Форум » Творчество других режиссеров » Георгий Данелия » Ответить

Георгий Данелия

Марк Кириллов: Выполняю обещанное. Фильмография - 1958. "Тоже люди" (экранизация эпизода из романа Льва Толстого "Война и мир") 1958. "Васисуалий Лоханкин" (по одной из сюждетных линий романа Ильфа и Петрова "Золотой телёнок") 1959. "Серёжа" (совместно с Игорем Таланкиным, по повести Веры Пановой) 1962. "Путь к причалу" (по мотивам рассказов Виктора Конецкого) 1963. "Я шагаю по Москве" 1965. "Тридцать три" 1968. "Не горюй!" 1973. "Совсем пропащий" (по мотивам повести Марка Твена "Приключения Геккельберри Финна") 1975. "Афоня" 1977. "Мимино" 1979. "Осенний марафон" 1982. "Слёзы капали" 1986. "Кин-дза-дза!" 1990. "Паспорт" 1993. "Настя" 1995. "Орёл и решка" 1998. "Фортуна" Собственно говоря,Георгию Данелии повезло.Имя на слуху,все,кто мало-мальски знакомы с советским кино,его фильмы видели.Критикой советской обласкан,в прокате почти все его фильмы - в числе хитов.Куча призов на разных фестивалях...И всё-таки чего-то не хватает.Как будто специально практически все рецензенты обходили стороной линию творчества Данелии.Пришпандоренный ярлыком "комедиограф",творчество режиссёра словно было помещено в какую-то витрину в развлекательном центре - типа,здесь веселят...Получив такую "прописку",Данелия оказался заложником ситуации - "Вышел на арену - так смеши!" (С) (В.С.Высоцкий,"Леониду Енгибарову от зрителей").И кроме смеха ничего видеть не хотелось...А ведь кинематограф Данелии - это едва ли не самая наглядная история того,откуда мы пришли и куда дошли - от "Я шагаю по Москве" до "Кин-дза-дза!". Но прежде чем прийти к началу,была предыстория.Как я уже говорил выше,кинематограф Данелии начался с "Я шагаю по Москве".Но фильмы режиссёра Данелии выходили и раньше - два полнометражных фильма и две студенческие короткометражки,хорошо принятые киносообществом...Для своих ученических работ Данелия выбрал литературную суперклассику - "Войну и мир" Льва Толстого (фильм "Тоже люди") и "Золотого телёнка" Ильфа и Петрова (фильм "Васисуалий Лоханкин"). Хотя исследователи творчества Данелии и пытались найти в них какие-то следы будущего,но по мне так это просто работы начинающего режиссёра и не больше,разве что "Васисуалий Лоханкин" показывал,что режиссёр любит комедию (замечу,кстати,что кроме этих работ Данелия ещё дважды потом снимал экранизации классики,сделав на рубеже 60-70-х годов подряд фильмы "Не горюй!" и "Совсем пропащий"). Дебют Данелии в большом кино был громким и шумным."Серёжа" получил гигантскую прессу,шумный успех на западных кинофестивалях,породил целое направление в советском кино под названием "Мир глазами ребёнка")...История вхождения в мир мальчика Серёжи отдавала светлым лиризмом.Вот только опять не видно здесь Данелии,этот фильм легче ложится на кинематографическую судьбу его соавтора - Игоря Таланкина,следующий фильм которого носил программное название "Вступление".Тут можно отметить разве что не по годам зрелую режиссуру,умение работать с актёрами,да не простыми,а с первыми номерами актёрской табели о рангах - Сергеем Бондарчуком и Василием Меркурьевым...О "Серёже" писать трудно.Потому что это поэтическая фантазия,пусть и облачённая в жанр киноповести.Камера тщательно фиксирует каждое новое открытие мальчика в жизни - как факт того,что у него есть сердце,так и удивлепние от того,что взрослый человек может оказаться клиническим болваном ("Дядя Петя,ты дурак?" - наивно спрашивает Серёжа у мужика лет этак 40,решившего подшутить над мальчиком и подсунувшего ему вместо конфеты пустую обёртку)...Искать в этом фильме подтекст не имеет смысла.Потому что его там нет.Молодые режиссёры сами вступали в новую жизнь,на дворе была Оттепель,и всё казалось таким простым и ясным.

Ответов - 114, стр: 1 2 3 4 All

Марк Кириллов: Продолжение... "Путь к причалу".Первый полнометражный самостоятельный фильм Данелии.И сразу же возникли вопросы - а зачем? Зачем нам история об озлобленном на весь мир боцмане Зосиме Россомахе (Борис Андреев)? Об этот фильм обломали зубы многие критики,пытаясь найти в нём скрытую фигу...И ничего не нашли! Что неудивительно... Если пересказывать сюжет "Пути к причалу",может сложиться впечатление,что это что-то из разряда "героика в буднях" - героические матросы со спасательного корабля,рискуя жизнью,спасли тонущий пароход.А несимпатичный боцман оказался,на поверку,хорошим человеком...Так,да не так..."Путь к причалу" - это,своего рода,"кино о хороших людях".Все люди приятны,помогают друг другу,думают о других,к чему-то стремятся.И среди этих обаятельных людей вдруг обнаруживается этакий вот бирюк - Зосима Россомаха.Никого он не любит,на всех ему наплевать,никто ему не нужен.На доброту отвечает агрессией,на ласковое слово - руганью...Лишь на мгновение боцман меняется - когда встречает Марию (Любовь Соколова),женщину из своей молодости,которая сообщает боцману,что у того есть взрослый сын...В каком-то смысле история боцмана Россомахи - набросок к поздним неприкаянным героям Данелии - Афоне Борщову,Валико Мизандари,Васину.Но именно набросок - тут нет духовного родства.Боцман Россомаха - это интуитивное приближение к типу отверженного,который сам выбрал себе такую жизнь.Правда,опять вернусь к ранее сказанному,боцмана сплошь окружают приличные и очень хорошие люди (кроме анонимного забулдыги в неизменном исполнении Георгия Вицина).И агрессивный боцман кажется на их фоне какой-то дикой аномалией. Продолжение следует.

Lacenaire: Я, когда узнал, что и "Серёжу" и "Путь к причалу" снял Данелия, очень удивился. Да и "Я шагаю по Москве", в общем-то тоже, на первый взгляд, выбивается из общего ряда (если бы не было потом "Тридцать три").

Марк Кириллов: "Я шагаю по Москве". Своего рода завершение условной трилогии о "хороших людях" Что ещё? Этот фильм - как выставочная витрина Оттепели.Катание на лодках на Чистых прудах,беседы с туристом-японцем,Парк Культуры с его наивными конкурсами...Знаменитая поэтическая зарисовка "Дождь" с босой девушкой и совсем юным Олегом Видовым на велосипеде,танцы под магнитофон во дворе...Ностальгия...Иногда даже создаётся ощущение,что фильм этот и снят был ИМЕННО ТАК,нарочно - чтобы народ запомнил,КАК было ТОГДА.Чтобы помнили,как говорится.И ведь добились своего - фильм помнят и вот уже 40 с лишним лет постоянно пересматривают...Так называемые "левые критики" приняли фильм в штыки - чуть ли не впрямую Данелию и его сценариста,поэта Геннадия Шпаликова,обвиняли в том,что они "продались",что снимают "лакировку".Досталось и от официальной критики - та ставила упрёк фильму "бессюжетность". А на полотёра (Владимир Басов),который,сидя за столом писателя,поучает начинающего литератора,как надо писать,многие обиделись всерьёз,приняв остроты на свой счёт... ...Шагают по Москве три товарища - метростроевец Колька (Никита Михалков),сибирский сварщик Володя Ермаков (Алексей Локтев),ревнивый жених Сашка (Евгений Стеблов).Затягивает их в себя солнечная и улыбчивая Москва 1963 года.Решают какие-то свои дела - костюм для жениха покупают,приударяют за симпатичной продавщицей Алёной (Галина Польских),ловят карманника,идут на свадьбу...О чём кино-то? Да ни о чём! О хороших людях - о парнях,девчонках,милиционерах,военкомах,кондукторшах...Они - счастливы.Они - верят.Они танцуют. " - У меня день начался с танцев. - Вы уже с утра успели потанцевать? - Нет.Какая-то девчонка танцевала утром в аэропорту. - Наверное,балерина. - Нет,просто у неё было всё хорошо. - Она была красивая? - Как вам сказать... Симпатичная.Похожая на всех девушек 1963 года...Я её спросил: "У вас всё хорошо?" А она ответила... - Всё хорошо! -...Но ведь так не бывает! - Бывает" В этом диалоге Алёны и Володи - ключ к пониманию фильма.Люди счастливы...Пройдёт совсем немного времени,и другой режиссёр,Юрий Егоров,снимет свою версию "Я шагаю по Москве".Но это будет совсем другой фильм,и даже название его будет говорить об этом - "Не самый удачный день"...Так же по городу идёт молодой герой Никиты Михалкова.Также он бросается на помощь всем,кому нужна помощь...А счастья нет.Что-то куда-то ушло.Исчез воздух...Исчезли куда-то толпы "хороших людей".Они теперь маскируются.А бал правят хамы,циники,хулиганы... Разумеется,Оттепель не была такой уж безоблачной и радостной.Много было и противоречий,и теней.Но дальше изменилась эпоха.И очень быстро изменилась.А Шпаликов и Данелия успели сотворить миф - очень красивый,добрый и очень напоминающей правду

Марк Кириллов: "Тридцать три". После "Я шагаю по Москве" от Данелии ждали чего-то подобного.А он возьми,да всех обмани! Создатель самого поэтического фильма об Оттепели снял саркастическую комедию о ней же,высмеяв почти всё то же,что он воспевал,и что составляло особые приметы Страны Советов начала 60-х годов ХХ века... Фильм начинается как анекдот - у дегустатора завода безалкогольных напитков Ивана Травкина (Евгений Леонов) молодой стоматолог Шереметев (Геннадий Ялович) обнаружил во рту лишний,33-й,зуб.Парадокс,ошибка природы,проблема выеденного яйца не стоит.Ан нет! Сперва Травкин стал одним из главных действующих лиц на городском концерте в ДК,где его с 33 зубом демонстрировали публике.Затем Иван Сергеевич попадает на "Голубой огонёк" и на первую страницу газеты...Дальше - ещё хлеще.Из хохмы,придуманной приятелем Травкина,в шутку прозвавшего того марсианином,тут же была раздута теория,подхваченная учёными мужами,что Иван Сергеевич и впрямь потомок пришельцев...И вот его уже тащат на космондром,чтобы запустить на Марс...Чем дальше,тем больше анекдот превращается в устрашающий гротеск - из мрака ночи возникает инфернальный директор краеведческого музея (Владимир Басов),мечтающий купить у ещё живого Травкина его череп,на сцене во время концерта самодеятельности в числе хористов мелькает человек,как две капли воды похожий на Никиту Хрущёва (лысый,лопоухий и в украинской рубахе),живому Травкину воздвигают памятник под аккомпанемент песни о Марусе,мывшей на речке белые ножки,карикатурный профессор,желающий узнать у Травкина,как же правильно надо писать длинноухого зверя - "заИц" или "заЕц"... То,что ёрничает Данелия не только над эпохой,но и над собой и коллегами "шестидесятниками",видно невооружённым взглядом - тут и песенка "Я шагаю по Москве",в исполнении вечно нетрезвого Митрича (Георгий Светлани),и Песня о друге" из "Пути к причалу",мотив которой раздаётся в тот самый момент,когда завистливый Кеша Прохоров (Николай Парфёнов) готовится сдать Травкина в сумасшедший дом,и Савелий Крамаров,в исполнении которго поэт Родион Хомутов одновременно напоминает главных глашатаев Оттепели - Вознесенского,Рождественского и Евтушенко...За что же Данелия так зло прокатился по всему тому,что ещё два года назад приводило его в восхищение? Да просто время ушло! И в 1965 году уже было видно,что идилическая утопия Оттепели испарилась.Причём "испарили" её ни каккие-то монстры (бюрократическая мадам Пристяжнюк (Нонна Мордюкова) явно не тянет на роль мировой злодейки),а сами же люди это сделали! Откуда это - желание приклоняться перед кумиром,даже дутым,зависть,лесть жадность,глупость? Ответа нет...Денелия и сам этого не знал.А проблема кумира была снята просто - пресловутый "33 зуб" оказался просто медицинским феноменом - из одного корня вылезло два зуба.Редкость,но не сенсация.Завистника Кешу самого упекли в психушку,откуда его потом выписали - уже присмиревшего.И жена Люба (Любовь Соколова) с радостью встретила загулявшего в столице муженька...Хэппи-энд? Пока да.Но запомним пейзажи захолустного русского городка и вспомним о них,когда на экраны выйдут "Афоня" и "Слёзы капали".

Марк Кириллов: Прокатная судьба "Тридцать три" и критические отклики на фильм - это что-то удивительное.Вроде никто фильм не запрещал,не обвинял Данелию в "очернении советской действительности",но фильм прошёл каким-то невидимкой.О нём было...хе-хе...не принято писать.Вышел - ну и ладно.Поругали слегка,пожурили...В этом смысле Данелии везло - ни один из его фильмов не подвергался яростной обструкции - его фильмы или безудержно хвалили,или не замечали (исключение - "Кин-дза-дза!", - но об этом в своё время)...Причём "не замечали" в основном фильмы,которые выламывались из "данелиевского шаблона".Хотя,если взглянуть на фильмографию Данелии,то "неформатных фильмов" окажется не меньше,чем "форматных".Просто фильмы типа "Тридцать три","Совсем пропащий" или "Слёзы капали" упорно ускользают от анализа.Потому что их пересказ рождает мысль,что это киноанекдоты,а просмотр заводит в тупик,потому что наши самые продвинутые критики втемяшили и себе,и потребителям своего чтива,что жанр кинопритчи в отечественном кино - это что-то вроде Тарковского,Абуладзе или Параджанова,на худой конец - кого-нибудь из "задвинутых гениев".Не дело Данелии притчами баловаться - его дело - народ развлекать "Не горюй!" Любопытный фильм.Взяв за основу роман французского писателя Клода Телье "Мой дядя Бенджамин",Данелия перенёс его действие в родную Грузию образца последней четверти XIX века и населил его персонажами как будто сошедшими со страниц анекдотов "про грузин"...История про бедного,но честного доктора,ставила в тупик.Доктор умеет и хочет лечить людей,но не хочет им врать про их болезни.А его более страший коллега - бездарен,но умеет "говорить по душам".Поэтому шарлатан Леван купается в деньгах,а интеллектуал Бенджамин - гол,как сокол...Так и думается,что вот он - искомый антогонизм.Ха! Да нет никакого антогонизма - Леван любит Бенджамина и сам предлагает тому стать его наследником...Вообще в фильме крайне трудно найти точку опоры.Опять резонен вопрос "про что кино?" Сюжет мним,герои - не герои,злодеи - не злодеи.Да,мерзок князь,убивший на дуэли отморозка-поручика и высекший доктора.Но он одновременно и жалок и откровенно карикатурен.Про Левана уже говорили...А остальные - просто душки! В фильме даже поминки - развлекуха.Леван решил организовать их ещё при жизни - а то ведь когда умрёшь,всё равно не услышишь,как тебя восхваляют ...В конце концов к "Не горюй!" приклеили ярлык "комедия" и оставили в покое.Тем более,что фильм очень складно ложился на стандарт "нового грузинского кино",главными глашатаями которого стали братья Шенгелая - Эльдар и Георгий,сотворившие на долгие годы шаблон,в котором были песни и пляски,шашлыки,вино,горластые тётушки,эксцентрические дядюшки...И т.д. и т.п. Честно признаюсь - для меня "Не горюй!" - загадка.Я его смотрел много раз,но так и не понял посыла фильма.Неужели вся его идея заключается в его заголовке? Живи,пей,ешь,радуйся,а на горе наплюй.И,самое главное - "не бойся смерти - когда её нет - ты есть,когда она приходит - тебя нет"...Может и так,но такой простодушный примитивизм явно не для меня...В 1973 году роман Клоде Телье был экранизирован во Франции,а на роль Бенджамена был приглашён актёр и шансонье Жак Брель.В СССР этот фильм встретили кислыми рожами.А мне (лично мне) этот фильм пришёлся по душе...В отличие от "Не горюй!".

Сухов: Марк Кириллов пишет: Вообще в фильме крайне трудно найти точку опоры.Опять резонен вопрос "про что кино?" Сюжет мним,герои - не герои,злодеи - не злодеи. А как Вам такое толкование. Бенджамин - главный разрушительный элемент в фильме, причём окружающий мир разрушает его прекраснодушие. Его слишком любят и слишком много ему прощают, а он живёт в своё удовольствие. Осознание приходит к нему только тогда, когда семья его сестры вынуждена была продать дом, чтобы оплатить его долги. Чем Вам не портрет советского интеллигента-бессребреника, живущего за чужой счёт и не задумывающегося, каких жертв стоит его беззаботная жизнь и вольнодумство? Жду продолжения Вашего интересного рассказа и очень Вам благодарен.

Lacenaire: Сухов пишет: живущего за чужой счёт и не задумывающегося, каких жертв стоит его беззаботная жизнь и вольнодумство? Не согласен. Бенджамен именно отказывается жить за чужой счёт. Почему он отказался жениться на девушке - она его не любит, а жениться исключительно на приданом он не хочет.

Марк Кириллов: В каком-то смысле что-то есть в истории про бессребренника.Тогда это вполне укладывается в данелиевскую "путь шестидесятника от "Я шагаю по Москве" до "Кин-дза-дза!"" Захребетником Бенджамен быть не хочет,но и работник из него никакой - на его поприще надо уметь лгать людям,а он к этому органически не способен...Так и хочется Бенджамену адресовать тираду,адресованную ещё одному "шестидесятнику" - Илье Семёновичу Мельникову из "Доживём до понедельника" - "Эх,Илья! Принципами не пообедаешь,не поправишь здоровье!"...Так-то оно так,но ведь тот же Илья Семёнович тираду-то парировал - "А принципы - не шашлык,не витамин В12,не грелка!" В общем,совокупность факторов не позволяет ни осудить Бенджамена,ни восхититься им.Герой ускальзает.Может это и входило в планы режиссёра? "Совсем пропащий".Пожалуй,это самый спорный и неясный фильм Данелии.Впервые режиссёр оторвался от родной почвы и избрал для очередного своего фильма один из литературных суперхитов - "Приключения Геккельберри Финна" Марка Твена.Отправился в путешествие на Средний Запад...Экранизация популярных книг - занятие неблагодарное.Обязательно кто-то будет недоволен..."Совсем пропащий" обвинили в угрюмости и полном вытравливании твеновского юмора.Мало того,в упрёк Данелии было поставлено,что "Совсем пропащий" - ... антиамериканский фильм ! Ни больше,ни меньше...Попробуем разобраться. Жанр "Приключений Геккельберри Финна" - плутовской роман,да ещё к тому же и рассказанный самим плутом...Сбежавший от папаши-пьянчуги Гек,вместе с беглым рабом Джимом отправляется вниз по Миссисипи в поисках счастливой земли.Перед его глазами проходит убожество и уродство Юга аккурат в канун Гражданской войны - мародёры,грабящие затонувший пароход,"джентльмены с головы до пят",озабоченные исключительно своей фамильной честью,ради которой им и ребёнка убить - раз плюнуть,постные ханжи,аферисты,мздоимцы,расисты,линчеватели...Полный набор для паноптикума.Отдельных хороших парней и девушек убивают,насилуют,грабят,надувают...Не мудрено,что твеновскому Геку захотелось сбежать от "цивилизации" на Индейскую территорию...Это в романе.А в фильме? С одной стороны,в "Совсем пропащем" тщательно воспроизведены все линии романа (полностью вымаран только Том Сойер,но он был здесь просто неуместен).С другой - совершенно изменена интонация фильма.Да,как и в романе,Гек бежит от спившегося папаши,но больше - от постной "цивилизации" ханжей и святош.Плот псреди Миссисипи - это есть его Земля Обетованная.Беспризорник и беглый раб счастливы на нём.Пока к ним не присоединяются два профессиональных афериста - Король (Евгений Леонов) и Герцог (Вахтанг Кикабидзе)...Здесь хочется сделать отступление.Дело в том,что Данелия подавал заявку на экранизацию романов Ильфа и Петрова (если помним,одним из его первых фильмов была короткометражка "Васисуалий Лоханкин").В итоге Ильфа и Петрова экранизировали Михаил Швейцер и Леонид Гайдай.Но Данелия слишком уж хотел экранизировать "похождения турецкоподанного"."Совсем пропащий" давал такую возможность в сюжетной линии Короля и Герцога.Кстати,эти персонажизаметно отличаются от своих книжных прототипов.У Марка Твена оба стоят друг друга - оба тупы,невежественны,алчны (Герцог чуть умнее)...В фильме Данелия облагородил Герцога - в исполнении Кикабидзе это действительно человек,не чуждый философии,слегка интеллектуал и не расстаётся с томиком Шекспира.И если фраза литературного персонажа "Эти арканзасские олухи ещё не доросли до Шекспира!" звучала скорее как издевательство над самим Герцогом,то у киногероя в этой фразе проскальзывает грусть - от-то знает и любит Шекспира,а тупым мужланом можно показывать только Короля в голом виде - это они оценят Увлечённость Данелии историей Короля и Герцога слегка перекосило фильм - Гек и Джим уехали куда-то на второй план,а режиссёр во всю смаковал проделки двух пройдох.И невольно именно они-то и становятся истинными героями фильма...Финал фильма открытый - Короля и Герцога изловили и наказали в духе тогдашнего Среднего Запада - обмазали дёгтем,вываляли в перьях и,прокатив на шесте,сбросили в реку...В книге на этом история Короля и Герцога заканчивается.В фильме же они возвращаются на плот...Получается,что и для них плот стал Землёй Обетованной.Больше они нигде не нужны... Грустный фильм.Критики его кисло похвалили,немного поругали за "неверность первоисточнику"...Зрители же проголосовали ногами - фильм не имел успеха.Хотя у него и так была третья прокатная категория...Как оценить теперь "Совсем пропащего"? Вероятно,это прощание с мифом о свободе,которая скрылась в тумане подобно вольному городу Кейро,куда так хотели попасть Гек и Джим.На Земле власть у негодяев и тупиц.Получается,что счастье возможно только в отрыве от действительности? Неужели это так? Неужели Данелия и впрямь так думал? Какое-то время,наверное,думал...Но он же потом жестоко вывернул этот миф,когда снял один из своих шедевров - фильм "Афоня".

Сухов: Lacenaire пишет: Бенджамен именно отказывается жить за чужой счёт. Почему он отказался жениться на девушке - она его не любит, а жениться исключительно на приданом он не хочет. Бенджамен живёт за чужой счёт. Врачебная практика дохода ему не приносит. Берёт в долг деньги (сейчас бы сказали "кредиты") и не отдаёт. Живёт в доме сестры. Жениться не хочет не потому, что невеста его не любит (хотя и поэтому тоже), но главным образом не желая терять свою свободу. Когда Бенджамен видит, что разорил свою семью, он готов жертвовать собой, но его жертвы отвергают. Никому оказались не нужны ни его свобода, ни его жизнь. Все его благие помыслы дают обратный результат. Именно он, встав между девушкой и тем, кого она любит, стал источником её трагедии. Но Господь всё же сподобил его совершить доброе дело. Марк Кириллов пишет: В общем,совокупность факторов не позволяет ни осудить Бенджамена,ни восхититься им.Герой ускальзает.Может это и входило в планы режиссёра? Может быть. Надо сказать, что для Данелии вообще свойственно быть адвокатом своих героев. Взять, допустим, героя "Осеннего марафона". Двуличный, слабохарактерный, неорганизованный, изменяет жене, врёт себе и другим, ломает жизнь близким людям. Но в конце, когда как каменный гость входит профессор из Дании и спрашивает: "Ви готов?", этого антигероя становится жалко.

Lacenaire: Сухов пишет: Именно он, встав между девушкой и тем, кого она любит, стал источником её трагедии. Точно, я уж и забыл, что он у сестры жил.

Марк Кириллов: "Афоня". Наверное,этот фильм можно считать ключевым у Данелии.Этапным.Пограничным...В общем,мимо него не пройти."Афоня" - один из главных фильмов 70-х годов.Почему? Для начала небольшое отступление.Те,кто успел пожить в СССР,наверняка помнит,что одними из главных объектов острот для юмористов и сатириков были две категории граждан - алкаши и сантехники (часто первое и второе соединялось в одном лице).Редкий номер журнала "Крокодил" или последняя страница "Литературной газеты" выходили без очередной карикатуры или фельетона по адресу этих товарищей.В "Крокодиле" даже рубрика была специальная "Под углом 40 градусов".Начальство подобную критику одобряло и смотрело вполне уважительно.Думаю, что последний факт не в последнюю очередь повлиял на то, что сценарий Александра Бородянского достаточно легко был принят к производству,а Георгию Данелия не особенно мешали снимать фильм...Да и по выходе на экран официальная критика придралась к частностям - к эротической сцене между Афоней (Леонид Куравлёв) и медсестрой Катей (Евгения Симонова),да и к самой линии любви юной медсестры и забулдыги-сантехника (Ростислав Юренев по этому поводу высказался так - "Совершенно непонятно,за что юная и чистая героиня Евгении Симоновой полюбила столь несимпатичного персонажа")...И прокатный успех был - 5 место по итогам 1975 года...И всё-таки что-то здесь не так... ...Афоня Борщов, по первому впечатлению, кажется как будто сошёл со страниц "Крокодила" - пьяница,дебошир,бузотёр,понтярщик,бабник,хам,мздоимец.Не зря его физиономия гордо висит на "Доске позора" с определением - "Они позорят наш город".По ходу дела Афоня пропивает аванс весь до копейки,вымагает деньги у лопуха астронома за "фирменную" прокладку,внаглую уходит с ликвидации аварии ("Мой рабочий день окончен"),нагло издевается над мастером Востряковой...Ну и тип! И тот же Афоня даёт приют случайному знакомому Коле,поит чаем промокшую Катю,бескорыстно чинит им меняет сантехнику в квартире Елены,в которую он влюбился с первого взгляда...Странный какой-то "отрицательный тип"...Кто он вообще такой,этот Борщов А.Н.? При выходе фильма на экраны об этом вслух не говорили.Фактографию героя спустя 15 лет после выхода фильма наиболее точно оценил кинокритик Лев Рыбак,вывевший родословную Борщова от ... Пашки Колокольникова,знаменитого героя Куравлёва из не менее знаменитого фильма Василия Шукшина.Ну Колокольников или нет - это вопрос.Но точно,что Борщов - определённый этап "героя 60-х" 10 лет спустя после Оттепели.В минуту откровенности Афоня рассказывает Коле,что когда-то был кандидатом в мастера спорта по волейболу,капитаном команды,мог стать и тренером...А затем что-то произошло..."Что-то произошло" - это прямая отсылка к "Пути к причалу".Потому что нетрудно найти общие точки между Зосимой Россомахой и Афоней Борщовым.Оба - люди принципиально ассоциальные.Только боцман предпочитает молчать или ругаться,а Афоня - издевается.Над всеми.Над коллегами по работе,над мастером,над сожительницей Тамарой,даже над влюблённой в него Катей.И житьё Афони,по выражению его приятеля Коли,"как в пещере"."Телевизора нет.И радио нет.И газет я не выписываю!" - это уже ответ Афони сердобольному начальнику своему,Владимиру Николаевичу.Не интересен Афоне окружающий мир - не только ООН с Гондурасом,но даже и близкие ему люди... Поскольку сюжет фильма замаскирован под обличительную сатиру,там,естественно,показывают проработки Афони на собраниях в ЖЭКе,душеспасительные беседы,которые ведут с ним Коля,Катя,Вострякова и Владимир Николаевич.Да только Афоне это - по большому барабану.Он-то видит,что коллегам на него наплевать,а Влдадимир Николаевич для него - "угрюмый человек",который слишком правильно живёт...Что-то пробуждается в душе Афони,когда он встречает Елену.Наплывают воспоминания о родной деревне,грёзы о возможном семейном счастье со своей возлюбленной.И Коля под рукой - добрый,незлобливый,хозяйственный...И вдруг,в одночасье всё рушится.Ну ладно,понизили на работе - обидно,но пережить можно.Но дальше! Елена оказывается замужем,да и на Афоню она смотрела только как на странного чудака,не берущего денег за свою работу.Деньги Афоне всучил муж Елены.Надо это видеть,на что похож Афоня в этот момент.Его наивная влюблённость оказалось растоптана,причём по его же собственным понятиям - Афоню ведь только деньги раньше интересовали...Потом уходит Коля - "Сын из армии возвращается - какой я ему пример подам?" Напоследок просит Афоню не заходить к нему,когда жена дома - ещё бы,персонажам типа Афони не место в "приличном обществе"...Так и выходит,что душу свою он может отвести только с безответным Федулом,который всегда рад раздавить на халяву бутылочку-другую...А чистую любоавь к Елене заменить грубым сексом с Катей - та была готова ради Афони на всё,чем тот равнодушно и воспользовался...А затем смылся в деревню...

Марк Кириллов: Продолжение. Деревенские сцены в "Афоне" - едва ли не самый жестокие в фильме.Не по картинке - по духу...В середине 60-х годов прошлого века в среде русских советских писателей,духовным отцом которых стал Василий Белов,бурно развелось такое явление как "почвенничество".Писатели- "почвенники" призывали к "возврату к истокам",идеализировали деревню как истинно духовное место,призывали бежать из душных и бездуховных городов.Даже в кино почвенничество оставило след,даже у достаточно продвинутых режиссёров - например,ефрейтор Збруев из знаменитого фильма Виталия Мельникова свою настоящую любовь нашёл именно в деревенской глуши.Вышла даже целая серия фильма о городских врачах,которые,забросив свои диссертации,двинулись в деревню за духовным облагораживанием...Данелия более трезв и жесток.Путь в прошлое закрыт,географическое возрождение не равняется духовному возрождению.В деревне Афоню встречает заколоченный дом - тётка,к которой Афоня так стремился,умерла больше двух лет назад.Да и забыл Афоня про неё - не писал ничего,не сообщал.А тётя Фрося сама себе писала письма от Афони."Любила она тебя.Всё ждала,когда ты приедешь.Так и умирла у окошка,тебя ожидаючи", - жёстко сообщит Афоне Егор Лещёв,сосед Фроси...Куда теперь? К Кате? Но Афоня даже не запомнил ни адреса её,ни телефона...Остаётся забег вникуда.Не всё ли теперь равно? На сельском аэродроме Афоню зхадерживает милиционер - уж больно подозрительно тот себя ведёт.Да и лицо своё Афоня потерял - даже на собственное фото не похож.И улыбается вечный балагур Борщов как-то вымученно...Тут вдруг наступает хэппи-энд - как из-под земли вырастает Катя со своим дежурным "Афанасий! Мне кто-то позвонил,и я подумала,что это вы"...Фёдор Михайлович Достоевский на этом месте наверняка бы написал "Но тут начинается история нового человека,история возрождения души" (этой фразой заканчивается роман "Преступление и наказание").А что написал Данелия? Ничего - фильм на этом заканчивается.Режиссёр даёт зрителю надежду на то,что хотя бы у этого конкретного Афони жизнь ещё сложится...Хотя...Не станет ли Афоня рядом с Катей кем-то,похожим на Колю? Сколько я не бился,ая так и не вспомнил ни одного фильма,где бы демонстрировали советского человека,которого что-то раздавило так,что он превратился в такого вот Афоню.Нет,фильмы об опустившихся парнях снимали,да ещё как! К концу фильма многие перевоспитывались,брались за ум,становились ударниками...А в душу-то к ним кто-нибудь заглядывал? Что-то похожее показал Василий Шукшин в фильме "Калина красная".Но там герой был антиобщественным элементом,социально опасным типом,профессиональным уркой...Но Афонято Борщов - не уркоган! А всё равно страшен."Знаеншь,в чём твоя беда,Борщов? В том,что ты равнодушный" - это опять из репертуара Владимира Николаевича.Борщов - равнодушный человек.Данелия одним из первых распознал новую болезнь "общества развитого социализма" - пофигизм,дофенизм...С окончанием Оттепели произошло что-то большее,чем смена политического курса - общество постепенно начало утрачивать нравственные ориентиры.Коммунизм стал представляться "обществом потребления" - именно в постоттепельное время были созданы наиболее тревожные книги о внутреннем перерожденчестве - "Хищные вещи века" братье Стругацких,"В Стране Ловушек" и "Последний эксперимент" Юлии Ивановой...Наступал Застой.

Lacenaire: "Афоню", к стыду своему, я не видел (даже странно, у Данелии я видел всё, снятое до 90-х, кроме короткометражек). Всегда думал, что "Афоня" что-то вроде того фильма ("Опасно для жизни", кажется), где герой Куравлёва дежурит на месте обрыва провода. В общем, срочно буду восполнять пробел.

Марк Кириллов: "Мимино". Про этот фильм Данелииникто нт одного полохого слова не сказал.И зритель фильм искренне полюбил,и начальство.На очередном Московском международном фестивале "Мимино" увенчали призом.В кинотеатрах - полные залы.У телеэкранах - семьи в полном составе...Как стало модно говорить в 90-е - "народный фильм"...Ну ладно - успех у массового зрителя понятно почему - всё-таки Георгий Николаевич знал,как играть на зрительских симпатиях,и сюжеты умел выбирать.А тут ещё беспроигрышный дуэт Вахтанга Кикабидзе и Фрунзика Мкртчяна,в своё время блистательно сыгравшие дуэтом эпизод в тюрьме в фильме "Не горюй!" (Мкртян играл турка-контрабандиста)...Но Данелия не был бы Данелией без "второго дна",которые,к сожалению,многие зрители просмотрели... "Мимино" по-грузински означает "сокол".Так прозвали вертолётчика Валико Мизандари,занимающегося аваиперевозками в горах Кахетии.По началу фильма думаешь,что перед нами в очередной раз "грузинская комедия" со всеми атрибутами и штампами.Во всяком случае,легко узнаются в эпизодах наиболее яркие представители этого поджанра - Василий Чхаидзе (Аристофан),Руслан Микаберидзе (Гиви Иванович),Абессалом Лория (Марципан)...И сюжетные коллизии начала фильма оттуда же - Валико перевозит в салоне вертолёта баранов с чабаном (которого тоже считает "бараном" ),а корову прицепляет снизу канатами; ушлый завмаг Кукуш втюхивает покупателю кепку,которая тому заведомо мала; Валико переводит на грузинский с русского индийскую мелодррраму ,снабжая перевод собственными комменариями; племянник Валико поучает своего прадеда,объясняя,что "теперь в Европе на пианино никто не играет",а играют на электричестве,в резиновых перчатках...И т.д. Но заносит судьба Валико и зрителей вместе с ним на тбилисский аэродром,где тот встречает своего давнего знакомого,Валеру Жебрюнаса,командира шикарного авиалайнера...И сердце кахетинского "сокола" дрогнуло,и решил он попытаться вернуться в "большую авиацию"...Он едет в Москву,где и происходит львиная доля сюжета фильма. По собственным воспоминаниям помню - зрителям больше всего нравилась именно "московская часть",благо здесь разворачивалось действие,сплошь состоящая из анекдотов.Валико устраивается в гостиницу под видом эндокренолога.Также за эндокренолога приняли и его соседа по номеру,шофёра Рубика Хачикяна...После того,как "эндокренологов" выселили из гостиницы,они опять вляпались в историю - пытаясь продать покрышку для легковушки,друзья совершенно случайно наткнулись на давнего врага Валико - Нугзара Попишвили (Арчил Гомиашвили),когда-то обесчестивший сестру Валико.Затем - суд над Валико за хулиганство (в порыве ярости он кокнул в квартире Попишвили люстру)...А затем...Анекдот заканчивается - Рубик возвращается домой,а Валико остаётся в Москве без гроша в кармане и без перспектив на будущее...Впрочем,всё разрешается,как в сказке - некто Волохов (Евгений Леонов) и его фронтовой приятель Большой Начальник (Николай Граббе) принимают Валико за сына своего сослуживца-грузина,погибшего в Великую Отечественную...И вот Валико - теперь Валентин Константинович - второй пилот международного лайнера.Как говорил Остап Бендер,сбылись мечты идиота Неуютно Валико в лайнере,не его это.А тут ещё некстати телефонистка ошиблась - соединяя с Телави,она соединила Валико с Тель-Авивом,где на другом конце провода оказался еврей из Грузии Исаак,переехавший на "историческую родину", но скучающего по родному Кутаиси..."Ты что,Исаак? - Я плачу..." А Валико разве не тот же Исаак,оторвавшийся от корней и рванувший за птицей счастья в чуждую ему Москву?..В финале фильма мы снова видим Валико за штурвалом вертолёта в родной Кахетии...Он вернулся домой? НЕТ - отвечает Данелия.Обратной дороги нет (не случайно последний кадр фильма - это оборванная цепь крепления вертолёта,которую Валико в прямом и переносном смысле разорвал,улетев из родной деревни)...

Марк Кириллов: О чём же "Мимино"? Видимо о том,что нельзя предавать себя,отказываться от себя.Не в том дело,что не нужно ни к чему стремиться,а в том,чтобы понять - для чего тебе это? Просто,чтобы было,как дохлая лошадь в ванной из знаменитой издевательской загадки? Не был ли этот фильм посланием коллегам-"шестидесятникам",многие из которых предпочли отказаться от себя ради славы и престижа.Почему именно в 70-е годы в советском кино так навязчиво звучит тема отречения от принципов,тема предательства? "Я,Христиан-Теодор,решительно и безоговорчно отказываюсь от свадьбы с Принцессой,если взамен мне будут дарованы слава,почёт и уважение" - это из фильма Надежды Кошеверовой "Тень"."Ты что хочешь,чтобы я променял деньги на какое-то там счастье?!" - а это уже "Приключения Буратино" Леонида Нечаева...А был ещё "Страх высоты" Александра Сурина,"Звезда пленительного счастья" Владимира Мотыля (сцена накануне казни,когда генерал Голенищев-Кутузов переглядывается с князем Трубецким,а перед глазами у обоих проходят воспоминания,когда оба мечтали о революции; а теперь один сидит на лошади и командует казнью своих недавних друзей)...Да и "Афоня" из этого же цикла...Конечно,Данелия не судит Валико столь строго,но осуждает явно.Кстати,в сценарии Резо Габриадзе Валико в натуре прыгает с самолёта с парашютом,приземляясь аккурат возле будки Марципана...В фильме этого нет.

Lacenaire: Марк Кириллов пишет: Кстати,в сценарии Резо Габриадзе Валико в натуре прыгает с самолёта с парашютом,приземляясь аккурат возле будки Марципана...В фильме этого нет. Сценарий я не читал, но слышал, что задумывалось именно без парашюта. Валико прыгает, потом на пятой точке скатывается с горы и оказывается у будки. Но то ли не придумали, как это снимать, то ли решили, что "будет слишком".

админ: Марк Кириллов пишет: О чём же "Мимино"? Видимо о том,что нельзя предавать себя,отказываться от себя.Не в том дело,что не нужно ни к чему стремиться,а в том,чтобы понять - для чего тебе это? А тебе не кажется, что Валико в общем то тоже было некуда возвращаться.: племянник Валико поучает своего прадеда,объясняя,что "теперь в Европе на пианино никто не играет",а играют на электричестве,в резиновых перчатках... Он вырос из своего села, но оказался чужд остальному миру. Может и правильно, что в финале он не прыгает с парашютом в родное село. Не в этом ли проблема, что становясь лучше - мы одновременно теряем свои корни. И здесь нету морали. Став летчиком, Валико взлетел и его отъезд, спровоцированной встречей с Валерой Жебрюнасом - лишь деталь. Валико бы уехал, в любом случае. Я не думаю, что Данелия осуждает Валико. Ибо, обрыв канатов, констатировал в "Афоне". Впрочем, судьба Афони - это судьба классического советского обывателя, пролетария - сантехника. Некуда ему стремиться. К корням стремиться - нету корней, жизнь - глупа и бессмысленна - Афона ты мне рупь должен... Если в "Афоне" мы видим городского пролетария, то в "Мимино" героя, который мог и достиг успеха. Но, стал ли он счастлив... Нет.

Марк Кириллов: "Осенний марафон". Опять успех - и зрительский,и критический.Все довольны и счастливы...Что очень странно - фильм-то грустный и наводящий на нехорошие размышления.Видимо,общество признало Андрей Павловича Бузыкина своим отражением.А,как известно,нечего пенять на зеркало,коли рожа крива.Правда,непосредственно "рожа" у Андрей Павловича вполне симпатичная ...Жил-был человек - поэт-переводчик с английского.Всё у него есть - жена,дочь,любовница,квартира,уважающие его студенты,приятель из Дании,сосед Прохоров,каждый четверг приглашающего "Палыча" раздавить полбанки...А счастья нет.Несёт Бузыкина по жизни,как бревно по реке.И надо бы остановиться,подумать,принять решение...А зачем? Вот чего-чего,а действовать Андрею Палычу не хочется ни на йоту - пусть всё само собой как-то решится.А люди вокруг мельчешат,чего-то от него требуют,заставляю "соответствовать".Жена,Нина Евлампиевна (Наталья Гундарева),хочет,чтобы "Андрюша" её не бросал и не изменял с машинисткой Аллой.Алла (Марина Неёлова) хочет ребёнка от Бузыкина и,в идеале,чтобы тот бросил наконец свою Н.Е. (жену в смысле).Бездарная Варвара (Галина Волчек) мечтает,чтоб Бузыкин за неё делал её работу (переводил) - по старой дружбе.Билл Хансен (Норберт Кухинке) - чтобы "АндрЭй" помогал ему переводить Достоевского и бегать с ним от инфаркта два раза в день...И так далее,и тому подобное...А Бузыкин ничего не хочет.Ему уже жить надоело.И лицо у интеллигентнейшего Андрея Павловича по жизни почти такое же,как у Афони Борщова в сцене на аэродроме - то есть никакого лица.Каждый раз,когда нужно с кем-то начать общаться,Бузыкин делает над собой усилие,чтобы "изобразить лицо" (как Афоня перед милиционером) - почти как Фантомас,натягивает он своё очередное "лицо" перед зеркалом...Только раз за весь фильм мы видим Бузыкина абсолютно счастливым - когда он разругался с Варварой,его выставила за дверь любовница,а жена ушла.Теперь он счастлив - никто его не достаёт,он сам по себе.И Бузыкин танцует под телевизор сместе с пиджаком в руках.Впрочем,и танец-то этот вымучен,почти как у Афони,который пытается отключиться от своих проблем в одиноком танце под аккомпонемент ресторанного оркестра...Впрочем,одинокое счастье Бузыкина длилось недолго - Алла,успокоившись,сама позвонила,чтобы помириться; жена вернулась,решив опять простить своего блудного мужа; оклемался после попойки с Прохоровым Билл...Бузыкин опять врёт жене,делая вид,что разговаривает с кафедрой,а потом в очередной раз отправляется на пробежку вместе с Биллом по осенним ленинградским улицам...Круг замкнулся и выхода из него нет... "Афоня","Мимино" и "Осенний марафон" составили своеобразную трилогию,которую,по аналогии с антониониевской "трилогией отчуждения" можно было бы назвать "трилогией опустошения".Афоня запер себя внутри своей "пещеры",выйдя за пределы которой он оказался абсолютно беззащитен,а проникшая в сердце неудачная любовь,выжгла у него всё...Валико,добившись своей мечты,оказался морально опустошён,потому что оторвал себя от корней,который хоть и тяготили его,но без которых он не может существовать...Бузыкин уже полностью схачен своей "жизнью" - она его просто не отпускает.Не потому что она такая опасная и страшная - просто Андрей Палыч сам её для себя сконструировал.Не может он ТАК больше жить.Но и ПО-ДРУГОМУ он жить просто не умеет...После столь пессимистического фильма было совершенно неудивительно появление просто апокалиптической картины "Слёзы капали".

Сухов: Марк Кириллов пишет: Впрочем,одинокое счастье Бузыкина длилось недолго - Алла,успокоившись,сама позвонила,чтобы помириться; жена вернулась,решив опять простить своего блудного мужа Причём все трое находятся в крайней степени отчаянья. Марк Кириллов пишет: в очередной раз отправляется на пробежку вместе с Биллом по осенним ленинградским улицам... ...в брюках и рубашке. Есть в этой сцене что-то сюрреалистическое. Марк Кириллов пишет: Бузыкин уже полностью схачен своей "жизнью" - она его просто не отпускает.Не потому что она такая опасная и страшная - просто Андрей Палыч сам её для себя сконструировал.Не может он ТАК больше жить.Но и ПО-ДРУГОМУ он жить просто не умеет... В Бузыкине примечательнее всего то, что он никому не врёт так нагло и успешно, как самому себе. Он изо всех сил старается не замечать того, как он разрушает всё вокруг себя, какую боль он причиняет близким людям. Ещё примечательная черта - его неорганизованность. Парадокс - если бы он хотя бы научился врать, то вреда бы от него было меньше. Или он бы не был так заметен.

Марк Кириллов: "Слёзы капали". Это,вероятно,самый мрачный и безысходный фильм Данелии...Всему пришёл конец - мечтам,надеждам,иллюзиям...Всему...В фильме очень много отсылок к прошлым фильмам - например,городок,где проживают герои фильма,очень похож и на Верхние Ямки ("Тридцать три"),и на город,где жил Афоня Борщов.Только в этих городах было что-то привлекательное - солнце,старинные церкви,люди на улицах улыбки...В этом же Городе постоянно идёт дождь,людей на улицах нет,озеро давно обмелело (даже утопиться нельзя),дома разрушаются (главный герой фильма,Васин,пытается повеситься,но падает вместе с люстрой)...Такое ощущение,что наступил Конец Света... ...Начало у фильма практически сказочное - ответственному работнику горжилкомсервиса товарищу Васину (Евгений Леонов) в глаз попал осколок волшебного зеркала,как Каю из "Снежной королевы".По логике сказки,Васин должен был начать видеть всё хорошее в дурном свете (так у Андерсена)...Но тут-то нет! Осколок кривого зеркала троллей наоборот,распримил в его глазах кривую действительность.Две отрицательные величины дали плюс.И у Васина,за мягкость и незлобливость прозванного "Хомячком",буквально открылись глаза на всю ту грязь и мерзость,окружающую его.Люди,вроде бы,его окружают неплохие,но аморфные и ничем не интересующиеся (единственный живой человек - это секретарша Васина, Наташа (Ольга Машная))...Всё сгнило,в прямом и переносном смысле.Чинить уже нельзя,надо ломать! А что взамен? Ничего...Ультиматум Васина власти игнорируют,наложить на себя руки не получается (выше уже писал почему)...В отчаянье Васин плачет и осколок зеркала из глаза выпадает...Но действительность-то не изменилась! По-прежнему в Городе идёт дождь,люди тоже не стали лучше...Приехали..."Друг,мне тебя жалко", - говорит в финале Васину алкоголик Фёдор (Борислав Брондуков).Действительно,Васина жалко.Так же,как и остальных жителей Города. ...Фильм был категорически не принят.Для зрителей он был слишком мрачен.А критики вечно всем недовольны...А я этот фильм люблю.С первого просмотра.Хотя впервые увидел его ещё в детстве... ЗЫ,"Теперь назначен к нам Тетеря, Чему,конечно,очень рад. Давайте дружно мы теперя Тетерю поцелуем в зад!" (С) Стихотворение товарища Васина

Марк Кириллов: "Кин-дза-дза!" Каждый настоящий Режиссёр рано или поздно снимает свой Главный Фильм.Иногда он с этого фильма начинает карьеру,а потом всю жизнь пытается достичь первоначального совершенства,иногда этот фильм - финал творческой жизни...Но бывает и так - режиссёр снимает фильм,а его игнорируют.И только по прошествии времени приходит понимание,что именно вот этот вот фильм и есть То - Самое Главное... ...О том,что Данелия снимает фантастический фильм,я узнал из очередного выпуска "Кинопанорамы".И этот фильм ждал.С нетерпением...И вот в марте 1986 года фильм вышел на экраны,и я в первый же день помчался его смотреть...Скажу честно - не всё я в фильме понял,но он меня заворожил.И в течение месяца я его пересмотрел ещё три раза...Мне думается,что многие из тех,кого зацепил "Кин-дза-дза!",сделали примерно так же..."Кин-дза-дза!" формально стал ТРЕТЬИМ фантастическим фильмом Данелии - если за такие признавать "Тридцать три" и "Слёзы капали".Только в первых двух фильмах фантастика была первоначальным допуском.Здесь же режиссёр не даёт зрителю опомниться - уже на 5 минуте фильма прораб Машков (Станислав Любшин) и студент Гедеван (Леван Габриадзе) прямо с зимнего Нового Арбата переносятся на пустынную планету Плюк,находящуюся где-то в галактике Кин-дза-дза...А дальше начинаются приключения двух землян,упорно желающих вернуться обратно домой.Увы! Чтобы вернуться,нужна "машинка перемещений",потому как даже местное чудо космической техники "пепелац" даже с "гравицаппой" до Земли долететь не может (в любую другую точку Галактики - запросто,за 5 секунд, - но только не на Землю)...Собственно говоря,Плюк - это и есть Земля.Только всё то,что земляне коммуфлируют - здесь грубо обнажено.На Земле ведь как - на глаз нужно определять,перед кем нужно приседать (по-плюкански - ""ку" делать").А на Плюке всё ясно - если при наводке "визатор" горит красным огоньком, - значит ты четланин - высшая особь,и бедолаги,на которых срабатывает зелёный огонёк ("пацаки") должны перед тобой "ку" делать.Если на тебе жёлтый штаны - то "ку" делаю уже два раза.А если ты щеголяешь в малиновых штанах,то даже братья-четлане должны перед тобой приседать...Все плюкане умеют читать мысли.Поэтому тут даже в мыслях врут ("Кто же на Плюке правду думает?")...Противостояние миров решается просто - кто смел,тот и съел ("Нас плюкане транклюкировали" - "За что?" - "За то,что мы их не успели" - "А вы их за что?" - "Чтоб над головой не маячили!").Власть не стремиться к какому-то коммуфляжу - принцип "я начальник - ты дурак" возведён здесь в ранг закона ("Они перд нами на карачиках будут ползать,а мы в них - плевать" - "Зачем?" - "Удовольствие получать")...Неудивительно,что и власть отдалена от народа в буквальном смысле ("Правительство на другой планете живёт").Дже местный диктатор - господин ПЖ - и тот является своим верноподданным только в виде галлограммы,а сам в это время предаётся двусмысленным удовольствиям в бассейне со своими слугами...Разве это не Земля? Вернувшись после всех перепетий сюжета обратно в Москву,герои хорошо усвоили плюканские уроки.И вот уже Машков и Гедеван делаю "ку" перед снегоуборочной машиной - её мигалка так похожа на мигалку плюканских эцилоппов (полиции)... Фильм вышел на заре так называемой "эпохи Перестройки и Гласности".Многие критики восприняли приход новой эпохи как сигнал к отказу от иносказаний и притч.В обзорах огромное место удилялось актуально-жаренным фильмам,смаковавшим либо издевательство над каким-то начальником рангом повыше,либо "молодёжным фильмам",воспевавших шпану,хулиганьё и просто отморозков (об этом подробно напасино в топике ""Чернуха" или,Перестроечное кино"").С "Кин-дза-дза!" не церемонились."Советский экран" опубликовал сомнительную рецензию,в которой Данелию упрекали за то,что его Машков пытается бежать на Землю,а не в духе времени возглавить восстание плюкан против местной Административно-Командной Системы (слоган эпохи "Перестройки") и самого господина ПЖ."ИК" плюнуло в фильм двумя статьями,в которых авторы обвиняли Данелию,что в то время,как все прогрессивные кинематографисты бичуют недостатки,он удалился в мир абстрактного анекдота...То ли не поняли,то ли не захотели понять...Понимание фильма пришло всесте с крахом СССР и началом "лихих 90-х".Вот тогда даже до непонятливых дошло "про что кино"... ...Повторюсь - "Кин-дза-дза!" - один из самых глубоких фильмов Данелии,и один из самых,если не самый, совершенный.Практически ничего лишнего.Каждая фраза - готовый афоризм (даже Гайдай мог бы позавидовать).А уж трактовок у фильма! В советском кино,пожалуй,только фильмы Тарковского так подробно рассматривались под лупой...Так что в 1986 году Данелия достиг вершины творчества...Далее начался спуск...

Lacenaire: Марк Кириллов пишет: Скажу честно - не всё я в фильме понял,но он меня заворожил.И в течение месяца я его пересмотрел ещё три раза...Мне думается,что многие из тех,кого зацепил "Кин-дза-дза!",сделали примерно так же... Точно. Правда, смотрел я его не в кинотеатре - показывали по ТВ поздно, поэтому поставил записываться на кассету, но не удержался и досмотрел до конца. А на следующий день ещё. Я помню не много фильмов, который тянет пересмотреть почти сразу и именно целиком.

Марк Кириллов: После "Кин-дза-дза!" начинается закат Данелии.Нет,он успел в "лихие 90-е" снять аж ЧЕТЫРЕ фильма.Все они,безусловно,любопытны,но это в лучшем случае либо самоповторы,либо вариации на тему... "Паспорт". Данелия использует опять в качестве завязки анекдот...Есть два сводных брата - Яков и Мераб - близнецы,только у первого в роду были евреи.И вот Яша решил уехать в Израиль.Но в аэропорту произошла путаница - Мераба,отправившегося в "валютную зону" за шампанским,приняли за Якова и запихнули в самолёт...Далее,весь фильм бедолага Мераб пытается вернуться домой...Прямо "Кин-дза-дза!",правда? А есть ещё и сцены из "Мимино","Слёзы капали","Осеннего марафона".Всё это легко узнаётся...Кроме одного - совершенно не похож на себя режиссёр Данелия.Такое ощущение,что "Паспорт" он снял специально для шайки "либеральных" критиков,выливших не один ушат помоев на "Кин-дза-дза!" И вот вам "актуально-перестроечный фильм".Тут и еврейская тема,и Янковский с балалайкой (а в балалайке - пачка долларов ),и колючая проволока и миннные поля на границах...И патетический финал,когда Мераб истошно кричит на советско-турецкой границе "Пограничник! Не стреляй!!!"...Какой-то это неуютный и неясный фильм...Есть,конечно,и юмор - Яков рвёт стоп-кран поезда,чтобы выйти и набрать на память грузинской земли..." - Ты что?!!! - Я хочу взять с собой горсть грузинской земли! - Ты что,офанарел? Какая грузинская земля? Это Астраханская область! Тебе что,50 метров не пройти?" - но это даже не капля,а молекула в море неизвестно чего... "Настя". Формально это римейк одного из шедевров шестидесятнического кино - фильма 1967 года "Проишествие,которого никто не заметил",снятого поэтом и драматургом Александром Володиным в качестве режиссёра.Этот фильм в своё время прошёл незамеченным,но вовсе не из-за своей ущербности - просто тогдашнее руководство Госкино во главе с Александром Романовым в то время огнём и мечом вытравливало из кино "дух Оттепели",и все "неформатные фильмы получали 3-4 прокатные категории и отправлялись вв переферийные кинотеатры,дабы не тешились интеллигенты иллюзиями свободы...Впрочем,от "Проишествия..." взят толлько формальный сюжет превращения зачуханной продавщицы Насти в писанную красавицу.Оконтовка фильма - это попытка отобразить реальность начала 90-х.Не получилось...Опять кадры фильма заставляют вспомнить прежние успехи Данелия - начало - ползущий по окраине города трамвай - прямая цитата из "Слёзы капали"; начальник ЖЭКа товарищ Тетерин - оттуда же ("Давайте дружно мы теперя Тетерю поцелуем в зад!"),а исполнитель его роли Александр Потапов - из "Афони",где он играл вихрастого белобрысого парня,развлекавшегося на собрании,где о очерной раз чихвостили Борщова; вор-домушник в исполнении Савелия Крамарова - из "Мимино"...Даже Билл Хансен вновь появляется перед нами в исполнении всё того же импозатного Норберта Кухинке...Зритель во всю развлекается,узнавая знакомых героев и сцены из других данелиевских фильмов...А в чём смысл-то? В кинокапустнике? Потому что больше ничем иным "Настя" и не является...Прежние фильмы Данелии задевали душу,потому что и у режиссёра она болела.Теперь,наверное,тоже болела,но сказать это языком кино уже невозможно - нет уже "Той Страны",нет Тех Людей...Данелия поставил на Этой Земле точку ещё в "Слёзы капали".Поэтому даже сврхреалистичная Москва-1992 похожа в фильме на фанерный задник дешёвых фильмов эпохи рождения кино... "Орёл и решка". Уже в "Насте" проскакивали цитаты из "Я шагаю по Москве"."Орёл и решка" - это тоже "Я шагаю по Москве".Только на дворе 1995,а не 1963.Это тгда было "всё хорошо" (ну или, по крайней мере, так казалось).теперь хорошо только бандюкам в малиновых пиджаках.Хотя "браток" появляется на экране всего-то на несколько секунд и ничего плохого совершить не успевает (наоборот,предлагает безвозмездную финансовую помощь своему бывшему однокласснику),но именно ему и достаётся неадекватная ругань (на предложение денег "бандюк" получает весьма неадекватный ответ - "Да пошёл ты!!! Сам пей воду из унитаза!")...Герой Кирилла Пирогова шагает по Москве в поисках денег для лечения своей бывшей девушки.Встречает кучу людей...Почти как Колька из старого фильма...И реальность Москвы-1995 тоже,вроде бы,передана адекватно...Да только зрители испытывали от этой реальности ОТВРАЩЕНИЕ! Да и сам Георгий Николаевич вряд ли был от неё в восторге.Анализ - не его стихия,Данелия - мастер сопереживания.А сопереживать некому.Зритель мог и хотел отождествлять себя с Колькой,но с героем "Орла и решки"...Не думаю...Финал фильма позаимствован из "Мимино".Вновь на экране появляется Большой Начальник (на сей раз в исполнении Станислава Говорухина),который одним росчерком пера решает судьбу главного героя - теперь он работает в системе "Газпрома" начальником буровой...Прям хоть на современный плакат со слоганом "Газпром - мечты сбываются!" Так и хочется спросить - ЧЬИ мечты?

Марк Кириллов: "Фортуна". Здесь искать первоисточник тоже не трудно - это "Совсем пропащий".Вновь река,плавсредство (на сей раз - старая баржа с гордым названием "Фортуна").Экипаж корабля - постаревший Герцог,пардон,Вахтанг Кикабидзе и мальчик-подросток - аналог Гека Финна.Но,как говорилось в реклам ном слогане начала 90-х, "это вам не Америка!" "Фортуна" плывёт по России.А приключения...А они есть? Скажу честно - после 20-минутного мученья перед телеэкраном я не выдержал и выключил телевизор.Потому что смотреть на вялое и некчёмное действо у меня уже не было никаких сил...Критики фильм хвалили.Я только не понял за что ... "Фортуна" - последний по времени фильм Георгия Данелия. Итог? Как говорилось в начале,место Данелии в советском кино не оценили.Или оценили не в полной мере.Отдельные его фильмы со счастливой прокатной судьбой обласкали и похвалили.Фильмы,не соответствующие шаблону,замалчивали или обругивали.Единственная книга о творчестве Данелия вышла в начале 80-х и,по понятным причинам,многие темы его творчества оказались не рассмотрены.Некоторые фильмы,например,"Совсем пропащий","Афоня" и "Слёзы капали",так и не были по-настоящему проанализированы.Только спустя 10 лет после выхода на экран появились аналитические статьи о "Кин-дза-дза!" (кстати,этот фильм можно уже смело называть "культовым")...Неужели время исследования творческого наследия Георгия Данелия ещё не наступило?

Lacenaire: Из "последнего" видел только "Настю". Там запомнилась финальная сцена со свалившейся в яму чертыхающейся старушкой.

Сухов: Спасибо, Марк, за интересный, действительно очень интересный обзор! Только боюсь, что теперь тему придётся закрыть. После такого анализа другим сказать уже будет нечего. Марк Кириллов пишет: После "Кин-дза-дза!" начинается закат Данелии.Нет,он успел в "лихие 90-е" снять аж ЧЕТЫРЕ фильма.Все они,безусловно,любопытны,но это в лучшем случае либо самоповторы,либо вариации на тему... Не кажется ли Вам творческая судьба Данелии похожей на судьбу другого великого советского режиссёра? И не хотите ли Вы замахнуться на Эльдара нашего Рязанова? P.S. * Режиссёру Георгию Данелия очень нравилась актёрская игра Борислава Брондукова, поэтому, когда он писал сценарий к фильму «Кин-дза-дза», он придумал роль специально для этого артиста. Однако, когда начались съёмки фильма, Брондуков перенёс инсульт и не мог сниматься. В результате герой, которого должен был исполнять Брондуков, был вообще ликвидирован из сценария. * Когда фильм был почти снят, к власти в СССР пришёл К. У. Черненко. Чтобы фильм не запретили, Данелия и Габриадзе решили переозвучить слово «Ку», которое совпадало с инициалами генерального секретаря ЦК КПСС, на какое-нибудь другое слово. Стали думать. Выдвигались варианты «Ка», «Ко», «Кы» и др. Пока думали, Черненко не стало. Так слово «Ку» осталось в фильме. * По сценарию Скрипач вёз не уксус, а чачу. Так, на Альфу вместо Земли герои в сценарии попали из-за того, что перепились и промахнулись. Когда фильм уже был снят, как раз развернулась антиалкогольная кампания и чачу заменили на уксус. * В фильме чатланин с транклюкатором после фразы «Я скажу всем, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ! Пацаки чатланам на голову сели!» просто уходит по пустыне вдаль. Вновь он появляется в фильме лишь в сцене, где герои открывают эцих. В сценарии его роль более развёрнута. Там его звали Кырр и он, разозлившись на наглых пацаков, из-за которых ему пришлось выстрелить в шар с «последним выдохом» его собственного отца, ушёл из заброшенного катера в город, чтобы транклюкировать доведшего до этого планету господина ПЖ. В городе он взорвал шар с «последним выдохом господина ПЖ», устроил революцию и захватил власть. После чего, его все стали называть «папа Кырр». В сцене с «последним эцихом» герои встречаются уже не с Кырром, а с господином ПЖ, которого посадили в железный ящик. * Песня «Мама, мама, что мы будем делать» звучит в начале и в конце фильма из телевизора в квартире дяди Вовы, по которому демонстрируется сцена из художественного фильма «Котовский» 1942 года. В этой сцене белогвардейские офицеры во время гражданской войны сидят в ресторане занятой ими Одессы и смотрят зажигательное выступление певицы, исполняющей эстрадные куплеты о весёлой и разгульной жизни одесситок («Одесситка — вот она какая, / Одесситка — пылкая, живая! / Одесситка пляшет и поёт, / Поцелуи раздаёт / Тем, кто весело живёт!»). В качестве припева к этим куплетам, мужской хор несколько раз исполняет отрывок из фольклорной песни беспризорников («Мама, мама, что мы будем делать, / Когда настанут зимни холода? / У тебя нет тёплого платочка, / У меня нет зимнего пальта!»). Композитором фильма «Котовский», согласно титрам, являлся Сергей Прокофьев. В ходе фильма дядя Вова играет на скрипке другую, более простую мелодию, предположительно, взятую из «Колыбельной» композитора И. Филиппа (Публиковалась в «Школе игры на фортепиано» под редакцией А. Николаева). * Cлово «ку» совпадает с португальским непристойным словом «cu», которое можно перевести как «задница» (употребляется для обозначения неприятного человека или события). Возможно, что именно благодаря этому комедия «Кин-дза-дза!» в 1987 году получила специальный приз «За изобразительную концепцию» на фестивале в Рио-де-Жанейро. * На роль Абрадокса с планеты Альфа режиссёром был запланирован Норберт Кухинке, исполнявший роль иностранца в фильме Осенний марафон, но руководство Мосфильма запретило снимать его из политических соображений. Поэтому эту роль сыграл сам режиссёр Георгий Данелия. * Песня «на речке, на речке, на том бережочке», которую поёт Уэф, когда его увозят в железном ящике на Плюке, звучит во всех фильмах Г. Данелии, где снимался Е. Леонов, начиная с «Тридцать три» * Эпизод, в котором герои в клетке поют «Мама, мама, что я буду делать», снимался под вращающейся сценой Театра Советской Армии. * Известный скрипач Гидон Кремер попросил композитора Гия Канчели написать пьесу для симфонического оркестра по мотивам музыки «Кин-дза-дза» и «Слёзы капали», что тот и сделал. Вперве получившуюся музыкальную пьесу исполнили в Германии под названием «Айне кляйне Данелиада» (Маленькая Данелиада). Пьеса была написана так, что по музыке оркестранты во время исполнения несколько раз должны пропеть «Ку», что они делают с большим удовольствием. На эту музыку в Вене был поставлен балет. Там «Ку» уже поёт женский хор. * Слово «пепелац» (искажённое грузинское «пепела») означает «бабочка». Такое название для летательного средства уже использовалось в фильме Г. Данелия «Мимино» (1977), где герой Вахтанга Кикабидзе — грузинский вертолётчик Валико Мизандари по прозвищу «Мимино» — так называл свой вертолёт (В ответ на просьбу старухи перевезти корову на вертолёте, Мимино стучит по вертолёту и кричит: «Пепела! Пепела!»). * Эскиз пепелаца нарисовал Георгий Данелия, когда он в Тбилиси вместе с Резо Габриадзе работал над написанием сценария к фильму. За несколько лет, в течение которых писался сценарий, всё много раз менялось, но именно такой пепелац появился позже в картине. * В фильме использовалось несколько пепелацев разного размера. * Пепелац, на котором летают герои фильма, делали Г. Данелия и художник-постановщик картины Теодор Тэжик. На свалке самолётов был найден самолёт Ту-104, от которого с большим трудом отрезали хвостовую часть. Затем поставили этот цилиндр в коллектор шестого павильона «Мосфильма», где Тэжик покрыл его пенополиуретаном и офактурил под ржавчину. А откидные двери, колеса и крутящийся винт смастерил А. С. Батынков — умелец с «Мосфильма». * Штука, которая внутри пепелаца крутится под потолком —это втулка несущего винта вертолёта. * Фильм должен был сниматься в пустыне Каракумы, однако произошла ошибка, и груз пепелацев, отправленный туда по железной дороге, потерялся в пути. По накладным его не нашли, так как в них было написано «груз пепелацы». Соответственно, железнодорожники, не зная, что такое пепелацы, не могли их отыскать. В результате директору «Мосфильма» пришлось подключать КГБ. Пепелацы были найдены лишь спустя полтора месяца во Владивостоке. Из-за этого происшествия фильм вместо запланированных в пустыне съёмок весной, снимался там летом в самую жару. * В первый же день, когда пепелац, наконец, привезли на съёмочную площадку и собрались снимать, художник-постановщик картины Тэжик сказал, что пепелац надо немного подкоптить, будет выглядеть достовернее. Зажег факел, начал коптить… и декорация загорелась. (Пенополиуретан является легковоспламеняющимся материалом). Кинулись тушить. Песком. Брезентом. Затушили. Но один бок прогорел. Лишь к ночи Тэжик и второй художник-постановщик А. Самулекин раздобыли полиуретан у военных и залатали пепелац. Чтобы заплатки не были видны, Тэжик его снова начал коптить. К счастью, в этот раз пепелац не загорелся. Для съёмок пустыня должна была быть в абсолютно девственном виде, без следов людей и машин. Но без людей и машин при съёмках обойтись невозможно. Например, для транспортировки пепелаца использовался трактор и платформа. Трактор при транспортировке грузов на съёмочную площадку всегда ехал вдоль бархана, а потом прямо на камеру. Затем перед камерой ставили пепелац и он закрывал собой все следы. * Один из актёров фильма — Леван Габриадзе (исполнитель роли скрипача) — после окончания съёмок взял себе на память 40-сантиметровый макет пепелаца, который до сих пор хранится у него дома. * В одном из телеинтервью Г. Данелия рассказал такую историю. Однажды на одном из кинофестивалей к нему подошёл один американский кинорежиссёр и сказал: — Я видел вашу «Кин-дза-дзу!». Потрясающе! У нас в Америке такие спецэффекты очень дороги. Не могли бы вы нам помочь со спецэффектами? — Какие спецэффекты? У нас там не было никаких спецэффектов. — изумился Данелия. — Ну, как же. У вас же там огромная ржавая бочка летает. Разве это не спецэффект? — Нет, конечно же. Нам в министерстве обороны дали гравицаппу и поэтому пепелац у нас в фильме летает. Напишите письмо в наше министерство — может они и вам дадут гравицаппу.

Марк Кириллов: Можно и Рязанова.Только с ним сложнее - о творчестве Эльдара Александровича написано очень много и толково.В том числе и им самим.Поэтому если обзор и будет,то в контексте "нового взгляда"...В своё время в журнале "Киноведческие заметки" была опубликована статья об "Иронии судьбы...",где её автор выводил истинный сюжет фильма из того,что всё произошедшее приснилось перепившему под Новый год Лукашину.Кстати,в детстве,когда я впервые смотрел фильм,мне тоже так казалось...Так что надо подумать.

Сухов: Марк Кириллов пишет: Можно и Рязанова.Только с ним сложнее - о творчестве Эльдара Александровича написано очень много и толково. Хочется понять этот механизм, когда выдающийся художник в мгновенье ока превращается в бездарного халтурщика. Как? За счёт чего? Рязанов, Данелия, Гайдай, Кеосоян... За рубежом тоже есть такие случаи. В чём дело?

Lacenaire: Сухов пишет: Хочется понять этот механизм, когда выдающийся художник в мгновенье ока превращается в бездарного халтурщика. Не надо. Насчёт Данелии и Гайдая не согласен. Рязанов - может быть. Кеосоян (старший, я так понимаю) создал "Неуловимы мстителей", за что ему огромное спасибо. А тот же Данелия не халтурщик, и уж точно не бездарный. Просто не каждый режиссёр всё время может снимать хорошие фильмы. Халтура, это когда готовы снимать что угодно, лишь бы, что называется, "пипл схавал", на потребу дня. Как мне кажется.

Марк Кириллов: Гайдай в халтурщика не превращался.Его путь по нисходящей - от "Ивана Васильевича..." до "На Дерибассовской хорошая погода..." вполне объясним.Леонид Иович не писал себе сценариев.Качество сюжетов ухудшилось,во-первых.Во-вторых,трудно было составить адекватную картину действительности.И потом,при всех неудачах последних фильмов Гайдая почерк мастера виден в каждом из них...Данелия тоже не стал халтурщиком - выше я уже описал логическую цепочку,которая естественным образом привела от "Я шагаю по Москве" к "Кин-дза-дза!" Фильмы 90-х - это желание ухватить новое время.Но его нельзя адекватно отразить! Потому что если действительность тебе отвратительна как человеку и художнику,ты НИКОГДА не сделаешь её более привлекательной.А если это ещё и противоречит твоему творчеству в корне? Рязанов...Тут более сложный случай.Эльдар Александрович добился почти невозможного - в течении четверти века он снимал практически только УДАЧНЫЕ фильмы,даже имевшиеся проколы были по-своему великолепны (например,"Человек ниоткуда" или "Дайте жалобную книгу")...Но дальше...После своего ШЕДЕВРА "О бедном гусаре замалвите слово..." Рязанову взбрела в голову мысль,что он может заниматься поучениями.А история с мытарствами "Гусара" также способствовала тому,что нужно резать правду-матку...И при этом заигрывать со зрителями...Короче,мэтр забронзовел.И,начиная с 1982 года ("Перестройкой" тогда и не пахло),он начал скатываться всё ниже и ниже,с каждым фильмом теряя свою индивидуальность,и всё больше превращаясь в среднестатистического режиссёра.С Рязановым случилась обычная беда - он уверовал в свою непогрешимость.И если раньше его привлекал художественный поиск,то после 82 года его больше интересовала "жаренность".В "Вокзале для двоих" он спекулирует на теме "без вины виноватого",изо всех сил выжимая из зрителя слёзы.В "Жестоком романсе" эксплуатирует харизму Михалкова,с успехом игравшего в начале 80-х роли современных "хозяев жизни"."Забытая мелодия для флейты" - наскоро приспособленная под "Перестройку" старая пьеса "Аморальная история",которая сильно проиграла при экранизации от внедрения в неё жаренной актуальности...Из художника Рязанов превратился в ... пекаря.Трудно теперь и представить,что у претенциозного "Андерсена" и остросатирического "Гаража" один и тот же автор.Ни с точки зрения тематики,а с точки зрения мастерства...Говорят,"мастерство не пропьёшь".Это - да.А вот профукать мастерство - это как два пальца ... ну вы поняли



полная версия страницы