Форум » Творчество других режиссеров » Акира Куросава и другие режиссеры самурайских фильмов » Ответить

Акира Куросава и другие режиссеры самурайских фильмов

Robert mcSotskey: Самурайские фильмы ассоциируются с именами Акиры Куросавы и Тосиро Мифуне. Но помимо Куросавы в Японии было немало режиссеров, успешно работавших в этом жанре Масаки Кобаяси, Кихачи Окамото, Хироши Инагаки. Своеобразный реквием – "Сумрачный самурай" Йоджи Ямадо о внутреннем мире самурая, его службе "на гражданке", доме, хозяйстве, женитьбе, рождении детей, учебе их в школе. Фильмы о людях, живущих не по законам, а по понятиям, но понятия эти нравственно гораздо выше кодифицированных законов. О людях, верных чувству долга своему клану. Но когда сюзерен нарушает бытующие в самурайской среде неписанные правила, самурай становится свободным от клятвы. Так поступил Исабуро Сасахара ("Бунт самураев"), выступив в защиту обычного человеческого чувства, попранного капризным князем. Сначала выполнив приказ Совета клана, взяв в жены своему сыну отвергнутую князем наложницу, после того, как та родила князю сына. Но когда, вследствие изменения ситуации, князь потребовал вернуть леди Ичи во дворец, этот же Исабуро гибнет в безнадежном бою, пытаясь обеспечить призрачное счастье своему сыну и его жене, которую тот по настоящему полюбил. Серджио Леоне много взял из самурайских фильмов: сравните последнюю дуэль в "Однажды на Западе" и "Бунт самураев". Медленно двигающиеся по кругу двое, лица и глаза крупным планом, руки на рукоятях мечей, но мечи еще в ножнах. Каждый ожидает первого движения от противника, ждет, что тот допустит ошибку, а пока никто из двоих не выхватывает оружие. Наконец короткое и резкое движение и все… поединок окончился раньше, чем успел начаться. С Мифуне часто играл другой замечательный японский актер Тацуя Накадаи ("Семь самураев", "Три негодяя в скрытой крепости", "Телохранитель", "Цубаки Сандзюро", "Бунт самураев"). И зрители знали, что в финале сойдутся достойные и равные противники, Сандзюро и Мурото, Исабуро и Таеваки Асано. (Из официальной аннотации: "Накадаи незабываем в небольшой роли друга, которого самурайский кодекс чести заставляет скрестить мечи с обреченным героем Мифуне. Их финальный поединок среди склоняющейся под ветром высокой травы – одна из самых незабываемых сцен в кино"). Другой актер Куросавы – Такеши Шимура: прообраз Криса в "Семи самураях", военачальник в "Тени воина", "Три негодяя…", "Телохранитель", "Сандзюро". Герои всегда лучшие в своем роде, неповторимые во времени и пространстве, каждый самурай – произведение искусства. И гибель даже одного – невосполнимая потеря: вспомним финалы "Семи самураев" и "Сандзюро". Показательно, погибают они от огнестрельного оружия (Кицо и Кикучиё в "Семи самураях", Исабуро, Игути Сейбей из "Сумрачного самурая"), ведь трудно было бы в честном бою убить такого воина. Поединок – это вообще центральный, кульминационный момент, но не найдете здесь ничего общего с "Зорро" или фильмами Жана Марэ. Хотя нет: можно найти параллели и с "фильмами плаща и шпаги", и с "бойнями" "Дикой банды". В "Три негодяя…" – наверное, единственная в своем роде дуэль на копьях ("полуцитатой" перешедшая в "Красное солнце" с тем же Мифуне), ведь копье как оружие рукопашного боя появилось намного раньше, чем меч. В "Самурае-убийце" впечатляюще снята сцена финальной резни, когда главарь заговорщиков (Юносуке Ито, камердинер из "Сандзюро") бежит на врага с револьвером (!) и мечом, "кладет" охрану направо и налево револьверными выстрелами, презрев тем самым кодекс самурайской чести. Когда в ход идет все, мечи, дубины, кулаки, ногти, зубы. Задача каждого из заговорщиков – оттянуть на себя как можно больше стражей и уже умирая, цепляться за них коченеющими пальцами и зубами, чтобы освободить убийце путь к паланкину. А задача телохранителей – как волнорез обессилить, истощить эту волну нападающих. "Сандзюро" вообще надолго запомнится поединком с самым неожиданным, непредсказуемым финалом в истории кино. (Из официальной аннотации: "Два самурая стоят напротив друг друга. Короткий, но неторопливый разговор, внимательный взгляд – и молниеносная взрывная вспышка одного-единственного удара! И снова два самурая стоят друг напротив друга, но уже с выхваченными мечами... Хотя стоит только один, а напротив – медленно заваливающееся наземь мертвое тело, из которого хлещет кровь"). "Расемон" – одна и та же история рассказывается четырьмя людьми, с каждым разом отличаясь от "первоначальной версии". "Сандзюро" – не вошедшая, к сожалению, в картину идея использовать цвет в черно-белом фильме: в том месте, где белые и красные камелии плывут по течению. "Бунт самураев" – о героях между дружбой и долгом. "Самурай-убийца" – сюжет описывает круг, и фильм возвращается к началу: финальная сцена покушения начинается с кадра засады из пролога.

Ответов - 136, стр: 1 2 3 4 5 All

админ: Марк Кириллов пишет: А что на "Торренте" народ ещё не пересажали? Нет. Сайт torrents.ru сотрудничает с правообладателями, и когда кто-то их них находит что-то "свое" на нем - это свое тут же оттуда удаляется. Вот и вся система. После этого сажать перестали. Марк Кириллов пишет: Да и мне туда выкладывать нечего.Да и не умею.И аппаратуры нет. Я тоже ничего не выкладываю - только качаю.

Roman_DD: Марку Кириллову Фильмы Нагисы Осимы можно купить на сайте www.artkino.info по 4$ за фильм Я купил там Кладбище солнца, Ночь и туман Японии, Смертную казнь через повешение, Историю, рассказанную после токийской войны и Церемонию. Три последних фильма с допматериалами.

админ: Roman_DD пишет: Фильмы Нагисы Осимы можно купить на сайте www.artkino.info по 4$ за фильм А еще, некоторые его фильмы можно скачать на torrents.ru... Раздаются: Империя чувств/In the Realm of the Senses - http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=945697 Макс, моя любовь / Max mon amour - http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=810291 100 лет японского кино / 100 Years of Japanese Cinema - http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=797360 Повесть о жестокой юности / Seishun zankoku monogatari - http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=778567 Империя страсти / In the Realm of Passion - http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=618377 История японского кино от Нагисы Осимы / 100 Years of Japanese Cinema - http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=471458 Табу / Gohatto/Taboo - http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=467089 Счастливого Рождества, мистер Лоуренс / Merry Christmas Mr. Lawrence - http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=59800

Сухов: Хочу рассказать одну очень интересную историю (тем, кто ещё не знает). В первой половине 70-х японские кинематографисты сняли киносериал "Одинокий волк с младенцем" про опального самурая, вынужденного стать наёмным убийцей. У фильма был невероятно запутанный и вместе с тем очень прямолинейный сюжет (парадокс восточного кинематографа), а сам фильм чем-то напоминал спагетти-вестерны. Несколькими годами позже предприимчивые американцы выкупили права на первые две серии киносериала, перемонтировали его и переозвучили. Причём сложность сюжета выкинули, а прямолинейность оставили. Это чудо назвали "Убийца Сёгуна" и выпустили в прокат. Во какие чудеса случаются! А Вы говорите - Квентин Тарантино, Квентин Тарантино...

Сухов: Хочу отметить, чем лично меня заинтересовал упомянутый выше кино сериал. Он - наглядная демонстрация ответного влияния спагетти-вестерна на самурайское кино. Бумеранг вернулся.

Сухов: Хочу рассказать про фильм, про который, как мне помнится, кто-то спрашивал. Я имею в виду часовой фильм Куросавы 1945 года "Идущие за хвостом тигра". Хотя фильм и идёт час, но по формату он не превышает короткометражку. Фильм-рассказ о том, как несколько самураев-беглецов шли через заставу своих врагов. Перед ними стоял выбор - прорываться с боем или попытаться выдать себя за других людей. Командир отряда выбрал второй вариант, и большую часть фильма показывается его интеллектуальный поединок с начальником заставы. До мечей дело так и не дошло. Как это часто бывает у Куросавы, события то идут неторопливо, то вдруг взрываются действием. Например в сцене, где главный герой демонстрирует своё искусство изгнания злых духов, напряжение достигает максимума за счёт быстрого и резкого монтажа. А в финальной сцене невольно ждёшь, когда перебравшие сакэ беглецы сами выдадут себя, здесь режиссёр обманывает ожидание зрителя. Праздник так и остаётся праздником. Один раз фильм посмотреть стоит.

Сухов: Вчера посмотрел три фильма про самураев: "Меч судьбы", "Скрытый клинок" и пересмотрел "Семь самураев". "Меч судьбы" Окамото посвящён деятельности террористической организации самураев-консерваторов в 60-х годах XIX века. Главный герой - человек, сделавший убийство своей профессией. У него нет политических предпочтений и идеалов. Ему просто нравится убивать. В конце он сходит с ума и крошит, как капусту, своих вчерашних сподвижников. Фильм самый "японский" из трёх с отличной от европейской логикой. На протяжении всего фильма брат самурая, убитого главным героем, пытается встретиться с ним для поединка, но каждый раз эта сюжетная линия резко обрывается и сюжет идёт другим путём. Заключительная сцена - одна из самых кровавых в истории кино. "Скрытый клинок" Ямадо похож на "Сумрачного самурая". Главный герой получает приказ убить своего друга. Выполнив приказ, он узнаёт, что его господин обесчестил жену убитого им человека. Возмущение произошедшим приводит к ещё одному убийству и к выходу героя из самурайского сословия. Как и в других фильмах Ямадо, главное в фильме не сюжет, а иделическая атмосфера старой Японии. Если первые два фильма - просто очень хорошее кино, то "Семь самураев" - безусловно шедевр. Описывать сюжет я не буду - наверняка все участники форума смотрели этот фильм уже несколько раз. Хочу только отметить, что Ли Ван Клиф определённо срисовал свой фирменный облик с Такаши Шимура.

Марк Кириллов: Насчёт ван Клифа - не знаю,а Юл Бриннер - однозначно.

Сухов: Марк Кириллов пишет: Насчёт ван Клифа - не знаю Ну как же? Отрастил такие же усы, также хитро улыбается... Да и раскосый немного.

админ: Сухов пишет: Ну как же? Отрастил такие же усы, также хитро улыбается... Да и раскосый немного. Он таким и в Америке был, до Леоне... Разве, что без усов...

Сухов: админ пишет: Он таким и в Америке был, до Леоне... Разве, что без усов... Ну в тех ролях, в которых я его видел, он играл хмурых головорезов, не очень отягощённых умственной деятельностью. Можно сказать, что именно Леоне открыл его, как актёра.

Zhan: админ пишет: "Расемон", по-моему, тоже не самурайский, скорее такой исторический noir. Если точнее, то философский нуар (истории о Японии или, скажем, самурах в нем ведь нет). У картины очень интересная идея: поведенческие мотивы людей, которых бес попутал. Несколько лет спустя эту идею у Куросавы позаимствовал Орсон Уэллс в фильме "Touch of Evil".

Сухов: Zhan пишет: Если точнее, то философский нуар (истории о Японии или, скажем, самурах в нем ведь нет). У картины очень интересная идея: поведенческие мотивы людей, которых бес попутал. В некотором роде мой любимый фильм Куросавы. Всё никак не соберусь его пересмотреть, чтобы ещё раз проанализировать. Мне интересно то, что разные рассказчики дают не только своей роли разные оценки, но и другим участникам. Каждый пытается представить события по разному. Каждый пытается предстать в глазах слушателей наиболее достойно. Так бандит хочет быть героем, женщина - невинной жертвой насилия, самурай - не менее невинной жертвой предательства жены и воровства, а крестьянин хочет скрыть существование дорогого кинжала, который он украл. Мне интересно - можно ли составить непротиворечивую картину произошедшего.

Zhan: Сухов пишет: Мне интересно - можно ли составить непротиворечивую картину произошедшего. У меня не получилось... Даже пробовал построить математическую модель/форумулу. Первоисточник перечитывал несколько раз (он есть на русском языке в Интернете), пока не понял, что это бесполезное занятие, т.к. Куросава все нарочно запутал. В конце концов остановился на идее, которую я упомянул выше. На нее натолкнул меня добавленный в конце ребенок, которого в первоисточнике не было. Воспринял это как подсказку. Думаю, это и есть истина..

Сухов: Zhan пишет: Несколько лет спустя эту идею у Куросавы позаимствовал Орсон Уэллс в фильме "Touch of Evil". В "Touch of Evil" больше всего нравятся начало и конец. Начало, потомучто снято одним планом, конец, потомучто парень-мексиканец действительно оказался убийцей.

KINOPSIH: Вы посмотрите "Под стук тромвайных колёс"(Тадес-хаден). После этого можно говорить что Куросава законсервировался?

Марк Кириллов: Смотрели.И ничего хорошего не увидели.Это называетя "Послание Куросавы-сана сансэю Пазолини" - "Сансэй,мне нравится ваше творчество". Скучный и занудный фильм.

Сухов: А может кто-нибудь сказать, откуда, с какого фильма пошло "самурайское кино"? Ведь не с "Идущих за хвостом тигра"?

KINOPSIH: Мне скучно не было.))) Я очень люблю неореализм. А он тут в чистом виде, что радует. Взять только того архитектора или парнишку, котрый помешался. А может это просто мечта? Гениально, и ни чего не скучно.

Lacenaire: Сухов пишет: А может кто-нибудь сказать, откуда, с какого фильма пошло "самурайское кино"? Ведь не с "Идущих за хвостом тигра"? Ну, чуть пораньше, в 41-м, вроде, вышла почти четырёхчасовая сага о 40-ка самураях - "Верность в эпоху Гэнроку". Всё никак не наберусь храбрости посмотреть это дело. Думаю, самурайское кино начали снимать почти одновременно с появлением в Японии кинематографа. Очень плодовитая почва. Хотя, как знать.

Марк Кириллов: Мода на самурайское кино началось в 30-е годы,когда японцы начали войну в Китае.Нужно было поднимать дух нации путём пропаганды воинов.Очень подробно об этом написано в книге "Современное японское кино".Ознакомлюсь,освежу в памяти - напишу.

Марк Кириллов: Мода на самурайское кино началось в 30-е годы,когда японцы начали войну в Китае.Нужно было поднимать дух нации путём пропаганды воинов.Очень подробно об этом написано в книге "Современное японское кино".Ознакомлюсь,освежу в памяти - напишу.

Сухов: Lacenaire пишет: Ну, чуть пораньше, в 41-м, вроде, вышла почти четырёхчасовая сага о 40-ка самураях - "Верность в эпоху Гэнроку". Всё никак не наберусь храбрости посмотреть это дело. Думаю, самурайское кино начали снимать почти одновременно с появлением в Японии кинематографа. Очень плодовитая почва. Хотя, как знать. Марк Кириллов пишет: Мода на самурайское кино началось в 30-е годы,когда японцы начали войну в Китае.Нужно было поднимать дух нации путём пропаганды воинов.Очень подробно об этом написано в книге "Современное японское кино".Ознакомлюсь,освежу в памяти - напишу. Спасибо. Буду ждать.

Сухов: Вот незадача. Я выстроил очень стройную версию событий в "Расёмон", а когда пересмотрел, понял, что истенной всё же была версия лесоруба. Если будите пересматривать, обратите внимание, как женщина перерезает путы мужа кинжалом, которого якобы не было.

Евген: Интересно, кто-нибудь смотрел фильмы Нагисы Осимы, снятые им в 60-начале 70-х гг. Всем известны его ленты 70-90-х (две "империи", Счастливого рождества..., Макс, Табу), а более ранние картины как-будто и не существуют. Хотя еще в 60-е Осима являлся одним из лучших представителей японской "новой волны". Первоначально в Европе он стал известен благодаря фильмам "Смерть через повешение" (1968) и "Церемония" (1971). В его тематике можно обнаружить самурайские мотивы, ниспровержение ценностей и ритуалов старших поколений, молодежные бунтарские настроения а-ля Годар-Бертолуччи и т.д. Стоит ли скачивать?

Roman_DD: Я смотрел ! Скачивать однозначно стоит !

Евген: Roman_DD, вкратце не расскажешь, о чем тематически эти и другие фильмы Осимы, снятые им в 60-е-начале 70-х гг. Что именно тебя привлекло? Может, что-то не понравилось?

Roman_DD: Вкратце об Осиме можно сказать так: Осима - это японский Годар, анархист, лидер течения "японская новая волна". Главными темами фильмов Осимы 60-х годов были японская молодежь и политика. Ранние фильмы Осимы (История жестокой юности, Кладбище солнца) показывают жизнь "токийских трущоб" на фоне политических акций. Фильм "Ночь и туман Японии" сделан как 100-минутный спор леваков о путях развития дальнейшей борьбы. Этот фильм был запрещен,Осима ушел с Сетику, сделал пару фильмов для "независимых" и вернулся в большое кино в середине 60-х. Смертная казнь через повешение затрагивает тему угнетения корейцев, живущих в Японии. Героя-корейца, содершившего убийство, пытаются повесить, а он остается жив, но полностью теряет память: кто он, за что его собираются наказывать и т.д. И вот официальные лица, присутствующие при казни, пытаются ему это "втолковать". Церемония - рассказ о семейном клане Сакурада и судьбах его членов, мужчин и женщин. Чем меня привлекает кино Осимы и японской новой волны (Имамуры, Тэсигахары) ? Изобразительным мастерством, жесткостью и резкостью, полным отсутствием сентиментальности Одзу и Мидзогути. Вообще-то более полно об Осиме и других режиссерах Японии 60-х можно прочитать в разделе Японская коллекция на Фениксклабе.

Евген: Наконец, посмотрел большинство доступных картин Нагисы Осимы, снятые им в 60 - начале 70-х гг. в период расцвета японской "новой волны", одним из ярких представителей которой он являлся. Что можно сказать? Однозначно, дальнейшее сотрудничество Осимы с европейскими кинематографистами и продюсерами пошло ему явно на пользу. Если бы не это обстоятельство, боюсь, он так и бы и остался в лучшем случае режиссером-ниспровергателем для внутреннего потребления. Основная тематика творчества японца - ниспровержение устоявшихся традиций и ритуалов японского общества, критика социальной политики государства с левых позиций, анархические проявления молодежи против старшего поколения, критика нарастающего милитаризма и национализма, акцент на натурализме и резкости манеры подачи материала вместо традиционной гуманности национального кино, безусловное влияние студенческих волнений конца 60-х в мире и европейская эстетика отрицания. Первые фильмы "Улица любви и надежды" (1959), "Кладбище солнца", "Повесть о жестокой юности" (оба 1960) - абсолютно непривлекательные работы о проблемах молодежи и социальной неустроенности. Может это и актуально, но с художественной точки зрения никак не увлекает. Смотреть можно разве что для галочки понимания творчества Осимы. "Восстание христиан" (1962) - довольно неплохая историческая драма с самурайскими мотивами о восстании крестьян-христиан против своих угнетателей - местного сегуната в 17 веке. Не плохо, но до Куросавы очень далеко. Более зрелым Осима стал в конце 60-х. "Смертная казнь через повешение" (1968) - гротескная драма, обличающая смертную казнь и дискриминацию корейцев. Правда сатира и гротеск по-японски кардинально отличны от привычного понимания, что усложняло процесс наблюдения и навевало скуку. "Мальчик" (1969) - линейная драма о семье, промышлявшей мошенничеством путем имитации ДТП на дорогах. Мальчика родители принуждают кидаться под машины из-за неустроенности и невозможности работать отцу-ветерану войны. В принципе, неплохо. Наконец, "Дневник вора из Сииндзюку" (1968) и "История, рассказанная после токийской войны" (1970) навеяны студенческими волнения в Европе и Японии конца 60-х гг. Первый фильм с явными отсылками к книге Жана Жене и европейских авторов составлен как бессюжетный калейдоскоп кадров с фетишизмом, сексуальной революцией, балаганным театром кабуки и студенческими бунтами. Второй фильм представляет уже попытку анализа событий в Японии, выражает растерянность и раздвоенность сознания молодого поколения в постреволюционную эпоху, навеянный европейскими киноаналогами. "Церемония" (1971), признанной лучшей лентой года, представляет как бы квинтэссенцию всей послевоенной Японии с ее проблемами, путями развития и задачами. Самоубийство героев есть явная отсылка к смерти Юкио Мисимы в 1970 году. В общем, проблематика, возможно и была актуальной, но ее художественное воплощение явно уступало европейским картинам. Однозначно, ранний Осима, безусловно, любопытен как феномен и новое слово в японском кино. Но все же истинное искусство прослеживается все-таки в его более знаменитых работах, начиная с середины 70-х гг и заканчивая великолепным "Табу" (1999), где Осима синтезировал многие свои заявленные темы.

Евген: Продолжая японскую тему. На днях посмотрел изумительный, но абсолютно неизвестный у нас российско-японский фильм «Сны о России» (1992) реж. Дзунья Сато. По тематике и идейности он напоминает знаменитый «Дерсу Узала» Акиры Куросавы, где также сквозь эпическое повествование воспевается дружба и взаимовыручка людей разных культур и цивилизаций. В конце 18 века японский корабль терпит крушение у берегов Сибири. Капитан (Кен Огата) с экипажем оказываются в чуждой им цивилизации. Их мечты о возвращении на родину постепенно таят из-за отсутствия корабля в морозных далях России. Наконец, японцы построили небольшое судно, но достигнув Охотск, также остались не удел. После многомесячного путешествия на оленях и санях они достигли сибирскую столицу Иркутск. Местный губернатор отказывается им помочь, предложив остаться и преподавать русский язык. Но к счастью капитан знакомиться с известный ученым, членом РАН (Олег Янковский), который обещает гостям поддержку в возвращении на родину и даже аудиенцию у самой императрицы Екатерины (Марина Влади). Постепенно японцы осваивают язык, культуру и быт России. Один принимает православие, другой влюбляется в русскую вдову и только капитан стремится на родину. Через долгие путешествия и мытарства он наконец получает аудиенцию и корабль. Постепенно ученый и капитан проникаются взаимными симпатиями, первый организует аудиенцию, желая понять загадочную культуру и наладить дипломатические отношения с изоляционистской Японией, второй выхаживает ученого во время его болезни и слабости. «В России я впервые почувствовал себя японцем», - признается капитан императрице. «Капитан, то что мы пережили в России - это был сон?». «Нет – это не сон», - отвечает он своему матросу по возвращении через 10 лет на Родину. Несмотря на плохое «выцветшее» качество пленки и тихий звук, «Сны о России» воспринимается как искреннее откровение о человеческих судьбах и характерах, возможности понимании души и чаяний людей казалось бы несопостовимой культуры и развития. Это особенно заметно в эпоху искусственных аватаров и неестественных героев. Актерские работы выше всяких похвал. Однозначно, одна из лучших ролей Олега Янковского. Чрезвычайно фактурен и искренен знаменитый японский актер Кен Огата («Легенда о Нараяме» реж. С.Имамура, «Мисима» П.Шредер, «Интимный дневник» П.Гринуэй, «Изо» Т.Миике). В остальных ролях Евгений Евстигнеев, Марина Влади и Юрий Соломин, который служит своеобразным мостиком от «Дерсу Узала» к «Снам по России». Режиссер Дзунья Сато считается крепким мастером жанрового остросюжетного кино, чьи работы были даже в прокате СССР. Всем советую.



полная версия страницы