Форум » Творчество других режиссеров » Акира Куросава и другие режиссеры самурайских фильмов » Ответить

Акира Куросава и другие режиссеры самурайских фильмов

Robert mcSotskey: Самурайские фильмы ассоциируются с именами Акиры Куросавы и Тосиро Мифуне. Но помимо Куросавы в Японии было немало режиссеров, успешно работавших в этом жанре Масаки Кобаяси, Кихачи Окамото, Хироши Инагаки. Своеобразный реквием – "Сумрачный самурай" Йоджи Ямадо о внутреннем мире самурая, его службе "на гражданке", доме, хозяйстве, женитьбе, рождении детей, учебе их в школе. Фильмы о людях, живущих не по законам, а по понятиям, но понятия эти нравственно гораздо выше кодифицированных законов. О людях, верных чувству долга своему клану. Но когда сюзерен нарушает бытующие в самурайской среде неписанные правила, самурай становится свободным от клятвы. Так поступил Исабуро Сасахара ("Бунт самураев"), выступив в защиту обычного человеческого чувства, попранного капризным князем. Сначала выполнив приказ Совета клана, взяв в жены своему сыну отвергнутую князем наложницу, после того, как та родила князю сына. Но когда, вследствие изменения ситуации, князь потребовал вернуть леди Ичи во дворец, этот же Исабуро гибнет в безнадежном бою, пытаясь обеспечить призрачное счастье своему сыну и его жене, которую тот по настоящему полюбил. Серджио Леоне много взял из самурайских фильмов: сравните последнюю дуэль в "Однажды на Западе" и "Бунт самураев". Медленно двигающиеся по кругу двое, лица и глаза крупным планом, руки на рукоятях мечей, но мечи еще в ножнах. Каждый ожидает первого движения от противника, ждет, что тот допустит ошибку, а пока никто из двоих не выхватывает оружие. Наконец короткое и резкое движение и все… поединок окончился раньше, чем успел начаться. С Мифуне часто играл другой замечательный японский актер Тацуя Накадаи ("Семь самураев", "Три негодяя в скрытой крепости", "Телохранитель", "Цубаки Сандзюро", "Бунт самураев"). И зрители знали, что в финале сойдутся достойные и равные противники, Сандзюро и Мурото, Исабуро и Таеваки Асано. (Из официальной аннотации: "Накадаи незабываем в небольшой роли друга, которого самурайский кодекс чести заставляет скрестить мечи с обреченным героем Мифуне. Их финальный поединок среди склоняющейся под ветром высокой травы – одна из самых незабываемых сцен в кино"). Другой актер Куросавы – Такеши Шимура: прообраз Криса в "Семи самураях", военачальник в "Тени воина", "Три негодяя…", "Телохранитель", "Сандзюро". Герои всегда лучшие в своем роде, неповторимые во времени и пространстве, каждый самурай – произведение искусства. И гибель даже одного – невосполнимая потеря: вспомним финалы "Семи самураев" и "Сандзюро". Показательно, погибают они от огнестрельного оружия (Кицо и Кикучиё в "Семи самураях", Исабуро, Игути Сейбей из "Сумрачного самурая"), ведь трудно было бы в честном бою убить такого воина. Поединок – это вообще центральный, кульминационный момент, но не найдете здесь ничего общего с "Зорро" или фильмами Жана Марэ. Хотя нет: можно найти параллели и с "фильмами плаща и шпаги", и с "бойнями" "Дикой банды". В "Три негодяя…" – наверное, единственная в своем роде дуэль на копьях ("полуцитатой" перешедшая в "Красное солнце" с тем же Мифуне), ведь копье как оружие рукопашного боя появилось намного раньше, чем меч. В "Самурае-убийце" впечатляюще снята сцена финальной резни, когда главарь заговорщиков (Юносуке Ито, камердинер из "Сандзюро") бежит на врага с револьвером (!) и мечом, "кладет" охрану направо и налево револьверными выстрелами, презрев тем самым кодекс самурайской чести. Когда в ход идет все, мечи, дубины, кулаки, ногти, зубы. Задача каждого из заговорщиков – оттянуть на себя как можно больше стражей и уже умирая, цепляться за них коченеющими пальцами и зубами, чтобы освободить убийце путь к паланкину. А задача телохранителей – как волнорез обессилить, истощить эту волну нападающих. "Сандзюро" вообще надолго запомнится поединком с самым неожиданным, непредсказуемым финалом в истории кино. (Из официальной аннотации: "Два самурая стоят напротив друг друга. Короткий, но неторопливый разговор, внимательный взгляд – и молниеносная взрывная вспышка одного-единственного удара! И снова два самурая стоят друг напротив друга, но уже с выхваченными мечами... Хотя стоит только один, а напротив – медленно заваливающееся наземь мертвое тело, из которого хлещет кровь"). "Расемон" – одна и та же история рассказывается четырьмя людьми, с каждым разом отличаясь от "первоначальной версии". "Сандзюро" – не вошедшая, к сожалению, в картину идея использовать цвет в черно-белом фильме: в том месте, где белые и красные камелии плывут по течению. "Бунт самураев" – о героях между дружбой и долгом. "Самурай-убийца" – сюжет описывает круг, и фильм возвращается к началу: финальная сцена покушения начинается с кадра засады из пролога.

Ответов - 136, стр: 1 2 3 4 5 All

админ: Я, как и говорил ранее, не очень люблю Японское кино. Скорее меня радуют отдельные фильмы страны восходящего солнца. Прежде всего японское кино для меня это "Ад и Рай" - молчаливый детектив по-японски, в стиле Мельвиля. Однако, снятый еще в 63-м. Задолго до "Самурая" или "Второго дыхания"- самых сходных по стилю с ним фильмов. Но это не самурайское кино. У К. еще есть в таком духе "Пьянный ангел", и "Бездомный пес". "ПА" хочу взять на DVD в ближайшее время, но никак не могу заехать туда где его за 100р. продают. А "БП" пока не нашел. Что я знаю про "самурайское кино"? Если честно мало - не увлекался я им. Ну некоторые считают себя "докой" в нем посмотрев, заразве что только "Убить Билла" - вольный римейк трэш-псевдосамурайского фильма Такеши Миике - "Цельнометаллический якудза"(об этом мало кто знает, но тем не менее раскрою тайну). Но таких я не беру в расчет. Мастером "Самурайского кино", помимо Куросавы является Кането Синдо - ("Черные Кошки в бамбуковых зарослях"). Однако обсуждать его не могу - не видел его работ, потому что так и не удосужился их взять в "КК". Касательно Куросавы, мне бесспорно нравятся: "Трон в Крови", "Рассемон", и "Телохранитель" менее, но "Семь Самураев", "Кагемуш" и "Три негодяя.." еще менее "Ран". Китано с его довольно посредственным "Затойчи" - вообще не воспринимаю. Китано - это "Сонатина" и "Фейрверк". Кстати небезынтересно будет знать, что "Принесити мне голову Альфредо Гарсии" - один из самых любимых фильмов Такеши Китано, наравне с "Безумным Пьеро"; оттуда он позаимствоал имидж сурового "чувака" в белом костюме и черных очках. Еще есть "Идзо" Такеши Миике, но мне этот фильм не понравился - очень беспричинно - жестокое, неровное, но тем не менее местами очень красивое кино.

Марк Кириллов: Моё знакомство с Курасавой началось с "Тени воина",которая мне активно не понравилось.Вообще Курасава разделил участь многих великих режиссёров - кончина "мастера кинематографа" произошла раньше его реальной смерти.Золотой век Курасавы - это 50-е и начало 60-х годов,когда он снял такие шедевры как "Три негодяя в скрытой крепости","Семь самураев","Расёмон" и "Кровавый трон",а также весьма неплохие фильмы "Злые остаются живыми","Ад и рай","Телохранитель"...Умирание Курасавы началось с "Красной бороды" (1964).Дата выхода фильма странным образом совпало с открытием японского кино европейцами.Оказалось,что в Японии есть не только Курасава,но и Хиёси Тэсигахара ("Женщина в песках" и "Чужое лицо"),Ясудзиро Одзу ("Токийский полдень"),Канэто Синдо (большинство знают его как автора "Голого острова",хотя этот фильм в принципе не характерен для режиссёра,снимавшего в основном гангстерские фильмы,психопаталогические драмы и эротику на грани фола - например,"Человек" или "Источник секса"),Нагиса Осима ("Повесть о жестокой юности","Повесть о японском насекомом") и др.Курасава просто устарел.Его "Додескаден" откровенно скучен - откровенная стилизация под Пазолини по-японски,"Дерсу Узала" иллюстративен,"Ран" растянут (тот же грех,что и у "Тени воина")...От "Снов" веет просто-ки могилой.

админ: Насчет позднего Куросавы согласен на все 100%. Одзу я просто не люблю - слишком скучное кино. У Тэсигахара, сюжеты совсем не радуют подступиться боюсь. Канэто Синдо - просто еще не успел посмотреть. У нас в КК есть многие его фильмы. Нагаси Осима меня не сильно радует - японская эротика - это для особых гурманов . А вот насчет "Ад и Рай" вы неправы - это самый сильный фильм Куросавы. Выше он уже не подымался. Правда я еще не видел "Бездомного пса" и "Пьяного ангела", но все же...


админ: Взял на себя смелость оформить тему иллюстрациями. Надеюсь, вышло нечего. И еще, Роберт: настоятельно советую посмотреть "Рай и ад" - Мельвиль очень многое взял из этого фильма для "Самурая", так и для своего творчества в целом. К слову сказать, 3-ри скриншота внизу именно из этого фильма. К.

Марк Кириллов: По сюжетам Курасавы были сняты несколько вестернов - "Расёмон" - "Поругание",1964,режиссёр Мартин Ритт,в главной роли Пол Ньюман, "Семь самураев" - "Великолепная семёрка", "Телохранитель" - "За пригоршню долларов". Впрочем,последние фильмы все знают.Первый - почти никто.Вообще о Мартине Ритте стали подзабывать.Незаслуженно.

Robert mcSotskey: Марк Кириллов пишет: цитатаПо сюжетам Курасавы были сняты несколько вестернов Ну не несколько, а всего лишь три. Я все знаю. В общем, фотками меняХозяин опередил, правда большинство из них к самураям никакого отношения не имеют, но я и этого не нашел в И-нете. Вообще я бы "дебютное" сообщение это йруюрики хотел расширить, но одновременно найдя фотки из Цубаки, Банта самураев, Самурая-убийцы или Трех негодяев. Никто не встречал??? В первую очередь интересны сцена поединков из названных выше фильмов. Может поможете.

Марк Кириллов: У нас такие фильмы только на clas.ru можно достать,да и то вряд ли.Я вон давно хочу познакомиться поплотнее с японским кино 50-х,с ранними фильмами Нагисы Осимы,с творчеством Канэто Синдо.А у нас из японцев - Курасава,Одзу,иногда Мидзогути.Такеши Китано не в счёт - у него не "японские фильмы",а "фильмы,снятые в Японии".С таким же успехом он мог бы их снять и в Гонконге,и в КНДР - ничего бы не изменилось,только якудза называлась бы по другому,а вместо самураев бегали бы "ниньзи"

админ: Robert mcSotskey пишет: цитатаправда большинство из них к самураям никакого отношения не имеют "Семь самураев" и "Трон в крови" - еще какие самурайские фильмы. 4-ри верхних скриншота и этих фильмов. Robert mcSotskey пишет: цитатаВ первую очередь интересны сцена поединков из названных выше фильмов. Может поможете. "Три негодяя..." пираты выпустили на DVD, но я давно смотрел с кассеты, и фильм мне этот не очень понравился. "Бунт самураев" и "Самурай-убийца", если мне не изменяет память DVD-магия. Марк Кириллов пишет: цитатаТакеши Китано не в счёт - у него не "японские фильмы", Точно!

Robert mcSotskey: Нет, Вы не поняли - не фильмы мне нужны, а КАДРЫ из них, а то Хозяин тут "навел порядок" в данной рубрике, поместив какой-то поезд, несколько расходится оный экспресс во времени с эпохой сегуната.

админ: Robert mcSotskey пишет: цитатапоместив какой-то поезд, Но тема, то не только а самурайских фильмах, но и о Куросаве. Robert mcSotskey пишет: цитатане фильмы мне нужны, а КАДРЫ из них, Могу "нашелкать" только из "Трон в крови", "Семь самраев" и "Ран".

Robert mcSotskey: админ пишет: цитатаМогу "нашелкать" только из "Трон в крови", "Семь самраев" и "Ран". Жаль, из СС подойдет, но остальные нет - я уж сам попробую, но боюсь тяжеловато быдет, хотя нет еще такой вещи в И-нете, которую я бы не находил на yahoo.com. Кстати, Ран вообще пусть останется на совести Куросавы.

админ: "Трон в крови" - не "самурайское кино". Вы что не помните: два самурая идут через лес, встречают призрак, который предсказывает им будущее... и т.д. Шутите? Robert mcSotskey пишет: цитатаРан Да ладно, красивое кино. Не ровня, его шедеврам 50-х и но и не "Августовская рапсодия". Кстати о поздних работах: лежит у меня тут "Мададайо" (1993 -год)- Куросавы, все боюсь подступиться. Думаю, что даже слабее картины 1996 -го года окажется.

apple: вы забыли про гений дзюдо и огонь в глазах самурая китано это также точка кипения , ребята возвращаются, izo и конечно кровь и кости

админ: "Гений Дзюдо", как-то не очень. О Китано, могу только повторить Марка Кириллова

Robert mcSotskey: админ пишет: цитата"Трон в крови" - не "самурайское кино". Вы что не помните: два самурая идут через лес, встречают призрак, который предсказывает им будущее... и т.д. Пардон - я его не смотрел!!!

Марк Кириллов: Вот ещё самурайский фильм Курасавы - "Санзюро" (1963).

Robert mcSotskey: Марк Кириллов пишет: цитатаВот ещё самурайский фильм Курасавы - "Санзюро" (1963). Ну Вы уж совсем обижаете, я этот фильм уже лет 12 знаю, правда IMDB его по 1963 дает. Его часто кажут в Родине, на первом просмотре я был.

Robert mcSotskey: Обновил дебютное сообщение: "прошу к столу". Жаль, правда, так много писал - не хватило места, не то, что на фотографии, а даже на конец статьи. Интересно, что хотя "Три негодяя в скрытой крепости" вдохновили Лукаса на его "Звездные войны", но вопреки расхожему заблуждению в отличие от "Великолепной семерки", "За пригоршню долларов" или "Надругательства" не являются римейком шедевра Куросавы: Лукас взял оттуда только одежду джедаев, стилизованную под кимоно, дизайн световых мечей (угадывается катана), принцессу да двух жалких и ничтожных жадноватых крестьян, легко угадываемых в лукасовских роботах.

админ: То, что Дуэли Леоне перекочевали из Самурайских боевичков - точно подмечено. Однако "Бунт самураев" и "Цубаки Сандзюро" - обсуждать их не могу – не видел. Касательно остального. В "Телохранителе," самурай по кличке "Хлопковое поле", берется за уничтожение двух противоборствующих кланов, потому, что в городе появляется человек с пистолетом (Татсуе Накадая). А убивать на расстояние - это нарушение кодекса Бусидо. После чего для гл. героя, уничтожение этого ублюдка становится делом чести. Не впервые слышу, что "Три негодяя в скрытой крепости", повлияли на Лукаса, но мне кажется, что на его замысел могли повлиять не больше, не меньше дюжины самурайских фильмов. Зато касательно одежды Джедаев - стилизация несомненна. В целом же мне не очень нравится самурайское кино в стиле Куросавы. Переработки вестерн режиссеров - Леоне, Валери, Солимы Корбуччи, Осейна и мн. др. - лучше. Прежде всего, по трем причинам. Во-первых, в самурайских фильмах слабовата музыка. Во-вторых, слишком символично происходящие, а люблю аллегории и аллюзии. В-третьих, слишком сильна правильность моральных принципов в построении сюжета. Из Куросавы, мне ближе "Рай и Ад", "Чем хуже человек, тем лучше он спит". Из исторических картин - "Расемон" А если выбирать из "Самурайского кино" - вне конкуренции "Трон в крови" (готов поспорить: атаку ходячего леса П. Джексон для 2-й части похождений Хобитов ("Властелин колец" 2) заимствовал оттуда). Вспомнить хотя бы лес, где два самурая встречают призрака, который предсказывает будущее. Или замок в холмах, (похожих чем-то на декорации спагетти-вестернов. Особенно на "Зачем жить? Зачем умирать?"). А вот "Семь самураев" мне не очень нравится. Затянуто невообразимо. И последние кадры боя в грязи, ну не мое кино, что тут сказать.

Robert mcSotskey: админ пишет: цитатаВ "Телохранителе," самурай по кличке "Хлопковое поле", берется за уничтожение двух противоборствующих кланов, потому, что в городе появляется человек с пистолетом (Татсуе Накадая). А убивать на расстояние - это нарушение кодекса Бусидо. После чего для гл. героя, уничтожение этого ублюдка становится делом чести. Телохранитель - я знаю о чем сюжет, смотрел в далеком 1995, остальные - уже в двухтысячных. О револьвере - тем и интересная финальная сцена в "Самурае-убийце", когда самураи уже совсем забыли о чести самурайского боя накануне реставрации. Тацуя Накадаи - после просмотренных фильмов мне этот актер показался даже более талантливым, чем сам Мифуне. КстатиЮ Накадаи еще жив - наткнулся тут на книгу актеры-герои кино про боевые искусства и экшн (не только Кэйдж, Шварц или Вандам, но Кэри Хироюки Тагава и т.п.), так там даже Накадаи есть, говоря, вышла его автобиография. Проблема японского кино - слишком много кадров не о чем (двери раздвигаются, пьют чай, болтают ни о чем) и в повторяемости лиц. В "Бунте самураев" я только к концу понял, где сын Мифуне, а где Накадаи. Хорошо еще, что Мифуне голову не брили (так как расчет на западных зрителей), его сразу же узнаешь.

админ: Robert mcSotskey пишет: цитатаТацуя Накадаи - после просмотренных фильмов мне этот актер показался даже более талантливым, чем сам Мифуне. Пожалуй соглашусь. Ибо питаю слабость к актерам, игравшим злодеев. Robert mcSotskey пишет: цитатаПроблема японского кино - слишком много кадров не о чем (двери раздвигаются, пьют чай, болтают ни о чем) и в повторяемости лиц. В самую точку. Перебор с национальным колоритом.

Robert mcSotskey: админ пишет: цитатаЕще есть "Идзо" Такеши Миике, но мне этот фильм не понравился - очень беспричинно - жестокое, неровное, но тем не менее местами очень красивое кино. Я его в продаже видел 4 в одном, думаю приобрету для просмотра. админ пишет: цитатаИбо питаю слабость к актерам, игравшим злодеев. А вот Делон и Бельмондо таких играть не рисковали, даже если сравнить с "американцами" де Ниро, Пачино, Никлосон или Хофман.

админ: Robert mcSotskey пишет: цитатаА вот Делон и Бельмондо таких играть не рисковали, Поэтому мне больше нравится Франсуа Перье, Жан Дезалли и Поль Мерис. А из положительных- Габен - ему просто веришь. Он искренин в роли. А Делон статуя - мента он сыграть, нормального мента, не смог. А Мерис и Перье смогли. А Десалли: более того, в одном из лучших фильмов Трюффо - "Нежная кожа" (в 61-м) сграл пылкого и влюбленого литератора, которого убивает жена за измену. Никогда бы не поверил, что этот человек, после этого смог убедительно сыграть Мента. А он смог. Поэтому, хотя бы только эта троица актеров, на голову сильнее Делона и Бельмондо. Robert mcSotskey пишет: цитатаде Ниро, Пачино, Никлосон или Хофман. Де Ниро - сложный актер. Он хуже хотя бы только Франсуа Перье, Жана Дезалли и Поля Мериса. Но лучше, вечно закомплексованного Хоффмана. Николсон, великолепен - потому, что искренне порочен (как никак "нарик" со стажем).

админ: Удивляюсь я одной вещи. Почему поздний Куросава так сдал. "Кагемуш" - ужасен. Красивости пейзажа и боя кавалерии 14-15-го века, не компенсируют откровенно скучные и маразмачтиные разговорные эпизоды в храмах на которые приходится более половины фильма. "Ран" - еще так и сяк - смотрибельно. "Дедескаден", "Сны", "Мадайо", "Августовскую рапсодию" и "Дерсу Зала" не смог досмотреть, хотя пытался - тягомотина так еще. Не могу понять почему автор "Трона в крови", "Чем хуже человек, тем лучше он спит" и др. шедевров, дошел до создания такого. Может кто-нибудь знает причину его творческого провала?

Марк Кириллов: админ Возможно (я писал об этом выше),что Куросава устарел - то есть остался в 40-50-х годах,когда настали 70-80-е.Ведь последние удачные фильмы Куросавы относятся к началу 60-х ("Телохранитель","Рай и ад","Злые спят спокойно","Санзюро").Переломным стал,ИМХО,"Красная борода" - история об этаком японском добром докторе Айболите.Куросава писал,что хотел воспеть "хорошего человека".Когда это декларируется,то чаще всего ничего не получается - персонаж получается ходульным резонёром,а фильм - скучным и тоскливым.И даже Тосиро Мифунэ не смог спасти фильм. Курасава был хорош,когда японское кино было только для внутренего пользования да для американских оккупационных войск.Куросава до начала 60-х был единственным режиссёром Японии,которого знал весь мир (Канэто и Синдо и Кодзабуро Ёсимура воспринимались только как авторы фильмов о Хиросиме).Монопольное существование в качестве "лица японского кино" не могло не привести к консервации стиля - сравнить хотя бы "Семь самураев" и "Три негодяя в скрытой крепости" с "Телохранителем" и "Санзюро" - насколько вялым и анемичным становится Куросава...После же "массового открытия японского кино" на первые роли выдвинулись Канэто Синдо,Сёхей Имамура,Нагиса Осима,Масаки Кабаяси,Хироси Тэсигахара,открывавшим новые темы,не отрываясь при этом от японской действительности.А Куросава так и остался на прежнем уровне.

админ: Наверное: устарел, обрусел, стал персоной и личностью. И как факт - законсервировался. Жаль - хорошие вещи снимал. Даже, мной не очень жалуемые "Семь самураев", по сранвению с "Кагемушем" - шедевр. А наблюдая "Трон в крови" или "Ад и Рай" - трудно поверить, что "Сны", например, то же человек.

Robert mcSotskey: Марк Кириллов пишет: цитатаМасаки Кабаяси А нельзя ли подробнее про него - смотрел только "Бунт самураев".

Марк Кириллов: Я сам у него смотрел 2 или 3 фильма в 1995-1996 годах.В своих фильмах он обыгрывал традиционные японские ценности,национальный колорит,но без любования ими,а принимая их как данность.Одной из основных его режиссёрского стиля было постоянное присутствие мистических элементов в жизни как неотъемлемой её части.Поэтому его фильмы плохо шли в Европе - рациональный европейский ум был не в состоянии всё это переварить,хотя на фестивалях Кабаяси был желанный гость. Собственные впечатления от просмотра его фильмов - для меня они чересчур "японские",некоторых вещей я просто не понял,но смотреть интересно. "Бунт самураев" - не самый характерный для Кабаяси фильм.

Robert mcSotskey: Марк Кириллов пишет: цитата"Бунт самураев" - не самый характерный для Кабаяси фильм. Т.е. этот скорее ближе к самурайским Коросавы-Мифуне? Но ведь и кроме них была куча всяких "Затоичи против Йоджимбы", т.е. более японское кино, или это уже откровенная халтура и ширботребщина для внутреннего (или наоборот - внешнего) рынка?

Марк Кириллов: Robert mcSotskey пишет: цитата "Затоичи против Йоджимбы" Исключительно для внутреннего потребления,ибо это типичный "кинематограф класса Б" или даже (по остроумному замечанию Юрия Ханютина) "класса Z" На внешнем кинорынке Японию сперва оценивали через призму Курасавы,затем Кабаяси,Одзу,Синдо,Осимы. Классический фильм Кабаяси (и самый известный) - это "Квайдан".



полная версия страницы