Форум » Творчество других режиссеров » Клод Шаброль » Ответить

Клод Шаброль

Марк Кириллов: Время от времени на форуме всплывает фамилия этого французского режиссёра. Что ж,пора,думаю,уделить ему особую тему. Когда говорят "французская новая волна",обычно вспоминаются три фамилии - Годар,Трюффо и Шаброль (хотя,справедливости ради,надо заметить,что первоначальной ударной силой данной волны были ныне забытые Жан Руш,Жак Дониоль-Валькроз и снявшие прославившие их лнты уже после того,как новая волна" захлебнулась в потоке коммерческого кино Эрик Ромер и Жак Риветт).Все трое пошли по разным дорогам - Годара увлёк формализм и политика,Трюффо перемешивал свои попытки снимать кино а-ля Хичкок со съёмками многсерийной эпопеи о детстве-отрочестве-юности-зрелости своего альтер эго Антуана Дуанеля...А Шаброль? Известный советский историк кино Ростислав Юренев Шаброля буквально пригвоздил - "К сожалению,удачно дебютировав "Кузенами",Шаброль переключился на постановку болезненных и эротических фильмов" (С),что в прежние времена означало "уклонился от борьбы,уйдя в коммерческий кинематограф".Шаброля попросту вычеркнули из всяких списков.Годар постоянно был на устах хотя бы тем,что тот революционизировал киноязык,Трюффо хвалил за интерес к "маленькому человеку"...А Шаброль? Да он просто не существовал и всё! До 1986 года,когда для проката в СССР был приобретён один из поздних (и один из самых неудачных) фильмов Шаброля "Маски",НИ ОДИН фильм Шаброля не демонстрировался в СССР даже в киноклубном прокате. В чём же причина столь яростного неприятия Шаброля? Попробуем разобраться... Годар в своё время с одинаковой яростью нападал как на США - оплот империализма,так и на СССР - как на режим,скатившийся в буржуазность по сути и форме.Шаброль никогда ничего подобного не говорил.Его вообще не интересовала политика.В своих фильмах он показывал людей,которых видел вокруг себя - мелких буржуазных людишек жалкого буржуазного мирка. Шаброль по своему творчеству солидаризируется не с "новой волной",а скорее с гениальными одиночками Луисом Бунюэлем и Пьером Паоло Пазолини.Роднило их одно - яростная,на уровне патологии,ненависть к буржуазности,буржуазному образу жизни и конкретным представителям буржуазии...Антибуржуазное кино можно снимать по-разному.Бунюэль и Пазолини либо атаковали в лоб,рисуя мерзости жизни,либо воздвигая горы из аллегорий,либо зло высмеивая.Шаброль выбрал другой путь - он обличал буржуазию через "чёрный фильм" и детектив. Выставленный в качестве лучшего создания Шаброля советскими критиками фильм "Кузены" скорее исключение из правил.Подобные зарисовки из жизни французской молодёжи 50-х с неменьшим успехои делали его более старые коллеги, как Жак Беккер ("Свидание в июле") и Марсель Карне ("Воздух Парижа" и "Обманщики").Следом за "Кузеном" можно поставить и "Милашек" - на сей раз в объективе молоденькие девушки.Однако Шаброль жестоко обманывает зрителя,настроившегося на историю любви - добродушный силач в исполнении Марио Давида оказывается маньяком-душителем...И лав стори превращается в кровавый гиньоль. "Настоящий Шаброль" начался с фильма "Двойной поворот ключа",где режиссёр впрямую обрушивается на буржуазию.Под маской благопристойности скрываются гнусные пороки,буржуазия - враг людей,носители буржуазности - это ханжи и развратники,ненавидящие красоту жизни и не знающие,что такое чувство прекрасного...Всё это элегантно запаковано под видом детектива с адюльтером и убийствами. Криминальный фильм от Шаброля не похож на стандартный фильм подобного жанра.В первую очередь тем,что все его фильмы ироничны,даже те,где герои неприятны и жестоки и не вызывают сочувствия ни на грамм.Вообще отличительная черта Шаброля в том,что он не любит своих героев - он скорее похож на энтомолога,изучающего муравьёв,или зоолога,с любопытством рразглядывающем копошащихся на помойке крыс.И режиссёр этого не скрывает,а скорее подталкивает зрителя к такому выводу,например,в "Офелии" - вольной и злой фантазии на темы "Гамлета",действие которого перенесено в современную Францию. В мире Шаброля добрый человек - это или псих,или потенциальный труп.Чтобы выжить в мире крыс и муравьёв,надо либо возвышаться над ними,как Гулливер,что невозможно,либо быть такими же,как они...Положительны у Шаброля только "Джеймсы Бонды в мини-юбках" - героини Стефани Одран и Джин Сиберг,игравшие в приключенческих комедиях середины 60-х "Мари Шанталь" и последующих ремейках и "Дорога в Коринф". Мои любимые фильмы у Шаброля - это "Двойной поворот ключа","Невинные с грязными руками","Дорога в Коринф","Смятение","Нада".

Ответов - 153, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Сухов: Александр, разрешите для меня одну коллизию. Как Вы относитесь к тому, что Ваши рецензии используются на раздачах в торренте? http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=2623788

админ: Сухов пишет: Александр, разрешите для меня одну коллизию. Как Вы относитесь к тому, что Ваши рецензии используются на раздачах в торренте? http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=2623788 Как правило нормально. Но, в данном случае ее использование вызвано тем фактом, что перевод и озвучку на Фениксе данного фильма курировал Ваш покорный слуга, равно как и писал рецензию для раздачи на Фениксе.

Сухов: админ пишет: Но, в данном случае ее использование вызвано тем фактом, что перевод и озвучку на Фениксе данного фильма курировал Ваш покорный слуга, равно как и писал рецензию для раздачи на Фениксе. О, прошу прощения! И тысячу благодарностей. Но ведь были случаи, когда Ваши рецензии использовали без Вашего разрешения.


админ: Сухов пишет: Но ведь были случаи, когда Ваши рецензии использовали без Вашего разрешения. Были, но, я не сильно обижаюсь.

Марк Кириллов: Мои рецензии на Торенте тоже использовали.И меня не спрашивали Спасибо хоть,что упоминали авторство...В отличие от "товарисчей" с канала "Россия",которые,делая передачу о Гойко Митиче,слегка ... попользовались одной из моих статей с "Вестернфильма" ("Европейские индейцы") - не в столько части информации (хотя и тоже),сколько в использовании оборотов из статей.

jobim: Шаброль - настолько же классический неонуар, как и Мельвилль. В моем понимании, суть нуара в том и состоит, что весь фильм раскачивается "лодка", и кто из героев первым с нее упадет - неизвестно. Потом, лучше Шаброля Рому Шнайдер снял разве что Жулавский.

Марк Кириллов: Сегодня скончался Клод Шаброль...

админ: Марк Кириллов пишет: Сегодня скончался Клод Шаброль... Прощай XX век кино..... Впрочем, Шабролю удалось одно редкое для кинорежиссеров обстоятельство: он пережил героев и злодеев своих фильмов. Нету больше ни классической буржуазии XX века, аристократия мертва. Да умерло и кино. Земля пухом.

Евген: К стыду не смотрел ни одного его фильма. Взглянул, их так много, а с чего начать, не знаю.

Roman_DD: Клод Шаброль, RIP...

Марк Кириллов: Евген пишет: К стыду не смотрел ни одного его фильма. Взглянул, их так много, а с чего начать, не знаю. Лучше всего - подряд и с самого начала. Чтобы понять логику творчества. Можно опираться на этот форум, как на справочник

Lacenaire: Марк Кириллов пишет: Можно опираться на этот форум, как на справочник Лично я так и делал (хотя посмотрел далеко не всё)

Евген: Марк Кириллов пишет: Лучше всего - подряд и с самого начала. Чтобы понять логику творчества. Можно опираться на этот форум, как на справочник В ближайшее время начну. Более 60 фильмов у Шаброля - нужны года, что бы посмотреть хотя бы половину.

Lacenaire: Евген пишет: Более 60 фильмов у Шаброля - нужны года, что бы посмотреть хотя бы половину. Ну почему же? Кроме всего прочего, не все они сейчас доступны (фильмы про Тигра, например, можно найти пока только на языке оригинала - на французском; фильм про Фантомаса тоже если только кусками - целиком так и не попадался). Да и смотрится Шаброль в большинстве случаев хорошо. И ещё вопрос к Марку: среди любимых у Шаброля Вы не раз называли "Смятение" - какой это год, не припомните? Читаю, что один из любимых, а о чём речь, не пойму.

Марк Кириллов: Lacenaire пишет: "Смятение" 1969-й. О чём? До всё о том же - о невозможности существования нормального человека в буржуазном обществе. Когда статус человека важнее, чем сам человек. А человек, который не приемлет этого, объявляется обществом психом. Сюжет не хочу пересказывать - рекомендую просто посмотреть. Странно, что "Фантомас" Шаброля недоступен. Его ведь показывали по ОРТ в 90-е годы. Я его тогда видел - смертельная тоска. До сих пор не могу понять - на кой чёрт Шаброль решил реанимировать классического Фантомаса после того, как суперзлодей был вышучен Андрэ Юнебеллем?

Евген: Начну смотреть Шаброля с лент "Чудовищная декада" и "Невинные с грязными руками". У кого какое мнение о них?

Lacenaire: "Декаду" не смотрел. Про "Невинных" здесь писалось, кажется, неоднократно, и могу только повторить: в первую очередь, это любование красотой Роми Шнайдер. Лично у меня этот фильм у Шаброля один из любимых. Да, полагаю, и не только у меня. Но всё же, соглашусь с Марком - начинать смотреть Шаброля лучше с самого начала, с "Красавчика Сержа" и "Двойного оборота" как минимум.

Евген: Взглянул "Чудовищную декаду" - скука и претенциозность. Псевдопереживания полурефлексирующего дурика, отпрыска богатого папашки, кажутся надуманными и смешными. Видно, что парню просто нечем заняться, слишком избалован, ну и выдумывает себе разные фантомы. Кино ни о чем, много манерных разговоров, на этом все и кончается.

Марк Кириллов: "Чудовищная декада" - один из самых неудачных фильмов Шаброля. Причём неудача эта была запраграммирована на стадии приглашения актёров. Когда ты зовёшь на главную роль Орсону Уэллса - будь готов к тому, что он перетянет всё одеяло на себя. Если зовёшь Энтони Перкинса - постарайся, чтобы у зрителя не возникли ассоциации с Норманом Бейтсом. Шаброль наступил на грабли дважды - Уэллс за крывает весь экран своим туловищем, а Перкинс изображает "Возвращение Нормана Бейтса". Единственное достоинство фильма - обворожительная Марлен Жобер

Евген: Взглянув "Невинные с грязными руками", понял - Шаброль не мой режиссер. Все эти выдуманные терзания буржуа и аристократов всех пошибов выглядят не только пустыми и претенциозными, но и навевают откровенную скуку. И уже не имеет значения, чего там хотел сказать автор, возможно, высмеять своих героев, показать их не с лучшей стороны. Не спасает даже Роми Шнайдер, а Роду Стайгеру здесь вообще делать нечего. Лишь удивляешься, что режиссер мог так легко десятилетиями создавать по сути одни и те же ленты без какой-либо фантазии и разнообразия, минималистские истории отнюдь не о страстях человеческих, а лишь их муляж с детективно-криминальной надстройкой, за которой нет никакого интереса следить.

Lacenaire: Всё-таки не с того начали. Либо, действительно -: Евген пишет: Шаброль не мой режиссер.

Евген: Здесь как раз "не мой режиссер". Сомневаюсь, что стоит смотреть что-то еще. Одно и то же на протяжении 50 лет. И никакого там "моралите" или разоблачение "пороков и нравов" и подавно нет. Так, обычные историйки, похожие как братья-близнецы. Жена от скуки и внутренней бездари сходится с таким же красавчиком-соседом и решают насолить мужу, также непонятно от чего мучающийся. Вообще, самое поразительное - чего хотят герои фильмов, от чего у них терзания или претензии, недомолвки и обрывистые фразы - так и остается не понятным. И совершенно не интересным.

павел: Евген пишет: Здесь как раз "не мой режиссер". Сомневаюсь, что стоит смотреть что-то еще. Шаброль еще экранизировал французскую классику. Он снял "Мадам Бовари" (по роману Флобера). Он участвовал в многосерийном проекте "Новеллы Ги де Мопассана". Возможно, что "костюмные" фильмы режиссера Вам понравятся больше, чем его работы на современную тематику.

Lacenaire: А ещё он снял "Мари Шанталь" и "Нада"...

Марк Кириллов: Не надо пичкать человека тем, что ему не нравится.

Евген: Возможно, экранизации у Шаброля будут по-интереснее...

Lacenaire: Да, может, Марк прав - не стоит. Там будет то же самое.

Евген: К удивлению, но мне очень понравилась любовная история "Мосты округа Мэдисон" (1995) Клинта Иствуда. Трогательная драма о краткой любви между заезжим фотографом и домохозяйки из американской глубинки. Буквально из простого сценария выжимают грустную историю обычных человеческих отношений, внутренних радостей, элементарного общения, прощальных намеков... Ну а "Письма с Иводзимы" Иствуда - это эталон военно-батального кино. Трудно вспомнить что-то еще более реалистичное.

Марк Кириллов: А что общего между Шабролем и Иствудом???

Евген: У Шаброля нет никакого интереса сопереживать - в фильме "Мосты округа Мэдисон" даже при первоначальном равнодушии эти ощущения рождаются.



полная версия страницы