Форум » Творчество других режиссеров » Отечественное кино - Вадим Абдрашитов » Ответить

Отечественное кино - Вадим Абдрашитов

Lacenaire: Похоже, кроме Марка Кириллова, сказать что-либо об этом режиссёре пока никто не может. Но это вопрос времени. Много слышал о нём раньше ("много" это громко сказано - вдруг всплывало его имя и реплики типа "Да! Тарковский, Муратова, Абдрашитов! О да!.. гм." - и всё, собственно), а познакомился совсем недавно - наткнулся в Рамблере на запись его мастер-класса, потом посмотрел "Парад планет". Пока всё. P.S. Если кому интересно, и свободное время есть: http://vision.rambler.ru/users/protivpotoka/1/4/

Ответов - 64, стр: 1 2 3 All

Марк Кириллов: В четверг напишу подробную статью с разбором.Мне повезло - я видел ВСЕ фильмы Абдрашитова.Может и вы,коллеги,видели,но не знали,кто автор просмотренных фильмов? Итак,фильмография Вадима Абдрашитова - "Остановите Потапова!" (1974),в главной роли Валентин Смирнитский "Слово для защиты" (1976),в главных ролях Галина Яцкина и Марина Неёлова "Поворот" (1978),в главных ролях Олег Янковский и Ирина Купченко "Охота на лис" (1980),в главных ролях Владимир Гостюхин и Игорь Нефёдов "Остановился поезд" (1982), в главной роли Олег Борисов "Парад планет" (1984), в главной роли Олег Борисов "Плюмбум,или Опасная игра" (1986),в главной роли Антон Андросов "Слуга" (1988),в главных ролях Олег Борисов и Юрий Беляев "Армавир!" (1990),в главной роли Сергей Колтаков "Время танцора" (1994) "Пьеса для пассажира" (1995), в главных ролях Сергей Маковецкий и Игрь Ливанов "Магнитные бури" (2002)

админ: Марк Кириллов пишет: "Остановился поезд" (1982), в главной роли Олег Борисов "Парад планет" (1984), в главной роли Олег Борисов Ошибся.... Видел даже два его фильма.

Lacenaire: Марк Кириллов пишет: "Слово для защиты" (1976),в главных ролях Галина Яцкина и Марина Неёлова Почему-то думал, что это Панфилов... "Остановите Потапова" - курсовая работа, не думал, что такие вещи обычно демонстрировались (и демонстрируются) публично. Всё таки "ученический опыт". Хотя сам Вадим Юсупович, вот, говорит, что картина имела успех.

Lacenaire: Lacenaire пишет: Марк Кириллов пишет: цитата: "Слово для защиты" (1976),в главных ролях Галина Яцкина и Марина Неёлова Почему-то думал, что это Панфилов... Поправка, у Панфилова "Прошу слова". Позор мне.

Марк Кириллов: "Остановите Потапова!" демонстрировался,в том-то и дело! Правда,в сборниках короткометражек,но показывался.Ибо фильм оказался очень точным по поставленному диагнозу.

Lacenaire: Марк Кириллов пишет: фильм оказался очень точным по поставленному диагнозу. ?????????

Сухов: Говоря об Абдарашитове нельзя забывать о его напарнике - сценаристе сценаристе Миндадзе. Большинство фильмов они сделали вместе. Я бы даже сказал режиссёр-сценарист Абдарашитов-Миндадзе (писатель Братья Стругацкие).

Сухов: Lacenaire пишет: "Остановите Потапова" - курсовая работа, не думал, что такие вещи обычно демонстрировались (и демонстрируются) публично. Всё таки "ученический опыт". Хотя сам Вадим Юсупович, вот, говорит, что картина имела успех. За пару лет до этого был ещё "Репортаж с асфальта", но никакой информации про этот фильм нет.

Марк Кириллов: Выполняю своё обещание написать о Вадиме Абдрашитове.Уникальный это был режиссёр.Его творчество с одной стороны просто и ясно,а с другой кажется сложным и непонятным.С одной стороны - прямой неприкрытый реализм (даже "соцреализм"),с другой - явное тяготение к притче.Во всех фильмах Абдрашитова ясно виден второй план,режиссёр постоянно дразнит зрителя,обманом заманивая его "жанром" (большая часть сюжетов фильмов Абдрашитова завязана на преступлении),а затем заставляя задуматься об увиденном,да и не только.Режиссёр постоянно обращается к зрителю - "Оглянись,задумайся,остановись,прислушайся!" Абдрашитов был очень СОВЕТСКИМ режиссёром.В том плане,что очень хорошо видел как "парадный подъезд",так и задник.При этом его фильмы абсолютно нечернушны и нет в них ни грамма диссидентства.Хотя практически каждый фильм Абдрашитова был объективно антисоветским.Нет у него пиетета перед "народом",не видит он вокруг записных "положительных героев",не верит он в светлое будущее.Не верите? Давайте пойдём по порядку... "Остановите Потапова!" (1974).Редко бывает,чтобы дипломная работа студента ВГИКа вызывала резонанс,обсуждалась и попадала в прокат.Однако всё это произошло с указанным фильмом.Фильмом,на первый взгляд,совершенно чуждого последующему творчеству Абдрашитова,ибо это комедия,точнее - сатирический плакат...Что,казалось бы,нового можно вычерпать из истории об одном дне из жизни начинающего бюрократа и приспособленца Потапова (Валентин Смирнитский)? Такой сюжет годился бы для "Фитиля" или дешёвой комедии по сценарию Сергея Михалкова (типа "Пены").Абдрашитов словно заглянул за плакат...Потапов - это вам не какой-то замшелый товарищ Бывалов или Огурцов - шаблонные кинокарикатуры на бюрократов.Это очень милый,отзывчивый,продвинутый молодой человек,бодро шагающий по Москве середины 70-х.Он бежит на свидание с девушкой,посещает "Театр на Таганке" (кстати,за съёмку моглога "Гамлета" в исполнении Владимира Высоцкого Абдрашитову надо сказать отдельное "спасибо" - иначе об этом факте творчества великого артиста смогли бы судить только те немногие люди,что имели счастье попасть в любимовский театр),присутствует на похоронах друга...Молодец? А что за этим стоит.Чёрствость и пустота,умение "хорошо себя вести",быть в теме.Девушка ему не нужна,он её не любит и собирается бросить и сменить на более престижную.В театр он пошёл,потому что "достал" билет - "Таганка" - это есть "кууул" .На похорах друга он вообще "отличился" - он просто забыл,кто тот человек,ради которого он примчался на кладбище,а поэтому (приличия - прежде всего!) он поочереди "поскорбел" у каждой новой могилы,где заметил скопление людей... В каком-то смысле "Остановите Потапова!" - это "Я шагаю по Москве-73".Только герой не тот.Заметьте - не антигерой,а именно герой! Именно так,по мнению Абдрашитова,выглядит современный герой - весь правильный и красивый снаружи и совершенно гнилой изнутри.Это - не подонок.Это - Современный Человек.

Марк Кириллов: "Слово для защиты" (1976).С лёгкой руки французского режиссёра Андрэ Кайатта в обиход кинематографа вошло такое понятие,как"судебная (или юридическая) драма".Хотя ещё до знаменитых лет француза "Чёрное досье" и "Меч и весы" в США были сняты отдельные судебные драмы (например,"Дело об убийстве канарейки" или "Называйте это убийством"),но они были лишь неким вариантом экранизированной радиопьесы,а не самостоятельным киножанром.Кайатт сделал из судебной драмы материал для произведения искусства,возможность публично разобрать проишествие (или преступление) и дать ему не только юридическую,но и нравственную оценку.Влияние Кайатта проявилось и в советском кино,в первую очередь в творчестве Леонида Аграновича,имевший отношение как сценарист и кинорежиссёр к созданию фильмов "Человек,который сомневался","Случай из следственной практики","Обвиняются в убийстве","Срок давности",а также в фильмах "Без права на ошибку" Александра Файнциммера и "Средь бела дня" Ваплерия Гурьянова...К чему сие отступление? К тому,что когда Абдрашитов обратился к жанру "судебной драмы",он работал не на пустом месте.Только его фильмы из его собственной "юридической серии" (туда,помимо "Слова..." можно отнести ещё и "Поворот",и "Охоту на лис") были куда менее масштабны.Абдрашитов не лезет на трибуны с громкими разоблачениями,он предлагает ЗАДУМАТЬСЯ...Что масштабного в деле,разбираемого адвокатом Межениной (Галина Яцкина)? Валя Костина (Марина Неёлова) узнав,что любимый мужчина (Станислав Любшин),ради которого она жила,надрывалась на 3-х работах,изменил ей,включила газ,чтобы убить и себя,и своего неверного.Какая тут проблема? Уважаемый мной критик Виктор Дёмин понял фильм в том плане,что он призывает людей "жить страстями".Возможно,но что под этим понимать? Не травить же всех неверных мужей газом вместе с собой Нет,речь не в этом.История Вали Костиной - это повод для Межениной оглянуться на свою собственную жизнь.Ведь они с Валей одногодки,а та,несмотря на постоянную загрузку (утром - дворник,днём - почтальон,вечером - уборщица) выглядит куда моложе и счастливее,чем Межникова...А ведь и она была другой - в начале фильма показывают кадры любительской съёмки - вот она на экране,забавная девчонка-студентка в белых гольфиках,Ира Межникова.Всего 5 лет прошло - и забавная девчушка превратилась в зануду-адвоката,которую уже ничего в жизни не волнует - работа рутинна,жених (Олег Янковский) неинтересен и скучен.Почему? Что делать? Кто виноват? Почему подсудимая Костина счастливее? Абдрашитов ответа не даёт.Межникова ответа тоже не знает.Максимум на что её хватает - это прыгнуть в проходящий поезд,увозящий её от нелюбимого жениха.Что-то похожее сделал герой Леонида Дьячкова в фильме Ларисы Шепитько "Ты и я" (1970).Только и он этим проблему не решил - от себя-то не убежишь... Продолжение следует.

Lacenaire: Спасибо. Ждём продолжения. Марк Кириллов пишет: Уникальный это был режиссёр Ну, он жив пока вроде.

Марк Кириллов: Продолжение... "Поворот" (1978).Второй фильм из "юридической серии".И вновь берётся банальная история,на сей раз даже не преступление,а несчастный случай - главный герой,Виктор Веденеев (Олег Янковский) впотьмах насмерть задавил старушку.Ситуация,в которой мог бы оказаться любой,имеющий машину,человек.Вот так разом оказываешься преступником,убийцей,не являясь им.В "Повороте" Абдрашитов выстраивает линию сюжета более прямо и даже грубо,ибо двигателем сюжета является не внутренняя жизнь героя,попавшего в Ситуацию,а сама Ситуация и её разруливание.В сущности,Веденеевсам себя осудил - вольно или невольно,но он чувствует себя убийцей,даже несмотря на то,что с точки зрения закона он невиновен - старушка была полуслепая и без очков,выскочив на дорогу прямо перед машиной,так что смертельный исход был предопределён...Абдрашитов нарочито обнажает интригу,чтобы дать различные варианты взгляда на Проишествие других людей.И вот ведь штука - никого не волнует истинная ситуация,её моральный аспект! Жена Веденеева (Ирина Купченко) считает,что истина не важна - Виктора надо спасти любыми способами - взяткой,ложной беременностью,чем угодно.Прокурора (Сергей Полежаев) интересует только юридический казус,человек Веденеев ему интересен только как обвиняемый.Костика (Анатолий Солоницын),племянника убиенной старушки,вообще не интересует истина - он упивается своей властью Хранителя Истины - только он знает о том,что старушка была полуслепа.Причём вовсе не деньги его интересуют - он получает удовольствие,морально истязая Веденеевых,не скрывая своего к ним презрения...Веденеев признан невиновным.И что с того? За время между проишествием и вердиктом суда он успел познать жизнь так,как не познал её за предыдущие 30 лет жизни..."Поворот" считается не самым удачным фильмом Абдрашитова.Но он важен в контексте всего его творчества.

Марк Кириллов: "Охота на лис" (1980).Это был первый фильм,попавший под пристальное влияние цензоров от кинематографа.Причём сценарий возражений не вызвал - постоянный сценарист Абдрашитова,Александр Миндадзе,казалось,представлял на суд общественности очередную версию истории о засилии "лунатиков" - молодёжных хулиганских компаний.Подобная тема всегда шла "на ура" и у начальства,и у зрителя - практически все фильмы данной тематики приносили хорошие сборы (от "Принимаю бой" Сергея Микаэляна до "Средь бела дня" Валерия Гурьянова)."Охота на лис" же оказалась обманкой...На образцово-показательного рабочего Виктора Белова (Владимир Гостюхин) в парке напали хулиганы.Одного из них,Беликова (Игорь Нефёдов) быстро взяли и осудили.Ну и всё,казалось бы...Белов решил "докопаться до правды".Выяснилось,что Беликов покрыл одного из своих дружков,"престижного мальчика",тоже участвовавшего в нападении.Причём,что называется "не корысти ради".Белову это непонятно.Но его попытки "восстановить справедливость" законным путём ни к чему не приводят - отпрыска "значительного лица" надёжно покрывают "закон" и молчащий Беликов.Попытки "воспитательного воздействия" на молодого хулигана (Белов постоянно ездит к нему в колонию,ведёт душеспасительные беседы) ни к чему не приводят - для Беликова все эти метания взрослого дяди смешны и непонятны.Кореш,пусть и подставивший его и по вине которого Беликов отпахал срок,всё равно остаётся корешом.А Белов - "чужой".И все его попытки "спасти" Беликова похожи на радиоигру "охота на лис",в которой игрок обязан найти с помощью пеленгатора "лису"-передатчик,носясь по лесу из стороны в сторону...Максимум,что может сделать Белов - это заманить вышедшего на свободу Беликова в тот самый парк и набить ему морду.Причём для Беликова именно это действие "образцового рабочего" является вполне нормальным и естественным,нежели чем дежурно-казёные слова о "коммунизме",о "новом поколении" и о "нравственности"...Фильм с таким содержанием не мог не попасть "под раздачу" - Абдрашитов ставил под сомнение так называемую "социалистическую мораль" и "моральный кодекс строителя коммунизма".Получалось,что всё это фикция.Какой тут может быть коммунизм? Эта мысль впервые дала о себе знать ещё в "Повороте" - есть желание построить свою "конуру",свой "маленький мирок" и никого в него не пускать.Выход же за пределы этого мирка грозит полным моральным крахом...Собственно,сия мысль не нова,её высказал в кино ещё в 1924 году Карл Грюне в своей знаменитой "Улице"..."Охота на лис" в конце концов на экран вышла,схлопотав 3-ю прокатную категорию.

Марк Кириллов: "Остановился поезд" (1982).На примере этого фильма можно рассуждать о том,как мала была в советское время разница между "дессидентским кино" и "государственным кинематографом".Компания второй половины 60-х,связанная с упрятыванием на полку неугодных картин постепенно сменилась на "грамотную работу с продукцией".Фильмы "посложнее" получали 3-4 прокатные категории,то есть прокат вне столиц (либо в кинотеатрах 3 разряда и Домах культуры),либо только в пределах региона,где нахродилась киностудия.Таким образом были спрятаны от широкого зрителя фильмы "Серая болезнь" и "Разбудите Мухина" Якова Сегеля,"Чёрт с портфелем" Владимира Герасимова,"Страх высоты" Александра Сурина,"Самый последний день" Михаила Ульянова и др. Бывали случаи,когда фильм поднимал такую мощную проблему и задевало столь больное место,что просто запрет фильма мог бы принести больше вреда,чем его выход.Такие фильмы чаще объявлялись "нашими достижениями","шедеврами","доказательствами превосходства советского кино",тогда как такие фильмы носили объективно антисоветский характер - "Доживём до понедельника" и "Белый Бим - Чёрное Ухо" Станислава Ростоцкого,"Прошу слова" Глеба Панфилова,"Частная жизнь" Юлия Райзмана,"Голубые горы,или Неправдоподобная история" Эльдара Шенгелая.Все эти фильмы выдвигались на Государственную и Ленинскую премии,их публично и неуёмно хвалили в печати,постоянно показывали по телевизору и посылали за границу...К числу подобных фильмов можно отнести и фильм Вадима Абдрашитова "Остановился поезд".После "Охоты на лис" режиссёр пошёл ещё дальше - дезавуировав "социалистическую мораль",он обратился к ещё более крамольной теме - жизнеспособности самого режима...Вновь вполне банальная,хотя и крайне неприятная ситуация - со станции укатилась незафиксированная "башмаками" платформа и врезалась в пассажирский поезд,в результате чего погиб машинист.Приехавший в город следователь (Олег Борисов) выясняет,что главным и непосредственным виновником аварии является путевой рабочий (Михаил Глузский),нарушивший правила техники безопасности.Но виновен и погибший машинист,поехавший в рейс на неисправном тепловозе.Причём указанные нарушения - не вопиющий факт,так было ВСЕГДА! Именно об этом талдычут следователю и рядовые работяги,и начальник депо (Николай Скоробогатов),которого следователь считает главным виновником случившегося,и партийная дама (Нина Русланова).Но следователь неуклонен.Свою задачу по восстановлению "справедливости" он выполняет и уезжает из города,окружённый всеобщей ненавистью - он ОСМЕЛИЛСЯ покуситься на святое,на ВОСПЕВАНИЕ "подвига",который был лишь попыткой исправить изначальную аварийную ситуацию.Атмосфера в маленьком городишке,упивающимся в экстазе от того,что он стал знаменит благодаря "подвигу машиниста" до боли напоминала что-то более значительное."Наверху" были не дураки и фильм был запрещён.Помог случай - на смену дряхлому Брежневу пришёл Юрий Андропов,председатель КГБ и ярый борец за "социалистическую законность".Фильм был мгновенно извлечён на свет и преподнесён новому генсеку как признак благонамеренности - мол,не успел Юрий Андреевич чихнуть,а кинематографисты уже откликнулись злободневным и острым фильмом..."Остановился поезд" получил Высшую прокатную категорию,а авторы фильма - Государственную премию...А официальная критика писала про данный фильм в абсолютно "правильном тоне" - мол,он бичует "отдельные недостатки",ещё встречающиеся "кое-где у нас порой" Хотя само название фильма - "Остановился поезд" - вкупе с его содержанием и известной песне о паровозе,собирающимся сделать остановку не ранее,чем в "коммуне",вызывало совсем другие ассоциации.

Lacenaire: Марк Кириллов пишет: "Разбудите Мухина" Якова Сегеля Единственное, что видел из перечисленного в данной категории. Что там уж ТАКОГО антисоветского, чтобы в прокат не пускать было? Разве только главный герой не вполне типичный советский человек, - засыпает на лекциях и сны там всякие, но за одно только это... Или там ещё что-то было?

Марк Кириллов: Особо "антисоветского" в фильме ничего не было.Обычная картина 60-х годов.Моя версия такова - выход картины совпал с началом гонений на диссидентов,которые тогда ещё занимались именно что попытками высказать своё личное мнение,а не работали исключительно ради того,чтоб продать информацию ВВС или "Голосу Америки"...Ведь главная мысль в "Разбудите Мухина" - это воспевание СВОБОДНОГО человека,который идёт наперекор мещанскому мировозрению "Моя хата с краю".Пушкин не может не пойти на дуэль - он должен отстаивать свою честь,Спартак,зная,что он обречён,всё равно идёт навстречу легион Красса,Галилей остаётся верен своим убеждениям,несмотря на мнимое отречение.У Мухина тоже есть выбор - стать Человеком Будущего или "чемпионом района по домино"...Масла в огонь подлили ещё и такие факторы - Николай Рыбников,сыгравший роли Бенкендорфа и Тита Валерия - довольно неглупых людей,оппозиционеров в душе,но свято трудящихся на благо правящим режимам (это Рыбников их играл,создатель запоминающихся образов "простых рабочих парней"!)...А второй фактор - это карикатурные образы Диогена,Дефосфена и Фидия,сыгранные Михаилом Глузским - большие мастера позы,ставящие во главу угла любыми способами "войти в историю" - Демосфен орёт на пустынном берегу,Диоген сидит в бочке,Фидий собственными руками крушит только что сделанную статую и закапывает её в песок ("Через две тысячи лет её найдут и скажут "Гениально!" А иначе никогда не попадёшь в историю")...В итоге - 4-я прокатная категория,то есть Дома Культуры и клубы на переферии.И то недолго.Фильм был извлечён из небытия только в 1988 году.

Марк Кириллов: Продолжаю про Абдрашитова... "Парад планет" (1984).После того,как Абдрашитов стал лауреатом,он мог снять всё,что угодно.Он и снял.Реквием по "шестидесятникам".Ради этого даже отошёл от любимой криминальной тематики...О фильме много спорили критики,пытаясь ракскусить "шифровки",хотя фильм очень прост для понимания,а местами даже и пародиен.Режиссёр взялся последовательно развенчать мифы и легенды "шестидесятников".Астроном Костин (Олег Борисов),призванный на военные сборы,идёт собирать свой взвод по городу прямо как Юл Бриннер в "Великолепной семёрке"...Сцены "военных сборов" очень сильно смахивают на кадры из любимых советской детворой фильмов Малюкова-Туманишвили "В зоне особого внимания" и "Ответный ход"...Возвращающиеся со сборов герои попадают в "Город женщин" - прямое и неприкрытое подмигивание в адрес Феллини и его одноимённого фильма (некоторые сцены в прямо позаимствованы у итальянского Маэстро)...Финальное расставание героев - это уже отсыл к СЦЕНАРНОМУ финалу фильма "Белорусский вокзал",в котором герои расстаются,теперь уже навсегда...Абдрашитов показывает то,о чём он начал говорить ещё в "Повороте" - люди целенаправлено стремяться к уединению,желание что-то менять или усовершествовать. "Я астроном.Наблюдаю за звёздами.Пытаюсь что-то открыть.Но всё уже давно открыто", - так аттестует себя Костин... "...Я не хочу не выяснять,не изменять, И не вязать,и не развязывать узлы. Углы тупые можно не сгибать - Ведь после острых - это не углы" (С) В.С.Высоцкий,"Конченный человек" Понятно,почему этот фильм поставил всех в тупик.Его нельзя было прописать по конкретному адресу,в отличие от других фильмов Абдрашитова.Это не "судебная драма",не "проблемный фильм о духовном здоровье молодёжи",не "критика отдельных недостатков"...Не комедия,не мелодрама,не психологическая драма.Так что фильм легонечко "спустили на тормозах".Нельзя же было в то время сказать, что этот фильм - о духовном опустошении поколения,лишённого реальной цели...

Марк Кириллов: "Плюмбум,или Опасная игра" (1986).Когда начались съёмки этого фильма,журнал "Советский экран" представил будущую ленту как ... комедию Когда же фильм оказался на экранах,то вызвал целую бурю.Причём наибольшее возмущение критиков и зрителей вызвала сцена допроса отца сыном...Но по порядку. "Плюмбум..." - это возвращение Абдрашитова на стезю "криминального фильма".Только теперь в центре внимания не одно преступление,а целая куча.Просто панорама преступных деяний - налёт на киоск "Союзпечати",бродяжничество и тунеядство,браконьерство,кража личного имущества граждан,хищения социалистической собственности...А главным борцом с "язвами социалистического общества" выступает подросток Руслан Чутко (Антон Андросов),взявшегося самолично восстановить в городке порядок.Нет-нет,никакого самосуда в духе "Жажды смерти" или "Грязного Гарри" герой не допускает - он действует совершенно в рамках закона,разоблачает и передаёт "разоблачённых" в руки правосудия.И законов он не нарушает,как знаменитый Юрий Деточкин.Прям герой,достойный восхищения,к тому же ещё и отличник,примерный сын,к тому же ещё и влюблённый в девочку Соню...Такого можно на плакат.А не хочется.Почему-то.Не вызывает Руслан Чутко желаний восхищаться собой.Что-то мешает.А что? Постепенно становится понятно - Плюмбум,начав "работать санитаром",постепенно и невольно становится заложником Власти.Ему нравится не только "выявлять",он хочет ощутить власть над разоблачённым,ему хочется почувствовать себя выше - иначе зачем бы он стал истязать маникенщицу Марию (Елена Яковлева),гонять по крыше хулигана (Вячеслав Баранов),когда-то отнявшего у него магнитофон,появляться с самодовольной ухмылкой перед бомжом Колей-Олегом (Алексей Зайцев),заставлять бессмыслено дрыгаться девицу в баре,пугать бармена тюрьмой...Где та грань,когда борьба с несправедливостью перерастает в желание властвовать и глумиться над другими? В период "ранней Перестройки" фильм остался непонятым - тогда бал правила так называенмая Гласность,в которой,помимо возможности "сказать правду" всё больше стала превалировать возможность безнаказанно "полить грязью" и оплевать кого угодно...Не случайно многие "прорабы Перестройки" оказались самыми натуральными "плюмбумами" - "борцами за справедливость",для которых эта самая "справедливость" была всего лишь ширмой,прикрытием для того,чтоб залесть повыше и всласть повластвовать...Абдрашитов со своим фильмом оказался удивительно прозорлив...

Lacenaire: Марк Кириллов пишет: Обычная картина 60-х годов Этот фильм вошёл в 200 Ваших любимых, однако.

Марк Кириллов: "Слуга" (1988).Любопытный фильм.Такого Абдрашитов ещё не снимал - жанр картины - "фантастическая притча"...Некто Андрей Андреевич Гудионов (Олег Борисов),большой начальник и широкой души человек,находит бедного музыканта (Юрий Беляев) и делает его своим помощником...Классическое начало для истории о взаимоотношении Хозяина и Слуги.Слишком классическое,слишком затасканное.Возникает даже первичная ассоциация со "Слугой" Джозефа Лоузи.Но для Абдрашитова история о Хозяине и Слуге имела другое звучание,чем для англо-американского режиссёра.У того Слуга и Хозяин постепенно менялись местами,но при этом оставались нужными друг другу - один без другого просто не мог жить.У Абдрашитова Хозяин - всегда Хозяин,а Слуга - всегда Слуга...Бедный музыкант становится знаменитым дирижёром,но для Хозяина он остаётся Слугой и больше никем.И только как Слуга он ему нужен,прямо "Тень,знай своё место" - Хозяин приказывает Слуге-дирижёру убить своего соперника по власти,некоего Брызгина (Алексей Петренко).И Слуга не смеет ослушаться..."Слуга" остался не понят.На дворе бушевала "Перестройка" и фильм был воспринят как призыв бороться с "Административно-Командной Системой" (слоган перестроечного времени).А фильм о другом - о том,что Власть всегда остаётся Властью,Хозяином.Не случайно Слуга по ходу фильма стареет,а Хозяин остаётся всё в том же возрасте,он вечен...В принципе,по моему мнению,Абдрашитов,ступив на стезю фантастики,пусть и социальной,явно ошибся дверью."Слуга",при всех своих высоких мыслях,фильм крайне прямолинейный и занудный.

Марк Кириллов: Lacenaire пишет: Этот фильм вошёл в 200 Ваших любимых, однако. Естественно,что вошёл.Я вообще очень люблю кино 60-х - золотой век советского кинематографа. Продолжаю... "Армавир!" (1990).Фильм был подвергнут обструкции.Его не поняли или,точнее,не хотели понять.Хотя понять фильм можно было уже спустя год-другой,когда рухнул колосс под названием "СССР","прорабы Перестройки" разбежались по "национальным квартирам" и ударились в бизнес,оставив совращённый и обманутый ими народ на руинах империи,без денег,нищих,лишённых идеалов и стремлений...У берегов Чёрного моря затонул пассажирский лайнер "Армавир".Затонул по вине рулевого,захотевшего показать своей девушке пейзаж у берегов и совершенно забывший о том,что тут мель (!!!).Итог - множество жертв,толпы людей,забывших в стрессовом состоянии о том,кто они,как их зовут и куда им идти.Рулевой находит девушку,но та отказывается его признать ("Я не Марина,я Лариса!")...В стране "победившей Перестройки" подобная лента не могла не вызвать гнев "демократической общественности"."Армавир!" пинали долго и смачно.До тех пор,пока не сбылось мрачное пророчество режиссёра...Фильм и раньше смотреть было тяжело,а сейчас - просто невыносимо.По простой причине - Абдрашитов сам не знал,что делать со своим пророчеством.Фильм он снял мрачный,безысходный и очень точный.И диагноз однозначен - "летальный исход".И света в конце тоннеля не видно.Нет ориентиров.Нет идеалов.Ничего нет...

Марк Кириллов: "Пьеса для пассажира".В какой-то степени в этом фильме Абдрашитов возвращался к своему "криминальному прошлому" ,от которого ему так и не удавалось уйти.Этот фильм можно рассматривать как завершение всего того,что режиссёр начинал ещё в 70-е годы,даже стилистика фильма нарочито устаревшая...Сюжет фильма очень хорошо ложиться на знаменитое блатное переложение "Сказки о Репке" - "Посадил дед Репку...А Репка вышел и посадил деда "на перо"" Некий полубандит-полубизнесмен (Игорь Ливанов) признаёт в проводнике того самого судью,который когда-то,ещё в советские годы,упрятал за решётку,после чего жизнь "расхитителя социалистической собственности" пошла наперекосяк - в тюрьме ему отбили почки и он стал инвалидом; ребёнок умер при родах; жена его бросила...Завязка сюжета так и тянет на что-то в духе "Мыса страха".Ан нет.Проводник (Сергей Маковецкий) совершенно не чувствует себя в чём-то виноватым - судил он по духу закона и по букве,ничего не нарушал,взяток не брал...Потому и ушёл из органов юстиции в проводники.Пассажир стремиться сделать так,чтобы Проводник испытал тоже чувство утраты - того бросает сперва жена,потом любовница.Но переносит он эти потери совершенно спокойно,что злит Пассижира.Хотя,казалось бы,чего проще - пришить бывшего судью.Но нет,хочется,чтоб тот помучился и пострадал.А он не страдает! Проводник мучается только одним - он никак не может вспомнить фамилию осуждённого...Здесь Абдрашитов ставит точку - разборки с прошлым бесполезны.Можно пытаться облить его грязью,унизить,а оно всё равно останется таким,какое оно есть,нравится или нет его лицо... Последующие фильмы - "Время танцора" и "Магнитные бури" - хоть и подписаны "Вадим Абдрашитов",но сняты явно кем-то другим.Либо начался новый этап творчества режиссёра,либо пришло "время упадка".Фильмы вполне профессиональны,но смотришь их как из другого измерения.Не трогают они души,не будят мысли.Раньше это называлось "кино для критики"...

Lacenaire: Спасибо.

админ: Сложно что-то комментировать. Видел мало. "Остановился поезд", бесспорно, талантливый фильм. "Парад планет" - тоже, но мне он не нравится на подсознательном уровне. Причина? Местами вторичен - это раз. Второе, там поднимается, в некотором смысле, на социальном и метафизическом уровне тема начала падения "совка". Только на уровне простых людей. Нету у них цели, нету у них счастья (метафорой проходит темная и мрачная, залитая дождем панорама спального района в Москве) - они ищут ее весь фильм, в ходе возвращения назад. И не находят. Горько, это все, потому что точно подмечено, но местами, как в эпизоде списанном из "Города женщин" вторично.

админ: "Охота на лис" Небольшая виньетка из жизни образцового социалистического общества эпохи застоя. Ригоризм форм, убаюкивающий по сравнение с агрессивной современностью. Этакий всесоветский декаданс, на фоне которого разворачивается «вечная история», преступления и наказания, через которые режиссер вскрывает внутреннею сущность человеческого естества, большинства людей. "Хулиган" - Беликов и его «блатной друг» - это типичный портрет "быдла", которое и свело на нет, окончательно и бесповоротно веру и надежду на построение счастливого и справедливого общества. Потому что правда не может быть одна – она дискуссионна. Она невозможна без совести, без осмысления, без смены взглядов. В финале, рабочий Виктор Белов, остается один в лесу. Ему уже не хочется играть в охоту на лис. Однако, трагедия не в том, что он не может понять молодежь, а в том, что он не хочет принимать ее, такой какая она есть. Равно как и весь мир.

админ: Марк Кириллов пишет: "Поворот" (1978).Второй фильм из "юридической серии".И вновь берётся банальная история,на сей раз даже не преступление,а несчастный случай - главный герой,Виктор Веденеев (Олег Янковский) впотьмах насмерть задавил старушку.Ситуация,в которой мог бы оказаться любой,имеющий машину,человек.Вот так разом оказываешься преступником,убийцей,не являясь им.В "Повороте" Абдрашитов выстраивает линию сюжета более прямо и даже грубо,ибо двигателем сюжета является не внутренняя жизнь героя,попавшего в Ситуацию,а сама Ситуация и её разгуливание.В сущности,Веденеевсам себя осудил - вольно или невольно,но он чувствует себя убийцей,даже несмотря на то,что с точки зрения закона он невиновен - старушка была полуслепая и без очков,выскочив на дорогу прямо перед машиной,так что смертельный исход был предопределен...Абдрашитов нарочито обнажает интригу,чтобы дать различные варианты взгляда на Проишествие других людей.И вот ведь штука - никого не волнует истинная ситуация,её моральный аспект! Жена Веденеева (Ирина Купченко) считает,что истина не важна - Виктора надо спасти любыми способами - взяткой,ложной беременностью,чем угодно.Прокурора (Сергей Полежаев) интересует только юридический казус,человек Веденеев ему интересен только как обвиняемый.Костика (Анатолий Солоницын),племянника убиенной старушки,вообще не интересует истина - он упивается своей властью Хранителя Истины - только он знает о том,что старушка была полуслепа.Причём вовсе не деньги его интересуют - он получает удовольствие,морально истязая Веденеевых,не скрывая своего к ним презрения...Веденеев признан невиновным.И что с того? За время между проишествием и вердиктом суда он успел познать жизнь так,как не познал её за предыдущие 30 лет жизни..."Поворот" считается не самым удачным фильмом Абдрашитова.Но он важен в контексте всего его творчества. Эххх... Все-таки это один из лучших фильмов Абдрашитова... Хотя, на вкус и... В фильме имеется много шуток для тех кто в теме и понимает. Во-первых, если кто внимательно смотрел герой В. Проскурина ехал на Волге - Газ 24, которая до начала 80-х не продавалась в частные руки. Вообще, только по распределение, как служебный транспорт и в таксопарки и милицию. Т.е. герой Проскурина, это некий очень крупный Московский чиновник, либо блатняк, либо кто-то в любом случае, выше по рангу, чем герой Янковского. Во-вторых, семья старушки - это типичный пролетариат, который на дух не переносит интеллигентов вроде Виденеева, что в фильме как раз и показано. В-третьих, если разобраться - герой Янковского сбил бабулю на дороге, вне перехода. Любой современный автомобилист, даже не будучи юристом сегодня знает, что за такое деяние, если бы оно даже было совершено умышленно, больше условного срока дать не могут. Потому что переходя дорогу в неустановленном месте, фактически человек переносит заботу о собственной жизни с плеч государства на свои плечи. Тогда как сбей бабулю на пешеходном переходе, даже полностью слепую - он бы сел радикально в любом случае. Даже если бы бабуля вылетела бы на дорогу со скоростью ракеты... Мораль, либо в СССР люди совершенно не знали законов, либо режиссер показал общий страх советского человека перед законом. Очень здорово показано расслоение общество и классовая ненависть. Причем акцент сделан именно на том, что герой Янковского из Москвы и "рвется зарабатывать деньги". В качестве аудиоряда очень часто звучит The Beatles, из того что опознал: "Obladi bla da" и "Yesterday" Из цитат: "Въезд в Москву" героев, явно скопирован из "О счастливчик" Андерсона, а игра в бадминтон с дочкой профессора из Блоу -ап Антониони...

Марк Кириллов: админ пишет: режиссер показал общий страх советского человека перед законом. Саня,именно так! И насчёт "классовой ненависти" тоже согласен. Не слишком удачным считаю этот фильм потому,что приёмы слишком обнажены,даются "в лоб".Нет здесь отстранения,как в предыдущей судебной драме Абдрашитова - "Слово для защиты".Всё-таки,прямолинейность в кино - это не всегда хорошо.Когда Абдрашитов играет двусмысленностями - это задаёт некую загадку,закорюку."Поворот" - это прямо плакат на тему "На его месте можешь быть ты!" А кому хочется быть на месте Веденеева?

админ: Марк Кириллов пишет: Не слишком удачным считаю этот фильм потому,что приёмы слишком обнажены,даются "в лоб" Самое главное, что сразу приходит на ум, после просмотра: 1. Сегодня бы такой сюжет не прокатил. Народ у нас уже слишком юридически подкован! Такую ситуацию, сейчас, разъясняют в автошколах. У меня к примеру инструктор, с которым я "ездил", когда два года назад готовился к сдаче на права, тоже в годы "совка" сидел за то что сбил человека. Но, опять таки на пешеходном переходе и по пьяни... Впрочем, когда я с ним ездил из 5-ти выездов, он только один раз был трезвым, когда собственно и рассказал про свою жизнь.... 2. В этом фильме фантастически играют Янковский и Купченко... А в эпизодах: Солоницын и Кайдановский... Актеры - нет слов!

Марк Кириллов: Опять-таки не спорю! Но под "не лучшим" я подразумевал именно по сравнению с другими фильмами Абдрашитова.Слишком высока собственноручно поднятая планка.

админ: Марк Кириллов пишет: "Слуга",при всех своих высоких мыслях,фильм крайне прямолинейный и занудный. Не согласен! Фильм затянут, но из серии "вскрывает мозг". Все очень к месту, все очень продуманно, сильно, но это - именно фантастическая притча. Интересный момент, в самом первом появление героев Борисова и Беляева режиссер ставит все точки над i. Гудионов говорит: - У меня сердце год назад остановилось.... Не смог умереть, не увидев тебя... По сути, он и не должен стареть - он уже живой мертвец... Ирреальный фильм, в чем-то в стиле Тарковского. Причем, с самого начала Борисов хочет, чтобы его "слуга" был человеком, а героев Беляева сам хочет быть холуем... Даже в армии Гудионов был рядовым, а музыкант - сержантом... На сборах, Гудионов удостоверившись о званиях говорит ему: - Здесь командуй Ты! Своего рода Борисова нет - он ирреальный и неживой персонаж. Он - в голове у Беляева... В этом и ужас. Фильм о банальном комплексе раба, присущего нашему человеку. Герой Борисова - еще живой, в прошлом - ничтожная личность, которая даже не стремится к власти... Но, при этом обладает неким дьявольским ореолом...



полная версия страницы