Форум » Творчество других режиссеров » Клод Шаброль » Ответить

Клод Шаброль

Марк Кириллов: Время от времени на форуме всплывает фамилия этого французского режиссёра. Что ж,пора,думаю,уделить ему особую тему. Когда говорят "французская новая волна",обычно вспоминаются три фамилии - Годар,Трюффо и Шаброль (хотя,справедливости ради,надо заметить,что первоначальной ударной силой данной волны были ныне забытые Жан Руш,Жак Дониоль-Валькроз и снявшие прославившие их лнты уже после того,как новая волна" захлебнулась в потоке коммерческого кино Эрик Ромер и Жак Риветт).Все трое пошли по разным дорогам - Годара увлёк формализм и политика,Трюффо перемешивал свои попытки снимать кино а-ля Хичкок со съёмками многсерийной эпопеи о детстве-отрочестве-юности-зрелости своего альтер эго Антуана Дуанеля...А Шаброль? Известный советский историк кино Ростислав Юренев Шаброля буквально пригвоздил - "К сожалению,удачно дебютировав "Кузенами",Шаброль переключился на постановку болезненных и эротических фильмов" (С),что в прежние времена означало "уклонился от борьбы,уйдя в коммерческий кинематограф".Шаброля попросту вычеркнули из всяких списков.Годар постоянно был на устах хотя бы тем,что тот революционизировал киноязык,Трюффо хвалил за интерес к "маленькому человеку"...А Шаброль? Да он просто не существовал и всё! До 1986 года,когда для проката в СССР был приобретён один из поздних (и один из самых неудачных) фильмов Шаброля "Маски",НИ ОДИН фильм Шаброля не демонстрировался в СССР даже в киноклубном прокате. В чём же причина столь яростного неприятия Шаброля? Попробуем разобраться... Годар в своё время с одинаковой яростью нападал как на США - оплот империализма,так и на СССР - как на режим,скатившийся в буржуазность по сути и форме.Шаброль никогда ничего подобного не говорил.Его вообще не интересовала политика.В своих фильмах он показывал людей,которых видел вокруг себя - мелких буржуазных людишек жалкого буржуазного мирка. Шаброль по своему творчеству солидаризируется не с "новой волной",а скорее с гениальными одиночками Луисом Бунюэлем и Пьером Паоло Пазолини.Роднило их одно - яростная,на уровне патологии,ненависть к буржуазности,буржуазному образу жизни и конкретным представителям буржуазии...Антибуржуазное кино можно снимать по-разному.Бунюэль и Пазолини либо атаковали в лоб,рисуя мерзости жизни,либо воздвигая горы из аллегорий,либо зло высмеивая.Шаброль выбрал другой путь - он обличал буржуазию через "чёрный фильм" и детектив. Выставленный в качестве лучшего создания Шаброля советскими критиками фильм "Кузены" скорее исключение из правил.Подобные зарисовки из жизни французской молодёжи 50-х с неменьшим успехои делали его более старые коллеги, как Жак Беккер ("Свидание в июле") и Марсель Карне ("Воздух Парижа" и "Обманщики").Следом за "Кузеном" можно поставить и "Милашек" - на сей раз в объективе молоденькие девушки.Однако Шаброль жестоко обманывает зрителя,настроившегося на историю любви - добродушный силач в исполнении Марио Давида оказывается маньяком-душителем...И лав стори превращается в кровавый гиньоль. "Настоящий Шаброль" начался с фильма "Двойной поворот ключа",где режиссёр впрямую обрушивается на буржуазию.Под маской благопристойности скрываются гнусные пороки,буржуазия - враг людей,носители буржуазности - это ханжи и развратники,ненавидящие красоту жизни и не знающие,что такое чувство прекрасного...Всё это элегантно запаковано под видом детектива с адюльтером и убийствами. Криминальный фильм от Шаброля не похож на стандартный фильм подобного жанра.В первую очередь тем,что все его фильмы ироничны,даже те,где герои неприятны и жестоки и не вызывают сочувствия ни на грамм.Вообще отличительная черта Шаброля в том,что он не любит своих героев - он скорее похож на энтомолога,изучающего муравьёв,или зоолога,с любопытством рразглядывающем копошащихся на помойке крыс.И режиссёр этого не скрывает,а скорее подталкивает зрителя к такому выводу,например,в "Офелии" - вольной и злой фантазии на темы "Гамлета",действие которого перенесено в современную Францию. В мире Шаброля добрый человек - это или псих,или потенциальный труп.Чтобы выжить в мире крыс и муравьёв,надо либо возвышаться над ними,как Гулливер,что невозможно,либо быть такими же,как они...Положительны у Шаброля только "Джеймсы Бонды в мини-юбках" - героини Стефани Одран и Джин Сиберг,игравшие в приключенческих комедиях середины 60-х "Мари Шанталь" и последующих ремейках и "Дорога в Коринф". Мои любимые фильмы у Шаброля - это "Двойной поворот ключа","Невинные с грязными руками","Дорога в Коринф","Смятение","Нада".

Ответов - 151, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Марк Кириллов: Есть топик, персонально посвящённый Иствуду. Лучше про него писать там.

KINOPSIH: С Шабролем совершенно не был знаком, и поэтому сразу после его смерти начал искать фильмы. Красавчик Сёрж не впечатлил. Эта сентиментальнсть в конце меня вообще убила. Может тогда кто-то находил это новшеством в кинематографе и даже назвали его первым фильмом "новой волны"(может кто-нибудь мне объяснить почему?). Через год Годар сделал фильм, который и сегдня смотрится с открытам ртом(недавно показывал подруге). Поворот ключа так и не скачал, зато наткнулся на очень интересную вещь - "Ландрю"(1963) Фильм про серийного убийцу, который влюблял в себя дам приклонного возроста и не очень. Очень тонкий юмор и блестящая лысина Лондре не даст вам заскучать. По крайней мере искать больше этого режиссёра в сети нет жеания. Если только само не попадёт под руку что-нибудь интересное... ЗЫ: Сценарист фильма - Франсуаза Саган

админ: KINOPSIH пишет: "Ландрю"(1963) Фильм про серийного убийцу, который влюблял в себя дам приклонного возроста и не очень. Очень тонкий юмор и блестящая лысина Лондре не даст вам заскучать. По крайней мере искать больше этого режиссёра в сети нет жеания. Если только само не попадёт под руку что-нибудь интересное... ЗЫ: Сценарист фильма - Франсуаза Саган Ландрю - это осерьезненная версия "Месье Верду". В целом красивая, мастерская поделка.... Но, зачем ее было снимать, ибо выводы и мысли полностью соответствуют Чаплиновскому посылу???

KINOPSIH: Сходства конечно есть(да и куда там уж сравнивать), но не сказал бы, что осерьёзненная... Фильм очень смешной, так и блещет остроумием. Чего стоит только дым из домовой трубы!=)))))) Да и концовка не трагичная(хоть и с плохим концом) И кстати, без всякого вывода...

Lacenaire: KINOPSIH пишет: Красавчик Сёрж не впечатлил. Эта сентиментальнсть в конце меня вообще убила... <...> По крайней мере искать больше этого режиссёра в сети нет жеания. Куда катится мир...

KINOPSIH: В том же направлении... Нет? Я что-то ужасное сказал?

Lacenaire: Да нет, всё в порядке, это я так, ворчу по-стариковски

Марк Кириллов: Похоже, старина Шаброль был очень прав в том, что ненавидел буржуазный мир. Потому что этот мир относится к нему с аналогичной нежностью

KINOPSIH: Если это высказывание в мою сторону, то очень глупо с вашей стороны. Лучше ещё что-нибудь посоветовали бы посмотреть из Шаброля... Для это я, собственно, и нахожусь тут и прислушиваюсь к вашему мнению.

Lacenaire: Да уже не раз "советовали": сначала и подряд. Ну а если не нравится, что уж тут поделаешь? Бывает. "Красавчик Серж" не понравился - может "Кузены" заинтересуют (к тому же, тут обошлось без "сентиментальности" в финале ). А дальше - "На два оборота" (в первую очередь), "Око лукавого", "Пусть умрёт зверь", "Мясник", "НАДА"... Насиловать, конечно, себя не нужно, но смотреть есть что.

Сухов: А можно вопрос? Я как-то смотрел по телевизору (очень давно) французский фильм, семейную драму, в которой муж позволял своей жене вести себя очень вольно, но в приватном разговоре угрожал ухажёрам физической расправой в случае, если они перейдут черту. Однажды этот приём не сработал, и... муж выполнил свою угрозу, причём так, что в убийство поверила только его жена. Жена испугалась и захотела уйти. Нашла себе другого мужчину, но и его муж убил, а труп выкинул в море. Фильм заканчивается сценой, в которой мужу кажется, что тело выкинуло на берег. Он убедился в своей ошибке, а жена ему сказала, что он её напугал. Актёров и название фильма я не помню, но по духу он мне кажется шабролевским. Может кто-нибудь сказать, что это за фильм?

админ: Сухов пишет: Может кто-нибудь сказать, что это за фильм? "Во глубине вод" Мишель Девиль.

Евген: Марк Кириллов пишет: Похоже, старина Шаброль был очень прав в том, что ненавидел буржуазный мир. Потому что этот мир относится к нему с аналогичной нежностью Как-то эта ненависть не впечатляет. Не естественная она, а многие вообще при просмотре его лент ни о какой ненависти и не задумываются.

Марк Кириллов: Обидно. Пишешь-пишешь, а никто не читает Шабролевский мир - особенный мир. Как мир любого художника, он индивидуален и характеризует и его и тех, кто "потребляет" этот мир. Ненависть - не обязательно гнев. Гнев - это к Пазолини, Бунюэлю, на худой конец, к Кену Лоучу с его индивидуальным чернушным соцреализмом Шаброль - пересмешник. Его ненависть к буржуазности - презрение и ехидство. Как потомственному аристократу (голос крови никто не отменял), ему противен современный мир. А то, что сам режиссёр живёт в замке и не призывает в своих выступлениях к физическому изничтожению правящего класса, не значит, что ему этот мир нравится. Каждый борется своим путём. Шаброль будит мысль зрителя. За одно это ему низкий поклон. "Кузены" и "Красачик Серж" - нетипичный Шаброль (об этом, кстати, в стартовок топике написано). Типичный ("Повторяю для тугодумов" (С) комиссар Жюв) начался с "Двойного поворота ключа".

Сухов: админ пишет: "Во глубине вод" Мишель Девиль. Спасибо! Я был уверен, что там играл Трентиньян! Пожалуй, мне стоит завести специальную рубрику, т.к. я похоже единственный, кто задаёт такие дурацкие вопросы, а фильмов, которые мне хотелось бы идентифицировать, очень много.

Lacenaire: Марк Кириллов пишет: "Кузены" и "Красачик Серж" - нетипичный Шаброль (об этом, кстати, в стартовом топике написано). Я согласен, но мне оба фильма всё равно нравятся. Хотя в "Кузенах", на мой взгляд, почерк всё-таки уже узнаваем, да к тому же не могу представить такой финал у других "нововолновцев" - у Ромера, скажем. Но не суть.

Lacenaire: Сухов пишет: я похоже единственный, кто задаёт такие дурацкие вопросы, а фильмов, которые мне хотелось бы идентифицировать, очень много. Сухов, спокойно, вопросы нормальные

Сухов: Lacenaire пишет: Сухов, спокойно, вопросы нормальные Тогда вопрос про ещё один фильм, и я на некоторое время перестану. Не помню точно - то ли советский фильм из серии "наши играют в "их" жизнь", то ли действительно иностранный дублированный фильм. Комедия о преодолении оков буржуазного окружения. Некий служащий или чиновник по дороге на работу увидел в витрине магазина барабаны, купил их и, вместо того, чтобы пойти на работу, вернулся домой и принялся в них лупить. На работе его поступок вызвал настоящую бурю. Коллеги и друзья решили, что их коллега и друг сошёл с ума. Чтобы наставить его на путь истинный, к нему подослали женщину, циничную карьеристку. Надо ли говорить, что результат получился противоположным?

павел: Сухов пишет: Не помню точно - то ли советский фильм из серии "наши играют в "их" жизнь", то ли действительно иностранный дублированный фильм. Комедия о преодолении оков буржуазного окружения. Некий служащий или чиновник по дороге на работу увидел в витрине магазина барабаны, купил их и, вместо того, чтобы пойти на работу, вернулся домой и принялся в них лупить. На работе его поступок вызвал настоящую бурю. Коллеги и друзья решили, что их коллега и друг сошёл с ума. Чтобы наставить его на путь истинный, к нему подослали женщину, циничную карьеристку. Надо ли говорить, что результат получился противоположным? Это - из серии "наши играют в "их" жизнь". Это фильм "Скандальное происшествие в Брикмилле", поставленный на основе пьесы известного английского писателя Пристли. Режиссер фильма - Юрий Соломин, он же сыграл в картине главную роль. Хороший фильм.

Сухов: павел пишет: Это - из серии "наши играют в "их" жизнь". Это фильм "Скандальное происшествие в Брикмилле", поставленный на основе пьесы известного английского писателя Пристли. Режиссер фильма - Юрий Соломин, он же сыграл в картине главную роль. Хороший фильм. Спасибо!

Roman_DD: Как-то раньше не замечал этой ошибки. Шаброль дебютировал не "Кузенами", а "Красавчиком Сержем". Марк, каково Ваше отношение к сему фильму ?

Марк Кириллов: Прохладное. Не потому, что он плох. Просто он целиком остался в своём времени. По приёмам режиссуры, по актёрской игре, по способу выражения мысли. Ещё раз повторю собственную мысль, изложенную в заглавном топике - "Настоящий Шаброль" начался с фильма "Двойной поворот ключа".

jobim: Удивительно, что Шаброль до сих пор пор остается с этим клеймом "антибуржуазного" режиссера. Он вообще асоциален. Он снимал кино про ту среду, которую хорошо знал. Знал бы он одесских биндюжников, снимал бы про них ) Он никогда не разоблачал класс. "Невинные с грязными руками" - кого он тут разоблачает? Просто человеческую природу. Или в "Разрыве"... Как известно, "Скромное обаяние буржуазии" - это просто красивое сочетание слов. Ни Бюнуэль, ни Каррьер не имели в виду ничего антибуржуазного. Это тот же случай.

Евг: Случайно посмотрел "Тихие дни в Клиши" Шаброля. Ерунда с потугами на декадентские похождения двух героев. Вскоре надоедает смотреть за полуголыми девицами в кафе-шантанах и поверхностные разговоры заезжих американцев. jobim пишет: Как известно, "Скромное обаяние буржуазии" - это просто красивое сочетание слов. Ни Бюнуэль, ни Каррьер не имели в виду ничего антибуржуазного. Это тот же случай. А мне нравится последний фильм Бунюэля. Все таки испанец гений - так искрометно издевается над персонажем Фернандо Рея. Здесь даже можно не обращать внимание на "антибуржуазность" - вспомните эпизод, как он не смог снять трусы с замком у Кароль Буке. Или случайно обнаружил голую Анхелу Молину в каком-то провинциальном стриптиз-баре с кучей аплодирующих китайцев.

jobim: Евг пишет: А мне нравится последний фильм Бунюэля. "Этот смутный объект желания"? Гениальное кино. Но в нем-то антибуржуазностью и вовсе не пахнет. Это по сути ответ на "Дьявол - это женщина" Фон Штернберга. И стеб над самим жанром нуара. Бюнуэль - абсолютно социальный режиссер, безусловно. Я о том, что "антибуржуазным" можно объявить любого: от Уэллса до Поланского. --- А у Шаброля я не видел ни одного слабого фильма - может быть, повезло.

павел: jobim пишет: Удивительно, что Шаброль до сих пор пор остается с этим клеймом "антибуржуазного" режиссера. Он вообще асоциален. jobim Специально для Вас! Шаброль был не асоциален, а гиперсоциален. Его интересовала конкретно тема буржуазии, которую он, в целом, не любил. Его интересовала проблема классового противостояния. Шаброль сам неоднократно говорил о своей "антибуржуазности" и о частичном влиянии на свое мировоззрение и творчество марксизма. Примеров очень много. Например, Шаброль заявлял: "Когда пала Берлинская стена, а Китай трансформировался, во вселенной не осталось марксистских стран. Люди говорили, что классовая борьба ушла в прошлое, но показательно, что говорили это представители высшего класса. Я же хочу доказать, что идея классовой борьбы не умерла." (из интервью г."Коммерсант" № 219) Отрицать глубокую социальность творчества Шаброля, это значит полностью не понимать его творчества, если, конечно, jobim вообще смотрел фильмы Шаброля.

Roderick Usher: Марк Кириллов пишет: захлебнулась в потоке коммерческого кино Эрик Ромер и Жак Риветт Уж кто, а Риветт с Ромером не снимали коммерческого кино и были его полной противоположностью. Риветт вообще один из самых радикальных режиссеров мирового кино.

Марк Кириллов: Roderick Usher пишет: Согласен, не снимали. Но не о них ведь речь, а в принципе. Спасибо, что написали на форум. А то здесь очень мало пишущего народа осталось, всё больше читатели

Сухов: Марк Кириллов пишет: Спасибо, что написали на форум. А то здесь очень мало пишущего народа осталось, всё больше читатели Удивительно! Неужели у хорошего кино перевелись поклонники?

Марк Кириллов: Сергей, не перевелись. Просто стеснительный народ пошёл. Спасибо, что хотя бы читают. Вот например прям сейчас (по состоянию на 23.02 по московскому времени 14 июля (День Взятия Бастилии) 2016 года) наш форум читают одновременно 5 человек (без учёта меня ). А в среднем в день форум посещает не менее 20 человек. С учётом того, что ни я, ни Хозяин (он, к сожалению, окончательно утратил интерес к кино, погрязнув в болоте житейском ) не занимаемся раскруткой ресурса, это очень даже круто. Причём среди чтецов - не только киноманы, но и кинокритики. Таким образом, впадать в панику не стоит.



полная версия страницы