Форум » Творчество других режиссеров » Жан-Пьер Мельвиль, продолжение №2 » Ответить

Жан-Пьер Мельвиль, продолжение №2

админ: Жан-Пьер Мельвиль – человек, в корне повлиявший на стиль Серджио Леоне. Именно Мельвиль изобрел «молчаливый стиль» повествования. Его первый фильм («Молчание моря» по Веркору) вообще был без единого слова: там никто ни с кем не разговаривал. А самая известная работа: «Самурай» - там на протяжении первой четверти часа герой Алена Делона молчит. Этот стиль использовали: Леоне, Тарковский, Брессон, Антониони, и многие другие. Даже «Смерть в Венеции» Висконти, во-многом реверанс Жану-Пьеру Мельвилю. Выходец из middle – класса, герой французского сопротивления в годы войны. Основатель своей киностудии в Париже. Любимый ученик Жана Кокто. И все это Мельвиль. За свою короткую жизнь он снял около 13-ти фильмов. Однако, без влияния его картин сложно представить современный кинематограф. Им восторгались и беспрестанно копировали: Уолтер Хилл, Джон Ву, Такеши Китано, Мартин Скорцезе, Сэм Пекинпа и Квентин Тарантино. А уж представить творчество Леоне без влияния Мельвиля попросту невозможно. «Леоне перенёс холодного гангстера типа Бельмондо из «Стукача» Мельвиля в вестерн – даже придал ему облегающее пальто типа пыльника...» - отмечала еще в начале 70-х Елена Карцева в книге «Вестерн. Эволюция жанра.» Основной темой работ Мельвиля были Noir и фильмы о второй мировой. Его картины - великолепное размышления человека, который прожил более 5-ти лет, будучи членом сопротивления, вне закона, над природой закона, навязанного фашистами, над человеческой душой преступника и полицейского. Он считал, что между теми, кто защищает и нарушает закон, нет никакой разницы. И те, и другие — пешки рока. Его фильмы, по-удивительному наполнены энергией, которую он создавал у себя в интерьерах построенной своими руками студии. Его герои молчаливы и, как правило, жертвы рока. В его фильмах нет отрицательных бандитов, но есть бешеные комиссары, выбивающие показания у задержанных. А «Армия Теней» – это лучший фильм, обличающий фашизм как репрессивную систему. Он безукоризненно обращался с цветом. Его последние картины сняты с преобладанием сине –голубого цвета (Красный круг, Полицейский) - А «Самурай» - это бесподобный мир ночного клуба с черной певичкой и стеклянными загородками. В котором Мельвиль видит одиночество души его героя. Однако сам Мельвиль, несмотря на его собственный стиль, имел привычку, заимствовать идеи из американского кино. Его «Самурай» - во-многом развития идей заложенных в довольно посредственно снятом нуаре «Наемный убийца» Фрэнка Таттла. «Красный круг» - своеобразный римейк «Асфальтовых джунглей» Хъюстона. «Стукач» - местами срисован с «Стеклянного ключа» Стюарта Хейзлера. А во «Втором дыхании» визуально цитируется эпизоды «Орфея» Кокто. Но атмосфера этих фильмов, настолько завораживает. Что говорить о плагиате, мягко говоря, неосторожно. Несмотря на бесспорный талант Мельвиль остался аутсайдером кино. Его имя мало, что скажет современному киноману. Однако все – те, кто видели его фильмы, не забудут их никогда. Уверен, что среди тех, кто любит творчество Леоне, есть поклонники фильмов Мельвиля. Предоставляю им слово. Эпиграфы к самым известным картинам Мельвиля. Эпиграф к «Армии теней»: "Плохие воспоминания... И все же я привествую вас, ведь вы моя прошедшая юность" Jean-Pierre Melville Эпиграф к «Полицейскому»: "Если полицейские и вызывают у простых людей какие-то эмоции, то это могут быть лишь подозрительность или насмешка" Франсуа-Эжен Видок Эпиграф к «Самураю»: "Нет более ужасного одиночества, чем одиночество самурая, ужаснее может быть только одиночество тигра в джунглях. " Эпиграф к "Второму дыханию": "C рождения человеку дается только один выбор... Выбрать свою смерть. Но если это выбор продиктован отвращением к собственному существованию, его дальнейшая жизнь будет более чем бессмысленной" Jean-Pierre Melville Эпиграф к "Стукачу" "На блатном жаргоне слово "Doulos" означает "шляпа". На языке полицейских и бандитов так называют тех кто "носит шляпу". И наконец третье значение этого слова - "Полицейский осведомитель или стукач"" Коронные цитаты из интервью Мельвиля: “Из двух человек один - всегда предатель”. “Я не верю в мужскую дружбу. Она - из тех вещей, которые мне незнакомы, но о которых я очень люблю рассказывать в своих фильмах”.

Ответов - 124, стр: 1 2 3 4 5 All

админ: phlanger пишет: ...глянул я тут Мушетт Робера Брессона - крайне мрачное и тяжёлое кино, и опять вот эта любимая фишка : _практически нету диалогов_ то есть фильм производит впечатление "немого", хотя и с шумами _звуковой - но не "говорящий"_ У Брессона, последнее время, я это замечаю, постоянно, какое-то совершенно не проф. кино, в смысле - он не знал того предмета, о котором снимал. Этим мне кажется объясняется его полное неприятие в моих глазах. Можно говорить, что у Мельвиля вымышленный мир в кино. Но Мельвиль, который всегда говорил, что "не существует худшего портретиста чем я" - тем не менее был несравненно убидетелен, как снимая о гангстерах, так и снимая вполне Брессоновское кино -фильм - размышление "Леон Морин священник", соотносящийся местами с Брессоновским "Дневником сельского священника". Можно объяснить это делом вкуса. Но Брессон, подчеркнувший стиль повествования из фильма Мельвиля "Молчание моря", включающий Моцарта, под процесс слива помоев зэками в "Приговоренный к смерти сбежал" вызывает у меня много вопросов. В первую очередь, именно к знанию стилистике кино самим Брессоном. Среди "Молчаливых режиссеров", куда интереснее были Беккер и Франжу.

phlanger: ...ага значит, буду знать, что ещё искать и кого смотреть "это важно"

Robert mcSotskey: админ пишет: Мельвиль никого не брал в сценаристы. Идея была в том что сценарист и режиссер - Мельвиль. Он даже в титрах, не пишет имени сценариста и режиссера. Просто - фильм Жана-Пьера Мельвиля. Интересно, не обращал внимание. Надо будет пересомтреть. "А второе дыхание" - Джованни разве на автор сценария???

админ: Со «Вторым дыханием» история сложная. Во-первых, экранизация этого романа, постоянно откладывалась, ибо история там состоит из 2-х частей. (роман сначала хотел экранизировать Де Ля Пателье: Гюса должен был играть Жан Габен, а Бло – Лино Вентура) Мельвиль, же ее решил при помощи того, что воссоединил истории персонажем, которого зовут Орлофф. Во-вторых, Мельвиль окончательно решил ставить фильм всего за 4-ри дня до начала съемок. За это время он успел переписать сценарий, под себя основываясь на исходнике, созданным Хосе Джованни по его просьбе. Из огромной спешки, к Мельвилю не сумел присоединиться не один из его «коронных» операторов – Николя Эйер или Анри Деке. За место них он взял «телевизионщика» Марселя Комба. Отчего Дарахвелидзе считает, что операторская работа в фильме, оставляет желать много лучшего (я с этим категорически не согласен). И еще, мне кажется «Второе дыхание» - это заслуга, и очень большая Хосе Джованни, отсутствие диалогов в след. фильмах Мельвиля отчасти объясняют его нежеланием работать с опытными сценаристами. В купе с тем, что сам Мельвиль признавался в том что сочинять женские диалоги попросту не умел.

Robert mcSotskey: админ пишет: И еще, мне кажется «Второе дыхание» - это заслуга, и очень большая Хосе Джованни, вот мне тоже показалось, что "ВТорое дыхание" - во многом фильм Джованни, а не только Мельвиля. админ пишет: Орлофф наверное, самый харизматичный персонаж - так он из другого романа??? админ пишет: Де Ля Пателье а вот этот режиссер мне не нраувится, далеко ему до лучших французов.

админ: Robert mcSotskey пишет: наверное, самый харизматичный персонаж - так он из другого романа??? Нет он из второй части этого же романа. В "Сведение счетов", они заводят роман с Мануш в финале.

админ: Перечитал статью о Лелюше, Вентуре, Мельвиле и еще нескольких фр. деятелей кино http://www.kinoart.ru/magazine/09-2003/reading/Lel0903/. История о Мельвиле, рассказанная Вентурой, рассмешила до колик. Перечитайте обязательно

EEYORE: админ пишет: Если полицейские и вызывают у простых людей какие-то эмоции, то это могут быть лишь подозрительность или насмешка Вы уверены, что не наоборот? Если простые люди вызывают у полицейских какие-то эмоции, то... ?

админ: EEYORE пишет: Вы уверены, что не наоборот? Если простые люди вызывают у полицейских какие-то эмоции, то... ? Я с переводчиками разговаривал. Если переводить буквально - выходит "бред сивой кобылы". Если придумать аналог на русский. Их выходит очень много. В т.ч. и такой. Дело в том, что цитата взята из какого-то старого источника. Т.е. годы 1830-40. Язык, фр. тогда был несколько иной. Архаизмам и истории языка никто из знакомых мне переводчиков не обучен. Тут опытный лингвист нужен. Так что, конечно можно доверять разным источникам. Можно переводить самому, но это как раз та самая загадка Мельвиля, которую мы разгадать не можем. Образованные фр., наверное понимают. Мельвиль, как эрудированный человек, тоже... понимал.

админ: Наконец то у меня повился фильм Молчание Моря- первая полнометражная картина Жана-Пьера Мельвиля. По мнению великого Жана Ренуара: "....это лучший фильм, который был когда бы то ни было снят во Франции..." Риторически... А снимал ли Мельвиль плохие фильмы???? Кроме как о "Полицейском", о других картинах ничего плохого сказать не могу... Мельвиль мог и вовсе уйти совершенным режиссером - если бы не взялся за тоскливого, фальшивого, но удвивительно красивого "Полицейского"

eda-88: Эх Админ-счастливый вы человек,повидали столько редких киношедевров Я к сожаленью из Мельвилевских только "Красный круг" "Полицейский " и "Самурай" видал.

админ: Дааа. Надо собраться с мыслями, но это случиться только завтра. Подтверждаю свои же слова - "Полицейский" - единственный неудачный фильм Мельвиля, да тот неудача - сугубо творческая, а оттого простительная. Посмотрел "Молчание моря" - пережил катарсис -круто. Слишком совершенное кино. Не помню, ни одного Мельвилевского фильма, который бы не вызвал смятение чувств. Все совершенные (ну кроме см. выше) - все, по-своему новаторские. Мельвиль - гений!!!

админ: «Молчание моря» - это, то, что всю жизнь безнадежно копировал Брессон и, то к чему он безнадежно стремился. Это – самый режиссерский фильм Мелвиля, чей стиль мы можем без труда узнать в каждом (ну кроме «Дам Булонского леса», которые вышли до полотна Мельвиля) фильме Роберта Брессона Можете со мной спорить, но мне кажется, что сюжет книги Веркюра, был абсолютно неинтересен Мельвилю. Патетический призыв к Французам, полностью разбивается меланхолией «Леона Морина священника» и безнадегой, так же пафосной «Армии теней». «Молчание моря» – это не о чем. Это КАК. Как правильно снимать кино. Своего рода мастер-класс режиссера. Мельвиль полностью отвергает все сильнодействующие элементы кино – здесь нет насилия, саспенса. Почти нету диалогов – только монологи и авторский текст. Режиссер работает только звуком и картинкой. Точнее кадром. Превращая едва ли не каждый в произведение искусства. По сюжету, действие происходит в 1941 –м году. В деревню, из которой уехали почти все жители приезжает немецкий военный (скорее всего генерал) аристократ. И занимает единственный дом, в котором живут люди: дядя с племянницей. Он ведет себя как аристократ, вызывая всем своим видом неподдельную симпатию. Аристократические повадки, внешность, отношения и манеры. День от о дня он пытается заговорить с единственными жителями этой деревни - его соседями по дому – дядей и племянницей, пускаясь в длинные пафосные монологи. Рассказывая о себе. О своей жизни. Но получая в ответ, лишь молчание… Дни проходят – он едет в Париж. Встречается со своими сослуживцами. Узнает, что Париж будет уничтожен. Но, будучи тонким философом и знатоком культуры – уезжает оттуда в растрепанных чувствах. Заранее, дабы не видеть этого декаданса, попросившись на фронт. В последний день, в последний раз «фриц» заходит в комнату: на столе лежит книга, в которой сделанная из газеты закладка, с большими буквами написанной в ней фразой: «Солдат, не выполняй преступный приказ!». Генерал смотрит на дядю. Тот кивает. Генерал говорит: «Прощайте…» И только племянница нарушает заговор тишины – «…Прощайте» Генерал уезжает Занавес. Без картинки и музыки понят его прелести практические невозможно! Но это надо видеть!

phlanger: а ведь эта история - опять отсылка к реальным событиям я может уже говорил, но комендант Парижа генерал Дитрих фон Хольтиц 25 августа 1944 года вошёл в историю, как "немецкий генерал, который не выполнил приказ" взорвать Париж - что и стало для него "делом чести, доблести и геройства", поскольку приказ был Гитлера

админ: phlanger пишет: я может уже говорил, но комендант Парижа генерал Дитрих фон Хольтиц 25 августа 1944 года вошёл в историю, как "немецкий генерал, который не выполнил приказ" взорвать Париж - что и стало для него "делом чести, доблести и геройства", поскольку приказ был Гитлера Роман был написан в 1942-м году... Так что это скорее провидение! фильм "Молчание моря" наиболее близок по визуальному стилю, следующего фильма Мельвиля - "Ужасные дети". Где в главных ролях снялись, Николь Стефан и Эдуар Дермит(которого Мельвиль кстати изначально забраковал, но был вынужден согласиться на его участие, по настоянию Кокто, который так же выступал за исключение Николь Стефан) Кстати, деньги на первый фильм Мельвиля дали, (не уверен на 100%, но есть такие данные) Ротшильды, чья дочь(под псевдонимом Николь Стефан) и сыграла главные роли, аж в двух картинах Мельвиля. Опять таки, не будучи актрисой... Но наблюдая, например "Боба - азартного игрока", сложно даже на миг предположить, что это снял - один и то же режиссер. Не люблю блатных, но найти такое удивительно чувственное лицо, как у Николь Стефан - это надо было суметь

админ: Насчет удвительного чутья Мельвиля, приведую пару историй. Роже Дюшон - автор гениальной роли в "Бобе-азартном игроке", сыграший Боба Монтанье, до войны был довольно известным и популярным актером. Но в годы акупации он работал на Гестапо и был лоялен акупантам. После освобождения он долго скрывался. А впоследствии даже осидел срок в тюрьме за пособничество фашистам и режиму маршала Петена... После чего дорога в кино для него была закрыта. И только ветеран, левак, антифашист - Мельвиль позволил такому человеку вновь вернуться в кино. Можно по разному относиться к Мельвилю - но по-моему - это и есть самый антифашисткий жест, какой мог сделать человек, в своей професси. Я имею ввиду прощение. Хоть и талантливого, но бывшего, зэка и фашиста и взял на гл. роль бывший член сопротивления и ветеран второй мировой... Зато партнершу Роже Дюшона - Изабель Корей - Мельвиль нашел на улице. Кем она была до съемок в фильме Мельвиля - неизвестно. Хотя есть предположение, что она была проституткой, коих в большом количестве посещал режиссер (несмотря на то что был женат ). И о чем, в общем то известно по сей день... Поразительно другое: и Изабель Корей и Роже Дюшон, сыграли куда лучше и истественее, чем если бы их роли были поручены, звездам того времени, участие, которых принесло бы немало прибыли самому Мельвилю... Вот такие дела.

админ: Еще об удивительном! В 1968-м году, Мельвиль намеревался снять римейк фильма "Сука" Жана Ренуара. (тот самый из начала 30-х с Мишелем Симоном). Был сценарий, деньги, даже актеры (не помню кто кого должен был играть, но у Дарахвелидзе об этом есть) И как не кстати - сгорела студия... Отчего режиссеру пришлось выплачивать неустойки всем, кто уже подписался под проектом. Год он восстанавливал студию. А потом. дабы не "протянуть ноги" - взялся за про-Голлисткую "Армию теней", на съемки, которой дали приличную сумму и так же неплохой режиссерский гонорар. Удивительно, но во время съемок "Самурая" в 1967-м - студия Дженнер, которая сгорела на следующий год - была опечатана за долги... И подлежала продаже на аукционе, в качестве возмещения долговой задолженности Фильм доснимался на другой, (арендованной стулдии). И только успех "Самурая" - позволил режиссеру, разобраться должниками и вернуть обратно свою студию...

админ: Написано: 06.10.2005 г. "Двое на Манхеттене" В дни ежегодного заседания ассамблеи ООН в Нью-Йорке пропадает делегат от Франции. Об этом узнают в информационном агенстве "Франс-пресс", в котором, дабы раскопать сенсацию, его поиски поручают журналисту Моро, которого играет сам Жан-Пьер Мельвилль. А в подручные Моро берет фотографа - папарацци Дальмаса (Пьере Грасе). Теперь представьте: Нью-Йорк, одна ночь (время действия фильма). Двое мужчин ищут пропавшего человека. Естественно поиск начинают с любовниц, потом наступает очередь борделей и других развлекательных ночных заведений. Очевидно, что "ключ к сюжету" (пропавший Француз, разве могло быть иначе?) лежит в амурных делах. Изюминка фильма лежит в раскрытие характеров. Мельвилль осуждает людей, которые ради хлесткой фотографии мертвой, или умирающей знаменитости могут забираться в больницы или вкладывать трупам бутылку виски. Моро проведя в поисках ночь со своим старым знакомым понимает ничтожность души человека. Финал: пленки, стоившие пару часов назад миллионы падают в канализацию. Газеты вышли, дружба спасена - хэппи -энд восстановлен. Редкий случай для фильмов Мельвилля. Этакий эпилог бессмысленности бытия. (позднее, нечто подобное мы можем увидеть в "Блоу-ап" Антониони - сцена с гитарой) Мельвилль, как-бы невзначай кидает «Степень развития цивилизации измеряется формой проституции» - его компаньон спрашивает: - Это кто сказал? - Это я сказал! Отвечает Мельвилль.

Roman_DD: Интересная деталь: в «Стукаче» роль Жильбера Варнава сыграл Рене Лефевр - исполнитель заглавной роли в фильме Жана Ренуара «Преступление господина Ланжа» (1935). Давно хотелось «разобраться» с двумя цитатами, которые любил приводить админ, а именно: Ренуар: « «Молчание моря» - это лучший фильм, который я видел за последние пятнадцать лет». Мельвиль: « «Дыра» – лучший фильм, когда-либо снятый во Франции». Начнем с первой цитаты. Прежде всего, определимся со временем. «Молчание моря» вышло в широкий прокат в апреле 1949 (по Дарахвелидзе), следовательно, 1949 - 15 = 1934. Следовательно, с 1934 Ренуар ничего лучше не видел ? Интересно… Даже если отбросить все мировое кино и ограничиться французским… Предположим, что «Молчание моря» - лучший фильм, который Ренуар видел со времен «Аталанты» Жана Виго. Но неужели в этот период не было снято ничего лучшего, чем «Молчание моря» ? Назову лишь два имени - Карне и Клузо. Можно допустить, что Ренуар не видел фильмов Клузо - жил в США, потом снимал в Индии и т.д., «Ворон» запретили, «Набережную Орфевр» - не видел? не оценил по достоинству? Ну а как же быть с Карне ? Ведь «Странную драму», «Набережную туманов», «День начинается» Ренуар должен был видеть, а каждый из этих фильмов (плюс «Великая иллюзия» самого Ренуара) значительно сильнее фильма «Молчание моря». При этом я совершенно не хочу принизить значение Молчания моря. Это очень хороший фильм, отличный дебют в полнометражном кино, но все-таки оценка его слишком завышена. Теперь ко второй цитате. Честно говоря, это уже ни в какие ворота не лезет. Пусть мы не принимаем во внимание немое кино Франции (Наполеон Абеля Ганса, Страсти Жанны Д’Арк Дрейера), но неужели лучшие фильмы Клера, Виго, Фейдера, Ренуара, Дювивье, Карне, Клузо, Брессона хуже фильма «Дыра» ??? По-моему, это просто смешно. Это я еще молчу о «На последнем дыхании» (кстати, мне кажется, постоянное упоминание админа о том, что НПД якобы монтировал Мельвиль, не выдерживает никакой критики. Мельвиль лишь подсказал Годару подрезать «чуть-чуть здесь, чуть-чуть там», но монтировал фильм наверняка сам Годар). Опять-таки, не хочу обидеть «Дыру». Отличный фильм, но не шедевр. Вывод: либо Ренуар и Мельвиль совсем не знали французского кино (во что совершенно не верится), либо у них был совершенно отвязанный киновкус.

админ: Roman_DD пишет: Давно хотелось «разобраться» с двумя цитатами, которые любил приводить админ, а именно: Ренуар: « «Молчание моря» - это лучший фильм, который я видел за последние пятнадцать лет». Во первых, потому что фильм "на злобу дня". Во вторых, потому что "ММ" - это первый в истории кино звуковой фильм, в котором нет диалогов. Нет вообще. Т.е. есть хотя бы одна причина, его выделить из любых фильмов, снятых ранее кем-либо, или где либо. Roman_DD пишет: Мельвиль: « «Дыра» – лучший фильм, когда-либо снятый во Франции». Квинтэссенция всего Мельвиля. Снятый по правилам классического кино, по реальной истории, в реальных интерьерах фильм о преступниках. "Дыра" снята по правилам постановки фильма, которых придерживался Мельвиль. Я думаю, речь идет, лишь о том, что сам Мельвиль ничего лучшего снять бы не смог бы.

Lacenaire: Roman_DD пишет: Мельвиль: « «Дыра» – лучший фильм, когда-либо снятый во Франции». Вполне возможно и перевод не совсем точный. Соглашусь с админом, что Мельвилль возможно "примерял" "Дыру" к себе. "Лучший" в смысле "совершенный".

Roman_DD: Наверное, Вы в чем-то правы, Александр. Но мне кажется, Мельвилю следовало бы сказать "лучший гангстерский фильм". Жизнь (и кино) всё-таки не из одних преступников состоит (и показывает на экране). Например, мой любимый фильм Мельвиля - Двое на Манхэттэне. Да, вот еще что не понимаю насчет Мельвиля. Зачем он собирался римейкнуть "Суку" Жана Ренуара. Ведь помимо классического фильма Ренуара, уже существовал римейк, созданный другим Великим - "Улица греха" Фрица Ланга (1945). Что мог добавить Мельвиль ?

Марк Кириллов: Саня,я посмотрел "Когда ты прочитаешь это письмо". Ну что сказать.Кое-что блицем - 1) Оказывается,я раньше этот фильм смотрел.Просто он у меня выпал из памяти; 2) Точно угадал (в процессе просмотра) точную дату выхода фильма - 1953 (какой я молодец!); 3) Оказывается Жюльетт Греко могла играть не только саму себя (как,например,в "Орфее" или "Адрес неизвестен"),а ещё кого-то. Теперь по самому фильму.Сразу скажу - он мне не понравился.Просто не понравился.Не выстроен он как фильм.Один блок к другому не подходит - как будто снимали разные режиссёры - кусок Бунюэль,кусок Годар,кусок Карне,кусок Гремийон,кусок Дюювивье...Это то,что сразу в глаза бросилось...Но не в том смысле,что Мельвиль им подражал - скорее,наоборот - эти режиссёры у него одолжились (кроме Карне и Гремийона,разумеется)... Я бы назвал этот фильм так - "Что пришлось - то и сделал".Фильм ценен тем,что в нём Мельвиль изготовил полуфабрикаты,которые последующие режиссёры довели до уровня изделий...Наверное,беда фильма и состоит в том,что там слишком много всего,есть желание оспорить постулат Козьмы Пруткова о невозможности объять необъятное. Вот как бывает - неудачный фильм режиссёра становится ценным для истории кино и его развития.Ведь "Когда ты прочитаешь это письмо" буквально растащили на цитаты...Похоже,что Мельвиль действительно был гений.

админ: Марк Кириллов пишет: Теперь по самому фильму.Сразу скажу - он мне не понравился.Просто не понравился.Не выстроен он как фильм. Мне фильм нравится. Однако, я его в первый раз смотрел еще до полного знакомства с Годаром, Карне, Дювивье и т.д. Хотя, заранее отметил наиболее известные цитаты: Клеман "Хищники"/"Ты яд" Оссейн, Тарантино (эпизод в "4-х комнатах" с портье), Годар "На последнем дыхании", не говоря уже о самоцитате из "Самурае". Мне не кажется, что он не выстроен. По всей видимости, его попросту трудно воспринимать после фильмов других режиссеров, которые растащили его на цитаты. Смотришь Мельвиля, а интуитивно воспринимаешь, как нечто уже где-то отсмотренное. Повторюсь, мне повезло увидеть фильм 4 года назад, когда я не имел современной насмотренности, отчего для меня фильм воспринимается вполне целостно.

Марк Кириллов: Видимо,некоторые фильмы теряют в восприятии,когда их посмотришь не вовремя...У меня-то с точностью до наоборот всё было - сперва общедоступная киноклассика,потом всё остальное.Да и при том Бунюэля-Карне-Дювивье я смотрел целенаправленно,чтобы "пропитаться",а Мельвиль для меня был из "остальных".Хотя,посмотрев за последнее время "Фершо-старшего","Боба-азартного игрока" и "Когда ты прочитаешь это письмо" понимаю,что в процессе своего "киновоспитания" упустил из виду одного из самых ценных режиссёров мирового кино.Ценного не столько даже своими фильмами самими по себе,а тем влиянием,которое они оказали на мировой кинематограф.

админ: Марк Кириллов пишет: Ценного не столько даже своими фильмами самими по себе,а тем влиянием,которое они оказали на мировой кинематограф. Сложный вопрос. Мельвиль, изначально был киноманским режиссером, не столь радикальным как Годар, но и не столь самобытными, как Дювивье, Клеман, Бунюэль и д.р. Мне очень нравится "Фершо старший", я люблю "Когда ты прочитаешь это письмо", я безумно обожаю "Ужасных детей" (если не смотрел - посмотри обязательно!) и "Двое на Манхеттене"(хотя, опять таки идеи этого фильма плавно перекочевали в Три комнаты на Манхеттене Карне, к сценарию фильма, которого приложил руку Мельвиль), мне нравятся его поздние гангстерские работы и "Леон Морен священник", но без фанатизма. При этом, я довольно холодно отношусь к "Молчанию моря". Кстати, интересный факт, самый коммерчески прибыльный фильм Мельвиля, а так же рекордсмен по количеству зрителей, посмотревших его в дни проката - это "Когда ты прочитаешь это письмо". Главная беда Мельвиля, как я понимаю сейчас - это отсутствие одержимости и удивительный рационализм, который несмотря на попытку от него отстранится постоянно встревает во всех его фильмах. Именно, благодаря рационализму, мне сегодня кажется, если бы М. не умер, а прожил бы еще бы еще лет 20-ть, время от времени снимая фильмы, без опасности стать непопулярным или не приспособиться к новому времени. Мельвиль был перфекционистом, в кладовке, которого было слишком много неизвестных/недоступных шедевров 30-40-х годов, которые он мог беспрестанно цитировать. Именно, он помог быть ему популярным по сей день, но и он не позволил стать на одну ступеньку с Клеманом, Бунюэлем, Дювивье, Годаром и т..д.

Lacenaire: админ пишет: в кладовке, которого было слишком много неизвестных/недоступных шедевров 30-40-х годов, которые он мог беспрестанно цитировать. Да ну? Неужели сейчас-то остаются какие-то "недоступные" фильмы, тем более 30-40-х (по крайней мере, в американском кино)? Уж чего только сейчас не выходит, тем более в том же американском кино, фанатом которого был Мельвилль. Да, недавно всплыл действительно, насколько понял, малоизвестный фильм - "Ставки на завтра" (между прочим, 1959 года). Тоже сравнительно недавно узнали про фильмы Сейджуна Судзуки, но это 60-е. Я не думаю, что секрет успеха Мельвилля в такой большой степени был в цитировании "неизвестных шедевров", слишком простое объяснение.

админ: Lacenaire пишет: Да ну? Неужели сейчас-то остаются какие-то "недоступные" фильмы, тем более 30-40-х (по крайней мере, в американском кино)? Вы даже себе не представляете сколько. Если сейчас и выпускают, массово комедии и малобюджетные нуары, то к примеру вестерны 30-х, кроме тех, где играл Джон Уэйн, в массе своей не только недоступны, но и, как правило даже не систематизированы. Lacenaire пишет: не думаю, что секрет успеха Мельвилля в такой большой степени был в цитировании "неизвестных шедевров", слишком простое объяснение. Так дело не в "цитировании неизвестных...", а том, что его метод, в сущности не зависел от эпохи кино. Он уверенно чувствовал себя в рамках классического кино, так же уверенно снимал в духе новой-волны и вполне органично вписался бы в кино середины и конца 70-х. Для того чтобы убедиться в последнем, стоит хотя бы посмотреть фильм Филиппа Лабро "Случайность и насилие", который изначально собирался снимать Мельвиль. Из-за отсутствия привязанности к приемам режиссуры и драматургии, испытывая, напротив привязанность к героям, ситуациям и стилистики мира внутри кадра, я думаю, что М. был бы единственным режиссером, который бы, дай ему бог и щедрого продюссера, который бы даже в 80-е снимал бы качественное, глубокое и в тоже время кассовое кино. Но, к сожалению для нас, небесная канцелярия распорядилась иначе.

Lacenaire: админ пишет: Так дело не в "цитировании неизвестных..." Значит неправильно вас понял. админ пишет: Если сейчас и выпускают, массово комедии и малобюджетные нуары, то к примеру вестерны 30-х, кроме тех, где играл Джон Уэйн, в массе своей не только недоступны А вы уверены, что оно стоит того? В смысле, выпускать-то однозначно стоит, но что из этого будет выделяется на фоне массового производства, среди большого числа однотипных картин? От силы наберётся с десяток, если я не преувеличиваю.

Марк Кириллов: Трудно сказать однозначно,насколько малоизвестные фильмы прошлого соответствуют понятию "непризнанный шедевр".Часто фильмы забываются и забываются заслуженно.Чтобы найти действительно шедевр,нужно перелопатить кучу хлама.Впрочем,ведь и старатели толже перемывают кучу пустой породы ради крупинки золота Как говорится - "ищущий да обрящет". Насчёт ранних вестернов Уэйна.Благодаря "5 каналу",познакомился с десяткой этих фильмов.Честно скажу - кроме "Большой тропы" Рауля Уолша,всё остальное - хлам и мусор.Хотя,не будь этих мусорных фильмов,вряд ли Уэйн смог достичь настоящего уровня мастерства актёра вестерна. По Мельвилю.Его особенность,по-моему,заключалась как раз в том,что он чувствовал каким-то подсознанием очередную смену эпохи в кино.Поэтому фильмы Мельвиля абсолютно оргасничны в каждом из периодов,в котором они были сняты.С этой точки зрения даже неудачный "Полицейский" вовсе не неудача,а фильм,соответствующей тональности флик-фильмов 70-х...Конечно,Мельвиль - не реыволюционер от кинематографа,как Годар,но на историю кино его фильмы сильно повлияли.Наверное,место Мельвиля находится где-то рядом с Дугласом Сёрком и Раулем Уолшем - режиссёрами,которые снимали много и на разные темы,не считались "Авторами",но на Историю Кино повлияли сильно.Разве что Мельвиль был более образованным и культурным человеком.Но,так же,как Сёрк и Уолш,он много снимал по наитию,цитируя предшественников и давая толчок для последователей.



полная версия страницы