Форум » Творчество других режиссеров » Луис Бунюэль » Ответить

Луис Бунюэль

админ: Бунюэль… А почему бы и нет. Тем более, что я его собственно и не люблю. Некоторые фильмы нравятся, но все же Бунюэль - это не «мое кино»(С). Вполне возможно, в годы его жизни насмешка над буржуазией и церковью, превращение реальности в приевшийся сегодня телеситком, была в новинку, но сегодня… Он был зачат в отеле, в Париже, который по сей день принимает туристов. Он родился в Испании, в очень богатой семье. Он был одним из первых активистов кино, в своей довольно либеральной, но очень обедневшей за 19-й век стране. Он был одним из канонической тройки друзей: Лорка, Дали и Бунюэль… Они были художниками, равно до той степени пока политика не заинтересовалось ими. Хотя, кем бы стал Бунюэль, кабы не 20-й век и не его нравы и политика? Его первый бессюжетный фильм - «Андалузский пес» стал скандалом.. Еще большим, "надругательством" над реальностью был рваный, но так же бессмысленный «Золотой век». А после Бунюэль, наконец то осмелился сказать все: «Земля без хлеба» "документалка" о жизни Испанской провинции. Безграмотность, помещики и бедность. Даже «кровавый Сталинский» режим померк бы перед этим декадансом человеческого бытия. Лорка расстрелян. Дали и Бунюэль в вынужденной эмиграции и смертельной соре на полвека, из-за банальной кляузы в годы их совместной работы в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Бунюэль, работает монтажером… Начинает карьеру режиссера уже в Мексике, куда уезжает из Америке, пройдя все предварительные ступени,… Работая на сотни специальностей снимает, наконец в 50-е годы, коммерческое и «безликое» кино. Раздражаясь, однажды предсказуемым, но авторским «Назарином»: атеизм, антибуржуазность, насмешка над человеческой глупостью и переезжает в, тогда еще фашисткую Испанию. Первые его сюр. фильмы, признанные сегодня мировой классикой: «Виридиана», «Симеон-пустынник», «Ангел истребления» и «Дневник горничной», интересны скорее Бунюлевскими выворотами, как-то: дъявол в лице ножек Сильвии Пиналь, слома стен готического особняка или пьянкой нищих в господском доме. «Дневник горничной» - и того проще, ригористичный портрет зарождения фашизма. Что же касается следующего периода, начинающегося с «Дневной красавицы», Бунюэль вновь вернувшись к цветной пленки, забытой еще в период своего ухода из коммерческого кино, начинает создавать шедевры. «Дневная красавица» - пример идеального кинематографа. Доказательство порочности каждой женщины в глазах Бунюэля. «Тристана» - загнивание человека в тисках буржуазной морали, написанной рукой художника… Зачерствение людей в роскоши и достатке. Служанка - Тристана, в финале будуче женой Дона Лопе превращается в сущую дьяволицу. «Млечный путь» - последняя удачная издевка режиссера над религией… Набившее искомину, «Скромное обаяние Буржуазии».. Абсолютно сериально-ситкомовскый «Призрак свободы». И.. фильм, который наверное Бунюэль должен был бы снять - «Этот смутный объект желания». Совершенный, не устаревший, снятый по роману (не раз экранизируемому) Пьера Луи «Женщина и Паяц». В данном случае, видеоряд, сюрреализм, идеи, вышедшие (всего лишь второй раз за всю карьеру режиссера) за его «привычный набор» воссоединились. Его гротескный мир был населен террористами, карликами и женщиной, которую играли одновременно две актрисы – самый сильный из всех Бунюэлеских выкрутасов. Но что он сказал им… Возможно, «кипящий» мир 70-х, с «Карлосом» и нарождавшимся массовым терроризмом, не был тем миром, который он видел как замену буржуазно-помещичьей реальности своего детства… Но более всего суть «Этого смутного объекта желания», как мне кажется выразил Игорь Галкин: «Джентльмена мне было жалко.» Я действительно не питаю особой любви к Бунюэлю… Его привычка шокировать, подчас заслоняла его талант снимать шедевры, вопреки всему. Мне кажется, он снял лишь два совершенных фильма – это «Дневная красавица» и «Этот смутный объект желания». Два вошедших (заслуженно) в мировые списки этапных картин: «Золотой век» и «Андалузский пес». Касательно остального: у Бунюля не было провальных работ, все его фильмы интересны.. А что до индивидуального выбора - я его сделал. «…Однажды Дали, ненавидевший Бунюэля почти 50 лет, прислал ему кассету с записью, на которой он поет для друга старинную каталонскую песню о женщине, утопившей свое дитя. Бунюэль ответил - "Что было - то прошло". Имея в виду свою жизнь и жизнь Дали. Через три месяца, в 1983 году он умер от цирроза печени… …В год смерти Бунюэля Дали написал свою последнюю картину. На ней, так же, как и в финальном взрыве последней картины Бунюэля не осталось почти ничего от насыщенного в прошлом сюрреалистического мира. Лишь вечная красота гармоничной линии… Олег Измайлов»

Ответов - 97, стр: 1 2 3 4 All

Марк Кириллов: В принципе согласен.Хотя Бунюэль в одном из интервью указывал родство героя "Лихорадки..." с доном Назарио.

админ: Марк Кириллов пишет: Хотя Бунюэль в одном из интервью указывал родство героя "Лихорадки..." с доном Назарио. Родство есть. Оба они пытаются поступать из лучших намерений. Разница в том что: Дон Назарио не воспринимает адекватно последствий своих действий, равно как и окружающий его мир. Тогда как герой, "Атмосфера...", понимает и отдает себе отчет. Но ничего не может сделать... Ему остатется, лишь быть самим собой вплоть до того момента, когда его лишают и этого права. Теряя по пути все: любовь женщины - его мечты. Друга и учителя. Одним словом: все. И а итоге он даже не может поступать, в соответствии со своими идеалами. Становясь невольно преступником.

админ: После "Атмосферы...", я прихожу к выводу, что Бунюэль видел трагедию в системе, а не поведении отдельных индивидов. Проще говоря, опровергая аксиому, о том что обстоятельства времени, складываются из конкретного поведения отдельных личностей.

евген: Не согласен, что в Назарине, Виридиане и даже Симеоне-пустыннике Бунюэль просто высмеивает пресловутую добродетель. В одном из интервью он сам назвал себя Назарином. Просто режиссер показывает (исходя из его интервью), что быть истинным последователем Христа в современном мире - значит заранее обречь себя на поражение, невзгоды и унижения. Действительность сурова и беспощадна. Бунюэль даже сказал, что появись Христос в наше время, от него бы в лучшем случае избавились как от ненужного хлама нынешние первосвященники и власти. Бунюэль показывает крах персонажей как христиан, но не их бунтарский и человеческий крах. Поэтому, все три героя, это, в общем, положительные личности, к которым режиссер, как минимум, испытывает глубокое уважение. К тому же нельзя забывать, что по сути, Бунюэль всегда был бунтарски и нонконформистски настроен, что он всегда подчеркивал в своих интервью и творчестве. Взять хотя бы факт его нежелания работать в сытом Голливуде, но при этом получать более чем скромную зарплату в малобюджетных мексиканских фильмах. Режиссер никогда не изменял себе своим принципам и убеждениям, что он всегда подчеркивал. Кстати, франко-мексиканские фильмы «Смерть в этом саду» и «Лихорадка приходит в Эль-пао», которым Александр дал высокую оценку, самим Бунюэлем оцениваются более чем скромно.

евген: Кстати, очень показательна беседа Бунюэля и Николаса Рея. Последний позавидовал испанцу, что тот может снимать как хочет и где хочет. На что Бунюэль ответил: А вы можете снимать фильмы за 100 тыс. долларов. Рей очень удивился и ответил «нет». Значит, резюмировал Бунюэль, вы готовы пожертвовать своей свободой и мнением ради престижа и многомиллионного статуса. «Я другой» - закончил дон Луис.

админ: евген пишет: Кстати, франко-мексиканские фильмы «Смерть в этом саду» и «Лихорадка приходит в Эль-пао», которым Александр дал высокую оценку, самим Бунюэлем оцениваются более чем скромно. В очередной остается только повторить. Крайне редко, случается так чтобы режиссер мог адекватно оценивать свое творчество. Например Марио Бава считал самым неудачным своим фильмом: "5-ть кукол для августовской луны". Тем не менее этот фильм, едва ли не лучший во всем творчестве Бавы. По-меньшей, мере куда как более качественный, чем пеплумы, мифы или его спагетти-вестерн... А тем не менее Бава даже прилюдно отрекся от этого фильма. Так что не стоит такое высокое значение, предовать словам режиссера. евген пишет: Не согласен, что в Назарине, Виридиане и даже Симеоне-пустыннике Бунюэль просто высмеивает пресловутую добродетель. Вы только подтверждаете слова Марка Кириллова - о ненужности добродетили в современном мире. О высмеивание святых. Бунюэль, справедливо считал, что он сам такой же бессмысленный праведник, пытающийся это показать людям. Одновременно понимая, что это невозможно.

евген: Кому интересно. Очень жаль, что Бунюэль не успел или не смог экранизировать чрезвычайно интересное произведение, полностью совпадающее с его вкусом и тематикой. Думаю, из этого бы получился истинный абсурдно-сюрреалистический шедевр. Вот что он говорил: «Есть одна вещь, которую я не прочь перенести на экран. Это повесть Дино Буццати, действие которой происходит в семиэтажной клинике; нечто в духе Кафки или «Ангела-истребителя»: человек, страдающий всего лишь головной болью, ложится в большую клинику, где его помещают в палату на седьмом этаже. Попав в этот механизм, он больше не может из него вырваться, хоть и волен это сделать. Каждый раз, когда его переводят этажом ниже, он понимает, что его положение все ухудшается. Первый этаж предназначен для трупов, которые увозят на кладбище. Это очень оригинальная повесть».

евген: На днях посмотрел франко-итальянский фильм Бунюэля «Это называется зарей» (1956). Честно говоря, если бы не фамилия Бунюэля в титрах, я бы вряд ли догадался о его авторстве. В драме четко очерчены положительные и отрицательные персонажи. Положительные – это доктор Валерио (Жорж Маршаль), добрый и отзывчивый врач, его возлюбленная (Лючия Бозе), рабочий Сандро (Джанни Эспозито), которому доктор всячески помогает. Отрицательные персонажи - алчный капиталист (Жан-Жак Дельбо) и циничный комиссар полиции (Жюльен Берто). К сожалению, побеждает система (т.е. отрицательные герои). Единственное, что связывает эту классическую драму, снятую в духе своего времени, с основными мотивами творчества великого испанца – это социальная проблематика противопоставления справедливых, но обреченных на поражение героев с малодушными и циничными представителями буржуазии и полиции. Сам режиссер признавался, что картина далеко не идеальна и в художественном плане (но не в идейном), мало соответствует его вкусам; она в большей степени навязана продюсерами и общепринятой моралью классического повествования. В фильме напрочь отсутствуют фирменные бунюэлевские сюрреалистические приемы. Жорж Маршаль, кстати, типажно очень похож на Жана Маре. Конечно, фильм – не шедевр, но я как большой поклонник творчества Бунюэля, с достоинством его оценил и внес в свою небольшую «копилку».

админ: евген пишет: Единственное, что связывает эту классическую драму, снятую в духе своего времени, с основными мотивами творчества великого испанца – это социальная проблематика Ну, во первых, я не считаю, что данный фильм (хотя я его не видел) судя по вашему описанию снят в духе времени. Он как раз антибуржуазен, что само по-себе вызов системе. Ну это так лирическое отступление... Вообже же, не знаю... Ранний Бунюэль, это хоть и местами сюрреалистичная, но вполне традиционная "Иллюзия, которая разъезжает на трамвае", которую мог снять любой ремесленник. Но и авторское "Забытое", которое повлияло на Пазолини. Чтобы о этих ф. не говорил Б. - они разнородны, но одновременно интересны. Вообще же, повторюсь, меньше слушайте самого Б. больше доверяйте своему ощущению. Режиссеры, как правило не могут адекватно оценивать, плоды своего труда.

евген: Фраза "в духе своего времени" я имел ввиду отсутствие каких-либо кинематографических или технических новшеств, а не идейную проблематику. То, что фильм антибуржуазен - здесь нет никаких вопросов.

админ: евген пишет: я имел ввиду отсутствие каких-либо кинематографических или технических новшеств, а не идейную проблематику. Я не думаю, что новшества - это что-то ключевое в т. Бунюэля. В 60-70-е бы это назвали эпатажем и фильмами в духе Алена-Роба Грилье. Другое дело, что все фильмы разные. Есть посредственная "Иллюзия...", а есть гениальная "Атмосфера накаляется в Эль Пао", то же "не Бунюэлевский фильм". В нем почти нет иронии и злобного сарказма. Но персонаж Рамона Васкеса - единственный и неповторимый в череде персонажей, именно потому что он живой и некарикатурный. Однако даже это его не спасает.

админ: Кстати, моя любимая цитата из ф. Бунюэля: "..Работа – это проклятье Сатурно. К черту работу, когда ей приходиться зарабатывать на жизнь. Такая работа не облагораживает, что бы там не говорили. Она нужна только эксплуататорам, чтобы набивать брюхо. Человека облагораживает лишь, та работа, которую он делает с удовольствием и по призванию. Только так люди и должны работать. Бери пример с меня я никогда не стану работать, даже если меня заставят. И как видишь, живу неплохо, но не работаю." Из к/ф «Тристана»

евген: Да, классная цитата.

vitaliy: Мексиканская эпопея Бунюэля, безусловно, черная полоса. Самим собой он стал только когда вернулся в Европу. Но, с другой стороны, более страшного и впечатляющего фильма, чем "Забытые", я не представляю. Разве что "Сияние" Кубрика. Бунюэль - режиссер, которого любить очень сложно. Слишком едкий. Такой злой, изобретательный сатирик. Мне понравилась фраза из его мемуаров: "Я иду по дороге, а ко мне пристали папарацци, если б я не был так стар, я излупил бы их палкой". Вот вся его суть! В 20-х, в кругу сюрреалистов он был - панк, вышибала, не более того. И его немые фильмы - несерьезная попытка шокировать, мысль пришла позже.

админ: vitaliy пишет: Мексиканская эпопея Бунюэля, безусловно, черная полоса. Самим собой он стал только когда вернулся в Европу. Что же в ней "черного"? Что значит самим собой? Он не становился кем-то другим в Мексике. Он снимал там отличные фильмы. Не все отличные. Но тем не менее. vitaliy пишет: Разве что "Сияние" Кубрика. Ну что такого страшного в "Сияние"? С самого начала ясно, чем все это закончится. Вот Клузо страшен, согласен. "Фауст" Мурнау, бесспорно, вызывает некий катарсис монуметальностью зла... А Кубрик -пародия на ит. фильмы ужасов.

vitaliy: Каждый мексиканский фильм Бунюэля - отдельный случай: здесь разрешили, здесь запретили. Он и сам об этом говорил. И о том, что халтурил и т.п. А в Европе ему предоставили относительную творческую свободу как классику. Плюс блестящий сценарист Карьерр. И как мастер он значительно созрел. Мексика ему много дала - но все-таки это был перевалочный пункт. "Отсидеться в тылу". По Сиянию. Конечно, его вытягивает Николсон, но как вытягивает! Я видел римейк, такая...

админ: vitaliy пишет: Каждый мексиканский фильм Бунюэля - отдельный случай В том то и дело... Почему сразу "черная полоса". Например, того что он сделал в "Атмосфера накаляется..." в Европе он сделать бы не сумел, никогда. Так что это еще как посмотреть. Хотя были и неудачи. А что касается свободы. Ну была свобода. Ее результатом, был так же ситком - эпатаж - "Призрак свободы", чем он лучше любого Мекскиканского провала я не пойму. vitaliy пишет: Конечно, его вытягивает Николсон, но как вытягивает! Но фильм, то сам по себе, за искл. того что качественный, технически... зануден... Однобок. Нету злой ит. сатиры, нету ничего живого в нем. Кроме красивых, декораций и кадров - ничего - одна мертвечина.

vitaliy: По Призраку свободы - согласен, некая яма, сложнообъяснимая. Но еще раз про Мексику: она у Б. сколько дала, столько и взяла. Главное: она сделала из него великого режиссера, притом что весь мексиканский период интересен только тем зрителям, кто видел его европейские фильмы или слышал, что он дружил с Дали. Но если бы он продолжал снимать там, кто бы его знал? Замороченные киноманы, не более того. Много мы знаем мексиканских режиссеров? Или, к примеру, кубинских? А там далеко не выжженная пустыня.

Марк Кириллов: Ну это наша проблема,что не знаем.С учётом того,что и в советские годы было проблемно увидеть мексиканские фильмы,что сейчас,когда на ДВД выходит только то,что удаётся раздобыть,без всякой поставленной системы.А ведь в Мексике был не только Бунюэль,был ещё Эмилио Фернандес - первый режиссёр,принесший мировую славу мексиканскому кинематографу (то,что у нас о нём мало знают - это,пардон за грубость,наши личные половые трудности ),Рене Кардонна,целая плеяда мексиканских актёров - от Колумбы Домингес и Педро Армендариса до Альфонсо Арау и Андреаса Гарсии. Ну а "мексиканский период творчества"...Если б его не было - Бунюэль бы тихо-мирно издох на задворках Голливуда.В Европу в конце 50-х приехал готовый мастер,настоящий режиссёр-профессионал.Не будь его "Забытых",вряд ли мы когда-нибудь узнали о Пазолини,без "Назарина" не было бы "Виридианы", "Симеона-столпника" и "Млечного пути".Ну и наконец "Он" - готовый шедевр кинематографа.

vitaliy: Марку: так я о чем толкую! - Б. в Мексике набил руку. А в Голливуде его бы точно превратили в ремесленника. Для Б. эта мексиканская анархия кинопроизводства - мечта. Пускай сегодня один продюсер, завтра другой. Один дает разогнаться, другой нет, какая разница, я еще учусь. Тогда особых амбиций у него не было. Но выводить Пазолини из "Забытых" - ммммммммммм. По-моему, он абсолютно самостоятелен. Даже слишком. И еще наблюдение. Был такой основатель кукольной мультипликации Старевич - снимал фильмы из жизни жуков и тараканов, ведущих себя как люди. Б. смотрит на людей ровно так же. Он их препариует.

Марк Кириллов: vitaliy "Люди-жуки" - это не к Бунюэлю,а к Шабролю.

vitaliy: И к Шабролю, безусловно. Но Шаброль (как и категорически нелюбимый, но когда-то фанатично любимый мной Годар) так органически мыслил. А Бунюэль это акцентировал. Разоблачал все и вся. Он не любил людей - как и все сюрреалисты. Они любили свои ночные кошмары и самих себя. На самом деле, их фильмы мне до сих пор нравятся - но это кино не про людей, а для "партийной организации". Хоум видео. Хотя в искренности порыва не откажешь. Так и товарищ Троцкий был искренним, которого Бретон обожал.

Dannic: 18 мая ( пятница) в 00:35 по Пятому каналу будет показан фильм "Этот смутный объект желания". http://www.5-tv.ru/films/details.php?filmId=820

евген: Гениальный фильм, настоящая бунюэлевская феерия.

KINOPSIH: Удивительный человек. Открыл я его для себя недавно, как и Хармса.)))Получился обсурдно-сюрреалистический месяц(если можно так сказать). Очень понравился "Скромное обояние...", "Золотой век", "Этот смутный....". Ещё много чего. Читаю сейчас "Мой последний взох"... Кстати, а почему ни чего не говорили о "Андалусском псе"?

админ: KINOPSIH пишет: Кстати, а почему ни чего не говорили о "Андалусском псе"? Много о нем и не скажешь. Набор ассоциаций. Не аутентичных друг другу, но тем не менее... Собственно, я не очень люблю Бунюэля, хотя и ценю. Больше всего, на данный момент мне нравится "Мексиканский период", так как в это время цензура пришпоривала режиссера, позволяя снимать очень, выдержанное и, в то же время не столь прямолинейное кино. С другой стороны, я очень люблю "Этот смутный объект желания" и "Дневную красавицу".

Марк Кириллов: "Андалузский пёс" - это так,проба пера.Вспомнил бы о нём кто,как о гениальном произведении,если б его авторами не были Дали и Бунюэль.Потому что подобных опытов в области "расчленения смысла" в 20-х годах было сколько угодно - "Антракт" Рене Клера,"Механический балет" Фернана Леже,ранние фильмы ФЭКСа...Зато следующие фильмы - "Золотой век" и "Земля без хлеба" - уже показали индивидуальность Бунюэля. Согласен с Саней насчёт "мексиканского периода".Скажу даже больше - фильмы Бунюэля 50-х годов мне более дороги,чем его поздние фильмы.Да,и "Призрак свободы",и "Дневная красавица",и "Этот смутный объект желания" лучше сконструированы,но в них меньше дыхания жизни и реальности,чем в "Робинзоне Крузо","Это называется утренней зарёй","Лихорадка пришла в Эль-Пао","Он".

KINOPSIH: "Андалузский пёс" - это так,проба пера.Вспомнил бы о нём кто,как о гениальном произведении,если б его авторами не были Дали и Бунюэль.Потому что подобных опытов в области "расчленения смысла" в 20-х годах было сколько угодно - "Антракт" Рене Клера,"Механический балет" Фернана Леже,ранние фильмы ФЭКСа... Тем неимение, он потряс весь мир, и мир кинематографа. Другие фильмы о "расчленении смысла" я не видел. Золотой век запретили на 50 лет. И кто пришпоривал режиссёра? Тут бунюэль делал что хотел. Кстати, присутствие Дали тут всё ещё чувствуется. Очень хочу посмотреть "Забытые", «Он", "Робинзон Крузо". Вообще, его ранние фильмы очень отличаются от фильмов, которые он сделал в Европе. Я от всех "периодов" в восторге. И рожа Фернардо Рея, и молоденькие актёрки и Мони (я так и не понял кто она, хотя играла во многих фильмах режиссёра) и вообще, всё!)))

Марк Кириллов: Жаль,что не видели... А насчёт "потряс"...Повторюсь - 20-е годы прошлого века в кино - это непрерывная череда скандалов в кинематографе.И,кстати говоря,скандал вокруг "Антракта" Клера был куда больше.Сам Бунюэль впоследствие говорил об этом.Он даже во время премьеры "Андалузского пса" специально пробрался за кулисы с кучей булыжников,чтобы начать их швырять в зрителей сразу,как они начнут свистеть."К глубокому моему сожалению, - писал Бунюэль, - фильм имел успех.И до сих пор жалею,что не смог забросать зрителей на премьере "Андалузского пса" булыжниками".

админ: KINOPSIH пишет: И кто пришпоривал режиссёра? Мексиканские продюсеры. К тому же в Мексике, в 50-е, цензура в кино была еще более жесткая, чем в США.



полная версия страницы