Форум » Творчество других режиссеров » Акира Куросава и другие режиссеры самурайских фильмов » Ответить

Акира Куросава и другие режиссеры самурайских фильмов

Robert mcSotskey: Самурайские фильмы ассоциируются с именами Акиры Куросавы и Тосиро Мифуне. Но помимо Куросавы в Японии было немало режиссеров, успешно работавших в этом жанре Масаки Кобаяси, Кихачи Окамото, Хироши Инагаки. Своеобразный реквием – "Сумрачный самурай" Йоджи Ямадо о внутреннем мире самурая, его службе "на гражданке", доме, хозяйстве, женитьбе, рождении детей, учебе их в школе. Фильмы о людях, живущих не по законам, а по понятиям, но понятия эти нравственно гораздо выше кодифицированных законов. О людях, верных чувству долга своему клану. Но когда сюзерен нарушает бытующие в самурайской среде неписанные правила, самурай становится свободным от клятвы. Так поступил Исабуро Сасахара ("Бунт самураев"), выступив в защиту обычного человеческого чувства, попранного капризным князем. Сначала выполнив приказ Совета клана, взяв в жены своему сыну отвергнутую князем наложницу, после того, как та родила князю сына. Но когда, вследствие изменения ситуации, князь потребовал вернуть леди Ичи во дворец, этот же Исабуро гибнет в безнадежном бою, пытаясь обеспечить призрачное счастье своему сыну и его жене, которую тот по настоящему полюбил. Серджио Леоне много взял из самурайских фильмов: сравните последнюю дуэль в "Однажды на Западе" и "Бунт самураев". Медленно двигающиеся по кругу двое, лица и глаза крупным планом, руки на рукоятях мечей, но мечи еще в ножнах. Каждый ожидает первого движения от противника, ждет, что тот допустит ошибку, а пока никто из двоих не выхватывает оружие. Наконец короткое и резкое движение и все… поединок окончился раньше, чем успел начаться. С Мифуне часто играл другой замечательный японский актер Тацуя Накадаи ("Семь самураев", "Три негодяя в скрытой крепости", "Телохранитель", "Цубаки Сандзюро", "Бунт самураев"). И зрители знали, что в финале сойдутся достойные и равные противники, Сандзюро и Мурото, Исабуро и Таеваки Асано. (Из официальной аннотации: "Накадаи незабываем в небольшой роли друга, которого самурайский кодекс чести заставляет скрестить мечи с обреченным героем Мифуне. Их финальный поединок среди склоняющейся под ветром высокой травы – одна из самых незабываемых сцен в кино"). Другой актер Куросавы – Такеши Шимура: прообраз Криса в "Семи самураях", военачальник в "Тени воина", "Три негодяя…", "Телохранитель", "Сандзюро". Герои всегда лучшие в своем роде, неповторимые во времени и пространстве, каждый самурай – произведение искусства. И гибель даже одного – невосполнимая потеря: вспомним финалы "Семи самураев" и "Сандзюро". Показательно, погибают они от огнестрельного оружия (Кицо и Кикучиё в "Семи самураях", Исабуро, Игути Сейбей из "Сумрачного самурая"), ведь трудно было бы в честном бою убить такого воина. Поединок – это вообще центральный, кульминационный момент, но не найдете здесь ничего общего с "Зорро" или фильмами Жана Марэ. Хотя нет: можно найти параллели и с "фильмами плаща и шпаги", и с "бойнями" "Дикой банды". В "Три негодяя…" – наверное, единственная в своем роде дуэль на копьях ("полуцитатой" перешедшая в "Красное солнце" с тем же Мифуне), ведь копье как оружие рукопашного боя появилось намного раньше, чем меч. В "Самурае-убийце" впечатляюще снята сцена финальной резни, когда главарь заговорщиков (Юносуке Ито, камердинер из "Сандзюро") бежит на врага с револьвером (!) и мечом, "кладет" охрану направо и налево револьверными выстрелами, презрев тем самым кодекс самурайской чести. Когда в ход идет все, мечи, дубины, кулаки, ногти, зубы. Задача каждого из заговорщиков – оттянуть на себя как можно больше стражей и уже умирая, цепляться за них коченеющими пальцами и зубами, чтобы освободить убийце путь к паланкину. А задача телохранителей – как волнорез обессилить, истощить эту волну нападающих. "Сандзюро" вообще надолго запомнится поединком с самым неожиданным, непредсказуемым финалом в истории кино. (Из официальной аннотации: "Два самурая стоят напротив друг друга. Короткий, но неторопливый разговор, внимательный взгляд – и молниеносная взрывная вспышка одного-единственного удара! И снова два самурая стоят друг напротив друга, но уже с выхваченными мечами... Хотя стоит только один, а напротив – медленно заваливающееся наземь мертвое тело, из которого хлещет кровь"). "Расемон" – одна и та же история рассказывается четырьмя людьми, с каждым разом отличаясь от "первоначальной версии". "Сандзюро" – не вошедшая, к сожалению, в картину идея использовать цвет в черно-белом фильме: в том месте, где белые и красные камелии плывут по течению. "Бунт самураев" – о героях между дружбой и долгом. "Самурай-убийца" – сюжет описывает круг, и фильм возвращается к началу: финальная сцена покушения начинается с кадра засады из пролога.

Ответов - 136, стр: 1 2 3 4 5 All

евген: Lacenaire пишет: Лучшие фильмы о той войне - они, конечно, у каждого свои, но я бы в первую очередь "Иди и смотри" Климова назвал. Ну, "Иди и смотри" - это глыба, перед которой невозможно устоять. Но ведь цели и мотивы у "Иди и смотри" и "Враг у ворот" совсем разные. Первый фильм - обличение бесчеловечности войны и ужасов, творимых людьми. Второй - динамичный и напряженный поединок смертельных врагов в той же бойне, но вне анализа каких-либо явлений. А Хрущев вполне не плох в исполнении Боба Хоскинса, который, кстати, ранее играл Берию у Кончаловского ("Ближний круг"). Конечно, многим не нравится у Анно, что СМЕРШевцы гнали войска на передовую, расстреливая любого отступившего, но это в ленте, все-таки, не главное. Ведь акцент сделан на двух снайперах-профессионалах, а наблюдать за их передвижением, хитрыми уловками, бьющимся пульсом - одно удовольствие. Ну а финал великолепен. Один из них, осознав свой проигрыш, снял фуражку и принял смерть, словно исцеление от мирских сует.

евген: А "Медведь" вызывает даже слезы... Злоключения медвежонка, потерявшего мать и нашедшего опору у чужого медведя, с которым они противостоят охотникам, будет интересен для всех категорий зрителей. Хотя мне нравятся любые игровые и документальные ленты о животных. Приключения поросенка Бейба и его друзей - одно удовольствие, хоть там и неживые персонажи.

Lacenaire: евген пишет: А Хрущев вполне не плох в исполнении Боба Хоскинса, который, кстати, ранее играл Берию у Кончаловского ("Ближний круг"). Меня другое удивило - Хрущёв был под Сталинградом или это просто поместили узнаваемого персонажа (как героя комиксов)? СМЕРШовцы это да - атака совершенно очевидно захлебнулась, от отряда почти ничего не осталось, а всё равно среляют. Выглядит странно. Ещё забавно, как комиссар Данилов постоянно повторял: "Это же на первой странице газеты! Не абы где". Может ошибаюсь, но у нас такого значения именно первой, второй полосам не особо придавали - написали в газете, так это уже ого-го. Вообще при просмотре сознание невольно отделяет рассказываемую историю и её воплощение на экране.

Lacenaire: евген пишет: А "Медведь" вызывает даже слезы... Мне очень финал нравится, когда он впервые попытался зарычать. Да и весь фильм в целом удивительный.

Марк Кириллов: Lacenaire пишет: Хрущёв был под Сталинградом или это просто поместили узнаваемого персонажа (как героя комиксов)? Был.Он был представителем Ставки на Сталинградском фронте.Просто в брежневские времена,когда Хрущова просто вымарали из истории,об этом не писали.Впервые,кстати,Хрущова под Сталинградом показал Юрий Озеров в фильме "Сталинград" (1989) (его играл Вадим Лобанов). "Медведь" неплохой фильм,но не мой.Не люблю фильмы про страдания животных.Из-за этото вот уже 25 лет не смотрю "Белый Бим - чёрное ухо".

Lacenaire: Марк Кириллов пишет: "Медведь" неплохой фильм,но не мой.Не люблю фильмы про страдания животных.Из-за этото вот уже 25 лет не смотрю "Белый Бим - чёрное ухо". Ясно. Но на мой взгляд, медвежонок в фильме Анно всё-таки один среди равных, не настолько там отчаянное положение. А вот фильм Ростоцкого и правда смотреть тяжело, хотя один раз посмотреть обязательно.

Марк Кириллов: Один раз - да.Но не больше.Фильм гениален.Но абсолютно безысходен.

евген: Марк Кириллов пишет: "Медведь" неплохой фильм,но не мой.Не люблю фильмы про страдания животных.Из-за этото вот уже 25 лет не смотрю "Белый Бим - чёрное ухо". А в "Медведе" все заканчивается хэппи-эндом, медвежонок и его старший друг мирно удалились в зимнюю спячку. И посыл хорош - медведь не задрал охотника, тот пересмотрел свои взгляды на жизнь животного. Страданий в общем-то никаких и нет. То же самое в ленте "Два брата", где разлученные в детстве тигрята через года узнают друг друга на "гладиаторском" поединке в цирке. И счастливо сбегают в джунгли, попутно найдя свою мать.

Lacenaire: евген пишет: Страданий в общем-то никаких и нет. Собак жалко.

евген: Lacenaire пишет: Собак жалко. Ну они там второстепенные персонажи, к тому же сами нарвались. Хотя и их жалко.

Lacenaire: евген пишет: А в "Медведе" все заканчивается хэппи-эндом, медвежонок и его старший друг мирно удалились в зимнюю спячку. Речь, я так понял, была о том, что за животных больше переживаешь, потому и смотреть такие фильмы (если они хорошо сняты, конечно) тяжело.

Евген: Конечно. Но и охотники оказались "людьми".

Евген: Lacenaire, советую также посмотреть другой фильм Анно "Два брата". На этот раз речь идет о тиграх. Эта лента, возможно, более мелодраматическая и несколько преувеличенная в части слишком очеловечивания тигров. Но все же очень позитивная и увлекательная.

Lacenaire: Да, спасибо. Я уже приметил на будущее.

Сухов: В жанр самурайского фильма ринулся Такеши Миике со свойственной ему энергией. К настоящему моменту снял два фильма - "13 убийц" и ремейк старого фильма "Харакири" (от автора "Бунта самураев"). "13 убийц" снят по сюжетной схеме, берущей начало ещё в "Семи самураях". Для благородного, но смертельно опасного предприятия набирается команда из выдающихся бойцов, которые к концу фильма почти все гибнут. При этом в фильм втиснуто очень много рассуждений о том, каков должен быть путь самурая и где пролегает черта между исполнением своего долга и преступлением. И у руководителя команды убийц и у командира телохранителей вельможи, которого хотят убить, своя правда. Также хочется отметить, что это, пожалуй, самый кровавый фильм если и не в мировой истории, то в истории самурайского кинематографа уж точно. Технически он сделан безупречно. Герои фильма строят целый город-ловушку, в которую попадает целых 200 самураев, беспрерывно истребляемых в течении второй половины фильма. "Харакири" - это притча о чести самурая. Смысл его можно охарактеризовать цитатой: "Честь война - это не то, что выставляется на показ" Это пожалуй первый самурайский фильм, снятый в 3D, хотя зачем это было нужно - не понятно.

Lac: Так "13 самураев" это ж тоже римейк. Но его не видел, а вот версия "Харакири" в "решении" Миике не понравилась. Визуально он ещё пытается соответствовать (насколько можно соответствовать мастерству Йошио Миядзима), но по мысли новая интерпретация сильно уступает. У Миике Цугумо получился эдаким гуманистом, человеком XX, или даже XXI столетия. И финальный поединок, когда ему в руки вкладывают бамбуковый меч оставляет ощущение какой-то фальши (хотя в 3D финальный бой, наверное, эффектно смотрится). Мол, ну и что, что у того был меч из бамбука - вот, у меня тоже. В фильме Кобаяси эпоха для всех одна, и то, что молодой человек продал меч для Цугумо стало не меньшим шоком, чем для обитателей замка. Миике будто и хочет сказать, что подобная жестокость была скорее нехарактерна для страны той эпохи, тогда как Кобаяси, напротив, бунтует против бессмысленной жестокости эпохи в целом. Про актёрские работы вообще молчу: где Тацуя Накадаи и Кей Сато, и где Шиносуке Ичикава и (не могу точно идентифицировать) Байдзаку Накамура?



полная версия страницы