Форум » Творчество других режиссеров » Роберт Олдрич » Ответить

Роберт Олдрич

админ: «The struggle for self-determination, the struggle for what a character wants his life to be...I look for characters who feel strongly enough about something not to be concerned with the prevailing odds, but to struggle against those odds» Я часто поражаюсь снобизму людей. Да, есть в истории кино Феллини, Висконти, Пазолини, Леоне(!), Годар, Ренуар и Бергман. Но вместе с этими титанами в 50-е и 60-е годы работали десятки таких талантов, что при одном только беглом знакомстве с их фильмами становиться ясно, что не только традиционной киноклассикой жив человек. А эту между тем реальность, ту реальность, от которой сегодня, правда, уже тошно. Я имею в виду фильмы братьев Дарден, конечно. Привнесли в кино они. В свое время, наивность и пофосность кинофильмов, были нормой. А картоность и однобокость персонажей, чем-то само собой разумевшемся. Против этого восстали, как известно режиссеры новой волны. Но не они первые, не они последние. До Годара и Маля, Мельвиля и Трюффо, Леоне и Фассбидера был Американский noir. Что это за жанр noir, у него и границ, то четких нет? Сотни режиссеров и много вопросов. Какие критерии. И, тем не менее, им это удалось. Сэм Фуллер и Билли Уайлдер, Жак Тюрнюр и Фриц Ланг, Джон Хъюстон и Роберт Съодмак, Абрахам Полонский и Роберт Уайз… Десятки и сотни режиссеров. Объединяло их одно – стремлении приблизить киноязык к реальности. Они снимали почти трэш-фильмы класса Б, а иногда если везло среднебюджетные боевики о гангстерах и бандитах, непременно в ч/б гамме. Цвет был еще слишком дорог. Одним из корифеев жанра noir, наравне со выше перечисленными был Роберт Олдрич. Коренной американец, родившийся 9-го августа 1918-года (удивительно, я тоже родился 9-го августа ) выучился на юриста (я-я!!! Я тоже учусь на юриста- вот совпадение ) и поступил на работу с студию RKO в качестве клерка. История умалчивает, почему привилегированного и рафинированного, почти буржуа – племянника Рокфеллера потянуло на режиссуру. Но за сим, Олдрич, освоил профессию помощника режиссера и успел попрактиковаться у массы именитых гениев кино: Дмитрыка, Майлстоуна, Ренуара, Уэлмана, Полонского, Флайшера, Лоузи и Чаплина. После сам дебютировал на ниве нуарного кино. Сначала, правда, были сериалы. Потом вестерн «Апач» с Бертом Ланкастером в главной роли. И… Именно первый вестерн в жанре «нового вестерна» в его фильмографии: «Вера-круз»: дорогой, масштабный, жестокий и реалистичный фильм о двух солдатах удачи в исполнении опять таки Берта Ланкастера и Гэри Купера на фоне войны за независимость в Мексике. Не сложно догадаться, откуда Леоне заимствовал противоборство Полковника и Мэнко для «На несколько долларов больше». Потом был «Зацелуй меня до смерти», - неимоверно черный и эстетский noir, по роману Микки Спилейна. Гнетущая, мизантропическая атмосфера, разбавляемая техно –кубическими видами 50-х, а так же несколькими жестокими убийствами, поражает даже сегодня. Хотя фильм был и сделан в жанре боевика класса Б. Самое удивительное: Олдрич остался верен себе – класс значит класс Б. – он даже не посмотрел фильм после монтажа. Переключившись на следующий проект. Дело в том, что черный финал, в котором гибнут все герои не входил в планы режиссера. Их спасение вырезал монтажер. Остальных работ Олдрича я не видел (ну за искл. «Грязной дюжины», разве что. Хотя этот фильм меня не тянет детально комментировать ибо наст. Олдрич, IMHO остался в более ранних работах)– жду «Последний закат» на кассете – уже заказал. Поэтому прошу продолжить мою рецензию: Марк, расскажи про "Большой нож","Что случилось с бэби Джейн?","Легенда о Лайле Клер","Ультиматум".

Ответов - 15

Марк Кириллов: Роберт Олдрич...Режиссёр,который снимал фильмы популярных жанров - вестерны,триллеры,детективы,драмы из серии "кино про кино".Почему же он,человек и режиссёр,которого "продвинутая критика" упорно не желала видеть на страницах глянцевой "Истории кино",столь же упорно лезет на них? Я отношу Олдрича к режиссёрам из разряда "философы поневоле".Они,эти режиссёры,не стремяться декларировать на каждом углу,что они "гении",что их фильм - это "новое слово в киноязыке".Зачастую этих режиссёров их более высоколобые коллеги и критики,жрецы артхауза,объявляют "ремесленниками" и "халтурщиками".Что ж,если Николас Рэй,Сэм Фуллер,Анри-Жорж Клузо,Роберт Олдрич - это "ремесленники",то остаётся только снять шляпу перед их "ремеслом" и посетовать,что так называемым "мастерам кинематографа",всем этим ларсам фон триерам,вонг кар ваям,бернарам ноэ и иже с ними никак не удаётся сделать что-то такое,что бередило бы душу и спустя годы,а не забывалось бы сразу после того,как бездарные бумагомараки заканчивали пиар-компанию вокруг очередного "шедевра". Олдрич снял около 20 фильмов в 50-70-х годах.Я видел меньше,и не один фильм не оставил меня равнодушным. 1951 - "Апач"."Новый вестерн" ещё только начинал дышать,а Олдрич, сходу врубившись в тему,снимает историю о беглом индейце,мечтающим начать мирную жизнь.Однако бедолагу преследуют - он воевал в отряде Джеронимо,а следовательно,его место в тюрьме.Не всё ладно в этом фильме,но снят он очень профессионально и заставляет задуматься.Массаи (Берт Ланкастер) хочет выращивать зерно,хочет иметь такие же права,как и бледнолицые.Но он индеец,апач! Этим всё сказано.И приклеенный хэппи-энд (полиция резервации решает оставить уже практически арестованного героя в покое) не снимает заявленной проблемы (об этом фильме также написано мной на сайте www.westernfilm.ru - очерк "На экране краснокожие",глава "Энтони Манн и другие"). 1953 - "Большой нож".Первый фильм из своеобразной "трилогии о Голливуде".Снятый по пьесе бывшего "левого",а в годы маккартизма перекрасившегося в "патриоты" Клиффорда Одетса,он рассказывал о (в буквальном смысле!) бандитских нравах,царивших за кулисами "фабрики грёз".Фильм буквально очаровал молодого Жана-Люка Годара,который,снимая в 1963 году фильм "Презрение",специально пригласил на роль продюсора Джереми Прокоша Джека Пэланса,исполнявшего похожую роль в фильме Олдрича.Сам Годар неоднократно подчёркивал,что Прокош - это герой "Большого ножа",доживший до 1963 года. 1954 - "Вера-Круз".Красивый,снятый в цвете, вестерн с участием суперзвёзд - Берта Ланкастера,Гарри Купера,Сары Монтьель."Новый вестерн" под маской кассового супербоевика,прямая предтеча циничных спагетти-вестернов (на сайте www.westernfilm.ru есть рецензия на этот фильм). 1956 - "Целуй меня до смерти".Смотря этот фильм,на ум приходят затасканная до дыр цитата из Анны Ахматовой - "Когда б вы знали,из какого сора растут стихи,не ведая стыда..." В основе фильма лежит низкопробная поделка вполне бездарного,но очень плодовитого и популярного детективщика Микки Спиллейна,создателя образа "грязного детектива" Майка Хаммера.И из такого хлама Олдрич создаёт абсолютный шедевр - мрачную,циничную и мизантропическую притчу о предчувствии Конца Света.Маккартизм уже дышал на ладан и всё больше находилось смельчаков,имевших наглость плюнуть в наглую рожу гадёнышей,наклеивших на себя ярлык "патриоты Америки".При этом,в большинстве антимаккартистских фильмов постоянно подчёркивалось,что за пределами "патритического ада" есть Другая Жизнь,есть Хорошие Люди,есть, в конце концов,свет в конце тоннеля."Нет!" - словно говорит своим фильмом Олдрич.Мир безнадёжно болен,он поганен и жесток.Полиция,ФБР,ЦРУ,международные шпионы,мафия - все они одинаково враждебны для человека.В мире,где люди - жалкие пешки в руках участников Большой Игры,никто тебе не поможет.Добрый человек или даже человек,у которого добро - это некий рудимент,подлежит уничтожению,ибо он играет не по правилам.Он вне игры,а стало быть он должен быть уничтожен - убит или засажен в психушку,либо обречён всю жизнь прятаться,подобно крысе...А что несёт людям Большая Игра? Да так,пустячёк - всего лишь смерть,точнее - тотальное уничтожение.Не случайно магический Чёрный Ящик,из-за которого разгорается весь сыр-бор,именуется Ящиком Пандоры.А что там хранится? Мировое зло,отвечает Олдрич,облачённое в форму атомной бомбы...Кстати,я бы не стал утверждать,что Хаммер и его секретарша спаслись.Как никак они оказались недалеко от эпицентра взрыва атомной бомбы - после такого долго не живут.Да и финал был бы пессимистичен даже если б они и остались бы живы...В фильме нет ни одного мало мальски известного актёра,что,однако,абсолютно не влияет на качество фильма.

Марк Кириллов: 1961 - "Техасская четвёрка".Полный провал.Ни Чарльз Бронсон в роли оперетточного злодея (хотя Бронсон сыграл эту роль здорово,показав,что он хорош и в комедийной роли),ни полуобнажённая красотка Урсула Андресс,ни красавчик Дин Мартин не смогли спасти этот фильм.Очередная попытка снять "комедию в стиле вестерн" с треском провалилась.Резвое начало (налёт на почтовый дилижанс), унылая тягомутина в середине и уж совсем глупая концовка с песнями и танцами - вот что такое "Техасская четвёрка".Даже не верится,что этот редкостный бред снял автор "Целуй меня до смерти". 1964 - "Что случилось с бэби Джейн?" Этот фильм даже в СССР демонстрировался Второй фильм из "трилогии о Голливуде".На сей раз Олдрич анатомирует "систему звёзд".В главных ролях снялись две бывшие голливудские суперзвезды - Бэтт Дэвис и Джоан Кроуфорд.Играют они практически самих себя - актрис,некогда очень знаменитых,а ныне влачащих жалкое существование,никому не нужных,всеми забытых.Единственное,что остаётся двум старухам - это изо дня в день доводить друг друга,вспоминая мелочные обиды прошлого,истинные и мнимые,постоянно изображать из себя юных старлеток,ждущих своего часа...При всём этом отлично понимая,что никому они не нужны,что впереди - только смерть,которую они тоже пытаются превратить в очередное шоу...Страшное зрелище.Некоторые из официальных советских критиков высказывали сомнение в необходимости показывать НАШЕМУ зрителю ТАКОЕ КИНО. 1968 - "Легенда о Лайле Клер".Третий фильм из "трилогии о Голливуде".Теперь объект атаки Олдрича - мифология "звёзд"...Снимая фильм о легендарной кинозвезде 30-40-х годов Лайле Клер,режиссёр (Питер Финч) узнаёт,что Лайла была скопищем всевозможных пороков - наркоманка,алкоголичка,лесбиянка,нимфоманка,и что погибла она при весьма тёмных обстоятельствах.Но кому нужна эта правда? Когда-то об этом знали все,потом новые скандалы и альковные истории затмили подлинную историю о Лайле Клер.Нет,лучше пусть Лайла предстанет чистой и непорочной девой,истинной служительницей Искусства...Сказочки всегда покупаются.И даже то,что актриса,игравшая роль Лайлы (Ким Новак),гибнет на съёмках,изображая выдуманную смерть Лайлы Клер,никого не волнует - это позволит ещё больше разжечь интерес к новому проекту! Шоу продолжается!!! 1972 - "Рейд Ульзаны".Своеобразный кивок в сторону прошлого,отсыл к "Апачу"...Отряд федеральной кавалерии ловит отряд индейцев,сбежавших из резервации.Олдрич не отказал себе в злобном остроумии,пригласив на роль проводника кавалеристов Берта Ланкастера,исполнителя главной роли в "Апаче".Его герой очень хотел стать таким же как бледнолицые.Его мечты сбылись - он всесте с белыми ловит апачей!..Олдрич одним из первых "открыл" "новый вестерн",он же его и "закрыл". 1977 - "Ультиматум".Тоже был в советском прокате.Ещё бы - "антиамериканский фильм".Да ещё с суперзвёздами в главных ролях - Берт Ланкастер,Ричард Уидмарк,Джозеф Коттен,Мелвин Дуглас...Одну из военных баз,на которой размещены ядерные ракеты,нацеленные на СССР,захватывает группа заключённых,под предводительством Генерала (Берт Ланкастер) - бывшего участника войны во Вьетнаме,которого упрятали за решётку за то,что задавал слишком много вопросов и выступал против ЦРУ и Пентагона.Теперь Генерал предъявляет президенту ультиматум - или тот расскажет всему миру об истинных причинах развязывания войны во Вьетнаме (не бредни о "защите интересов американской демократии",а правду).Но эта правда способна полностью уничтожить всех этих "патриотов Америки","священных коров демократии","столпов общества"...Генералы и политиканы предпочитают играть с огнём - пусть война,пусть президент будет заложником,но только не правда.А когда президент (Джозеф Коттен) склоняется к тому,что нужно сказать правду,его цинично убивает спецназовец (типа,промазал)... Разумеется,это не всё.Но для начала беседы достаточно.

админ: В «Зацелуй меня до смерти» история создания фильма темная. Ясно одно: спасение героев Олдрич снял. Но фильм он не монтировал, так как был параллельно занят «Autumn Leaves» («Побег в осень» или «Осенние листья» - не знаю, как правильнее перевести) и в «Большом ноже». Отчего, участие самого Олдрича в съемках закончилось, написанием пояснений монтажеру. Однако в окончательном варианте никто не спасся. Но (ты же знаешь, как у нас любят все восстанавливать – Скорцезе даже каким-то боком вставил в реставрированную версию «Х,П и З» сцену, которую вырезал сам Серджио Леоне – и более того переозвучил ее) сегодня фильм восстановили. Не знаю, может быть все было так обставлено чтобы, мол не Олдрич, сделал, абсолютно мрачный финал с атомным взрывом, в смысле чтобы не уничтожили цензурой фильм. Выжить и, правда, никто не смог бы, но тем не менее, финал был снят. Кстати в этом фильме меня страшно радует сцена, где главный герой выглядывает из окна и видит шоссе с рядами, одинаково двигающихся машин. И не одного человека. Казалось бы верх банальности. Но производит все это страшное впечатление. Технология побеждает человека.


Марк Кириллов: "Целуй меня до смерти" вообще самый "чёрный" из всей "чёрной серии Голливуда" - ни одного положительного персонажа! Вообще ниодного! А "свет в конце тоннеля" заменяет свет атомного взрыва.

Марк Кириллов: И вообще,как "Целуй меня до смерти" умудрился попасть в прокат? Наверное,потому что шёл по "категории Б",а фильмы этого разряда не подлежали ревизии со стороны "Комиссии..." и не подпадали под статьи "Кодекса Хейза".

Марк Кириллов: админ В "Кинословаре" фильм переведён как "Осенние листья". Забыл совсем про "Грязную дюжину" (1967).Не знаю,как к нему относится.Вроде бы просто обычный кассовый боевик,добротно сделанный и "звёздами" наполненный.При том,что советская критика как правило не уважала фильмы о войне,снятые в США,к "Грязной дюжине" она отнеслась вполне благосклонно.Правда,Карцева попинала,что Олдрич снял этот фильм под несомненным влиянием Леоне.Теперь это может даже считаться комплементом - некоторые места очень схожи с ХПЗ

админ: Марк Кириллов пишет: цитатаЗабыл совсем про "Грязную дюжину" (1967).Не знаю,как к нему относится.Вроде бы просто обычный кассовый боевик,добротно сделанный и "звёздами" наполненный.При том,что советская критика как правило не уважала фильмы о войне,снятые в США,к "Грязной дюжине" она отнеслась вполне благосклонно.Правда,Карцева попинала,что Олдрич снял этот фильм под несомненным влиянием Леоне.Теперь это может даже считаться комплементом - некоторые места очень схожи с ХПЗ А Тонино Валери - друг Серджио Леоне, перенес сценарий "ГД" на спагетти-вестерн. И снял очень красивый (сейчас, понимаешь, что режиссер 1- в 1- один копировал некоторые фотографии Брэди) фильм "Зачем жить? Зачем умирать?". Отчасти потому, что я видел работу итальянца, "Грязная дюжина", мне не очень нравится. Валери адаптировал материал лучше.

админ: Посмотрел "Тише, тише милая Шарлотта" 65-того года. Этакий Американский вариант -"Туманных звезд..." и "Гибели богов" Висконти. Барочная, драма о вымирание рода знатных южан - американцев. За искл. оклеветанной на всю жизнь Шарлотты не одного сколько-нибудь положительного персонажа. Ну разве что старик - журналист. Родственники, только хотят заграбастать наследство Шарлотты. Ее отец, шантажировал ее любовника. Жена убивает тесаком отрезая голову и руку любовнику Шарлоты, сваливая вину на нее - еще почти ребенка. Очередной фильм демифизиация - традиционного запада с его патриархальными ценностями. После этого уже сложно поверить в романтизм благородных южан - людей чести. У Олдрича - прошлое в лице буржуа и знати выступает как рассадник заразы, в который попадает Шарлоты. Страшный, фильм, местами, напоминающий хорроры Марио Бавы, но если у итальянца мы видим изначально худ. вымысел. Тут ситуации реальны и мир, сродни Уальдеровскому "Бульвару сансет" или "Шоковому коридору" Фуллера.

Robert mcSotskey: Марк Кириллов пишет: 1977 - "Ультиматум".Тоже был в советском прокате.Ещё бы - "антиамериканский фильм".Да ещё с суперзвёздами в главных ролях - Берт Ланкастер,Ричард Уидмарк,Джозеф Коттен,Мелвин Дуглас...Одну из военных баз,на которой размещены ядерные ракеты,нацеленные на СССР,захватывает группа заключённых,под предводительством Генерала (Берт Ланкастер) - бывшего участника войны во Вьетнаме,которого упрятали за решётку за то,что задавал слишком много вопросов и выступал против ЦРУ и Пентагона.Теперь Генерал предъявляет президенту ультиматум - или тот расскажет всему миру об истинных причинах развязывания войны во Вьетнаме А ведь получается Брукхаймер и Майкл Бэй передрали сюжет в "Скале"!!!

Марк Кириллов: Robert mcSotskey А ты думал! В Голливуде с "новыми идеями" плохо,вот они и занимаются либо римейками,уродующими оригинал,либо сиквелами каждого дерьма

админ: Пришла кассета "Последнего заката", как пересмотрю, скажу свое мнение. В инете читал, что это едва ли не самый любимый фильм Леоне и Бертолуччи. Марк, расскажи, что ты думаешь по поводу этого фильма. Я пока только проглядел титры, начало с одиноким всадником, призрачно напоминает начало "За пригоршни долларов".

админ: Пересмотрел «Последний закат». Ожидал много. Фильм скорее порадовал, чем наоборот (а ведь везде сказано, что это, едва ли не самый любимый фильм Леоне, но то, что Мельвиль его видел – я уверен на все 100%), и задал много вопросов. По сюжету: герой Кирка Дугласа – всадник из ниоткуда - О Малли – возвращается к своей первой возлюбленной в Мексику, через очень много лет. По его следам едет охотник за головами (Дэн Стриблинг), чтобы привести его в Техас из Мексике за убийство дочери Стриблинга. Его (О Мали) бывшая «зазноба» уже вышла замуж; у нее вполне взрослая дочь. И муж - пьяница (Джозеф Коттен), который нанимает О Малли для перегона скота, в Техас, а в помощники им нанимается заклятый враг Стриблинг. Уговор, привести скот, а потом уже урегулировать споры. По пути происходят ключевые события. Стриблинг влюбляется в Бел, О Малли в дочь Белл. Однако, перед решающей дуэлью – О Малли узнает, что Мисси его дочь, и идет на дуэль. (которая эстетически срисована Леоне в «Однажды на диком западе») с незаряженным револьвером. После выстрела, герой Рока Хадсона произносит только одну фразу: «Он был не заряжен…» О Малли, дабы спасти счастье дочери и единственной любви, самоустранятся. Наконец, то я узнал, откуда Мельвиль взял эту сцену. Причем технически 1- в один. Опять герой между двумя женщинами: у «Самурая»: Пианистка и Джейн и он их обоих любит. У О Малли: его дочь – Мисси и бывшая любовь Белл. Мельвиль говорил, что снимает вестерны в городском антураже. Теперь я ему верю. По большому счету «Последний закат» - это очередная вариация «Вера-круз». Опять роуд –муви только вместо золота перегоняют скотт. Опять Мексика. Опять двое ковбоев, чье противостояние заканчивается смертью одного из них. Опять любовь… (как это не банально). Любви конечно многовато. Но перепалки из-за права на женщину, между Стриблингом и О Малли, едва не перерастающее в перестрелки, а чаще в мордобой, не дают скатиться зрелищу в мыльную оперу. Да и бандиты, на каждом шагу, заставляют забыть о довольно простой интриги. Вопрос очень простой: почему этот фильм, если его так любили Леоне (эстетически – дуэль Гармоники и Фрэнка) и Бертолуччи, Мельвиль скопировал оттуда, свой знаменитый финал из «Самурая», не стал этапным, великим, как «Вера-круз» или «Апач»? Или как «Голая шпора» Манна?

Марк Кириллов: Пересмотрел "Рейд Ульзаны". Возникли вопросы - а на кой был снят этот фильм? Не потому что он плох - просто резко диссонирует как с окружающими его по времени вестернами, так и с собственными работами Олдрича. Возможно, это просто ухмылка Мастера - "я всегда шагаю не в ногу". Когда индейцев в основном показывали, как злобных выродков, Олдрич примкнул к Манну и Дейвзу с их "новым вестерном". Когда основной поток стали представлять "Голубой солдат" и "Маленький Большой человек", Олдрич снимает фильм про упырей-индейцев, убивающих переселенцев "чистА по приколу"... Это-то и странно. Не потому что это не соответствует исторической правде - просто неясно почему. Вообще, по стилистике фильм смахивает на помесь "Рио Гранде" с "Искателями".

Roman_DD: Кстати, именно Олдрич снял фильм "Десять секунд до ада" с Джеффом Чандлером и Джеком Пэлансом, афиша которого мелькает в "На последнем дыхании" сразу после сцены Мишеля и Патриции на Елисейских полях

Марк Кириллов: Ну, вот, есть ещё одно пересечение между Олдричем и Годаром.



полная версия страницы