простым человеческим качествам там, где, казалось бы, должен был окончательно в них разочароваться. Вместо бестолкового Скрипача, молодой парень, мечтающий стать диджеем, а пока осваивающий нелёгкую науку выживания в любых, даже самых нечеловеческих условиях. Данелия попытался заточить свой старый сюжет под современную молодёжь. Получилось ли у него - судить ей, а мне, в целом, понравилось.

Марк Кириллов: А мне - нет. Зря Георгий Николаевич это сделал. Попытки "задрав штаны, бежать за комсомолом" никому из Великих, по большому счёту, не удавались.

павел: Сухов пишет: Посмотрел "Ку! Кин-дза-дза" - полнометражный анимационный фильм Георгия Данелии Слышал об этом проекте, но не видел его. Сам художественный фильм "Кин-дза-дза я принял далеко не сразу. Был в числе тех, кто говорил после премьеры, что-то вроде "Акела промахнулся". Мне понадобились годы, чтобы "распробовать" этот великолепный фильм. Из часто выделяемой тройки (Гайдай, Рязанов, Данелия), я регулярно пересматриваю фильмы только Георгия Николаевича. Картины 60-х -70-хгг. Леонида Иовича и картины 60-х - 80-х гг. Эльдара Александровича я уже не видел много лет. И, разумеется, не потому что не люблю их, а оттого, что слишком хорошо их знаю (почти наизусть). А вот Данелию также досконально знаю, но при этом пересматриваю. Видно он мне особенно созвучен. В том месяце опять смотрел "Паспорт". Обожаю этот фильм. Не могу даже сказать, сколько раз его видел. Но, как начал смотреть, оторваться не смог. "Не горюй", "Мимино", "Паспорт", "Фортуна"... Это для меня, как "бальзам для сердца". Смотришь, и каждый раз мысленно благодаришь Георгия Николаевича за его огромный дар. Дай Бог здоровья этому замечательному человеку!

Марк Кириллов: павел пишет: "Не горюй", "Мимино", "Паспорт", "Фортуна"... Из перечисленного смотрю только "Мимино". Остальные не нравятся (впрочем, об этом я выше писал).

павел: Единственный фильм Георгия Николаевича, которого нет в моей коллекции, это "Совсем пропащий". Не хочу ничего плохого сказать об этой картине, но мне она не совсем понятна, я ее не чувствую. Все остальные фильмы Данелии (от "Пути к причалу" до "Фортуны") - в моем кинособрании. Я их очень сильно люблю. Если бы надо было выделить самое любимое из любимого, то я бы назвал бы "грузинские" фильмы мастера "Не горюй", "Мимино" и "Паспорт". "Не горюй" я и вовсе считаю одним из лучших фильмов в истории мирового кино.

Сухов: павел пишет: Единственный фильм Георгия Николаевича, которого нет в моей коллекции, это "Совсем пропащий". Не хочу ничего плохого сказать об этой картине, но мне она не совсем понятна, я ее не чувствую. Фильм не обычный, но мне он понравился. Он немного сюрреалистичен. Река, по которой плывут герои - это жизнь, а пароход символизирует смерть. Не обязательно физическую. Не даром весёлая музыка появляется тогда, когда Гекельбери стоит на распутье. И отец его никуда не уплыл - те, кто помнит книгу, знают, что он повесился. Но смерть - это одновременно и свобода, а Гекельбери очень хочет спасти своего друга от рабства. Но жизнь продолжается и всё возвращается на круги своя. Плот плывёт, два жулика приходят в себя, мальчик злится, а Джим счастлив. Он любит даже своих угнетателей и рад видеть их снова.

павел: Сухов пишет: Фильм не обычный, но мне он понравился. Согласен, что "Совсем пропащий" фильм оригинальный и интересный. Но я его не полюбил. Вот, к примеру, когда я только посмотрел минут десять последнего игрового фильма Георгия Николаевича "Фортуна", то я уже был покорен очарованием этого фильма, как бы настроился на "энергетическую волну" этой картины. На мой взгляд, "Фортуна" если и не самый знаковый, то уж один из самых обаятельных фильмов Данелии. В этом фильме столько легкости, иронии, авантюризма, что он стал для меня самым настоящим подарком. Я помню, что когда посмотрел "Фортуну", то получил такое удовольствие, что даже был готов пересмотреть его на другой день (а это со мной не часто бывает). А уж "Я шагаю по Москве", "Не горюй", "Мимино", "Паспорт"... Фильмы - просто чудо! Может быть, в творчестве одного из моих любимейших режиссеров "Совсем пропащий" так и останется для меня чуждым. А, может быть, я когда-нибудь со временем к нему и приду. Я ведь и "Кин-дза -дзу" полюбил не сразу. Есть современный режиссер, которого я считаю великим. Это Андрей Сергеевич Кончаловский. Его кино меня восхищает. Но я его люблю разумом. А вот фильмы другого моего любимого режиссера Данелии я люблю сердцем.

Марк Кириллов: После 20 минут мучения я выключил "Фортуну", поклявшись никогда её больше не смотреть. Впрочем, об этом я писал в основном тексте...

павел: Марк Кириллов пишет: После 20 минут мучения я выключил "Фортуну", поклявшись никогда её больше не смотреть. Надо же, а я был очарован этим фильмом. И смотрел его несколько раз. И еще буду (если буду жив) смотреть вероятно с большим удовольствием. Это лишь в бесконечный раз доказывает, что восприятие искусства - вещь субъективная. В оценке искусства нет теории доказательств, которая может применяться в математике, химии или физике. Это слишком личностное, индивидуальное явление. Для меня тот же "Паспорт" - один из самых моих любимых фильмов. Я очень благодарен Данелии и за "Паспорт", и за "Фортуну", и за "Не горюй". Эти фильмы меня согревают. Но в то же время, я прекрасно могу понимать, что есть люди, которым это не близко. Это нормально. У людей разные вкусы, ощущения. Так было, есть и будет. Вообще, я стараюсь избегать ( за особым исключением, вроде сериала "Школа" и чего-то подобного) категорично отрицательных оценок фильмов. Я осознаю, что если мне что-то не нравится, то совсем не обязательно, что это плохо. Возможно, что это всего лишь не совпадает с моим ощущением, но при этом может быть очень талантливо, может быть дорого и доставлять радость другим людям.

6 СЕНТЯБРЯ: *PRIVAT*

Roman_DD: Марк Кириллов пишет: ройдёт совсем немного времени,и другой режиссёр,Юрий Егоров,снимет свою версию "Я шагаю по Москве".Но это будет совсем другой фильм,и даже название его будет говорить об этом - "Не самый удачный день"...Так же по городу идёт молодой герой Никиты Михалкова.Также он бросается на помощь всем,кому нужна помощь...А счастья нет.Что-то куда-то ушло.Исчез воздух...Исчезли куда-то толпы "хороших людей".Они теперь маскируются.А бал правят хамы,циники,хулиганы... Посмотрев с удовольствием фильм Юрия Егорова, в очередной раз убедился, что у Марка Кириллова, если можно так выразиться, "трагическое восприятие действительности". Ибо хам, циник и хулиган в фильме...аж один, тот самый, что сначала проповедовал герою Михалкова, а потом и поучил его жить в тёмном переулке. Еще лично мне в фильме был неприятен герой-укротитель обезьян. Остальные же - вполне милые люди со своими радостями и трудностями. Хороший фильм, спасибо, что помогли познакомиться с ним.

Марк Кириллов: Фильм хороший, согласен. И пересматриваю я его куда чаще, чем "Я шагаю по Москве". А насчёт "трагического восприятия". Ну, не знаю. Хулиган, действительно, только один. Видимо, он такое на меня произвёл впечатление (при том, что играл хулигана интеллигентнейший Игорь Васильев), что я его мысленно размножил И тем не менее, "Не самый удачный день" - фильм тревожный. Это ещё не "Июльский дождь" Хуциева, но очень близко. Нет лёгкости и воздушности, которая есть в "Я шагаю по Москве". Есть инерция Оттепели, которую ещё несут по привычке молодые герои. Но подпитки уже нет. Какая-то щемящая интонация появляется. И диалог между героем Локтева и героиней Алейниковой в "Не самом удачном дне" выглядел бы надуманным и неестественным. Здесь же герои Михалкова и Гобзевой идут навстречу друг другу уже с усилием, с изломом.

Roman_DD: Марк Кириллов пишет: (не случайно последний кадр фильма - это оборванная цепь крепления вертолёта,которую Валико в прямом и переносном смысле разорвал,улетев из родной деревни)... Это не последний кадр фильма. В последнем кадре цепь точно такая же, как и в начале фильма. Разрыв цепи происходит, когда Валико, решив вернуться в "большую авиацию", взлетает, попрощавшись с родственниками

Roman_DD: Вот еще что подумалось, насчёт финала "Мимино". Данелия явно показывает, что Валико вернулся домой! Иначе зачем в таком бешеном темпе пускать на последних кадрах песню "Чито грито". Такой финал очень напоминает сцену возвращения Сергея Никитина из фильма Кончаловского "Романс о влюблённых". И эта мощнейшая музыка в финале "Мимино" сродни крику Сергея: "Я вернулся, ребята!!!"

Марк Кириллов: Roman_DD пишет: Вот еще что подумалось, насчёт финала "Мимино". Данелия явно показывает, что Валико вернулся домой! Вполне возможно. Но уж очень финал "Мимино" похож на финал "Афони" с волшебный появлением на сельском аэродроме невесть откуда взявшейся Кати Снегирёвой.



полная версия страницы